главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.А. ЧариковГруппа скульптур из Джамбула.// СА. 1980. №3. С. 301-307.
В числе средневековых каменных изваяний, собранных в последние годы сотрудниками Джамбулского областного краеведческого музея, [1] выделяются пять изваяний с поджатыми ногами. У всех этих фигур в опущенных к животу руках изображён сосуд. Пол изображённых неопределённый. Предположительно два изваяния (судя по обозначенным гривнам) — женские (рис. 1, 4, 5). Материалом для четырёх статуй послужили продолговатые глыбы серого крупнозернистого гранита и в одном случае (рис. 1, 2) тёмный зеленовато-серый песчаник. Публикуемые каменные изваяния обнаружены в перемещённом состоянии, поэтому рассматривать их в комплексе с погребальным сооружением или жертвенным местом не представляется возможным.
Изваяние 1 (рис. 1, 1; рис. 2, 1). Серый крупнозернистый гранит. Высота 151, ширина 28-58, толщина 14-24 см. Обнаружено на летнем пастбище колхоза им. С.М. Кирова Курдайского р-на Джамбулской обл. Точное место находки неизвестно. Имеются значительные повреждения
(отколота, но сохранилась голова, отбиты и утрачены руки). Объёмная фигура имеет чуть вогнутую поясницу, выделенную голову, торс и частично руки. Детали изображения даны в низком рельефе (ноги, кисти рук, сосуд, нос, уши с серьгой) или показаны гравировкой (зрачки глаз). Непокрытая, по-видимому, безволосая голова со скошенным затылком имеет округлую форму. Ушам придана скобообразная форма; в левом ухе желудевидная серьга без стержня. Глаза показаны в виде косо поставленных овальных выпуклостей с прочерненными зрачками, повторяющими внешние контуры, валик бровей отсутствует. Довольно крупный, слегка раскрытый рот обозначен дугообразным валиком верхней губы над горизонтальной нижней. Кисти рук прижимают к животу большой плоскодонный сосуд с каннелированным шаровидным туловом и чуть расширяющейся вверх горловиной. Скрещённые ноги представлены в мягких (без каблуков) остроносых сапогах с высокими облегающими голенищами, причем правая нога изображена поверх левой. С тыльной стороны изваяния возле рук видны следы ударов узкого (1,5-2 см) долота. Со всех сторон поверхность имеет следы шлифовки. Инв. №2742/1, Б-151.
Изваяние 2 (рис. 1, 2). Плоский в поперечном сечении тёмный зеленовато-серый песчаник. Голова утрачена. Сохранившаяся высота 177, ширина 24-35, толщина 8-15 см. Найдено близ станции Отар Курдайского р-на Джамбулской обл. Имеются повреждения в виде продольных трещин по боковым сторонам изваяния и сколов на его лицевой поверхности. Лицо, руки, сосуд исполнены в технике барельефа. Спина плоская, с плавным небольшим утолщением в нижней части. Плечи выделены за счёт резкого сужения монолита вверху, в области шеи. Пальцы опущенных к животу рук прижимают высокий плоскодонный сосуд с расширяющейся кверху горловиной и выпуклым туловом. Скрещённые ноги изображены в мягких сапогах без каблуков, с заострёнными, слегка загнутыми вверх носками и высокими облегающими голенищами. Правая нога показана лежащей поверх левой. Инв. №3882, Б-830.
Изваяние 3 (рис. 1, 3). Серый крупнозернистый нешлифованный гранит, подтреугольный в поперечном сечении. Высота 113, ширина 22-32, толщина 12-22 см. Доставлено в музей из урочища Джайсан Курдайского р-на Джамбулской обл. Имеет некоторые повреждения в виде сколов на правой стороне головы, на лицевой стороне имеются выветренные участки. Техника исполнения лица и рук — уплощённый барельеф. Сутуловатая спина показана чуть вогнутой в пояснице. Яйцевидная голова выделена за счёт выступающих плеч и подбородка. Овальные глаза со зрачком-ямкой даны в углублениях — глазницах (без бровей), ограниченных слегка выступающим лбом. Уши изображены двумя округлыми замкнутыми валиками, рот — нечётким овалом. В опущенных к животу руках с неясно прочерченными пальцами изображён высокий плоскодонный сосуд кувшиновидной формы. Скрещённые ноги сильно укорочены по отношению к туловищу, правая нога с бесформенной (овальной) ступнёй изображена поверх левой, «обутой» в остроносый без каблука сапог. Инв. №3586/7, Б-164.
Изваяние 4 (рис. 1, 4; рис. 2, 2). Серовато-зелёный крупнозернистый гранит с шероховатой (нешлифованной) поверхностью, подпрямоугольный в поперечном сечении. Высота 76, ширина 8-24, толщина 14-15 см. Доставлено в музей из Курдайского р-на Джамбулской обл. Точное место находки неизвестно. Отбита и утрачена левая часть внизу монолита. Обработке подвергнуты лицевая и, частично, боковые стороны. Техника — уплощённый барельеф. Спина прямая и плоская с незначительно вогнутой поясницей. Уплощённая сверху голова выделена за счёт выступающих плеч и подбородка. Слегка изогнутые брови и прямой нос соединены в одном рельефе. Примыкающие к бровям уши показаны в виде двух полумесяцев. Глаза и рот даны выпуклыми овалами. Губы и веки разделены продольными чертами. На груди изображены две широкие гладкие гривны одна над другой. В опущенных к животу ладонях — сосуд с прямой, слегка сужающейся вверх горловиной. Дно не обозначено. Скрещённые ноги изображены в остроносых сапогах с выделенным каблуком (сохранилась только ступня левой ноги). Левая нога изображена поверх правой.
Изваяние 5 (рис. 1, 5; рис. 2, 3). Серый крупнозернистый гранит с подшлифованной лицевой поверхностью, подпрямоугольный в поперечном сечении. Высота 88, ширина 25-41, толщина 8-14 см. Найдено на территории колхоза им. С.М. Кирова Курдайского р-на Джамбулской обл. Повреждено сколами в области груди. Лицевая сторона исполнена в технике барельефа. Спина со слегка вогнутой поясницей не обработана в деталях. Округлая, чуть склонённая влево голова выделена за счёт выступающих плеч и подбородка. Изогнутые асимметричные брови и нос даны в совмещённом рельефе. Длинные косо поставленные глаза (наружными углами вниз) обозначены узкими овалами. Верхнее веко отделено от нижнего прочерченными продольными линиями. Сходным способом показан и небольшой овальный рот. На груди изогнутым валиком показана гладкая гривна. В опущенных к животу руках, согнутых под прямым углом, изображён плоскодонный сосуд со слегка зауженной горловиной и выпуклым туловом. Подогнутые под себя (но не скрещённые) ноги сильно уменьшены по отношению к туловищу, причём левая нога лежит параллельно правой, чуть выше неё. Обувь — сапоги без каблуков с облегающими, по-видимому, высокими (верхний край не отмечен) голенищами. Инв. №2742/2, Б-152.
Все рассмотренные изваяния близки друг другу по композиции и ряду деталей (сидящая поза, подогнутые ноги, прижатый к животу сосуд). Однако каждое из них имеет свои характерные отличия, обусловленные, вероятно, как индивидуальными особенностями изображённых, так и (в меньшей степени) творческой манерой мастера. Выделяется лишь одно изваяние по положению поджатых ног (рис. 1, 5; 2, 3), обозначенных не в скрещённом положении, а параллельно одна другой; по другим признакам (характерный изгиб бровей в едином рельефе с носом, пальцы рук) оно сохраняет сходство с остальными памятниками данной группы. Есть различия и в трактовке глаз, свидетельствующие, по-видимому, об эволюции изобразительных средств.
Передняя сторона статуй исполнена преимущественно в технике барельефа, включающей элементы гравировки. Специально подобранные глыбы «дорабатывались» мастерами дополнительными сколами. Чаще всего степень такой доработки была минимальной, особенно со стороны спины (рис. 1, 3), так как сходство общего силуэта определялось, видимо, уже на стадии подборки монолита. К тому же раскрытие образа в эпоху раннего средневековья достигалось степными художниками почти исключительно за счёт атрибутов. Лишь немногим тогда удавалось преодолеть рамки устоявшихся канонов и внести в изображение живые черты. Казахстанские статуи в этом отношении выгодно отличаются от западных (половецких) скульптур, хотя по качеству отделки фигур последние превосходят первые.
Благодаря выработанным изобразительным приёмам представленные изваяния достаточно выразительны. Голова всегда увеличена по отношению к туловищу, ноги, напротив, сильно уменьшены в размерах. Подобное «нарушение» пропорций вызвано стремлением древних ваятелей выразить идею величия. Вместе с тем общий абрис фигур не лишён стройности, достигнутой за счёт довольно высокой посадки головы, при которой линия подбородка не опускается ниже уровня плеч, а также за счёт несколько вытянутого силуэта (отношение ширины к высоте составляет 1:3, иногда — 1:4). Особое внимание уделялось изображению лиц, несомненно, имевших индивидуальные черты. Очевидно, во- Рис. 3. 1 — двойные гривны (изваяние 4), 2 — гривна (изваяние 5), 3 — сосуд (изваяние 3), 4 — сосуд (изваяние 5), 5 — серьга (изваяние 1), 6 — сосуд (изваяние 4), 7 — сосуд (изваяние 1), 8 — сосуд (изваяние 2).(Открыть Рис. 3 в новом окне)
сточные мастера подходили к раскрытию образа с несколько иных позиций, нежели половецкие, изображавшие не конкретного предка, а в значительной мере «героизированный», обобщённый идеал. [2] Черты лица казахстанских скульптур (разрез глаз, форма носа, рта, усов, бороды) весьма конкретны в каждом отдельном случае и практически не повторяются, особенно в сочетаниях.
Глаза изображаются в виде выпуклых овалов с прочерченным зрачком, повторяющим внешние очертания контура глаза (рис. 1, 1) или с продольной линией, разделяющей веки (рис. 1, 4, 5). В одном случае зрачок обозначен ямкой (рис. 1, 3). Второй вариант зафиксирован на подобных статуях в Хакасии, Семиречье [3] и не встречен пока на ранних памятниках. Нос выпуклый, прямой (рис. 1, 1, 4) или слегка расширяющийся книзу (рис. 1, 3, 5). Брови изображаются двумя способами: или изогнутым валиком, образующим единый рельеф с носом (рис. 1, 4, 5), или верхним контуром глазниц подо лбом (рис. 1, 1, 3). Рот даётся в виде овала с продольным углублением (рис. 1, 3-5). Лишь у одного изваяния раскрытый рот обозначен выгнутым полуовалом верхней губы над прямым горизонтальным валиком нижней (рис. 1, 1). Уши в виде скобок (рис. 1, 1), округлые (рис. 1, 3) и в форме полумесяцев (рис. 1, 4). К левому уху одного изваяния (рис. 1, 1; рис. 3, 5) примыкает желудевидная серьга без стержня и петли. Подобные серьги встречены на семиреченских изваяниях (VI-XI вв.). [4] Желудевидная, полая, по-видимому, подвесная часть серьги из золота хранится в Джамбулском областном краеведческом музее (Т.Н. Сенигова считает её бусиной и относит к VI-IX вв. н.э.). [5] Серьги с аналогичными подвесными «шариками» обнаружены в Прииртышских курганах IX-XII вв. [6] Вариант без стержня зафиксирован на Алтае (IX в. н.э.). [7] Кроме серьги украшения представлены тремя гривнами (рис. 3, 1, 2). В одном случае (рис. 1, 5) изображена довольно массивная гладкая гривна, плавно изогнутым валиком в верхней части груди. В другом (рис. 1, 4) обозначены ещё более массивные парные гривны двумя серповидными выпуклостями. Гладкие массивные гривны отмечены на относительно поздних статуях Семиречья [8] и Прииртышья. Для женских по- ловецких статуй гривны являются наиболее распространённым украшением, причём значительный процент составляют именно парные гривны. [9]
В опущенных к животу руках разбираемых статуй обозначены сосуды. Концы плотно сжатых пальцев почти всегда прикасаются друг к другу. При этом большие пальцы (реже и указательные) в некоторых случаях слегка отставлены вверх (рис. 1, 1, 2, 5). Воспроизведённые сосуды имеют кувшиновидную форму без ручек и слива (рис. 1, 2, 3, 5; рис. 3, 3, 4, 6, 8). Кроме того, на одном изваянии изображён массивный, с шаровидным туловом, широкогорлый сосуд с выделенным плоским поддоном (рис. 1, 1; рис. 3, 7). Еще на одном (рис. 1, 4; рис. 3, 6) показана только верхняя часть (горловина) сосуда, а нижняя не видна под широкими ладонями. По форме сосуд с шаровидным туловом и выделенным поддоном идентичен золотой «бутылочке», найденной на территории Хакасии, в тайнике кургана 2 Копёнского чаатаса. [10] По своим очертаниям он подобен сосудам, изображенным на тувинских скульптурах VIII-IX вв. [11] Варианты сосудов кувшинообразной формы, представленные на изваяниях данной группы, очень близки керамике Тувы (VI-VII вв.), [12] Южного Казахстана (IV-IX вв.), [13] а также встречаются на статуях Семиречья и Прииртышья (IX-XI вв.). [14]
Ни на одной из рассматриваемых скульптур нельзя сколько-нибудь отчётливо проследить контуры и покрой одежды. Вместе с тем в обобщённых силуэтах угадываются очертания лёгких (без воротников) облегающих кафтанов типа казахского летнего шапана. [15] Форма головы как бы имитирует островерхие летние женские головные уборы тувинцев (рис. 1, 3, 5) [16] и казахов уплощённый убор-покрывало) (рис. 1, 4). [17] В одном случае изображена непокрытая и, вероятно, безволосая голова (рис. 1, 1). К сожалению, характер обуви представлен на джамбульских скульптурах недостаточно конкретно. Можно лишь предполагать, что на всех фигурах показаны сапоги с высокими голенищами (судя по одинаковой толщине ноги), однако край голенища нигде не обозначен.
Сидящие каменные изваяния не редки для казахстанских степей. Однако чаще здесь встречаются стоящие статуи или, лучше сказать, статуи с необозначенными ногами. Существует мнение, что во всех подобных случаях изображены сидящие, а не стоящие люди. [18] Очевидно, это не всегда соответствует истине. Принадлежность таких фигур к категории стоящих определяется пропорциями самого монолита, когда нижняя его часть (ниже пояса) примерно равна верхней. Пропорции сидящих статуй из Джамбула совершенно иные — нижняя часть составляет лишь около ⅓ всего монолита (рис. 1, 1-4) и даже меньше (рис. 1, 5). Среди половецких изваяний также отчётливо различаются сидящие и стоящие.
По положению ног все раннесредневековые сидящие изваяния можно разделить на пять типов: 1 — ноги «калачиком» (подошвами одна к другой), 2 — ноги сложенные параллельно одна другой (колени врозь, левая ступня обращена вправо, правая — влево), 3 — скрещённые ноги с вертикально обозначенной ступнёй, носком вниз, 4 — поджатые под себя (коленями вперед) ноги, 5 — опущенные ноги (половецкий тип) сидящей на «скамеечке» фигуры. Наиболее распространённым для казахстанских памятников является приём изображения ног в скрещённом положении, носками вниз (рис. 1, 1-4). Подобная трактовка не исключает её связи с буддийской символикой Согда и Пенджикента. [19] Вместе с тем преобладание именно такой позы даёт основание рассматривать её как локальную (для казахстанского региона) особенность. Это тем очевиднее, что для других областей распространения сидящих каменных изваяний присущи иные приёмы в обозначении ног. Так, например, для тувинских и южносибирских сидящих статуй характерно горизонтальное положение ног, сложенных параллельно одна другой (тип 2). [20] Здесь встречены также объёмные сидящие скульптуры с ногами, подогнутыми под себя, коленями вперед (тип 4). [21] Одно такое изваяние было найдено и в Восточном Казахстане, в предгорьях Горного Алтая. [22] Совершенно иное (вертикальное) положение ног у сидящих половецких статуй (тип 5). [23]
Третий тип, вполне вероятно, можно считать традиционным для Казахстана, поскольку он зафиксирован здесь не только на относительно поздних статуях, но и на самых ранних памятниках древнетюркской скульптуры. Любопытно, что подобная трактовка скрещённых ног отмечена на одном изваянии из Хакасии, датируемом IV-V вв. н.э. [24]
При сравнении каменных изваяний с широкой территории нетрудно заметить принципиальное отличие в положении ног западных (половецких) и восточных (Казахстан, Южная Сибирь, Тува) статуй, несомненно вызванное различными условиями быта и традиций.
На основании формы изображённых сосудов и украшений, с учётом стиля исполнения и позы фигур, изваяния из Джамбула можно датировать в рамках IX-XI вв. н.э. Очевидно, что все они являются скульптурными портретами представителей знати [25] кимакско-кыпчакских племён, распространивших в то время своё влияние в степях от Иртыша до Волги. В идеологическом отношении данные статуи, по-видимому, связаны с культом умершего и обожествлённого предка. [26] Различная трактовка обозначенных ног и их положение обусловлены как этническими факторами (различная манера сидеть), так и местными изобразительными традициями.
[1] Пользуюсь случаем, чтобы выразить глубокую благодарность старшему научному сотруднику А.П. Попову за оказанное содействие в изучении этих памятников.[2] Фёдоров-Давыдов Г.А. Искусство кочевников [и] Золотой Орды. М., 1976, с. 92.[3] Кызласов Л.Р. О назначении древнетюркских каменных изваяний, изображающих людей. — СА, 1964, №2, с. 33, рис. 1; Шер Я.А. Каменные изваяния Семиречья. М., 1966, табл. XXV, 123; XXVI, 128, 129; XXVII, 134.[4] Шер Я.А. Ук.соч., табл. VII, 35; XIV, 57; XVII, 73; XXI, 94.[5] Сенигова Т.Н. Средневековый Тараз. Алма-Ата, 1972, с. 105, рис. 221.[6] Арсланова Ф.X. Памятники Павлодарского Прииртышья (VII-XII вв.). — В сб.: Новое в археологии Казахстана. Алма-Ата, 1968, с. 100, рис. 139; Арсланова Ф.X., Кляшторный С.Г. Руническая надпись на зеркале из Верхнего Прииртышья. — Тюркологический сборник. 1972. М., 1973, с. 307, табл. I, 4.[7] Грязнов М.П. Древние культуры Алтая. — В сб.: Материалы по изучению Сибири, вып. 2. Новосибирск, 1930, табл. I, 166.[8] Шер Я.А. Ук.соч., табл. VI, 25; XXV, 118.[9] Плетнёва С.А. Половецкие каменные изваяния. — САИ, вып. Е4-2. М., 1974. с. 45-47, рис. 20, 9-11.[10] Киселёв С.В. Древняя история Южной Сибири. М., 1951, с. 597, табл. V [LV], 1, 4. [ссылка на аналогичную табл. в первом издании][11] Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М., 1969, с. 80, рис. 26; с. 81, рис. 27, 1, 4.[12] Там же, с. 20, табл. I, 32.[13] Нурмухамбетов Б.Н. Некоторые итоги раскопок Борижарского могильника. — В сб.: По следам древних культур Казахстана. Алма-Ата, 1970, с. 118, табл. III, 9; его же. Катакомбы Боижарского могильника.— В сб.: Древности Казахстана. Алма-Ата, 1975, с. 109, табл. I, 1; Сенигова Т.Н. Ук.соч., табл. IV, 14, 21, 29.[14] Шер Я.А. Ук.соч., табл. XXV, 120; XXVI, 124.[15] Востров В.В. Новые материалы по энтографии казахов-адаевцев. — Тр. ИИАЭ АН КазССР, т. 8. Алма-Ата, 1960, с. 164, рис. 3.[16] Кн.: Народы Сибири. Этнографические очерки. М.-Л., 1956, с. 463, рис. 4. Подобные шапочки «тақия» имеются и у казахов.[17] Арғынбаев X., Захарова И.В. 1958ж. онтустiк қазақстан облысында уйындастырылған этнографиялық, экспедиция жумысының корытындысы.— Тр. ИИАЭ АН КазССР, т. XII. Алма-Ата, 1961, с. 109, рис. 4 (в правом верхнем углу).[18] Шер Я.А. Ук.соч., с. 26 (прим. 11).[19] Маршак Б.И. Согдийское серебро. М., 1971, с. 59, рис. 10, 20, 29; Гафуров Б.Г. Таджики. М., 1972, с. 269.[20] Евтюхова Л.А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. — МИА, № 24, 1952, с. 90, рис. 30, 31; Кызласов Л.Р. История Тувы..., с. 30, рис. 5, 1.[21] Кызласов Л.Р. История Тувы..., с. 31, рис. 6.[22] Арсланова Ф.X., Чириков А.А. Каменные изваяния Верхнего Прииртышья. — СА, 1974, №3, с. 227, рис. 59 [5, 9].[23] Плетнёва С.А. Ук.соч., табл. I, 83.[24] Кызласов Л.Р. Таштыкская эпоха. М., 1960, с. 158, рис. 61, 2.[25] Кызласов Л.Р. О назначении..., с. 27-37.[26] Фёдоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью Золотоордынских ханов. М., 1966, с. 191; Плетнёва С.А. Ук.соч., с. 74.
наверх |