главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.А. МачинскийУчение Заратуштры и скифский звериный стиль.// Восток — Россия — Запад: мировые религии и искусство. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2001. С. 115-119.
В 800-300-е гг. до н.э. в великих культурах древности — от Греции до Китая — происходит кардинальный сдвиг в процессе мироосмысления; появляются пророки нового типа и первые философы; возникают духовные движения, имеющие следствием сложение религиозных и философских систем всемирного значения.
Эпоха интенсивного мироосмысления и жизнетворчества затрагивает не только чисто духовную сферу, но и — синхронно — другие уровни бытия. Кардинальные изменения происходят в эту эпоху не только в зоне древних цивилизаций Евразии, но и севернее, в зоне евразийских степей — от северных границ Китая до греческих полисов Северного Причерноморья, откуда вплоть до Ледовитого океана простиралась, по представлениям античного мира, гигантская Скифия. Южная часть Скифии — это зона степей (включая полупустыни). В эпоху бронзы вплоть до X-IX вв. до н.э. эту зону занимало население, ведущее комплексное производящее хозяйство с преобладанием скотоводства; от южного Приуралья до Алтая здесь жили ираноязычные племена, часть которых именовала себя «аирйа» (арии). Около IX-VIII вв. до н.э. в их среде совершается переход к кочевому скотоводческому хозяйству, сопровождающийся возрастанием роли кавалерии, интенсификацией миграций и набегов, усилением роли верховных вождей, угоном и гигантскими жертвоприношениями скота богам и на похоронах вождей.
Именно в эту переломную эпоху в этой среде в середине IX — начале VII в. до н.э. (вероятнее всего, в VIII в. до н.э.) появляется пророк Заратуштра. В предложенном докладе автор опирается на ряд исследований (Nyberg 1938; Абаев 1956; 1974; Воусе 1975; 1979; Мачинский 1998), убедивших его в том, что рождение Заратуштры и начальный период его деятельности имели место в зоне степей, т.е. в Скифии, от нижней АмуДарьи и средней СырДарьи на юге до степного Иртыша и Алтая на севере («Airyanam Vaejah» — «арийский простор» Авесты, прародина ариев). Здесь, на берегу реки Daitya Заратуштра пережил своё «Богоявление» — встречу с единственным извечным Богом (Ахура Мазда) и его шестью эманациями, образующими вместе с ним «Божественную семерицу».
Первоначальное учение Заратуштры («дуалистический монотеизм» или «этический дуализм»), восстанавливаемое по «Гатам» (религиозным гимнам Заратуштры в составе Авесты) поражает. Единый личностный всезнающий Бог, одновременно именуемый Святым Духом, проявляющийся в Святом Слове, вместе со своими эманациями образующий «Троицу» и «Семерицу» и существующий изначально; столь же изначальное (близнец Бога) противостоящее ему тёмное злое начало с неразвитым сознанием, не имеющее в «Гатах» даже своего имени (позднее Ангхро Майнью), но непримиримое в противостоянии; роль самого Заратуштры, одинокого в постижении той истины, что человек должен добровольно выбрать между добром и злом и стать решающей силой в судьбах вселенной; воспевание жизни мирного скотовода, резкое неприятие набегов, убийств, угона и жертвоприношений скота; моление от имени «Души быка» о защите от злого духа и его приспешников; защита домашних и полезных диких от жестокого обращения; борьба со жрецами традиционной религии степей, поклоняющимися богам насилия и разрушения — «даэва» (целый класс древних арийских богов, отвергаемый Заратуштрой); став- ка на просветлённое религиозное сознание, отвергающее «допинг» в виде священной для ариев «хаомы».
Учение, уравнивающее всех перед Богом, было неприемлемо для знати, жречества и воинов в агрессивном обществе ранних кочевников. Мотив личного морального выбора с трудом воспринимался во всех слоях любых сообществ. Заратуштра был изгнан из своего рода и племени и 10-12 лет странствовал и проповедовал почти в одиночестве. Наконец, он нашёл сильного покровителя в лице царька Кави Виштаспы, готового оружием защищать новую религию. В этих условиях Заратуштра принимает как необходимость войну за правильную веру и убийство неправедных врагов во время войны. В 77 лет Заратуштра гибнет от руки жреца традиционной религии.
Дальнейшее развитие учения Заратуштры (зороастризм) протекает на территории Ирана и Средней Азии, в условиях становления городской культуры, и, изменяясь в существенных чертах, но сохраняя ядро «морального императива», зороастризм становится с V в. до н.э. государственной религией Ахеменидской империи.
В Авесте сохранились гимны в честь богов «даэва», отвергнутых Заратуштрой, частично весьма древние по содержанию. В них присутствуют сведения о сакральном центре в «Airyanam Vaejah», где к югу от «золотой горы Хукарья» у озера Воурукаша, куда с Хукарьи сбегает святая река Ардви, происходит извечная борьба Святого Духа со Злым Духом, Огня Ахура Мазды со Змеем Дахакой, древних иранских героев «аирйа» с чудищами, а также с иранскими (?) же героями «туирйа» (туры, т.е. быки) за обладание Хварэной (божественной благодатью). «Золотая Хукарья», Ардви, Хварэна и Воурукаша особо связаны с темой золота. Есть основания сопоставлять Хукарью с Алтаем, где добыча золота в юго-западных предгорьях известна с эпохи бронзы, а название (тюрк. — Алтай, китайск. — Киншан) и означает «золотая гора». Ряд героев, сражающихся и молящихся в сакральном центре, имеют имена, кончающиеся на «aspa» (иранск. — лошадь).
Всё это перекликается с сообщениями античных авторов (Аристей, Эсхил, Геродот и др.), восходящими к полученным в VII в. до н.э. сведениям о том, что на северо-востоке Скифии у подножия гор Рипеев (Алтай), около «златотекущего потока Плутоновой переправы» (Эсхил) живут могучие «конебогатые» аримаспы, которые «всегда нападали» (Геродот) на соседей исседонов, вытесняя их на запад. Кроме того, у аримаспов «один глаз на прекрас- ном челе», и они ведут постоянную борьбу за золото со стерегущими его грифами. Учитывая сообщение Геродота о высокой сакрализации в разных частях Скифии золота, всегда соотносимого с высшей божественной инстанцией огненной природы, полагаем, что и реальные золотые или позолоченные изделия из скифских курганов от Причерноморья до Алтая являются воплощением небесного света и огня, той благодати, т.е. Хварэны, которая гарантировала сакральное происхождение царской власти и структуры общества кочевников.
К концу IX в. до н.э. в «энергетическом центре» европеоидных скотоводов степной Евразии (горно-степной узел Алтай — Саяны — Хангай между Балхашем и Байкалом) совершается переход к кочевому хозяйству и возникают военизированные объединения кочевников под властью могущественных «царей». На рубеже IX-VIII вв. до н.э. сооружается грандиозный «царский» курган Аржан в Туве. Около 770 г. до н.э. под ударами северных кочевников гибнет крупнейшее государство Китая — Западное Чжоу, что говорит о возрастании мощи и агрессивности степняков.
С этого времени возрастающая агрессивность кочевнических новообразований требует ответа со стороны традиционных скотоводческих сообществ степи и складывающихся к югу от неё земледельческо-скотоводческих раннегосударственных объединений Средней Азии и Ирана. Таким ответом стало учение Заратуштры. Ответом же кочевнической Скифии, откуда был изгнан Заратуштра и его учение, стало то жестокое (но не менее мужественное) мировоззрение, которое в заострённой форме приписывают поклонникам Ангхро Майнью и даэва зороастрийские сочинения и которое реконструируется из описаний обычаев «скифских народов» греческими авторами (по Геродоту — ежегодные человеческие жертвы «священному золоту» и богу войны, ослепление всех пленных, поедание плоти родителей и т.д.). Недаром Эсхил избирает местом «всемирного страдалища» для Прометея и Ио именно Скифию. Наиболее полное выражение это мировоззрение, за отсутствием собственно скифских письменных источников, нашло в «скифском зверином стиле». Арсенал исходных образов «звериного стиля» складывается на востоке к рубежу IX-VIII вв. до н.э., а отчётливо выраженная идея «благого терзания», обеспечивающего круговорот жизни, фиксируется на изделиях с VII в. до н.э. (ножны келермесского меча и др.), после миграции предков «царских скифов» на запад в конце VIII в. до н.э.
На произведениях «звериного стиля» можно выделить два взаимосвязанных круга образов:
а) Олень — конь — горный козёл — солярный или астральный знак — муж — третий глаз — выраженные в этих образах и в их комбинациях преимущественно благие божества и их «силы» и функции. Это образы «потока жизни», покоя и полёта в покое, «божества в силах и славе», религиозного познания и попыток прорыва к сути бытия.
б) Кошачий хищник — хищная птица (или её клюв) — различные грифоны — культ меча — некоторые агрессивные и опасные боги и демоны, а также стражи иных уровней бытия. Это образы «обновляющей жизнь смерти через растерзание», образы самодостаточные и композиционно замкнутые на самих себя.
Взаимодействие этих двух образных систем и обеспечивает «поток вселенского бытия». В этом «зверином стиле мировоззрения» беспощадно и точно выражена основная и обычно не называемая прямо оппозиция жизни, а именно оппозиция «безмерного обаяния жизни» и «всемирной пытки» (в разных формах), прохождение через которую является условием продолжения жизни на всех постигаемых уровнях бытия.
Реконструируемая система мировоззрения мужественно и беспощадно обнажает основы мироустройства, не отшатываясь в ужасе от увиденного, но и не пытаясь его изменить, как Заратуштра, или погасить в нирване, как Будда. Мир таков, принимаем и восхваляем его таким, как он есть, а Заратуштра пусть уходит или погибнет — вот выбор степной Скифии, сделанный в VIII-VII вв. до н.э. Для того времени и той среды такой выбор был достаточно естественным и, пожалуй, неизбежным.
Прошли века, наполненные изменениями во всех сферах бытия. Но в конце XIX в. Ницше надевает на себя маску именно Заратустры и сознательно изрекает от его имени нечто прямо противоположное тому, что говорил великий пророк.
А политическим воплощением единства почти всей Скифии в границах, намеченных античной географией, становятся в XVII-XX вв. Российская империя, а затем и её наследник СССР. И явственные пережиточные черты казалось бы исчерпавшего себя мировоззрения, первично выраженного в «зверином стиле», проглядывают в системах государственного марксизма (большевизма) и государственного православия, да отчасти и в образном строе старо-нового российского герба.
наверх |