главная страница / библиотека / обновления библиотеки
A.M. БеленицкийКонь в культах и идеологических представлениях
|
|
|
Рис. 1. Изображения коней и «солнечных» колесниц.1 — оттиск печати на глиняной булле (древний Пенджикент), 2 — обуглившееся резное дерево (древний Пенджикент), 3 — оттиск печати на глиняной булле (Ак-тепе); 4 — оттиск геммы (Ташкент, Музей истории УзССР); 5 — бронзовая бляха (Ордос).(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Изображения коней.1 — золотая диадема из Каргалы (деталь, Казахстан); 2 — гемма из Нисы (Южный Туркменистан); 3 — оттиск штампа на керамическом сосуде (Беграм, Афганистан), 4-6 — прорисовка стенной живописи (древний Пенджикент).(Открыть Рис. 2 в новом окне) |
много аргамаков, которые якобы имеют кровавый пот и происходят от породы небесных лошадей. [16] Название Давань и сообщение о даванских небесных лошадях связывают с Ферганой. А.Н. Бернштам, посвятивший специальный экскурс этой породе ферганских лошадей, сопоставил с ними наскальные изображения группы коней в местности Араван, [17] а Ю.А. Заднепровский — недавно открытые наскальные изображения коней в местности Курис-Тау. [18] Миф о ферганских небесных конях неоднократно упоминался в работах историков.
Однако, по мнению Э.Г. Пуллейбланка, Давань является китайской поздней передачей термина То-хар. Таким образом, речь может идти о тохарской (или тохаристанской) породе коней. Именно с этой породой коней связан целый клубок достоверных исторических преданий и легенд, в котором переплелись культ коня со сведениями о реально существовавшей породе лошадей.
В связи с сообщениями о небесных конях Э.Г. Пуллейбланк приводит мнение английского учёного Уайли о том, что кони светло-золотистой масти, найденные в Пазырыкских склепах, принадлежат к породе тохаристанских небесных коней, а сами погребённые в курганах были тохарами. [19] Синонимом названия тохары признается известный термин «юечжи», который был применён С.И. Руденко для населения, оставившего курганы Пазырыка. [20]
Добавочные интересные для нас сведения из китайских источников приводит китаист Шафер. [21]
Характерно, что согдийское слово «черпад» — четырёхногий — вошло в обиход китайского языка, и этим словом обозначали коней, которых покупали в Средней Азии для танских императоров. Сведения об особо замечательной породе коней Тохаристана имеются и в арабских сочинениях. Эти сведения приведены нами в специальной статье о хутталянской (одна из областей Тохаристана) породе лошадей, пользовавшейся большой славой в первые века мусульманской эры. [22]
С мифом о небесных конях связано представление о крылатом коне, популярном образе в фольклоре осёдлых и кочевых народов Средней Азии. Так, в героическом эпосе узбеков в судьбах и похождениях героев большую роль играет крылатый конь — Тульпар. В полёте он преодолевает высокие горы, достигает облаков. [23] Крылатые кони выступают в легендах, записанных в Хорезме. [24] В эпосе бурятов кони героев всегда спускаются с неба. В алтайском эпосе говорится: «Не я благословляю тебя, а конь на небе». [25]
Культ коня был тесно связан с культом огня. На замечательных серебряных блюдах из Грузии конь изображён у алтаря огня. [26] В одном сообщении, относящемся ко времени арабского завоевания, описывается храм в Кобадиане (Южный Таджикистан): «В здании (храма)... находились малые и большие алтари огня и бронзовый конь небольшого размера. Жители считали его сошедшим с неба. Он изображён в состоянии движения в поднятыми передними ногами, как бы обращёнными к богу... В день нового года конь золотистой масти выходит из реки и приближается к бронзовому. Когда последний откликается на его ржание, он возвращается снова в воду». [27] Дальше рассказывается, что когда арабы прибыли к этому святилищу, чтобы его уничтожить, то внезапно оттуда вырвался огонь, который сжёг прибывших воинов.
Вполне определённо устанавливается связь коня с водной стихией в греческой мифологии в образе божества океана Посейдона. [28] Считалось, что некогда он был конём, его величали «владыкой коней». Связь коня с морем прослеживается в индийской мифологии. Так, белый конь Индры Уччайхшраваса, согласно Махабхарате, появляется из моря. [29] В Китае эта связь выражена в образе коня-дракона. Сюань-Цзян сообщает, что перед одним из храмов города Кучи находилось «озеро драконов». Драконы, «изменяя свой облик (т.е. превращаясь в коней), соединяются с кобылами. Их потомство — порода диких коней — кони-драконы. Это трудная для приручения, свирепая порода коней. Однако потомки этих коней-драконов становятся послушными». По преданию, одна из пород коней, которую разводили на побережье так называемого Западного моря (т.е. Аральского или Каспийского), произошла от соединения живших в море драконов с местными кобылами. [30]
В фольклоре и этнографии как среднеазиатских, так и других народов, имевших развитое коневодство, широко распространено представление
о связи коня с водоёмами. Так, например, крылатый конь армянского эпического героя Давида Сасунского был добыт на дне морском. [31] Г.П. Снесарев приводит ряд этнографических сообщений о связи крылатого коня с водной стихией у населения Хорезма. Аспи-оби — сказочный персонаж — фигурирует повсеместно в Средней Азии. [32] В алтайской эпической поэме «Маадай-кара» говорится о тёмно-гнедом коне героя, созданном «духом воды». [33] Весьма важным показателем популярности представления о «водном коне» является знакомство с этим образом в фольклоре народностей Северной Сибири, не знающих ныне коневодства. По данным С.В. Иванова, конь наряду с медведем считается помощником «хозяйки воды». [34]
Идею о связи коня с водной стихией выразительно передаёт образ гиппокампа, известный в античном искусстве. Из Греции это гибридное существо проникло в искусство коневодческих племён далеко на восток. Изображения гиппокампов часты среди находок в скифских курганах. С.В. Киселёв приводит изображения гиппокампов на зеркалах из Алтая (Берельский курган) и Китая. Своим происхождением этот сюжет, по мнению С.В. Киселёва, обязан искусству Греко-Бактрии. [35] Изображение гиппокампа имеется среди хорезмийских находок, [36] на памятниках искусства Пенджикента (рис. 2, 4).
Магическая роль коня нашла выражение в интересном изобразительном сюжете, а именно в борьбе коней между собой. Этот мотив известен по золотым и бронзовым пряжкам из Сибирской коллекции и из Ордоса, где эта сцена изображена с большой экспрессией (рис. 1, 5).
В Средней Азии и Афганистане этот же мотив, но менее динамично, представлен в мелкой пластике и прикладном искусстве (рис. 1; 2, 3). В авестийском тексте — гимне, посвящённом звезде Тиштрии (Сириус), появление которой знаменует собой начало дождей, начало сезона дождей рисуется как борьба и победа белой лошади (звезды Тиштрии) над чёрной лошадью (символом засухи). Эта мифологическая картина относится к глубокой древности, но встреченное в раннесредневековом источнике сообщение о почитаемом в Средней Азии божестве Дэси, с которым идентифицируется звезда Тиштрия, быть может, свидетельствует о длительной живучести древних представлений, восходящих к авестийскому мифу. [37]
Весьма интересен сохранившийся на согдийском языке текст, описывающий способ магического вызывания дождя, для чего наряду с другими операциями «следует вырезать из бруска белого сандала, (как) верблюд борется с верблюдом, конь с конём, осёл с ослом, бык с быком». [38] Арабский географ Ибн-Хаукаль приводит сообщение об изображениях животных на площадях Самарканда. В переводе В.В. Бартольда оно звучит так: «Из кипариса вырезаны удивительные изображения лошадей, быков, верблюдов и диких коз, они стоят одно против другого, будто осматривают друг друга и хотят вступить в бой или в состязание». [39] Хорошо известно, что реальная борьба животных с магической целью — распространённый обычай, засвидетельствованный и письменными источниками, и в этнографических материалах. Так, о жителях Кучи Тан-шу сообщает: «В новый год семь дней увеселяют боем баранов, лошадей, верблюдов, чтобы по их драке угадать урожаен или неурожаен будет год». [40]
Об устройстве боёв животных в Средней Азии (горные районы) и специально коней-жеребцов в Дарвазе сообщает М.С. Андреев. [41]
Советские археологи, исследующие памятники древности кочевнических, коневодческих племён, называют нередко религию этих племён шаманизмом.
Большой интерес в данном аспекте представляют наблюдения над костными остатками коней, находимыми в могилах. В.И. Цалкин отметил, что у некоторых лошадей в скифских захоронениях обнаруживается
определённая органическая ненормальность — например, лишний зуб или позвонок, а также явная хромоногость. Такие кони не были пригодны для нормального использования. С аналогичными дефектными особями коней С. Бокони столкнулся при исследовании скелетов лошадей в аварских захоронениях Венгрии. Для объяснения причины помещения таких коней вместе с покойниками были выдвинуты два соображения. Во-первых, эти кони могли быть при жизни особенно ценны для владельца, и поэтому предназначались в качестве спутников в загробный мир.
Другое объяснение, более обоснованное, С. Бокони находит в этнографических и фольклорных материалах. Бокони особо подчёркивает пристрастие сказочного фольклора к неполноценным, дефектным коням, волшебные свойства которых помогают герою достичь желанного. Знаменитая сказка о коньке-горбунке является одним из многих таких сказочных сюжетов. [42] Достаточно убедительны данные о роли коня и в шаманизме. Так, например, хотя угры Северного Урала давно не разводят коней, они сохранили память о коне в религии, фольклоре и изобразительном искусстве, и в частности в шаманском ритуале. [43] Аналогичные сведения приводит и Л.П. Потапов о кумандинцах Северного Алтая, ныне утерявших навыки коневодства. [44]
Значение коня в идеологии нашло глубокое отражение в сфере социальных отношений. Конь очень рано становится прерогативой господствующих слоёв древних племён, символом и знаком их социального престижа, их привилегий. [45] И.В. Пьянков указал на культовую связь коня с представлениями о святости царской власти в ахеменидской Персии. [46] Знаменателен рассказ Геродота о роли коня в избрании царём Дария. Претенденты на царский престол после подавления восстания Лжебардия решили передать царскую корону тому, чей конь поутру заржёт первым. Чрезвычайно интересной аналогией этому рассказу Геродота может служить записанный у манси мифический рассказ о божестве Нуми Торуме. У этого божества было семь сыновей, которые между собой не ладили. Отец собрал их и сказал: «Приезжайте завтра ко мне, и кто первый привяжет своего коня к серебряному столбу, стоящему у моего дома, тот будет старшим не только над людьми, но и над своими братьями». [47] Характерное выражение нашло представление о социальном престиже, связанном с конём, в Китае при Танской династии. Указом одного из императоров было запрещено торговцам и ремесленникам ездить верхом на конях. [48]
Значение коня в сфере социальных отношений нашло выражение в археологическом материале. Конские гекатомбы, сопровождающие захоронения скифских «царей», хорошо известны. Упомянем последний в советской археологической практике поразительный пример такой грандиозной гекатомбы — Аржан. С.И. Руденко в количестве лошадей, захороненных вместе с покойником, видел едва ли не главный признак социального ранга последнего. Конское погребение в качестве признака «социального престижа», принадлежности погребённого к «верхушке племени» не вызывает сомнения. Отметим, что в этом же плане интерпретируется и конский убор, богатство и пышность которого должен был служить в первую очередь целям социального престижа владельца. На эту сторону значения конского убора давно обратил внимание М.И. Ростовцев. Аналогичное наблюдение сделал недавно А.П. Окладников, специально указавший на значение кисти в конском уборе в качестве признака высокого социального ранга. [49] Социальное значение конской сбруи ярко отражено в фигурах аристократов-всадников на памятниках искусства раннесредневековой Средней Азии (рис. 2, 5).
Наконец, отметим, что изображение коня появляется и в качестве украшения царского трона, становясь одним из атрибутов царского достоинства. О троне царя эфталитов в Забуле с подножиями в виде коня сообщается в записках Сюань-Цзяна. И далеко не случайно, что изобра-
жения такого трона мы находим среди памятников искусства Ирана, Афганистана и Средней Азии (рис. 2, 6). По мнению С.П. Толстова, схема такого трона положена в основу ряда царских тамг: «Чтение семантики хорезмийских, боспорских и родственных им тамг сармато-массагетских династов первых веков н. э. может быть дано с достаточной определённостью ... Исходной является ... схематизированное изображение женской фигуры... со слившимися с ней двумя протомами коней, повёрнутых головами в стороны. Прекрасный образец этой композиции в виде миниатюрной бронзовой фигурки женщины, сидящей на соединённых протомах коней, найден в Армении». [50] Эта же схема сохранилась в предметах прикладного искусства как древности, так и недавнего времени. Но этот сюжет заслужил бы специального разбора.
Итак, связанные с конём различные идеологические представления распространились в древности и в средневековье на чрезвычайно обширной территории. Археологи склонны усматривать или искать в этом разнообразии, особенно в обрядах, в первую очередь отражение различных этнических общностей. Мы постарались показать, что значение образа коня было полисемантическим у разных народов зоны евразийских степей и Средней Азии.