главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание

Ю.П. Калашник. Греческое золото в собрании Эрмитажа. Памятники античного ювелирного искусства из Северного Причерноморья. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. Ю.П. Калашник

Греческое золото в собрании Эрмитажа.
Памятники античного ювелирного искусства
из Северного Причерноморья.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. 280 с. ISBN 978-5-93572-542-6

 

[Альбом.]

 

[Со стр.: 39:]

Произведения расположены в альбоме в хронологической последовательности по регионам, вещи из наиболее значительных археологических памятников представлены в том порядке, в каком они были найдены в гробнице: у головы, на груди, на руках. Отступления от хронологического принципа объясняются тем, что в один набор украшений часто входили разновременные вещи.

 

В тех случаях, когда можно назвать место изготовления предмета, оно указывается в строке под его названием.

 

[Содержание альбома.]

 

Некрополь Ольвии. VI-V вв. до н.э.

Пронизи. – 42-43

Подвески ушные. – 44-47

Бусины и пронизи. – 48-49

Серьги с подвесками в виде фигурок птиц. – 50-51

Перстень-печать с изображением Данаи. – 52-53

Перстень-печать с изображением пальметки. – 54

 

Таманский полуостров. Семибратние курганы. V в. до н.э.

Ожерелье из бусин и пронизей с подвесками. – 55 (II Семибратний к.)

Оправа сосуда в виде рога. – 56-59 (IV Семибратний к.)

Оправа сосуда в виде рога. – 60-61 (IV Семибратний к.)

Браслет с головками змей на концах. – 62-63 (IV Семибратний к.)

 

Некрополь Нимфея. V-IV вв. до н.э.

Перстень-печать с изображением Ники. – 64

Перстень декоративный с изображением пальметок. – 65

Ожерелье из коробчатых пронизей с подвесками. – 66-67

Серьги с подвесками в виде фигурок Артемиды на лани. – 68-71

 

Некрополь Пантикапея. V-IV вв. до н.э.

Ожерелье из бусин. – 72-73

Перстень декоративный с изображением Пенелопы. – 74-75

Перстень-печать с изображением сидящего перса. – 76-77

Ожерелье из пронизей с подвесками. – 78-79

Браслеты с головками львов на концах. – 80-81

 

Подвески спиралевидные. – 82-83 (Окрестности Керчи)

Застёжки-запонки. – 84-85 (Тамань)

Скарабеоид-печать с изображением цапли. – 86-87 (Тамань)

Скарабеоид-печать с изображением цапли. – 88-89 (Юз-Оба)

 

Некрополь Пантикапея. IV в. до н.э.

Серьга с подвеской в виде фигурки Пегаса. – 90-91

Подвеска-коробочка в виде головы быка. – 92-93

Серьги в виде женской головы. – 94-95

Ожерелье из бусин. – 96

 

Ожерелье из бусин и пронизей с подвесками. – 97 (Некрополь Феодосии)

Серьги с подвесками в виде фигурок Менады. – 98-99 (Юз-Оба)

Браслеты спиральные с головками львов на концах. – 100-101 (Некрополь Феодосии)

Ожерелье из пронизей с подвесками. – 102-103 (Некрополь Пантикапея)

Браслеты с головками львов на концах. – 104-107 (Некрополь Пантикапея)

Венок из веток оливы. – 108-109 (Курган Кекуватского)

Перстень декоративный с фигурками львов. – 110 (Курган Кекуватского)

 

Павловский курган. IV в. до н.э.

Начельник. – 111

Серьги виде фигурок Ники. – 112-113

Перстень декоративный с изображением танцовщиц и морских обитателей.- 114-115

Ожерелье с копьевидными подвесками. – 116-117

 

Куль-Оба. Конец V – IV в. до н.э.

Бляшка нашивная в виде фигурки конного скифа. – 118

Бляшка нашивная с изображением охоты на зайца. – 119

Браслет с рельефами. – 120-121

Браслеты с полуфигурками сфинксов на концах. – 122-125

Камень в оправе. – 126-127

Фиала. – 128-131

Группа рельефная со сценой братания. – 132-133

Бляшка нашивная в виде фигурок лучников. – 134

Бляшка нашивная с изображением танцующих женщин. – 135

Подвески височные с изображением головы Афины. – 136-139

Серьги с ладьевидными подвесками. – 140-143

Серьга с ладьевидной подвеской. – 144-145

Браслеты пластинчатые с рельефами. – 146-147

 

Большая Близница. Вторая половина IV в. до н.э.

Серьги с подвесками в виде пирамидки. – 148-149

Две части ожерелья с подвесками. – 150-151

Браслеты с фигурками баранов на концах. – 152-153

Подвеска от серьги в виде фигурки танцовщицы. – 154-155

Калаф – головной убор. – 156-161

Начельник. – 162-163

Подвески височные с изображением нереиды. – 164-165

Серьги с ладьевидными подвесками. – 166-167

Ожерелье с копьевидными подвесками. – 168-169

Ожерелье с урновидными подвесками. – 170-171

Браслеты с фигурками львиц на концах. – 172-173

Печать в виде фигурки лежащего льва. – 174-175

Печать в виде фигурки скарабея. – 176-177

Бляшки нашивные с изображениями Ники и спутников Диониса. – 178-181

Украшения нашивные в виде головок грифона. – 182-183

Начельник. – 184-185

Серьги ладьевидные с подвесками. – 186-187

Пектораль. – 188-193

Браслеты спиральные с фигурками львов на концах. – 194-195

 

Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. – 196-197 (Некрополь Феодосии)

Ожерелье с тремя рядами подвесок. – 198-199 (Некрополь Феодосии)

Фигурка сирены. – 200-201 (Таманский полуостров. Зеленская Гора)

Ветка погребального венка. – 202-203 (Таманский полуостров. Зеленская Гора)

Головной убор (?). – 204-205 (Окрестности Керчи. Ак-Бурун)

 

Некрополь Херсонеса. Вторая половина IV в. до н.э.

Серьги с многофигурными группами на ладьевидных подвесках. – 206-207

Перстень-печать с изображением лука и палицы. – 208

Перстень-печать с изображением Афины Некефорос. – 209

Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. – 210-213

Ожерелье со звеном в виде гераклова узла. – 214-215

 

Серьги с подвесками. – 216-217 (Карагодеуашх)

 

Некрополь Пантикапея. III в. до н.э.

Перстни с камеями с изображением головы Афины. – 218-219

Ожерелье из звеньев в виде гераклова узла. – 220-221

Серьги с подвесками в виде фигурок сирены. – 222-223

Украшение нагрудное с рельефом в центре. – 224-225

Украшение нагрудное с рельефом в центре. – 226-227

Ожерелье из пронизей. – 228-229

Серьги с подвесками в виде фигурок Гебы. – 230-231

Ожерелье с двумя звеньями в виде гераклова узла. – 232-235

Серьги с подвесками в виде фигурок Эрота. – 236-237

Серьги с подвесками в виде фигурок утки. – 238-239

 

Ожерелье из золотых и лигнитовых бусин и пронизей. – 240-241 (Некрополь Горгиппии)

Браслет спиральный в виде змеи. – 242-243 (Васюринская Гора)

 

Артюховский курган. II в. до н.э.

Серьги с подвесками в виде фигурок голубя. – 244-245

Ожерелье-шнур с камнями в оправах. – 246-247

Перстень со щитком в виде подошвы сандалии. – 248-249

Диадема. – 250-251

Ожерелье из бусин в оправах. – 252-253

Булавка с кистью подвесок. – 254-255

 

Ожерелье с подвеской в виде фигурки бабочки. – 256-257 (Некрополь Херсонеса)

 

Некрополь Пантикапея. I-III в. н.э.

Ожерелье-шнур с камнями в оправах. – 258

Перстень-печать с изображением императора Клавдия. – 259

Венок из листьев сельдерея. – 260-261

Маска погребальная. – 262-265

Браслеты с камнями в оправах. – 266-267

 

 


 

(/42/43)

 

Пронизи.   ^

 

VI в. до н.э.

Золото.

Длина пронизи 1,6 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1910 г.

Инв. №О.1910.312 (Ол.3006)

(Открыть в новом окне)

 

Золотые ромбические пронизи в виде полых коробочек снабжены четырьмя отверстиями для нанизывания на две параллельные нити и украшены грубоватой зернью. Рубчатая проволока по краям пронизей стёрта от длительного ношения. Вместе с ними были найдены сердоликовые и пастовые бусы и семь лигнитовых пронизей ромбической формы. Золотые ромбические пронизи-коробочки (Скуднова 1988. Кат. 232, 9) были найдены ещё в одной ольвийской могиле вместе с низкой бус (с. 48). Известны и пастовые пронизи-ромбы (Там же. Кат. 172, 3). Более поздняя разновидность коробчатых пронизей использована в ожерелье (с. 66). Примечательно, что интерес к элементам ожерелий в форме ромбов из лигнита возродился в украшениях эллинистической эпохи (с. 240).

 

ОАК за 1909-1910 гг. С. 94. Рис. 119, Скуднова 1988. Кат. 87, 1, 2, Kalashnik 2004. Р. 69.

 

 


 

(43/44/45/46/47)

 

Подвески ушные.   ^

 

Ольвия.

Третья четверть VI в. до н.э.

Золото.

Высота 8,4 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1913 г.

Инв. №О.1913.444 (Ол.17580)

(Открыть в новом окне)

 

Подвески состоят из выпуклых щитков, к которым припаяны дужки, изогнутые по форме ушных раковин. Их надевали на уши так, что дужки прилегали к ушам сзади, а слегка развёрнутые щитки, прикрывая мочку уха, были хорошо видны на женщине и в профиль, и фас. Львиная голова в центре щитка и, по-видимому, еловая шишка на верхнем конце дужки изготовлены из двух половинок, правой и левой, спаянных вместе. В Эрмитаже кроме данных подвесок хранятся ещё четыре пары подобных украшений из ольвийских погребений третьей четверти — конца VI в. до н.э., верхние концы которых завершаются бараньей головкой, а у одной пары — грибовидной шляпкой. Подвески, аналогичные ольвийским, найдены в скифском кургане в Среднем Приднепровье. Накладные ушные украшения были известны в Греции в IX-VIII вв. до н.э.

 

Фармаковский 1914. Табл IX, 4; Скуднова 1988. С. 21, 22. Кат. 232, 14; Kalashnik 2004. Р. 39, 69, 70. Fig. 11; Greeks on the Black Sea 2007. Cat. 27.

 

 


 

(47/48/49)

 

Бусины и пронизи.   ^

 

Последняя четверть VI в. до н.э.

Золото.

Длина низки 19,7 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1913 г.

Инв. №O.1913.418 (Ол.17570)

(Открыть в новом окне)

 

Каждая бусина изготовлена из двух соединённых вместе тиснёных половинок. Бороздки между долями бусин заполнены рельефными точками, имитирующими зернь. Пронизи составлены из сдвоенных розеток, образованных шестью полушариями каждая.

 

ОАК за 1913-1915 гг. С. 41. Рис. 52; Скуднова 1988. Кат. 232, 7; Zwei Gesichter der Eremitage 1997. Kat. 41.

 

 


 

(49/50/51)

 

Серьги с подвесками в виде фигурок птиц.   ^

 

Конец VI в. до н.э.

Золото, серебро.

Высота 3,5 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1912 г.

Инв. №О.1912.259 и О.1912.260 (Ол.17539)

(Открыть в новом окне)

 

Серьги состоят из несомкнутых колец (в одной серьге золотое, в другой — серебряное) с нанизанными на них тремя подвесками в виде фигурок птиц, по всей видимости перепёлок. Каждая из них, полая внутри, состоит из двух вытисненных половинок, спаянных вместе. Детали фигурок подчёркнуты лёгкой чеканкой. Возможно, эти птички имели некий смысловой подтекст, скорее всего любовный, весьма уместный в украшениях. Они могли, в частности, служить напоминанием о том, что Зевс и богиня Латона, будущая мать Аполлона и Артемиды, соединились в облике перепелов, поэтому, например, Аристофан назвал Латону «перепеломатерью» (Аристофан. Птицы, 870).

 

ОАК за 1912 г. С. 34. Рис. 53; Прушевская 1955. С. 232. Рис. 10; Артамонов 1966. Табл. 85, 86; Скуднова 1988. Кат. 182, 1; Zwei Gesichter der Eremitage. 1997. Kat. 42; Kalashnik 2004. P. 69. Fig. 40; Greeks on the Black Sea 2007. Cat. 26.

 

 


 

(51/52/53)

 

Перстень-печать с изображением Данаи.   ^

 

Иония.

V в. до н.э.

Золото.

Диаметр 2,5 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1912 г.

Инв. №O.1912.146 (Ол.600)

(Открыть в новом окне)

 

Кованый перстень с резьбой на щитке: стоящая Даная приподнимает подол хитона, ловя капли дождя. Скованность движения её фигуры, усиленная трактовкой складок одежды параллельными штрихами, позволяет отнести печать к произведениям строгого стиля.

 

По рассказу греческого писателя II в. до н.э. Аполлодора, отец Данаи, аргосский царь Акрисий, которому было предсказана смерть от руки собственного внука, держал дочь взаперти, но к ней под видом золотого дождя явился Зевс. От их связи родился Персей. Впоследствии герой во время состязаний в пятиборье, метнув диск, случайно убил своего деда Акрисия (Аполлодор. Мифологическая библиотека, II, IV, 1, 4). Тем самым была исполнена воля богов, выраженная в предсказании. Считается, что для владелицы украшения подобный сюжет мог символизировать божественную милость и благословение свыше на рождение героя (с. 232):

 

Славу эту в древности явил Зевес,

Нисходя к Алкмене и Данае.

Пиндар. 10-я Немейская песнь, 11

 

На щитке перстня видны включения металла платиновой группы (иридий, осмий или рутений — с. 17), проступающие сквозь поверхностный слой золота. Такие же включения заметны на перстне работы Афинада с изображением сидящего перса (с. 76).

 

Неверов 1978. С. 5; 1988 [1986]. С. 19. Табл. I, 2; Greeks on the Black Sea 2007. Cat. 28

 

 


 

(53/54)

 

Перстень-печать с изображением пальметки.   ^

 

Иония.

V в. до н.э.

Золото.

Диаметр 2,5 см.

Некрополь Ольвии.

Раскопки Б.В. Фармаковского в 1902 г.

Инв №О.1902.127 (Ол.612)

(Открыть в новом окне)

 

На узком щитке перстня резьба: лаконичное и выразительное изображение пальметки. Дужка имеет характерное для более раннего времени утолщение в средней части. Судя по стёртым очертаниям пальметки, перстень в основном служил в качестве печати.

 

Неверов 1978. С. 5; 1986. С. 19, Kalashnik 2004. Р. 69. Fig. 32.

 

 


 

(54/55)

 

Ожерелье из бусин и пронизей с подвесками.   ^

 

Середина — третья четверть V в. до н.э.

Золото.

Длина 27,5 см.

Таманский полуостров. II Семибратний курган.

Раскопки В.Г. Тизенгаузена в 1876 г.

Инв. №СБр.II.27.

(Открыть в новом окне)

 

Ожерелье из чередующихся рёберчатых бусин и зерновидных подвесок, неподвижно соединённых с пронизями. Каждая бусина и подвеска с пронизью состоят из двух оттиснутых в формах половинок, спаянных вместе. Их доли украшены через одну перекрёстной штриховкой; отверстия бусин для нити окружены колечками из проволоки. Ожерелье найдено на скелете воина. Судя по потёртой поверхности и утрате ряда деталей, оно было в употреблении довольно долго. Пронизи, составляющие одно целое с подвесками, применялись и в ожерельях IV в. до н.э. (с. 97, 102).

 

ОАК за 1876 г. Табл. IV, 7; Артамонов 1966. С. 26. Рис. 41; Уильямс, Огден 1995. Кат. 71; Zwei Gesichter der Eremitage 1997. Kat. 7; Greeks on the Black Sea 2007. Cat. 116.

 

 


 

(55/56/57/58/59)

 

Оправа сосуда в виде рога.   ^

 

Прикубанье.

Середина V в. до н.э.

Золото.

Длина 27,5 см.

Таманский полуостров. IV Семибратний курган.

Раскопки В.Г. Тизенгаузена в 1876 г.

Инв. №CБpIV.1.

(Открыть в новом окне илл. со стр.: 56, 57)

 

Изогнутая, сужающаяся книзу трубка заканчивается полуфигурой собаки с верёвочным ошейником, она состоит из двух вытисненных половинок, спаянных вместе. Оправа украшала нижнюю часть сосуда для питья, сделанного из рога, который закрепляли гвоздиками. В этом же погребении найдена оправа ещё одного сосуда такой же формы (с. 60). Подобные сосуды, судя по многочисленным изображениям, могли использоваться в ритуальной практике — при обращении к божеству либо при принесении клятвы (с. 132). По древним верованиям, отразившимся в фольклоре ираноязычных народов, собака отвращала злых демонов, участвовала в ритуалах очищения, сопровождала умерших к месту их нового пребывания. В древнеиранской мифологии спутниками первочеловека Йиму (Мифологический словарь 1991. С. 265) были четырёхглазые собаки, поэтому и в реальном мире особой магической силой наделялись собаки с парой круглых пятнышек белой или рыжей шерсти на лбу. У собаки на данном сосуде хорошо заметны выбитые пуансоном кружки над бровями: возможно, это было способом передать «четырёхглазость».

(56/57)

Представление о связи собаки с силами потустороннего мира отразилось в фольклоре европейских народов, а также в мифах и культовой практике греков (Шауб 2007. С. 103-108, 264). Сосуд-рог был известен и в обиходе греков: в отрывке из поэмы «Пир» поэта V-IV вв. до н.э. Филоксена (Philoxenus. 5) говорится, что «из рогов в золотых фигурных оправах пили нектар» (пер.авт.). Гравированный декор верхней части сосуда, покрытой, как ковром, сложными ромбами и перьевидным орнаментом, напоминает роспись аттической керамики группы «St.Valentin». Возможно, в выборе мотива узора, выполненного в греческой технике, отразилось представление о магической силе перьев орла или сокола в фольклоре ираноязычных народов.

 

Для мастеров, изготовлявших эти свойственные кочевому быту сосуды, такие идеи не были чужды. Так, например, в греческой мифологии собаки — спутницы богини ночи Гекаты, а трёхголовый пес Кербер — страж подземного царства. Кроме того, у греков собака — один из спутников героизированного умершего.

 

ОАК за 1877 г. Табл. I, 7; Артамонов 1966. С. 35. Рис. 59; Zwei Gesichter der Eremitage 1997. Kat. 17; Власова 2000. С. 49, 55. №5; Kalashnik 2004. P. 79. Fig. 25; Greeks on the Black Sea 2007. Cat. 120.

 

(58/59)

 

 


 

(59/60)

 

Оправа сосуда в виде рога.   ^

 

Прикубанье.

Середина V в. до н.э.

Золото.

Длина 23,5 см.

Таманский полуостров. IV Семибратний курган.

Раскопки В.Г. Тизенгаузена в 1876 г.

Инв. №CБp.IV.2.

(Открыть в новом окне илл. со стр.: 60, 61)

 

Оправа нижней части сосуда с наконечником в виде головы барана найдена вместе с такой же оправой с наконечником в виде собаки (с. 56). В древнеиранской мифологии баран символизировал «фарн» — солнечное начало, небесный огонь, источник жизненной силы и божественной удачи (Мифологический словарь 1991. С. 569). В этом же погребении был найден большой серебряный рог с полуфигурой крылатого козла на конце, наконечник рога в виде львиной головы и пять золотых пластин с рельефами, украшавшими верхние части таких же культовых сосудов. Такой набор, по-видимому, сопровождал совершение некоего обряда.

 

ОАК за 1877 г. Табл. I, 6; Артамонов 1966. С. 33. Рис. 58; Власова 2000. С. 49, 55, 56. №6.

 

(60/61)

 

 


 

(61/62/63)

 

Браслет с головками змей на концах.   ^

 

Середина V в. до н.э.

Золото.

Длина 24,0 см.

Таманский полуостров. IV Семибратний курган.

Раскопки В.Г. Тизенгаузена в 1876 г.

Инв. №СБр.IV.14.

(Открыть в новом окне илл. со стр.: 62, 63)

 

Браслет из шнура с головками змей на концах. Шнур составлен из соединённых вместе цепочек со звеньями двойного переплетения. Головы змей литые, с глазами и чешуёй, проработанными чеканкой. Окончания браслета снабжены застёжкой из пары колечек и крючков, в свою очередь оканчивающихся миниатюрными головками змей. Изображение змеи во все времена считалось действенным амулетом. В Афинах такими амулетами охраняли детей (Еврипид. Ион, 24-26, 1427-1431).

 

ОАК за 1877 г. Табл. II, 10; Артамонов 1966. Табл. 133; Zwei Gesichter der Eremitage 1997. Kat. 19; Kalashnik 2004. P. 57,79. Fig. 29.

 

(62/63/64)

 

 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / Содержание