главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки

А.Н. Бернштам. Очерк истории гуннов. Л.: ЛГУ. 1951. 256 с.А.Н. Бернштам

Очерк истории гуннов.

// Л.: ЛГУ. 1951. 256 с. (скачать .djvu, полностью, 4,59 Мб)

Постраничная нумерация сносок сохранена в верхнем индексе.

Глава XIII.

Белые гунны (эфталиты) и авары.

 

Белые гунны, или эфталиты, упоминаются в китайских источниках под названием «Хуа» и «Хуадунь» в истории династии Лян (502-556 гг.). Один из их вождей носил имя «Едаилидо»; китайские источники сокращённо называют его «Еда» как и сами племена. При династии Вэй и Чжоу (VI-VII вв.) еда упоминаются в области Хуа, которая была под властью жуаньжуаней. Уже в V в. еда дошли до Ирана, распространив также свою власть, с одной стороны, в Индию, с другой — в Восточный Туркестан (на Кашгар, Карашар, Хотан и т.д.) 1[1] По китайским источникам, еда составляли отдельную ветвь юечжей 2[2]

 

Вот что о них сообщают китайские источники. По одной версии, эфталиты (у китайцев — еда) происходят от юечжей, по другой — от уйгуров (гаогюй). Их первоначальное местообитание было у Алтая. Впоследствии они заняли Среднюю Азию, будучи увлечёнными туда движением уйгурских племён. Ставка их предводителя называлась Бадиянь (Бамиан в Афганистане), и имела в окружности около 10 ли (5 км). Эфталиты были скорей всего шаманистами, хотя при них продолжали существовать местные культы, зороастризм и буддизм. Буддизм они заимствовали от кушанов. С кушанами их роднят (равно как и с массагетами) явления пережитков группового брака. «Братья имеют одну жену. Жена мужа, не имеющего братьев, т.е. одномужняя, носит шляпу с одним углом; многомужняя же умножает число углов по числу братьев, на одеянии нашивает такое же число кистей. Остригают волосы на голове. Язык жителей совершенно отличен от языка жуаньжуаньского, гаогюйского и согдийского».

 

Далее китайская история сообщает, что эфталиты не имеют городов. Это противоречит сообщениям византийских

(183/184)

авторов (Прокопий, Менандр). Последние пишут, что эфталиты — кочевники, разводят лошадей и верблюдов. Весьма важно указание, что власть не передаётся по наследству, а её получает «способнейший из родственников». Судя по сообщениям о формах захоронений, эфталиты знали уже расслоение на бедных и богатых. Первых хоронили в грунтовых могилах, вторых — в каменных склепах. Название эфталит (греческих писателей), по мнению некоторых исследователей, есть соединение термина Хуа с именем их предводителя Еда или Етаилидо, в произношении византийских авторов эфталиты. Так во всяком случае их называли Прокопий, Агафий, Менандр, Феофан, Феофилакт Симокатта, Кедрин и др. Византийские авторы путали (подобно китайцам) имя легендарного предводителя Эфталана с названием племен эфталитов. Упоминаемый ими предводитель Эфталан известен по другим источникам под именем «Кушнаваз», или в древней форме «Кушнавар». С этим именем связан разгром войск сасанидского царя Пероза.

 

Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и персоязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан тюрк. Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) — тедал и тедалтзи 1[3] Маркварт отметил также армянский термин Катиск — кадусии, как одно из названий эфталитов 2[4]

 

Моисей Хоренский, как отмечает Друэн, не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан» 3[5] «Они

(184/185)

(армяне, — А.Б.) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арсакидов».

 

Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты 1[6] Греческие источники употребляют также для названия эфталитов нафтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иешу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов 2[7]

 

Именем «эфталиты» назывались не сами гунны. Из приведённого перечня названий очевидно, что первые отличны от вторых и что название «эфталиты» относилось лишь к части гуннского племенного союза. В описаниях китайских и греческих авторов эфталиты отличаются и от восточных и от западных гуннов. Прокопий прямо указывает на эти отличия и выделяет эфталитов из всей массы гуннских племён не только по антропологическим признакам (эфталиты названы «белыми гуннами»), но и по образу жизни. Есть свидетельства древних авторов (Менандр), что эфталиты живут уже в городах. Однако отмеченный Прокопием образ жизни эфталитов, методы их войны и т.д. указывают на многие черты сходства с кочевыми народами. Указание, что эфталиты живут в городах, связано, как мы покажем ниже, с овладением ими городами Средней Азии и созданием местных политических центров. Справедливо, как нам кажется, мнение И. Маркварта, что под именем «эфталит» следует понимать только правящий род нового политического образования в то время, как этническая масса, составляющая эфталитское государство, была разнообразна. В него входили, по Маркварту, кидариты, кушаны, хиониты, гунны и чоль 3[8] В. Бартольд считал эфталитов иранцами, хионитов — гуннами. С. Толстов предполагает, что эфталиты суть — смесь населения Приаралья с гуннами Семиречья и что эфталиты были тюрками по языку.

 

История эфталитов известна нам благодаря столкновениям их с сасанидским Ираном, которые отразились в разнообразных источниках (византийских, армянских, сирийских, арабских, персидских и других). На основании этих источников

(185/186)

 

Друэн устанавливает следующую хронологию истории эфталитов:

 

420-425 гг. — появление эфталитов в Средней Азии.

427 г. — первая война их с сасанидским Ираном (с Бахрам Гуром).

442-449 гг. — вторая война с Иездегердом II.

450-451 гг. — третья война.

454 г. — четвёртая война.

473 г. — сасанидский царь Пероз пытается заключить с эфталитами союз против Хормизда III.

474-476 гг. — выступления эфталитов совместно с Перозом против Хормизда III.

482-484 гг. — победа эфталитов над Перозом.

484-485 гг. — борьба с Сохраем.

486 г. — выступления эфталитов в союзе с Кавадом.

497-499 гг. — второе выступление Кавада в союзе с эфталитами.

503-513 гг. — борьба Кавада с эфталитами.

556-558 гг. — борьба Хосроя Ануширвана с эфталитами и падение их. под натиском тюрок 1[9]

 

Выступая всё время в качестве силы, направленной против сасанидского Ирана, само эфталитское государство гибнет под ударом тюрок в 567 г.

 

Начиная с 455 г., эфталиты имеют самостоятельную связь с Китаем, обмениваясь с последним посольствами. Проникновение эфталитов в Афганистан и Северную Индию в конце V в. приводит к образованию самостоятельной ветви индийских эфталитов. Эфталиты распространяют свою власть, правда, не надолго, и на Восточный Туркестан и Среднюю Азию.

 

Прежде чем перейти к описанию их военных столкновений с Ираном во времена Кавада, отметим основные даты сношений эфталитов и сасанидского Ирана.

 

Первое столкновение сасанидского Ирана с гуннами-эфталитами произошло при Бахрам V Гуре, сыне Иездегерда (420-438). Сообщая об этом событии, Табари называет эфталитов тюрками. В 427 г. каган эфталитов со значительным войском (по Табари — 250 тысяч) перешёл Оксус у Термеза, разрушил города Хорасана и проник до центра сасанидского царства. Один из подчинённых Бахрам Гура, Мобед, с армией бежал к эфталитам. За большой выкуп каган освободил занятые им районы Ирана и отошел к Мерву. Бахрам; Гуру удалось разбить эфталитов, убить их кагана и взять себе в жены его «хатун» (жена кагана). Вскоре был установлен союз сасанидов и эфталитов. С этим политическим актом П. Лерх связывал тот факт, что Бахрам Гур чеканил

(186/187)

монеты типа бухархудатов, являвшиеся денежной единицей для обращения между Ираном и Средней Азией 1[10]

 

Преемником Бахрам Гура явился Иездегерд II, который царствовал в 438-457 гг. С 442 до 449 гг. Иездегерд ежегодно отправлялся на борьбу с эфталитами. В 442 г. он захватил область Арач; здесь находилась его резиденция — штаб и отсюда он вёл борьбу с эфталитами. Мобед возвратился к Иездегерду после смерти Бахрама и стал его советником.

 

После Иездегерда II, в период Пероза и Кавада, эфталиты спорадически состояли в союзе с сасанидским Ираном. Позднее, в 513 г., Кавад разбил эфталитов, и они попали под влияние тюрок 2[11] Это был самый важный, решающий этап борьбы эфталитов с сасанидским Ираном.

 

Для характеристики белых гуннов или эфталитов (которых Вивьен де-Сен-Мартэн отождествляет с юечжами, до того как их разбили восточные гунны в Восточном Туркестане, а позднее передвинувшиеся в Среднюю Азию и Бактрию), следует привести одно место из Прокопия Кесарийского:

 

«Хотя Эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной с ними области у них нет, ни вблизи от них не живут: но они соседят с Персами на севере, там, где город, называемый Горго, у самой Персидской окраины; тут между ними и Персами часто происходит война за границы. Ибо они не кочевники подобно другим Уннским племенам, но издревле населяют плодоносную страну, посему-то они никогда не нападали на римские земли иначе, как вместе с войском Мидийским. Изо всех Уннов они одни белы телом и не безобразны лицом. Образом жизни они также не похожи на других Уннов и не живут как те, по-скотски, но состоят под управлением одного царя, составляют благоустроенное гражданство, наблюдая между собою и соседями справедливость не хуже Римлян или кого другого. Самые богатые из них приобретают себе друзей, человек, пожалуй, до двадцати и более; друзья всегда обедают вместе с ними, разделяют достаток, имея на него общее с ними право. Когда же тот, кто приобрёл друзей, умрет, то по закону, и они должны быть положены в гроб вместе с ним живые[»3[12]

(187/188)

 

По описанию Прокопия у эфталитов имели место отношения, характерные для раннеклассового общества, в котором военачальник, окружённый своей дружиной, живёт ещё в первобытно-общинных условиях. Указание на положение в гроб после смерти «друзей его», вероятно, вызвано обычаем захоронения рабов вместе с их владельцем, встречающимся в более древнее время, например, у скифов.

 

По армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасанидским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушанским», «царь Кушнавар»). Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом» 1[13]

 

Моисей Каганкатуйский (автор X в.), Иоанн Католикос (X в.), Киракос Гандзакский (ХIII в.), Вардан Барцрбердаци (XIII в.) единодушно отмечают, что Пероз «свой народ угнетал сильно», что «господь поднял на него народ эфтальский» и что «всё войско персидское, вельможи и сам царь со всеми детьми своими погибли в последней битве своей с ними». [14]

 

Таким образом, эфталитское нашествие, отвлекшее силы Ирана от Кавказа, рассматривается армянскими историками как благо, принёсшее освобождение армянскому народу.

 

Чрезвычайно характерно, что нападение белых гуннов на сасанидский Иран происходило в то время, когда внутри него, как следует понимать армянские тексты, достигла наивысшего подъёма борьба угнетённых народов. Эфталитское движение по своим результатам было освободительным для народов, закабалённых сасанидской Персией. Из этого можно сделать вывод о «варварском» строе белых гуннов и прогрессивном характере их движения против сасанидского Ирана.

 

Как известно, непосредственным продолжением восстаний, возникших при Перозе и связанных с эфталитским движением, является движение маздакитов, выдвигавших лозунги восстановления первобытно-общинных порядков (в частности известен их лозунг об общности жён) 3[15] Их поддержал царь Кавад, младший сын Пероза. По свидетельству Прокопия,

(188/189)

«это многим не понравилось», причём по контексту под словом «многим» надо понимать: большинству персидской знати 1[16]

 

Кавад был заключён в «замок забвения» 2[17] из которого ему удалось бежать, и он продолжал поддерживать движение эфталитов и маздакитов. Каваду удалось взять Ктезифон и Амиду, причём он «запретил персам убивать жителей, но позволил грабить их имущество и обращать их самих в невольников, приказав отобрать для себя отличнейших из них» 3[18] Судя по приведённому свидетельству источника, обращение покорённых в рабство было одним из способов удовлетворения восставших.

 

Убийство представителей сасанидской династии характерно для первого периода восстания, и в этот первый период союзниками Кавада являлись эфталиты. Не случайно историк называет «варварами» иранцев (войска Кавада), «ведших войну с римлянами» 4[19] При дальнейшем продвижении «римляне», т.е. византийцы, столкнулись с «восемьюстами эфталитов, представлявших передовой отряд персидского войска» 5[20] В дальнейшем Кавад пытался изменить характер движения, и перешёл на сторону господствующего класса Ирана, Это привело к конфликту с гуннами, составлявшими часть иранского войска, вместе с которым он вёл «в северных областях своего государства... долговременную войну» 6[21]

 

История взаимоотношений с сасанидским Ираном, особенно во времена Кавада, наглядно рисует «варварский» характер эфталитского государства, во многом сходный с социальной сущностью и прогрессивной ролью восточных и западных гуннов. Эфталитское общество было проявлением «варваризации» среднеазиатских племён после распада кушанского государства. Справедливо С. Толстов пишет, что «выступление эфталитов составляет одно из звеньев широкого наступления варварских племён на доживающий последние столетия рабовладельческий мир» 7[22] Не менее важна роль эфталитов в

(189/190)

этногенезе, как связующего звена восточноевропейских племён с центральноазиатскими.

 

Надо отметить, что район обитания эфталитов в Приаралье издавна был населён различными племенами. Возможно, что дальнейшие исследования, в частности археологические раскопки, дадут материал, достаточный для ответа на вопрос о том, когда и от кого произошли эфталиты. Происхождение городищ этого района С.П. Толстов связывает с массагетами.

 

Эфталитское общество, павшее под напором тюрок в 567 г., интересно в том отношении, что оно, вероятно, ассимилировалось с остатками гуннских кочевников, откатившихся с Ирнахом и Денгизихом от Византии в Среднюю Азию. В собственном имени одного из их предводителей, как мы указали выше, следует видеть отражение скрещённого названия двух племенных образований, местного — кушан и пришлого — авар. Мы имеем в виду имя Кушнавар. Кушнавар, конечно, не собственное имя, а соединение племенных названий: кушан+авар.

 

По предположению древних авторов, и Эфталан был царём, который дал своё имя народу; на самом же деле в обоих случаях собственное имя вождя племени скорее возникло из племенного названия. Оба «собственных» имени, надо полагать, — племенные названия, причём первое из них — скрещённое.

 

На скрещение эфталитов с аварами указывают и сообщения китайцев, которые заявляют, что «Еда считается сильным государством и находится в брачном родстве с жужанцами» (т.е. аварами, — А.Б.). Таким образом, наш анализ термина Кушнавар, взятого из византийских и армянских источников, подтверждается и сообщением независимых от них китайских источников. Можно предполагать, что в среде эфталито-кушанского общества пережитки гуннского племенного союза продолжали своё существование 1[23] Надо только учесть, что объединение аваров с кушанами, несомненно, наложило определённый отпечаток на их племенное название.

 

Резюмируя наши соображения о происхождении эфталитов, можно сказать следующее.

 

Эфталиты являются частью кушанских (юечжийских) племён, в свою очередь связанных, как показал С. Толстов, с мас-

(190/191)

сагето-аланским союзом, вошедшим в контакт с гуннскими племенами Средней Азии. Политический подъём эфталитов был обязан откочевавшим в Закаспий гуннским племенам Ирнаха, Включение в среду гуннского союза осколков разбитого жужанского союза даёт новое этническое имя кочевникам — «авар», сменяющее имя «гунн». Союз гунно-аварских племён с остатками кушанского союза в Средней Азии образует на краткий отрезок времени политическую коалицию кочевников, принявших на себя имя одного из кушанских племён — «эфталит», в другом случае скрещённое имя своих предшественников «кушнавар», в третьем по сходству с предшественниками их именуют «гуннами», отличая эпитетом «белые». Естественно, что в коалиции имели место и новые явления в социально-экономическом строе — бóльшая, например, осёдлость, связанная с распадением древних форм кочевого быта.

 

В этом свете следует отметить плодотворную гипотезу С.П. Толстова о том, что в серии «болотных городищ» нижней Сыр-дарьи и Приаралья имеются гунно-эфталитские поселения, впоследствии города гузов 1[24] Находя возможным искать происхождение эфталитов на местной почве, С.П. Толстов не отрицает и факта связанности их с восточными элементами, в частности характеризующейся монгольским языковым вкладом 2[25]

 

Однако этот монгольский вклад, датируемый скорее всего V-VI вв., — лишь добавление к местной этнической среде, восходящей к массагетской древности, а не изначальная этническая масса.

 

Не исключена возможность, как мы уже указали, что смена имени жужан, на авар и его дериваты — вархуни, кермихионы — произошла в этих районах Сыр-дарьи и Приаралья. Здесь восточные жужанские этнические элементы попали в орбиту влияния «гуннов поселений», где приняли свои имена-прозвища. Несомненно, что аварский каганат возникает в явной связи с этническими массивами Средней Азии и Восточной Европы и его сложный состав отмечается двухэлементными именами племенных союзов этого времени 3[26]

 


 

[1] 1 Историю эфталитов за пределами Средней Азии мы здесь опускаем.

[2] 2 Бичурин, ч. 3, стр. 177 сл.

[3] 1 О белых гуннах, или эфталитах, см.: Drouin. Mémoires sur les Huns Ephtalites dans leurs rapports avec les rois Perses Sassanides. Museon, 1895, стр. 73-84. 141-161, 232-247, 277-288; здесь же литература вопроса См. также: Ed. Chavannes. Document sur les Turcs occidentaux — Сборник трудов Орхонской экспедиции, VI, стр 221; о сасанидском Иране и эфталитах см.: Th. Nöldeke. Aufsätze zur Persischen Geschichte, Leipzig 1887. — E. Parker. The Ephtalits Turks. Asiatic Quarterly Review. July, 1902. — J. Marquart u. J.J.M. Grооt. Das Reich Zabul und der Gott Žun vom 6-9 Jahrhundert, Festschrift Eduard Sachau zum Siebzigsten Geburtstage. Berlin, 1915, стр. 254 сл. Обстоятельный очерк об эфталитах см.: К.В. Тревер, История народов Узбекистана, т. I, Ташкент, 1950, стр. 125-136. К.В. Тревер в основном развивает концепцию С. Толстова, изложенную им в: ИС, ч. III-IV; а также в трудах: Древний Хорезм. М., 1948, стр. 276 сл. — По следам древнехорезмийской цивилизации. М., 1948, стр. 209 сл.

[4] 2 Marquart u. Groot, ук. соч., стр. 244.

[5] 3 Drouin, Museon, 1895, стр. 78.

[6] 1 С. Толстов связывает имя «кидарит» с названием города Кердер на нижней Сыр-дарье. См. его: Древний Хорезм. М., 1948, стр. 277.

[7] 2 Н. Пигулевская. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941, стр. 47 сл.

[8] 3 См.: J. Marquart. Wehrot und Arang, Leiden, 1938, стр. 45 сл.

[9] 1 Иную интерпретацию событий см.: J. Marquart. Eransahr nach Geographie des Ps. Moses Xorenacii. Berlin, 1901. См. Christensen. L’Iran sous les sasanides, Copenhague, 1936. Ср. R. Ghirshman, Les Chionites — Hephtalites (Mémoires de la Délégation Archéologique Française en Afghanistan, т. XIII), Le Caire, 1948.

[10] 1 П. Лерх. Монеты бухархудатов. ТВО, XVIII.

[11] 2 Мы опускаем здесь рассмотрение истории эфталитов за пределами Средней Азии в Индии и Восточном Туркестане, отсылая к упомянутой работе С. Толстова в: ИС, ч. III-IV. Ср. нашу статью: Проблемы истории Восточного Туркестана. ВДИ, 2, 1947.

[12] 3 Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами, вандалами и готфами, гл. III, пер. С. Дестуниса, комментарий Г. Дестуниса. Записки Историко-филологического факультета СПб. университета, 1876, ч. 1, стр. 20-25.

[13] 1 К. Патканов. Опыт истории династии сасанидов. СПб., 1873, стр. 42, сообщение Лазаря Парпского.

[14] 2 Там же, стр. 44. [позиция сноски в книге не указана]

[15] 3 Там же, стр. 48. См. также: Th. Nöldеkе. Geschichte Perser und Araber zur Zeit der Sassaniden aus der arabischen Chronik des Tabari. Leyden, 1879. — Он же, Ueber Mazdak und die Mazdakiten, там же, стр. 455 сл. — H. Пигулевская. Маздакитское движение. Изв. ОИФ, 1944.

[16] 1 Прокопий, ук. соч., стр. 49. С. Толстов. Древний Хорезм, стр. 278. Комментатор перевода Г. Дестунис указывает, что обычный перевод «это так не понравилось народу» не следует ни из текста, ни из фактического хода событий. Г. Дестунис считает, что восстал отнюдь не весь народ, а «персидские вельможи», которые решили судьбу Кавада. (Там же, прим. 2).

[17] 2 В «замок забвения» заключали знатных особ, и их имена даже нельзя было упоминать.

[18] 3 Прокопий, ук. соч., стр. 84.

[19] 4 Там же, стр. 97.

[20] 5 Там же, стр. 100.

[21] 6 Там же, стр. 101.

[22] 7 С. Толстов. По следам..., стр.. 215.

[23] 1 Об этом см. J. Marquaгt. Über Volkstum der Komanen. Abhandl. Gesell, d. Wissensch. zu Göttingen. Neue Folge, XIII, вып. 1, Berlin, 1911, стр. 74. См. также его замечание о том, что «Государство эфталитов — часть государства большой Кушанской империи» (там же, стр. 70). П. Пелльо склонен связывать племенные термины гуннов западных источников типа Hunac с гуннами-аварами. См.: Р. Реlliоt. А propos des Comans. JA, 1920, апрель-июнь, стр. 16-17.

[24] 1 Города гузов. СЭ, вып. 3, 1947. — Древний Хорезм, стр. 276. — По следам..., стр. 209 сл.

[25] 2 Ср.: С. Толстов. Города гузов, стр. 81.

[26] 3 См. далее прил. 3, стр. 224.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / оглавление книги / обновления библиотеки