главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
В.Д. КубаревДревние изваяния Алтая(Оленные камни).// Новосибирск: 1979. 120 с.
Введение.
Оленные камни — монументальные памятники каменотёснoro искусства, представляющие собой каменные стилизованные изваяния древних воинов, — издавна привлекали внимание многих исследователей. Это один из красивейших памятников скифской эпохи в Центральной Азии. Традиция воздвигать огромные стелы и высекать из них различные, часто магические символы, антропоморфные или зооморфные изображения, возникшая в Сибири ещё в окуневскую эпоху, достигла наивысшего расцвета в бурное скифское время. Около тридцати веков прошло с момента установки первых оленных камней. Естественно, что многие из них были разбиты или многократно использовались для сооружения разнообразных погребальных и культовых сооружений во все последующие времена. Но и те оленные камни, которые сохранились до наших дней, невероятно многочисленны. Они до сих пор поражают необыкновенно лаконичным, законченным рисунком оленей, выполненных древними, несомненно, одарёнными художниками.
Для оленных камней брались специально подобранные каменные блоки, плиты, округлые и продолговатые валуны. Отдельные экземпляры обтесывались и шлифовались со всех сторон. На плоскостях камня наносился устойчивый набор изображений: символические знаки и украшения, основные предметы одежды и вооружения. Пространство между ними заполнялось фигурами животных и зверей, исполненных в традиционном стиле. Среди зооморфных персонажей особой популярностью пользовался олень, изображения которого встречены на большинстве камней. Отсюда они и получили своё название.
Среди центральноазиатских оленных камней можно наметить несколько групп, различающихся между собой набором изображений. Есть камни, где все плоскости заполнены только чрезмерно увеличенными и стилизованными фигурами оленей. Другие камни явно антропоморфны и вполне справедливо трактуются как каменные фигуры воинов. По таким оленным камням-изваяниям представляется вполне реальным реконструи- ровать одежду и вооружение древних воинов скифского времени. Эта группа оленных камней наряду с другими памятниками является наиболее ценным археологическим источником, важным не только для всестороннего изучения материальной культуры, но и для понимания духовной жизни, мировоззрения и верований древних племён, населявших в скифское время просторы Центральной Азии.
К оленным камням многие исследователи относят и те монументальные памятники, на которых отсутствуют изображения оленей, но есть хотя бы один или два сюжета, характерных для основной массы оленных камней.
Самое большое число оленных камней сконцентрировано на территории Монголии, [1] где их насчитывается сейчас более 500 экз. [2] Причём почти все они обнаружены в центральной, западной и северо-западной частях страны, в Восточной Монголии оленные камни единичны. С севера и северо-запада с Монголией граничат Тува и Алтай, где теперь также открыты оленные камни, имеющие значительное сходство между собой. По последним данным, в Туве обнаружено около 30 оленных камней. [3] Число оленных камней и их фрагментов, открытых нами в восточных районах Горного Алтая, сейчас составляет более 50 экз. [4] Восточной границей их распространения является Забайкалье, где теперь известно около 10 оленных камней. [5] На запад от Алтая оленные камни встречены в Восточ- иом [6] и Центральном Казахстане, [7] Киргизии, [8] Оренбургской области, [9] а также в Болгарии [10] и Германии. [11] В недавно вышедшей работе опубликованы северокавказские камни-обелиски, несомненно входящие в одну группу памятников, аналогичных центральноазиатским оленным камням. [12] Подобные камни есть в Грузии и Иране. [13]
Некоторые исследователи сравнивают оленные камни с изваяниями скифского времени, [14] широко известными в Восточной Европе. [15]
В настоящей работе впервые публикуются материалы об оленных камнях, открытых автором на территории Горного Алтая (рис. 1). Малоизученность рассматриваемых объектов па отдельных территориях (например, в Западной Монголии, а до недавнего времени и в Горном Алтае) не давала возможности определить конкретные границы распределения этих уникальных свидетельств расселения племён, населявших Центральную Азию в скифскую ппоху. Открытие более 50 оленных камней на юге и западе от центральноазиатских степей имеет своё принципиальное значение: ведь совсем ещё недавно считалось, что западные области Тувы и Монголии были своеобразным этническим барьером, на запад от которого оленные камни почти не встречаются.
В силу неизученности многих основных вопросов, связанных с происхождением, датировкой и культурной принадлежностью оленных камней, мы ограничились публикацией самых общих представлений о семантике этих загадочных памятников. Однако все те новые факты, которые стали нам известны в результате проделанной работы и приводятся в данной книге, в какой-то мере дополняют уже имеющиеся сведения о Рис. 1. Схематическая карта Горного Алтая. 1 — оленные камни; 2 — исследованные могильники ранних кочевников; 3 — петроглифы.(Открыть Рис. 1 в новом окне)
каменных изваяниях Центральной Азии. Особое внимание уделяется в книге описанию и интерпретации изображений на оленных камнях. На наш взгляд, именно рисунки на оленных камнях — ключ к разгадке многих вопросов, неизменно возникающих при изучении столь необычных и удивительных памятников древности. [16]
В книгу вошли материалы, собранные в результате многолетних археологических исследований (1968-1978 гг.) в восточных районах Горного Алтая. Ценный и интересный материал, полученный при раскопке курганов, ещё ждёт своей публикации, но автор счёл необходимым привести некоторые, особенно яркие, находки, без которых невозможно было бы убедительно интерпретировать многие изображения на оленных камнях Горного Алтая.
Общее руководство работами экспедиционного отряда на протяжении всех лет осуществлял академик А.П. Окладников. Деятельное участие в поисках каменных изваяний и раскопках принимали: сотрудник Горно-Алтайского краеведческого музея С.С. Зяблицкий, студенты Л.М. Чевалков, В.А. Кочеев, Л.С. Марсадолов. Автор выражает глубокую признательность всем участникам экспедиций, деливших с автором не только радости новых открытий, но и неудачи.
Собранные материалы, полевые дневники и отчёты автора хранятся в фондах Института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР. Экспедиционные отчёты находятся в архиве отдела полевых исследований Института археологии АН СССР. Рисунки, чертежи и фотографии в книге выполнены автором.
[1] Сводку см.: Окладников А.П. Оленный камень с р. Иволги. — СА, 1954. т. XIX, с. 215-210; Волков В.В. Бронзовый и ранний железный век Северной Монголии. Улан-Батор, 1967; Вяткина К.В. Археологические памятники n МНР. — СЭ, 1959, №1; Членова Н.Л. Об оленных камнях Монголии и Сибири. — В кн.: Монгольский археологический сборник. М., 1962, с. 27; Hавaан Д. (Оленные камни и их разнообразие). — В кн.: Исторические исследования. Улан-Батор, 1969; Сэр-Оджав Н. Древняя история Монголии (XIV в. до н.э. — XII в. н.э.). Автореф. докт. дис. Новосибирск, ИИФиФ Сиб. отд. АН СССР, 1971; Волков В.В., Гришин Ю.С. Раскопки и разведки в Монголии. — АО 1969 г. М., 1970, с. 444; Волков В.В., Новгородова Э.А. Археологические исследования в Монголии. — АО 1970 г. М., 1971, с. 460-461.[2] Волков В.В., Новгородова Э.А. Оленные камни Ушкийн-Увэра (Монголия).— В кн.: Первобытная археология Сибири. Л., 1975, с. 78.[3] Сводку см.: Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 1974, с. 56; Дэвлет М.А. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976, с. 32.[4] В их число входят и три оленных камня, опубликованных Д.Г. Савиновым. См.: Савинов Д.Г. К археологии Восточного Алтая. — В кн.: Тез. докл. к конф. «Археология и краеведение Алтая». Барнаул, 1972, с. 45; Кубарев В.Д. Первые работы в долине р. Юстыд. — АО 1976 г. М., 1977, с. 211.[5] Окладников А.П. Указ. соч., с. 215-216; Диков H.H. Бронзовый век Забайкалья. Улан-Удэ, 1958, с. 43; Гpишин Ю.С. Бронзовый и ранний железный века Восточного Забайкалья. М., 1975, с. 73.[6] Хороших П.П. Писаницы Алтая. — КСИИМК, М., 1947, выи. XIV, с. 26-34.[7] Адpианов А.В. К археологии Западного Алтая, — ИАК, Пг., 1916, вып. 62, с. 89, рис. 33; Кызласов Л.Р. Уюкский курган Аржан и вопрос о происхождении сакской культуры. — СА, 1977, №2, с. 74-75, рпс. 4.[8] В собрании исторического музея г. Фрунзе. См.: Савинов Д.Г. О культурной принадлежности сенерокавказскпх камней-обелисков. — В кн.: Проблемы археологии Евразии и Северной Америки. М., 1977, с. 127.[9] Попов С.А. Археологические находки па территории Оренбургской области. — АЭБ, 1964, №2, с. 261, рис. 1, 7, 8.[10] Тончева Г. Два надгробных монументальных памятника фракийским вождям. — «Thracia», №1, София, 1972, рис. 5-8.[11] [в издании — 12] Савинов Д.Г. Указ. соч., с. 127.[12] [в издании — 13] Меликсет-Беков Л.М. Вишапы и вншапоиды Грузии. — КСИИМК, М., 1947, вып. XV, с. 28.[13] [в издании — 14] Членова Н.Л. Указ. соч., с. 27.[14] [лишняя сноска][15] Мелюкова А.И. Каменная фигура скифа-воина. — КСИИМК, М., 1952, вып. 48; Елагина Н.Г. Скифские антропоморфные стелы Николаевского музея. — СА, 1959, №2; Шульц П.Н. Скифские изваяния. — В кн.: Художественная культура и археология античного мира. М., 1976, с. 218.[16] Другие исследователи также считают рисунки на оленных камнях одним из основных источников для датирования и определения культурной принадлежности. См., например, Савинов Д.Г., Членова Н.Л. Западные пределы распространения оленных камней и вопросы их культурно-этнической принадлежности. — В кн.: Археология и этнография Монголии. Новосибирск, 1978.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги