главная страница / библиотека / обновления библиотеки

С.С. Миняев

Хуннские бронзы на Среднем Енисее.

// Древние культуры евразийских степей (по материалам археологических работ на новостройках). Л.: 1983. С. 101-103.

 

В бассейне Среднего Енисея рано сложилась и длительное время функционировала одна из крупнейших горно-металлургических областей на территории СССР. Её продукция — десятки тысяч бронзовых изделий, значительная часть которых относится к тагарской культуре. На рубеже III-II вв. до н.э. тагарские племена вступают в новый этап своего развития, что связано с установлением на Среднем Енисее господства хунну. На памятниках данного периода типологически выделяются две группы бронз: традиционные тагарские, генетически связанные с инвентарём предшествующего периода, и хуннских типов (поясные пряжки, ложечковидные застёжки и т.д.), широко распространённые в это время во всём поясе азиатских степей. Основные районы их распространения, кроме Среднего Енисея, — Забайкалье, Монголия и Ордос; повсюду они надёжно датируются II-I вв. до н.э.

 

Причины широкого распространения однотипных бронз давно интересовали исследователей. Большинство считали, что их производством занимались племена Южной Сибири, а хунну благодаря кочевому образцу жизни были распространителями таких бронз в азиатских степях. Другие полагали, что эти бронзы отливались хунну в Забайкалье и Монголии, откуда распространялись на «широкий рынок». Первой точке зрения противоречило типологическое отличие хуннских бронз от тагарских Южной Сибири и отсутствие хуннских бронз в комплексах этого региона. Характерные памятники хунну, содержащие бронзовые изделия, находились в Забайкалье и Монголии, но второй точке зрения противоречил устоявшийся взгляд на хунну как на типичных кочевников, не имеющих бронзолитейного производства.

 

В 1958-1972 гг. в ходе работ новостроечных экспедиций ЛОИА была открыта серия погребений II-I вв. до н.э. с хуннскими бронзами. В то же время на материалах хуннских памятников Забайкалья было доказано существование у хунну собственного бронзолитейного производства, получена новая серия бронз [Давыдова, 1965; Комплекс..., 1979]. Стало очевидным, что проблему не решить обычными археологическими методами — требовалось изучение химического состава бронз.

 

С 1968 г. по инициативе М.П. Грязнова было начато спектрально-аналитическое исследование состава бронз с хуннских памятников Забайкалья и синхронных им комплексов Южной Сибири. В результате удалось описать развитие забайкальской и среднеенисейской металлургии меди в хуннское время, выявить свойственные каждому региону типы сплавов и в основном решить проблему широкого распространения бронз хуннских типов в азиатских степях.

 

Сплавы, характерные для хуннских памятников Забайкалья и тесинских комплексов Среднего Енисея, приведены в табл. 1. Как видно, бронзы хуннских типов, найденные на Среднем Енисее, металлургически отличны от своих аналогов в Забайкалье и не могут быть связаны с деятельностью забайкальских металлургических центров хунну. Напротив, хуннские бронзы Среднего Енисея по составу аналогичны тагарским бронзам, которые также встречаются в тесинских комплексах (табл. 2), что даёт основание связывать производство бронз хуннских типов, найденных на Среднем Енисее, с деятельностью местных металлургических центров. В свою очередь хуннские бронзы Забайкалья, металлургически отличные от среднеенисейских, не находят себе аналогий по составу и среди однотипных хуннских бронз Ордоса (табл. 3).

 

Итак, сравнение металлургических характеристик среднеенисейских, забайкальских и ордосских бронз хуннских типов показывает, что в азиатских степях, находившихся во II-I вв. под властью хунну, не было какого-либо единого центра, в котором отливались бы и откуда распространялись бы хуннские бронзы. В каждом регионе, где широко употреблялись бронзы хуннских типов, их производство связывается с деятельностью местных металлургических очагов. Такой вывод можно считать доказанным для Забайкалья, Монголии и Южной Сибири и с большой долей вероятности перенести на Ордос.

(101/102)

 

Таблица 1.

Распределение хунскнх бронз по типам сплавов на памятниках Забайкалья и Южной Сибири.

 

  Типы сплавов
Памятник мель олово свинец мышьяк олово+
свинец
олово+
мышьяк
свинец+
мышьяк
олово+
свинец+
мышьяк
Забайкалье
Иволгинское городище 9.5 1.6 2.5 27 7.5 3 21.5 27.5
Иволгинский могильник 15 2 15.5 17.5 23.5 1 14.5 11
Дэрестуйский могильник 7 7 1.5 18 19.5 1.5 14 30
Дурёны 5 3 8 5 47.5 8 24
Отдельные находки 14 3 3 17 25 3 11 25
Южная Сибирь
Тепсей 73 13.5 13.5
Каменка 18 76 6
Барсучиха 29 71
Косогольский клад 9 80 11
Сыдинский клад 80 5 5 2.5 7.5
Клад 1928 г. 3 47 23 12 15
Аскыровский клад 62.5 37.5
Отдельные находки 6.5 4 0.5 64 8 4 10.5 3

Примечание. Здесь и в табл. 2, 3 цифры — доля каждого типа сплава в процентах; в графах «типы сплавов» указаны основные легирующие элементы.

 

Таблица 2.

Соотношение типов сплавов в бронзовых изделиях среднеенисейских памятников II-I вв. до н. э.

 

  Типы сплавов
Изделие медь олово мышьяк олово+
свинец
олово+
мышьяк
свинец+
мышьяк
олово+
свинец+
мышьяк
Бронзы тагарских типов 14 13 40 3 31
Бронзы хуннских типов 7 70 2 10.5 4 6

 

Таблица 3.

Типы сплавов, используемых в хуннское время в Южной Сибири, Забайкалье и Ордосе

 

  Типы сплавов
Регион медь олово свинец мышьяк олово+
свинец
олово+
мышьяк
свинец+
мышьяк
олово+
свинец+
мышьяк
олово
+цинк
свинец
+цинк
олово+
свинец+
цинк
Южная Сибирь 1 2 0.5 67 5 7 7 4.5
Забайкалье 11.5 2.5 5.5 21 17.5 2 17 24
Ордос 13 17 13 35 4.5 9 9

 

Образцами для изготовления хуннских типов бронз енисейским литейщикам служили бронзы, изготовленные в Забайкалье и Монголии. Уже отмечалось, что такие изделия, найденные на Среднем Енисее, отличаются наиболее чётко проработанными деталями [Дэвлет, 1980, с. 20]. Отливка происходила, видимо, по оттиску готового изделия, что было установлено на примере поясных пряжек [Гришин, 1960, с. 165] и подтверждается исследованием других изделий.

(102/103)

 

Таким образом, следует говорить не о распространении хуннских бронз, а о процессе репродуцирования бронзовых изделий по хуннским образцам, который был налажен в различных металлургических очагах. С этой точки зрения можно объяснить находки больших серий хуннских бронз в регионах, значительно удалённых от основной территории распространения хуннских памятников в Забайкалье и Монголии. Не исключено, что хуннские типы бронз отливались в названных удалённых регионах (Средний Енисей, дальневосточные степи) не просто по хуннским образцам, но и для самих хунну, которые держали указанные территории под своим контролем. Об этом свидетельствует тот факт, что с образованием на Среднем Енисее таштыкской культуры (что происходит здесь после падения власти хунну) хуннские типы бронз выходят из употребления и поступают на переплавку, встречаясь только в кладах «литейщиков» типа Косогольского [Нащёкин, 1967], где собраны отходы литья и бронзовый лом для переплавки.

 

Следует отметить ещё одно обстоятельство. Хуннские бронзы на Среднем Енисее найдены в типично местных памятниках, где зафиксированы тагарская керамика и другие изделия. Аналогичная ситуация прослеживается и по дальневосточным материалам, где бронзы хуннских типов встречены в комплексе с нехуннской керамикой. Такое наблюдение, как и установленный факт производства рассматриваемых бронз местными литейщиками, показывает, что на захваченных хунну территориях хуннские бронзы не являются критерием для этнического определения памятников, на которых они найдены. Для такого определения следует учитывать весь комплекс признаков, характеризующих данный памятник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки