главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: 1987. В.Д. Кубарев

О назначении зооморфных наверший
из курганов Пазырыка и Уландрыка.

// Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: 1987. С. 169-173.

 

Большая серия предметов, выполненных в алтайском «зверином» стиле, из известных пазырыкских курганов неоднократно рассматривалась исследователями. Однако, несмотря на убедительную, достаточно аргументированную интерпретацию многих уникальных находок, назначение некоторых остаётся невыясненным. Установить связь отдельных предметов между собой, а отсюда и выяснить назначение ряда предметов помогли новые находки из высокогорных курганов Уландрыка. Погребальные комплексы Уландрыка оказались непотревоженными, потому многие обнаруженные в них предметы помогли объяснить назначение отдельных находок или даже целых их серий из Пазырыкских курганов.

 

К числу таких «связующих» находок необходимо отнести женские шпильки, которые использовались для закалывания волос и служили украшением (рис. 1). В курганах Уландрыка сохранились четыре шпильки, выполненные из бронзы, дерева и покрытые золотом. Наиболее интересна шпилька из второго кургана могильника Уландрык IV. Она представляет собой бронзовую иглу с деревянным навершием в виде коня, стоящего на шаровидном подставе (см. рис. 1, 2). Навершие было полностью покрыто золотом; его тонкие листочки сохранились частично на подставе, туловище и морде коня. В фигурке коня имеются отверстия для вставных деталей: ушей, козлиных рогов и хвоста. Длина шпильки с навершием — 12 см. Шпилька была воткнута в отверстие, проделанное в деревянном накоснике. Шпилькой, возможно, фиксировался узел, образовывавшийся при связывании собственной косы женщины с искусственной.

(169/170)

Рис. 1.
Женские шпильки с зооморфными навершиями.
1 — железная шпилька с навершиями в виде деревянных фигурок оленей (Пазырык); 2 — бронзовая шпилька с навершием в виде деревянной фигурки коня (Уландрык); 3 — деревянная шпилька с навершием в виде фигурки козла с золотыми рогами (Уландрык).

(Открыть Рис. 1 в новом окне)

 

Именно так использованы железные шпильки, найденные в пазырыкских курганах. [1] Одна из них (кург. 2), длиной около 25 см, имеет на конце развилку (рис. 1, 1). Обломки второй шпильки (кург. 5), или, как ее называет С.И. Руденко, «головной булавки», имели на конце точно такую же развилку. Пазырыкские «булавки» сходны с уландрыкскими шпильками, имеющими навершия в виде деревянных фигурок различных зверей. Видимо, и «головные булавки» из погребений Пазырыка украшались зооморфными изображениями. Ими могли быть те парные фигурки оленей, которые найдены в восточной части саркофага-колоды кург. 2, там же, откуда происходит и железная «булавка» с развилкой. [2] В правильности нашей реконструкции убеждает и наличие в шаровидных подставах фигурок оленей обломков железных стерженьков — концов развилки «головной булавки». Да и сами объёмные, реалистично выполненные фигурки оленей с ветвистыми рогами по многим признакам (высота 12 см, вставные рога и уши, шаровидный подстав, покрытие золотом и т.п.) близки уландрыкским находкам. Одинаковым представляется и назначение сравниваемых предметов: их использовали в качестве наверший шпильки, непременной детали женской причёски.

(170/171)

 

О широком распространении подобных предметов женского туалета в скифское время свидетельствуют как новые материалы из курганов Алтая, так и известные из соседних регионов. На Алтае навершия шпилек украшали фигурками оленя и коня, козерога и птицы. Например, оригинальное изображение козерога с «вывернутыми» задними ногами служило навершием шпильки, найденной вместе с деревянными накосниками в кург. 12 второго уландрыкского могильника (рис. 1, 3). Подобные шпильки с навершиями в виде фигурки горного козла и головы хищной птицы зафиксированы в могильниках на территории Тувы. [3] Бронзовые, железные и костяные шпильки с зооморфными навершиями известны по материалам тагарских и таштыкских курганов. [4] По расположению шпилек, накосников и фигурок зверей можно представить причёску женщин, погребённых в уландрыкских и пазырыкских курганах. Установлено, что волосы красили густой чёрной краской минерального происхождения. Подобный обычай прослеживается по женским погребениям Уландрыка и по памятникам пазырыкской культуры. Пятно чёрной краски под головой всегда служило признаком при определении пола погребённых.

 

Женщины Уландрыка собирали волосы на макушке или темени, заплетая их в одну косу, и надевали деревянный футляр — накосник. Последний служил одновременно каркасом причёски и основанием головного убора, или, точнее, наголовника. Причёску дополняла искусственная коса. Для удержания такой причёски в вертикальном положении использовали каркасные палочки. Они найдены вместе с накосниками в погребениях Уландрыка и Ташанты. Головной убор, или наголовник, как выяснил М.П. Грязнов, «представлял собой шапочку с вертикально стоящим на нём стержнем, высотой около полуметра, соединённым с волосами женщины». [5] Такое высокое и довольно громоздкое сооружение носили на голове не только женщины, не менее сложный по конструкции головной убор украшал и мужчин. Внешне он вряд ли был похож на известный иссыкский кулах, [6] хотя его часто украшали те же зооморфные персонажи. [7]

 

В отдельных случаях разнообразие этих персонажей, их местонахождение свидетельствуют о существовании нескольких видов головных уборов пазырыкцев. Реконструкция их — дело будущего, а пока можно говорить лишь об отдельных, несомненно главных, деталях мужских головных уборов, отличающих их от женских. Прежде всего следует указать на редкое деревянное навершие из второго пазырыкского кургана (рис. 2, 1). Оно представляет собой изображение головы грифа с оленьей головой в клюве. «Условна, но чрезвычайно выразительна голова грифа с мощным клювом, выкрашенным в красный цвет, большой, подчёркнутой восковицей и воротничком, выкрашенным в жёлтый цвет, с большими рельефно вырезанными глазами. Гребень, идущий от темени по всей длине шеи, и уши кожаные. Скульптурно выполненная голова хорошо моделирована, с бровями, выкрашенными в красный цвет. Уши и лопастные рога оленя кожаные. На плоской шее описанной фигуры — головы грифа — с обеих сторон в рельефе вырезана одна и та же сцена: гусь в лапах грифа». [8] В основании навершия вырезан шип для его крепления. Назначение этого навершия, одного из ярчайших образцов алтайского «звериного» стиля, до сих пор было неизвестно. Нахождение его в головной части саркофага-колоды всё того же второго пазырыкского кургана, а самое главное — сходство формы и крепления с аналогичными навершиями из уландрыкских курганов определяют этот предмет как навершие мужского головного убора. [9] Несравненно более скромные, но подобные по конструкции навершия из Уландрыка и Юстыда представляли собой деревянные пластины в форме половинки луны. Они сходны по форме, так же, как и пазырыкское навершие, крепились к головному убору при помощи уплощённых шипов, Отличительной, можно сказать, самобытной чертой

(171/172)

Рис. 2.
Деревянные навершия мужских головных уборов.
1 — Пазырык; 2 — Юстыд; 3, 4 — Уландрык.

(Открыть Рис. 2 в новом окне)

 

уландрыкских и юстыдских наверший являются венчавшие их скульптурные изображения коней (рис. 2, 2-4).

 

Итак, зооморфные навершия из алтайских курганов можно считать украшениями причёсок и головных уборов пазырыкцев. Остатки головных уборов с навершиями из Пазырыка выделяются реалистичностью персонажей, большими размерами и сложной конструкцией. Они, конечно же,

(172/173)

служили своеобразными знаками высокого социального положения погребённых, которые, как известно, и были представителями древнеалтайской родоплеменной знати. Скромные, но близкие по форме и набору зооморфных персонажей головные уборы носили рядовые кочевники Алтая.

 

Головной убор пазырыкцев, таким образом, был не только стойким этническим определителем, но и свидетельством различного социального положения погребённых в курганах Пазырыка и Уландрыка.

 


 

Примечания.   ^

 

[1] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. — М.;Л., 1953. — С. 130, табл. XXIX, 5. [7?]

[2] Там же. — С. 284, табл. LXXIX, 1, 2.

[3] Маннай-Оол М.X. Тува в скифское время. — М., 1970. — С. 72, рис. 22, 1, 9.

[4] Вадецкая Э.Б. Черты погребальной обрядности таштыкских племён по материалам грунтовых могильников на Енисее // Первобытная археология Сибири. — Л., 1975. — С. 175, рис. 2; Она же. Сказы о древних курганах. — Новосибирск, 1981. — С. 109.

[5] Грязнов М.П. Древнейшие памятники героического эпоса народов Южной Сибири // Археологический сборник ГЭ. — Л., 1961. — Вып. 3. — С. 22-23.

[6] Акишев К.А. Курган Иссык, — М., 1978. — С. 47.

[7] Кубарев В.Д. Конь в сакральной атрибуции ранних кочевников Горного Алтая // Проблемы западно-сибирской археологии. — Новосибирск, 1981. — С. 84-94.

[8] Руденко С.И. Указ. соч. — С. 306.

[9] Второе навершие, близкое по оформлению и конструкции к первому, очевидно, имело отношение к головному убору женщины. См.: Руденко С.И. Указ. соч. — С. 307, табл. LXXXIV, 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки