главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

В.А. Кисель. Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов. CПб: 2003. В.А. Кисель

Шедевры ювелиров Древнего Востока из скифских курганов.

// CПб: Петербургское востоковедение. 2003. 192 с. ISBN 5-85803-245-1

 

Глава II.

Архаические погребальные комплексы с предметами торевтики.

 

1. Курганы высшей знати («царские»). — 26

2. Кенотафы представителей высшей знати. — 26

3. Курганы знати более низкого ранга (родственников (?) «царя», особо приближённых к «царю» (?) вождей). — 26

4. Курганы знати союзных (?) или местных зависимых (?) племён. — 26

5. Храмово-погребально-поминальные комплексы. — 27

 

Предваряя анализ памятников торевтики, необходимо кратко описать условия их обнаружения.

 

Большинство рассматриваемых в работе художественных изделий были найдены в курганах, относящихся к VII — началу VI в. до н.э. В настоящее время на Кавказе и в Северном Причерноморье известно более сотни скифских архаических погребений. Из них только около тридцати содержат импортные предметы торевтики. Поскольку предлагаемый обзор имеет цель выявить лишь некоторые общие черты комплексов с ближневосточными вещами, будут рассмотрены наиболее показательные [Приложение II].

 

Обращает на себя внимание, что все курганы вне зависимости от окружающей их природно-географической среды (горы, степь, лесостепь) тяготеют к возвышенностям, размещаясь на грядах, водоразделах, террасах рек, горных плато [Махортых, 1991, с. 7-18, 104; Бандуровский, Буйнов, 2000, с. 27-8], причём некоторые из них были возведены на доминирующих высотах (курган на Темир-Горе (№3) 1[1] Криворожский курган (№6), Костромской курган (№10), Люботинский (№5)) (рис. 1).

 

Одной из общих характерных черт данных памятников является то, что они, как правило, входили в состав больших скифских могильников. Иногда эти курганы вместе с другими образовывали вытянутую цепочку (Келермесские курганы (№7, 8, 9)), отдельные скопления в виде «кустов» (курганы у с. Нартан (№13, 14, 15)), окружностей (Криворожский курган (№6)) или служили центром круга (Краснознаменский курган (№11)). В некоторых случаях курганные группы сочетались с синхронными грунтовыми могильниками, как показали раскопки 1983-1995 гг. в Келермесе. Известны и одиночные памятники, например, курган на Темир-Горе в Крыму (№3).

 

Фиксируется связь исследуемых комплексов с погребальными сооружениями предшествующих культур. Так, скифские курганы близ ст. Келермесской располагались между насыпями курганов эпохи ранней и средней бронзы. А захоронения близ г. Ногайска (№4) и ст. Костромской (№10) были устроены на снивелированных насыпях погребальных сооружений бронзового века. Сходная ситуация наблюдалась также в Литом кургане (№2) [Бокий, 1992, с. 13] и в одном из Келермесских памятников (№7).

 

Размеры курганных насыпей варьируются от 0,35 м в высоту при диаметре 3,20 м (Криворожский курган (№6)) до 11 м в высоту и 80 м в диаметре (Краснознаменский курган (№11)). Большинство курганов достигают в высоту 5-10 м при диаметре 20-40 м. В зависимости от конкрет-

(23/24)

ных условий региона курганные насыпи делались из земли, камня или имели смешанный характер.

 

Полноценная характеристика скифских комплексов невозможна из-за неудовлетворительного уровня раскопок большинства курганов и отсутствия во многих случаях чёткой и подробной документации. Но даже в этих условиях можно утверждать, что не все рассматриваемые памятники являлись сугубо погребальными сооружениями. Так, Краснознаменский курган (№11) сочетал в себе гробницы с человеческими захоронениями и храмовый комплекс [Петренко, 1983, с. 46; 1989, с. 218]. Возможно, поэтому он имел такие внушительные размеры.

 

Криворожский курган (№6), наоборот, отличался очень малыми размерами, но благодаря насыпи, сложенной из камней, выделялся на степном фоне [Книпович, 1935, с. 98]. На основании найденных в нём углей и обожжённых костей некоторые исследователи предположили наличие кремированного покойника [Манцевич, 1958, с. 196; Бессонова, 1990, с. 21, 34]. Однако состав находок — золотой «обруч» (кат. 471[2] серебряная голова бычка (кат. 41) и три керамических сосуда — позволяет видеть здесь не погребение, а жертвенно-поминальный комплекс [Алексеев, 1992, с. 53] 2[3]

 

Общей чертой Криворожского и Краснознаменского курганов является присутствие в них каменных конструкций. В первом случае из каменных блоков были сложены крепида и стенки гробниц, а во втором — сама насыпь была возведена из камней.

 

С этими памятниками сопоставляется и Литой курган, так как в нём при отсутствии останков погребённого были обнаружены каменный ящик и кострище с углями, пережжёнными костями и остатками расплавленных металлических предметов. Причём найденные там драгоценные вещи, как и в Криворожском кургане, размещались вне кострища и не были затронуты огнём [Придик, 1911, с. 2]. Однако внушительные размеры памятника (высота 10 м), возведение его на спланированной насыпи кургана эпохи бронзы и наличие конских захоронений [Бокий, 1992, с. 14] 3 [4] не позволяют с полной уверенностью говорить о Литом кургане как о жертвенно-поминальном комплексе. Зато эти особенности сближают его с Костромским курганом, который также был сооружён на древней специально подготовленной насыпи, имел конские захоронения, богатый погребальный инвентарь, помещённый в деревянную клеть или сруб, без самого покойника и, по всей видимости, являлся кенотафом [Ольховский, 1995, с. 91-93, 98].

 

Анализ погребального инвентаря и имеющиеся антропологические данные относительно отдельных комплексов показывают, что в большинстве случаев захоронения принадлежали мужчинам-воинам [Бессонова, 1990, с. 20; Махортых, 1991, с. 41; Ерёменко, 1997, с. 47].

 

Преобладающее число могил с предметами торевтики являются основными, что уже само по себе подчеркивает их неординарность. Как правило, погребался один человек, хотя встречаются и парные захоронения (Нартан, курганы 7 и 9 (№13, 14)). При этом чаще всего использовались могильные ямы с деревянными конструкциями. Единичные комплексы с захоронениями на уровне древнего горизонта (Костромской,

(24/25)

Краснознаменский курганы (№10, 11)) резко отличаются от них. В первую очередь отличия, вероятно, связаны с их особым назначением, когда на первый план выступали специфические (храмовые?) функции. Наиболее показательным примером может служить Краснознаменский курган с его «храмом огня» [Петренко, 1983, с. 46; 1989, с. 218].

 

Погребение людей обычно совершалось по обряду трупоположения: в вытянутом положении, на спине, но нередко — и в скорченном положении, на правом боку. Устойчивой ориентировки костяка не прослеживается, что характерно для всех погребений скифской архаики [Махортых, 1991, с. 38-39; Ольховский, 1991, с. 154]. В представленной выборке можно только отметить отсутствие восточной ориентировки.

 

Различия в погребальных обрядах (наземное и ямное захоронение, варианты трупоположения) может объясняться целым рядом причин: полиэтничность скифского общества, вариабельность социальных рангов погребённых, несовпадение обрядности при захоронении павших в бою, умерших своей смертью и т.п. Что касается кремации погребённых, то она является наследием предшествующих эпох и редко использовалась в скифской ритуальной практике. С.С. Бессонова считает, что на период VII-VI вв. до н.э. кремация применялась скифами только по отношению к ограниченному кругу лиц высокого социального ранга [Бессонова, 1990, с. 25].

 

В погребальном обряде значительную роль играл культ огня. В ряде курганов зафиксированы следующие его проявления: кремация покойных (Нартан, курган 12 (№15)), сожжение сооружения (Костромской курган (№10); Краснознаменский курган (№11)), следы кострищ (Журовка (№1); Литой курган (№2); Криворожский курган (№6)). Известен случай, когда невдалеке от курганов находился сакральный (?) комплекс с мощным слоем прокалённого грунта (Келермес) [Галанина, Алексеев, 1987, с. 47; Алексеев, 1992, с. 53].

 

Другой часто отмечаемой особенностью рассматриваемых памятников является присутствие конских захоронений, а также отдельных частей туш животных. Заупокойная пища в виде остатков костей коровы, овцы и лошади отмечена в трёх курганах (Новозаведённый, Нартанские курганы 7, 9 (№12, 13, 14)). Верховые лошади в количестве от одной до двадцати двух погребались обычно взнузданными (Ногайск (№4), Келермес (№7, 8, 9); Костромской курган (№10); Краснознаменский курган (№11); Нартан, курган 12 (№15)). Располагались они как внутри погребальной камеры, так и вне её.

 

Из-за ограбления большинства могил трудно судить о первоначальном составе сопроводительного инвентаря и его размещении. Судя по относительно целым комплексам, покойных хоронили с керамическими, металлическими и деревянными сосудами (от последних сохранились только металлические накладки). Из предметов вооружения наиболее обычны колчаны или гориты с луками и стрелами, 2-4 копья с железными наконечниками, иногда — железные ножи, ещё реже — железные мечи с богатой отделкой. В единственном экземпляре известна железная секира с золотой обкладкой. Из защитных доспехов встречаются остатки панцирей, составленных из бронзовых и железных пластинок, и бронзовые шлемы. Найдено значительное число застёжек от горитов или колчанов в виде вытянутых цилиндров, изготовленных из кости, камня и металла. Среди украшений и символов социального положения присутствуют бусы из кости, камня, стекла и металла, пастовый бисер, раковины каури, золотые и серебряные бляхи, бляшки и накладки, золотые серьги, диадемы, гривны, бронзовые и железные булавки, бронзовые браслеты.

(25/26)

 

Порой в курганах обнаруживаются детали металлической мебели. Так, найдены целый бронзовый столик и рассыпавшийся на отдельные фрагменты серебряный табурет.

 

В том случае, когда присутствуют конские захоронения, на лошадях встречаются уздечные наборы, обычно включающие удила, псалии, фалары, пронизи, изготовленные из металла и кости.

 

Почти в каждой из этих категорий предметов имеются импортные вещи.

 

Опираясь на разработки исследований относительно связи погребального обряда с социальной стратификацией древних обществ и приняв за основу ряд наиболее показательных критериев (размеры надмогильных и могильных сооружений, характеристику погребений, присутствие и количество сопроводительных конских захоронений и богатство инвентаря) [Мозолевский, 1979, с. 152; Курочкин, 1980, с. 106; Бессонова, 1990, с. 35-36; Орехова, 2001, с. 74], следует разделить рассмотренные памятники на 5 групп.

 

1. Курганы высшей знати («царские»).   ^

 

Они выделяются значительными размерами насыпи (высота от 4,30 до 7,10 м, диаметр от 38,20 до 64,00 м) и могильной ямы (от 4,30×4,30×4,50 до 10,65×10,65 м). Погребения являются основными, одиночными и произведены в фунтовых могилах. Многочисленны конские захоронения (до 21). Сопроводительный инвентарь отличается разнообразием и богатым ассортиментом импортных предметов торевтики. В эту группу входят Келермесские курганы (№7, 8, 9).

 

2. Кенотафы представителей высшей знати.   ^

 

К кенотафам можно отнести Костромской курган (№10). Целый ряд его признаков находит соответствия в первой группе: размеры насыпи (высота 5,50 м), многочисленные конские захоронения (22), богатый инвентарь. Однако курган выделяет впускной характер погребения, наличие деревянной конструкции, присутствие единственной импортной вещи, а также полное отсутствие останков погребённого. Возможно, появление отличительных черт связано именно с имитацией погребения, а не настоящим захоронением «царя».

 

3. Курганы знати более низкого ранга
(родственников (?) «царя», особо приближённых (?) к «царю» вождей).
   ^

 

Насыпи этих курганов крупнее предыдущих (высота от 6,50 до 8,00 м), но погребальные сооружения уступают в размерах первой группе (от 4,00×3,00×1,40 до 6,00×4,85×3,15 м). Погребения одиночные, как правило основные, хотя известно одно впускное в более древний курган (№4). Все погребения совершены в ямах. Деревянные конструкции чётко зафиксированы только у одного памятника (№1). Конские захоронения обычно отсутствуют или малочисленны (1). Сопроводительный инвентарь значительно беднее групп 1 и 2. Предметы торевтики представлены единичными находками. Сюда относятся курганы на Темир-Горе (№3) 1[5] у с. Журовка (№1) и г. Ногайска (№4).

 

4. Курганы знати союзных (?) или местных зависимых (?) племён.   ^

 

Размеры насыпей (высота от 0,65 до 2,05 м, диаметр от 17,00 до 27,00 м) сравнительно скромные. Могилы по параметрам (от 3,00×3,00×2,60 до

(26/27)

6,70×6,70×3,90 м) можно сопоставить с группами 2 и 3. Погребения, обычно парные, совершены в ямах в двух случаях без деревянных конструкций и в одном — в срубе. Конские захоронения (4-5) зафиксированы только в одном кургане (№15), к тому же выделяющемся кремацией покойного. В состав сравнительно небогатого инвентаря входят один-два предмета торевтики.

 

Группу составляют курганы у с. Нартан (№13, 14, 15) и г. Люботин (№5).

 

5. Храмово-погребально-поминальные комплексы.   ^

 

Размеры памятников колеблются от совсем малых (высота 0,35 м, диаметр 3,20 м) до очень значительных (высота 11,00 м, диаметр 80,00 м). В каждом из них прослежены каменные конструкции, а также свидетельства культа огня. Сопроводительный инвентарь сопоставим с находками из курганов первой группы. По другим характеристикам эти комплексы строго индивидуальны и не подходят ни к одной из трёх групп. К ним принадлежат Краснознаменский (№11) и Криворожский (№6) курганы, возможно, также и Литой курган (№2).

 

Затруднение в определении вызывает Новозаведенный курган (№12), который по своим параметрам может подходить к критериям групп 3 и 4.

 

Как показывает обзор памятников с предметами импортной торевтики, последние входили не только в состав сопроводительного инвентаря в погребениях и кенотафах, но также служили жертвенными дарами, помещавшимися в курганных храмах и поминальных комплексах. Эти престижные вещи подчёркивали высокий социальный статус погребённого, а в случае их отдельного захоронения — ценность жертвенного дара.

 


 

[1] 1 Здесь и далее в скобках приведён номер комплекса, соответствующий номеру в таблице (Приложение I).

[2] 1 Нумерация вещей дана по каталогу (Приложение II) и будет обозначаться «кат.».

[3] 2 Утверждение С.С. Бессоновой о том, что курган был ограблен [Бессонова, 1990, с. 34], не имеет оснований.

[4] 3 Если верны заключения, сделанные при доследовании Литого кургана в 1990 г. [Бокий, 1992, с. 13-14].

[5] 1 Насколько сложна интерпретация захоронения на Темир-Горе, демонстрирует статья Т.М. Кузнецовой [Кузнецова, 2002].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги