главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Л.Л. БарковаФантастические звери на татуировках алтайского вождя.// 250 историй про Эрмитаж: «Собранье пёстрых глав...». В 5 книгах. Книга третья. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2014. С. 98-101.
Когда речь заходит о мумиях, большинству людей приходят на ум египетские пирамиды, загадки древних гробниц, сфинксы и величественные сооружения Древнего Египта. Однако мумии и связанные с ними неразгаданные тайны есть и в других древних культурах, например, в алтайских курганах скифского времени.
Исследование на Алтае Туэктинских, Башадарских и Пазырыкских могильников, принадлежащих культуре ранних кочевников, дало уникальные материалы и стало подлинным открытием, имеющим мировое значение.
Второй Пазырыкский курган (V-IV вв. до н.э.) был исследован в 1947-1948 гг., вскоре после окончания Великой Отечественной войны. Несмотря на тяжёлые послевоенные годы, научные археологические раскопки в СССР не прекратились. Курган был исследован Горно-Алтайской археологической экспедицией Института истории материальной культуры АН СССР (тогда ЛО ИИМК, ныне ИИМК) при участии (в 1948 г.) Государственного Эрмитажа под руководством С.И. Руденко. [1] Раскопки могильника, обнаруженного ещё в 1920-е гг., были продолжены после войны, когда С.И. Руденко после долгих лет перерыва смог вернуться к археологической работе. Именно тогда он занялся изучением культуры ранних кочевников скифского времени V-III вв. до н.э. [2] Здесь он впервые столкнулся с алтайским феноменом — подкурганной мерзлотой. Мерзлота образуется вследствие того, что влага, питающая почвы Алтая, при постоянно низких температурах воздуха и резко континентальном климате превращается в лёд. В случае с подкурганной мерзлотой сама конструкция погребального сооружения (каменная наброска поверх земляной насыпи, глубокая могильная яма) способствовала глубокому промерзанию земли. [3] Сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты невиданные прежде замечательные древние предметы из дерева, войлока, тканей и кожи, мумии людей и сопровождающих их коней получили всемирную известность и составили уникальную археологическую коллекцию Эрмитажа.
Среди множества находок, поступивших в Эрмитаж в конце 1940-х гг. и выставленных на постоянной экспозиции, особо привлекала внимание татуировка с тела вождя из Второго Пазырыкского кургана, изображающая фантастических животных в скифо-сибирском зверином стиле. Этот фрагмент с правого плеча погребённого мужчины представлял, однако, лишь часть сложной композиции, некогда покрывавшей всё его тело — руки от кистей до плеч, ноги от лодыжек до бёдер, отчасти грудь и спину пазырыкского вождя. Имеющиеся изображения были обнаружены и зарисованы вскоре после раскопок и объединены в графическую реконструкцию. [4]
Мумифицированное тело мужчины после завершения раскопок было оставлено на месте из-за невозможности транспортировки. Лишь на следующий год его доставили в Ленинград. Так как мумия была в плохом состоянии, для изучения и спасения хотя бы отдельных фрагментов было принято решение её препарировать. Об осуществлении этой процедуры сохранились архивные документы. [5] Как сообщает запись, мумию погрузили в соляной раствор, где она находилась со 2 по 16 сентября 1948 г. Затем к работе в присутствии сотрудников Горно-Алтайской экспедиции Н.В. Исаченко и А.А. Гавриловой приступил препаратор Зоологического института АН СССР М.А. Заславский. Ему пришлось снять отдельные, лучше сохранившиеся фрагменты кожи. На некоторых из них имелись татуированные рисунки, изображающие фантастических животных, выполненные с удивительным мастерством. Одновременно изучались и способы мумификации у древних алтайцев: на голенях и бёдрах были хорошо видны разрезы глубиной до 1,5 см, сделанные для бальзамирования.
Татуировка на плече и голова пазырыкского вождя всегда были представлены в экспозиции, тогда как остальные фрагменты мумии находятся в фондах. Но музейные коллекции порой таят в себе скрытую информацию, которая спустя какое-то время неожиданно обнаруживается. Часто для того, чтобы предметы «заговорили», требуется использование естественнонаучных методов исследования. Так было и на этот раз. В результате фотографирования в инфракрасных лучах мумии из более позднего Оглахтинского могильника, раскопанного в Минусинской котловине, на ней были чётко прочитаны татуировки. Этот способ исследования с его возможностями побудили вновь обратить внимание и на пазырыкские мумии (женская из Второго и мужская и женская из Пятого Пазырыкских курганов). Напомним, что кожа этих мумий тёмно-коричневого цвета, и никаких признаков рисунков на ней не видно даже при самом тщательном осмотре. В конце октября 2004 г. были проведены съёмки пазырыкских мумий в инфракрасных лучах, и результаты превзошли все ожидания: на всех мумиях имелись татуированные рисунки. [6] Но впереди нас ждали новые открытия.
В последующие годы мы стали более внимательно рассматривать сохранившиеся невыразительные куски кожи от мумии. Так, в 2013 г. смятый и разорванный фрагмент был расправлен и подклеен реставратором Е.А. Чеховой, и мы увидели на нём очертания фигуры копытного с неясными размытыми контурами. Затем на помощь, уже в который раз, пришёл научный сотрудник Отдела научно-технической экспертизы С.В. Хаврин, проведя съёмку в инфракрасных лучах. В результате фотографирования удалось увидеть новый татуированный рисунок размером 18×8 см, изображающий фантастического зверя с телом травоядного животного, головой хищной птицы и большим серповидной формы рогом
с поперечными валиками, напоминающим рог горного козла. Этот монстр наделен ещё и вторым рогом, от извилистого ствола которого отходят изогнутые отростки, завершающиеся птичьими головками. Мастер подробно проработал голову и морду животного с мощным изогнутым клювом. Сильное тело очерчено плавной линией, его задняя часть перевёрнута так, что задние ноги выброшены вверх, а передние согнуты. Эта стилистическая особенность присуща памятникам древнеалтайского искусства. Мастер-татуировщик был хорошим художником и использовал в трактовке образа зверя графические средства: чёткая контурная линия сочетается с силуэтными деталями: сплошное зачернение рогов, клюва, шеи и ног усиливают выразительность рисунка.
Удалось установить, что это изображение украшало левую ногу мужчины в области голени с левой наружной стороны. Рисунок аналогичного фантастического существа имеется также на плече женской мумии с Укока из раскопок новосибирских археологов. [7]
Невольно возникает вопрос: что означают татуировки на телах древних алтайцев? По мнению С.И. Руденко, татуировка вождя из Второго Пазырыкского кургана являлась символом его высокого социального статуса. Однако открытие за последние годы новых мумий с татуировками опровергло это мнение: женская мумия из раскопок новосибирских археологов на Укоке (Алтай, раскопки Н.В. Полосьмак, могильник Ак-Алаха-3, 1993 г.) относилась к среднему социальному слою, [8] а мумия молодого мужчины из кургана Верх-Кальджин II (Алтай, раскопки В.И. Молодина 1995 г.) принадлежала представителю рядовой части общества. [9] Другие учёные полагали, что в татуировках нашли отражение космогонические представления древних. Некоторые видели в татуированных рисунках знак, обозначающий принадлежность человека к определённому роду. [10]
В истории известны разные функции татуировок в различных обществах. Например, в Древней Греции нанесение на лицо татуированного рисунка означало приговор человека к рабству. В Риме татуировали гладиаторов, ставя знак-клеймо — символ зависимости. [11] Известно, что в некоторых культурах. татуировка наносилась в медицинских целях в качестве средства, снимающего боли. На спине мужчины из Второго Пазырыкского кургана вдоль позвоночника наколоты точки, предназначенные, возможно, для снятия местных болей. [12] Смысловое содержание изображения фантастического зверя на мумии из Второго Пазырыкского кургана пока не поддаётся расшифровке. Звериные образы скифо-сибирского искусства, очевидно, имели символическое значение. Изображая тигра, древние кочевники подчёркивали соответствующие визуальные характеристики, свойственные свирепым и сильным хищникам. Возможно, татуировка в виде тигра на плече вождя из Пятого Пазырыкского кургана могла олицетворять силу, мощь и смелость зверя. Качества, присущие животным, как бы переносились на самого человека.
По мнению Н.В. Полосьмак, алтайские татуировки связаны со сложной системой мировоззрения древних кочевников, и подобное изображение можно рассматривать как своего рода помощника при переходе человека в «иной» мир. [13]
[1] Судьба этого выдающегося учёного, обладавшего широким кругозором и поистине энциклопедическими знаниями во многих областях науки, сложилась драматично: он был необоснованно репрессирован. В 1930 г. его арестовали по так называемому академическому делу и осудили на 10 лет исправительно-трудовых лагерей. Сергей Иванович Руденко провёл четыре года на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Отлучённый от любимых этнографии, антропологии и археологии он не сдался и продолжал заниматься наукой, но в другой области знаний — гидрологии. После досрочного освобождения в 1934 г. С.И. Руденко возглавил одну из групп гидрологии и водного хозяйства в системе Белбалткомбината НКВД. В 1938 г. он перешёл на работу в Гидрологический институт, где в 1944 г. ему была присуждена степень доктора технических наук без защиты кандидатской диссертации. В годы войны Сергей Иванович был назначен начальником Гидрометслужбы Ленинградского фронта. В его обязанности входило составление прогнозов ледового режима Дороги Жизни на Ладожском озере. В 1942 г. в блокадном Ленинграде он одновременно был принят на работу в Институт истории материальной культуры и в Институт этнографии АН СССР, где успешно трудился многие годы.[2] Долуханов П.И. Памяти С.И. Руденко // Советская археология. 1970. №2.[3] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.; Л., 1953. С. 11.[4] Там же. С. 136-139. Рис. 80-83.[5] Архив ИИМК РАН. Ф. 35. Оп. 1948 г. Ед. хр. 61.[6] Баркова Л.Л., Панкова С.В. Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов (новые материалы) // Археология, этнография, антропология Евразии. Новосибирск, 2005. №2 (22). С. 48-59.[7] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. Новосибирск, 2001. Рис. 1, 2.[8] Полосьмак Н.В. Татуировка у пазырыкцев // Археология, этнография и антропология Евразии. Новосибирск, 2000. №4 (4). С. 95.[9] Молодин В.И. Культурно-историческая характеристика погребального комплекса кургана №3 памятника Верх-Кальджин II // Феномен алтайских мумий. Новосибирск, 2000. С. 86.[10] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. С. 236.[11] Mayor A. People illustrated // Archaeology. 1999. March-April. P. 54.[12] Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. С. 138.[13] Полосьмак Н.В. Всадники Укока. С. 235.
наверх |