главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
М.И. АртамоновИстория хазар.// Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.Под редакцией и с примечаниями Л.Н. Гумилёва.5. Авары.
Огромная держава тюркютов (Ту-кю), охватившая почти весь кочевой мир Евразии и ряд областей с осёдлым населением, представляла собой одну из недолговечных империй, созданных путём завоеваний. Со времени появления кочевого скотоводства такие империи возникали одна на развалинах другой, но ни одна из предшествующих не достигла столь большой величины, как созданная в короткое время алтайским племенем ту-кю.
Тюркоязычные народы, несомненно, существовали с глубокой древности. Они назывались «хунну», «гаогюй», «теле» и другими именами, но эти названия не обнимали всех говорящих на тюркских языках. Только с возникновением обширного Тюркютского каганата, охватившего, если не все, то подавляющее большинство тюркоязычного населения, термин «тюрк» приобрел широкое этническое значение. Первоначально это было частное название небольшого племени на Алтае [1] находившегося под властью монгольских кочевников жужаней. Особое значение этого племени заключалось в том, что оно добывало и, очевидно, обрабатывало железо, снабжая им жужанскую орду.
Правящая династия этого племени из рода Ашина (волк), судя по её названию, была монгольского происхождения. [2] Монгольскими же являются и некоторые титулы и звания, распространённые среди тюрок, такие, как: тархан, багадур.
По данным китайской летописи Суй-шу, род (дом) Ашина образовался из смешения разных родов, кочевавших в Пхин-лян (западная часть Шэньси). В 439 г. Ашина с 500 семействами бежал к жужаням и, поселившись на южной стороне Алтайских гор, добывал для них железо. [3] Оказавшись в тюркоязычной среде, кучка монголов быстро отюречилась, но зато благодаря своей более высокой культуре и организованности заняла руководящее положение среди туземцев и стала во главе племени, которое получило название ту-кю (тюркют) *. [ Прим. Л.Н. Гумилёва: * Так называли тюрок жужани, но значение термина «тюрк» в VI-VII вв. настолько отличается от последующих значений, когда тюрками называли то всех воинственных кочевников — арабы в VIII-X вв. — то искали «тюркскую расу» — европейцы в XIX в. — то придавали термину значение языковой семьи — в наше время, — что сохранение точного произношения ведёт к постоянным недоумениям и недопониманию; невозможно всегда оговаривать, что речь идёт не о племенах, говорящих по-тюркски, а об орде, которую в VI-VII вв. только и называли тюркской. Можно было бы сохранить радловское наименование — тюкюесцы», но оно совсем не в духе языка, тогда как «тюркюты» имеют параллель — «телеуты». Условная терминология в истории необходима. Сколько было бы путаницы, если бы называли римлянами и византийских греков и румын и жителей Папской области, хотя для всех их это самоназвание. — Л.Г. ]
В 545 г. тюркюты обратили на себя внимание китайцев (Западного Вей), которые установили с их вождём Тумынем дипломатические отношения. [4] В следующем 546 г. тюркюты, действуя как верные союзники жужаней, неожиданным нападением покорили восставших против последних телесцев и таким образом привели в подданство своему вождю 50 тысяч кибиток. [5] Усилившись за счёт покоренных, Тумынь заключил договор с Западным Вей, скреплённый браком на китайской царевне, [6] и тем самым высоко поднял свой престиж не только среди подданных, но и среди других кочевников. После этого Тумынь уже не считал нужным подчиняться жужаням и восстал против них. В 552 г. жужани были наголову разбиты и Тумынь принял титул иль-кагана. [7] Оправившись от поражения, жужани продолжали борьбу, но снова и снова терпели поражения, пока, наконец, не были в 555 г. уничтожены китайцами и тюркютами.
Но ещё до этого государство Ту-кю стало неудержимо расширяться во всех направлениях. На западе военными силами тюркютов командовал Истеми, дядя одного из наследников Тумыня, Мугань-хана (553- 572 гг.). [8] К 555 г. тюркюты распространили свою власть «до Западного моря», [9] где и столкнулись с эфталитами *, [ Прим. Л.Н. Гумилёва: * О столкновении 555 г. есть упоминание в Ганьму (Бичурин. История Китая, т. VII См. под указанным годом) Границы тюркютской державы перед началом эфталитской войны определены также и Фирдоуси «Все до берега реки Джейхуна от Китая его (Истеми) называли подателем справедливости. Военачальником (он был) с войском, казной и короной до Гульзариука (Сыр-Дарьи) от той стороны Чача (Ташкента)». Г.В. Птицын. К вопросу о географии Шах-Намэ. Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа, IV, 1947, стр. 303 Исходя из этого надо полагать, что под Западным морем подразумевается Аральское море, и границу следует искать в Хорезме при впадении Аму-Дарьи, Фирдоуси ясно говорит, что граница за Чачем (Ташкентом) проходила по Сыр-Дарье и одновременно указывает, что тюркюты достигли Джейхуна, т.е. Аму-Дарьи, а это могло быть только в том случае, если они вышли на Аму-Дарью не к югу, а к западу от Ташкента. Собственно Согд и Бухара принадлежали в это время эфталитам (Firdousi, Mohl, VI, стр. 310). Что Хорезм в VI в. действительно подчинялся тюркютам, доказывает упоминание народа холиат среди подчинённых тюркютскому хану племен (Менандр, стр. 20, 381). Холиатов совершенно справедливо отождествляют с хвалисами русских летописей и тем самым с хорезмийцами (Толстов. Новогодний праздник, стр. 95). Надо полагать, что племена чуйской группы, обитавшие по среднему течению р. Или, дулу Семиречья и нушиби западного Тянь-Шаня не оказали большого сопротивления этнически близким к ним тюркютам. Тан-шу сообщает, что эти племена одних обычаев с тюркютами и мало отличны по языку (Тр. Орхонской эксп., VI, стр. 47). — Л.Г. ] господствовавшими в Средней Азии, а около 558 г. — с уграми Западной Сибири и Южного Урала. Подчинив последних, они вышли на Волгу.
Если происхождение авар, почти за сто лет перед тем изгнавших савир из Азии, остаётся спорным, то относительно авар, ставших известными в Европе в 50-х г. VI в., имеются вполне определённые сведения. В письме сына Истеми, тюркютского кагана Дяньгу, вручённом императору Маврикию в 598 г., в изложении Феофилакта Симокатты [10] говорится следующее: «Разбив наголову вождя племени абделов (я говорю о тех, которые называются эфталитами), этот каган победил их и присвоил себе власть над ними. Сильно возгордившись этой победой и сделав Стемби-кагана (Истеми-кагана) своим союзником, он поработил племя аваров. Пусть никто не думает, что я рассказываю, будучи мало осведомлён, и не считает, что речь идёт о тех аварах, которые, как варвары, жили в Европе и в Паннонии (они прибыли в эти места много раньше времени императора Маврикия). Живущие по Истру варвары ложно присвоили себе наименование аваров. Откуда они родом, я пока ещё не буду говорить». В данном случае речь идёт об аварах — а-ба, в начале 60-х г. V в. прогнавших савир из Западной Сибири в Европу за Волгу и в 556 г. подчинённых тюркютами.
Далее говорится: «Совершил каган и другое предприятие и подчинил себе людей племени огор. Это одно из самых сильных племён в силу своей многочисленности и благодаря военным упражнениям в полном вооружении. Они живут на востоке, там, где течёт река Тиль, которую тюрки обыкновенно называют Чёрной. Древнейшими вождями этого племени были Уар и Хунни. Поэтому некоторые из этих племён получили название yap и хунни.
Когда император Юстиниан занимал царский престол, некоторая часть племён yap и хунни бежала и поселилась в Европе. Назвав себя аварами, они дали своему вождю почётное имя кагана. Почему они решили изменить своё наименование, мы расскажем ничуть не отступая от истины. Барсельт, уннугуры, савиры и, кроме них, другие гуннские племена, увидев только часть людей yap и хунни, бежавших в их места, прониклись страхом и решили, что к ним переселились авары. Поэтому они почтили этих беглецов блестящими дарами, рассчитывая тем самым обеспечить себе безопасность. Когда yap и хунни увидели, сколь благоприятно складываются для них обстоятельства, они воспользовались ошибкой тех, которые прислали к ним посольства, и сами стали называть себя аварами; говорят, среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным. Естественно, что и до нашего времени эти псевдоавары (так было бы правильно их называть), присвоив себе первенствующее положение в племени, сохранили различные названия: одни из них по старинной привычке называются yap, a другие именуются хунни».
Таким образом, явившиеся в Европу авары не имели ничего общего ни с жужанями, за осколок которых их принимал Клапрот, [11] а вслед за ним и многие другие учёные, [12] ни с настоящими аварами — а-ба, а представляли собой бежавшую от тюркютов часть огор — угров, состоявшую из племён yap и хунни. [13] Название первого из них созвучно с именем авар, что и послужило причиной выгодной для беглецов ошибки. Что касается хунни, то, по-видимому, они в других известиях называются «хион» или хионитами. [14] Первые сведения о них находятся у Аммиана Марцеллина. [15] В 356-357 гг. Шапур II (309-379 гг.) с трудом удерживал их на границе Ирана. В 539 г. царь хионитов Грумбат уже в качестве союзника сопровождал шаха Ирана в походе на Амиду, где на глазах Аммиана Марцеллина погиб его сын. Китайские источники знают «хунн» — хионитов в стране Судэ — Согде, над которой они господствовали. Позже имя хионитов персы перенесли на подчинивших их тюркютов, которых называли «кермихион» (черви-хиониты). В 563 г. в Константинополь прибыло посольство от кирмахионов, по словам Феофана Византийца, [16] обитавших около Океана среди авар. В данном случае имеются в виду тюркюты, жившие в земле авар в Арало-Каспийских степях. Под Океаном подразумевается Каспийское море, которое считалось заливом окружающего землю океана и смешивалось с Аральским морем.
Хотя появившиеся в Европе авары и не были осколком жужаней, а вели своё происхождение из среды угорского населения Северного Казахстана, их не следует представлять себе дикарями. Это был народ с определённой исторической традицией, часть его — хунни или хиониты в течение некоторого времени господствовали над Согдом и были тесно связаны с Ираном. Феофилакт Симокатта рисует угров могущественным и многочисленным народом, и только небольшая часть его из двух племён; yap (вар) и хунни (хионитов), не желая подчиниться тюркютам, откочевала на запад, за Волгу, где и получила своё европейское имя — авары.
Северокавказские племена, с которыми, перейдя Волгу, прежде всего встретились эти племена: барсельт, уннугуры (оногуры) и савиры — приняли их за тех авар — а-ба, от которых они в своё время тоже бежали за Волгу. Пришельцы не рассеивали выгодного для них заблуждения хозяев северокавказских степей и сами стали называть себя этим именем. Названные вместе с уже известными нам северокавказскими племенами, барсельт — барсилы — впервые появляются на страницах истории. Ниже мы увидим, что они, как и савиры, жили в восточной, прикаспийской части этих степей.
Занятые войной с эфталитами, тюркюты не преследовали авар и дали им возможность, так сказать, прийти в себя и оглядеться. «Авары не птицы, чтобы, летая по воздуху, избегнуть мечей тюркских, они не рыбы, чтобы нырнуть в воду и исчезнуть в глубине морской пучины, они блуждают по поверхности земли. Когда покончу с эфталитами, нападу на авар и они не избегнут моих сил», — говорил будто бы по их адресу Истеми (Силзивул) византийским послам. [17] У авар были все основания торопиться с поисками надёжного убежища.
Оказавшись в степях Азовско-Каспийского междуморья, авары попали в родственную этническую среду, так как ещё гунны увлекли с собой значительную часть угров, а оставшихся в Азии более или менее отюречили. [18] Благодаря этому авары легко сориентировались в новой обстановке и быстро нашли себе друзей в лице северокавказских алан, оттеснённых гуннскими племенами в горы и нуждавшихся в союзниках для борьбы со своим опасным окружением. Через аланского вождя Сарозия [19] авары завязали сношения с начальником византийского войска в Лазике и, получив разрешение императора, в 558 г. отправили своё первое посольство в Константинополь. Население столицы толпами сбегалось смотреть на аварских послов. Особенно поразили византийцев во внешнем виде невиданных еще варваров волнистые волосы, заплетённые в косы. [20] Менандр сохранил и имя аварского посла — Кандих — и содержание той речи, с которой он обратился к императору. [21]
С дерзостью отчаяния аварский посол говорил: «К тебе приходит самый великий и сильный из народов; племя аварское неодолимо, оно способно отразить и истребить противников. И поэтому тебе полезно будет принять авар в союзники и приобрести себе в них отличных защитников; но они только в том случае будут в дружеских связях с Римской державою, если будут получать от тебя драгоценные подарки и деньги ежегодно и будут поселены тобой в плодоносной земле». Авары хорошо были осведомлены о политике Византии, которую она применяла к варварам как для того, чтобы отвести их жадность от своих владений, так и для натравливания их друг на друга. Очутившись вблизи византийских границ, авары хотели немедленно урвать свою долю вынужденных милостей империи. Кроме того, они нуждались в земле для поселения и рассчитывали получить её в Византии подобно многим другим племенам, поселившимся на территории, которая считалась принадлежавшей империи.
В Византии аварское посольство было принято благосклонно. [22] Для вручения даров к аварам был отправлен мечник Валентин, в дальнейшем дважды совершавший посольства к тюркютам. Ему было предписано заключить с аварами союз и заставить их действовать против врагов империи. В Византии при этом рассуждали так: «победят ли авары или будут побеждены, и в том и в другом случае выгода будет на стороне римлян». [23] Однако авары, начав свою деятельность по указке Византии с нападений на савир и салов (барсил?), [24] в дальнейшем, и очень скоро, не оправдали надежд Византии и нашли свой собственный путь. Вместо того, чтобы воевать с врагами Византии кутригурами, они вмешались в войну между болгарскими племенами на стороне кутригур и напали на преданных союзников империи утигур. [25]
Сравнительно малочисленная аварская орда, по сведениям, сообщённым Византии тюркютами, состоявшая всего из 20 тысяч воинов, но не семей или кибиток, [26] покинув свою страну в результате военного поражения, оказалась в очень трудном положении — без собственной территории и без основного источника средств к существованию для кочевников — без скота. Авары поневоле должны были жить за счёт своих новых соседей — войной и грабежом. Как чисто военная организация, они были опасным врагом для местных племён, но грозным лишь постольку, поскольку эти племена, раздираемые взаимной враждой, искали в них себе союзников и усиливали их мощь своими подкреплениями. Авары прекрасно понимали, что было бы безумием воевать с сильными восточноевропейскими племенами в одиночку, они должны были искать союзников среди них и нашли их сначала в аланах, а затем в кутригурах.
Кутригуры воспользовались появлением авар для того, чтобы натравить их на своих врагов утигур, которые в 559 г. отняли у них всю добычу, захваченную в Византии. По-видимому, между аварами и кутригурами был заключён военный союз. На дружеские отношения между теми и другими указывают, в частности, родственные связи упомянутого Менандром Котрага, должно быть, кутригурского вождя, с вождём авар. [27] Именно в результате этого союза авары передвинулись из северокавказских степей дальше на запад — в степи Причерноморья, куда их звали и где их радушно приняли кутригуры.
Обосновавшись на новом месте, авары напали на других врагов кутригур — на антов, многочисленные племена которых, по явно ошибочному указанию Прокопия, жили к северу от утигур, [28] т.е. где-то на Среднем Дону. На Дону действительно имеются славянские археологические памятники, но появляются они не ранее VIII в. в виде так называемой боршевской культуры. [29] Никаких следов славянских поселений VI в. здесь неизвестно. По Иордану, анты занимали область на изгибе Понта (Чёрного моря) от Днестра до Днепра. [30] Судя по распространению славянских памятников, восточнославянская группа племён обитала в лесной полосе Западной Украины и Южной Белоруссии, продвигаясь отсюда вдоль Карпат к Нижнему Дунаю. Поселившись в Восточном Прикарпатье и на Нижнем Дунае, анты закрыли кутригурам путь к границам Византийской империи, вследствие чего нападения последних на империю стали возможными только с согласия и при участии антов. Анты то выступали вместе с кутригурами, то против них на стороне Византии. По-видимому, на этих-то прикарпатских антов и натравили кутригуры своих союзников; их и стали грабить и избивать авары. Попытка антов вступить в переговоры с аварами не увенчалась успехом: антский посол Мезамир был убит аварами и последние «пуще прежнего стали разорять землю антов, не переставая грабить ее и порабощать жителей». [31]
Авары продолжали настаивать перед Византией на предоставлении им обещанной земли для поселения. Но в Византии не доверяли аварам. Племянник Юстиниана куропалат Юстин, хорошо осведомлённый в делах варваров, доносил, что авары замышляют под видом переселения перейти Дунай и всеми силами напасть на империю. Ввиду этого в 562 г. переговоры с аварами были прерваны, а у аварских послов было отобрано оружие, которое они закупили в Константинополе. [32] В 565 г. Юстин II сразу же после своего воцарения вовсе прекратил выплату даров аварам. [33] Но авары, соединившись с кутригурами, представляли уже серьёзную силу: в 565 г. они проникли в Тюрингию и воевали в союзе с франкским королём Сигизбертом, [34] а в 567 г. в союзе с лангобардами уничтожили гепидов и таким образом приобрели, наконец, собственную территорию. В следующем году их союзники лангобарды ушли в Италию и они остались полными хозяевами всей Паннонии [35] и опасными соседями Византийской империи, от которой и потребовали ежегодной выплаты им тех даров, которые империя раньше выдавала кутригурам и утигурам. [36]
После безуспешных переговоров авары начали в 570 г. войну с Византией, они вторглись во Фракию, но были отбиты. Только в 573 г. авары принудили Византию заключить с ними мир и выплачивать ежегодную дань. Однако мир был недолговечным; авары непрерывно увеличивали свои претензии и опустошали балканские провинции империи.
Не касаясь дальнейших аваро-византийских отношений, следует заметить, что сила авар заключалась не столько в них самих, сколько в тех племенах, которые им удалось объединить частью путём завоевания, а частью в качестве союзников. О составе аварского войска можно судить по составу пленных, захваченных византийской армией во время одного из немногих удачных походов против них. В 601 г. имперская армия перешла Дунай и в двух сражениях на р. Тиссе разгромила аварские ополчения. Среди захваченных пленных только пятая часть была аварами, половина их состояла из славян, а остальные из разных «других варваров». [37]
Отношения между аварами и входившими в возглавляемый ими каганат славянами и другими племенами хорошо понимал полководец Тиверий, который при заключении мирного договора с аварами предпочитал получить в качестве заложников детей не самого аварского кагана, а «скифских» князей. Он был уверен, что эти князья могут помешать нарушению мира, даже если бы этого хотел сам каган. [38]
Без сомнения, под князьми здесь подразумеваются вожди тех племён, о которых сам аварский каган Баян говорил, что они по союзу следуют за ним, и в глазах которых он боялся пасть в случае неудачи. [39] В аварский военный союз входили, конечно, не только славяне, здесь были и другие племена; в особенности много было кутригур, увлечённых аварами в их движении на запад. «Я таких людей пошлю на Римскую империю, — цинично заявлял Баян римскому полководцу, — потеря которых не будет для меня чувствительна, хотя бы они совсем погибли». Вслед за этим в пределы Византии было направлено 10 тысяч кутригур. [40]
О значительном количестве кутригур в Паннонской Аварии свидетельствуют те события, которые разыгрались здесь после неудачного похода авар на Константинополь в 626 г. [41] Начавшийся ещё перед тем процесс разложения Аварского союза, выразившийся в образовании самостоятельного славянского государства Само в нынешней Чехословакии, [42] привел к возникновению двух группировок в самой аварской Паннонии. После смерти хана в 630 г., каждая из них выдвинула своего кандидата на ханскую власть, причём одна из группировок была собственно аварская, а другая болгарская, т.е. кутригурская. В результате разгоревшейся между ними междоусобной войны, кутригуры оказались побеждёнными и должны были бежать из Паннонии во владения франков (631 г.). Король Дагоберт сначала разрешил им поселиться в Баварии, а затем приказал истребить опасных пришельцев. По сообщению Фредегара, из 9 тысяч кутригур-болгар спаслось только 700 человек, которые во главе с князем своим Альцеком бежали сначала к славянам, а затем в Италию к лангобардам и, в конце концов, поселились там в пределах Беневентинского герцогства. [43] Павел Диакон замечает, что в его время (IX в.) эти болгары говорили по-латыни, но ещё помнили и свой язык. [44]
Конечно, после поражения бежали не все аварские болгары. Большая часть их, очевидно, осталась на месте. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в 70-х г. VII в. вассал аварского кагана болгарин Кубер восстал и с большой группой своих приверженцев, должно быть, тоже болгар, достиг Керамиссийского поля (около Битоля), откуда пытался завладеть Солунью. [45]
Союзные отношения между аварскими и славянскими вождями не мешали аварам жестоко угнетать славян, оказавшихся под их властью. Отношения авар с этими славянами ярко охарактеризованы Фредегаром: «Авары каждый год шли к славянам, чтобы зимовать у них; тогда они, брали женщин и детей славян и пользовались ими. В завершение насилия славяне обязаны были платить аварам дань». [46] Русская летопись также сохранила воспоминания о тяжком иге, наложенном аварами (обрами) на славянское племя дулебов, и о тех издевательствах, которым подвергалось при этом беззащитное население: «Эти обры, — говорится в летописи, — воевали и против славян и примучили дулебов — также славян, и творили насилие жёнам дулебским: если поедет куда обрин, то не позволял запречь коня или вола, но приказывал впречь в телегу три, четыре или пять жён и везти его — обрина. И так мучили дулебов». [47]
В степях Восточной Европы аварские памятники неизвестны, должно быть ввиду того, что авары недолго пробыли в Причерноморье. Зато в Среднем Подунавье открыто множество аварских могильников, [48] обычно бескурганных, где в простых ямах или в ямах с подбоями покойники погребались нередко вместе с их боевыми конями, а мужчины, кроме того, ещё и с набором характерного оружия. Последнее не отличается от вооружения, получившего с VII в. всеобщее распространение среди кочевников Евразии, но зато характеризуется рядом новых признаков сравнительно с оружием предшествующего времени. Главным предметом вооружения, как и раньше, был лук со стрелами; но луки стали больше и дальнобойнее. В могилах от луков обычно сохраняются только костяные накладки да крупные железные трёхлопастные наконечники стрел с черенками. Копья тоже стали более тяжелыми, чем раньше. На смену длинному сарматскому мечу в VII в. появляется однолезвийная пока ещё слабо изогнутая сабля. Но все эти новые формы вооружения стали возможными лишь благодаря изобретению стремян, сделавших посадку всадника на коне более устойчивой и открывших возможность для рукопашного конного боя. Усовершенствование оружия, по всей вероятности, было одним из условий, обеспечивших поразительные успехи тюркютов при их первом выступлении на историческую арену. В дальнейшем и очень быстро новые формы вооружения получили всеобщее распространение и вызвали серьёзные изменения в тактике военного дела, прежде всего в тактике конницы, которая приобрела большую, чем раньше, силу удара и устойчивость в ближнем бою. [49]
Из украшений часто встречаются литые бляшки, иногда с прорезями, с геометрическим или звериным орнаментом, причём если геометрический узор восходит к формам, бытовавшим в Средней Европе в доаварское время, то изображения животных содержат в себе признаки азиатского происхождения. Среди украшений нередко находятся также византийские ювелирные изделия или подражания им.
[1] Впервые термин «ту-кю» встречается в Гань-су в III в. Гpумм-Гpжимайло, II, стр. 210-211.[2] Р. Pelliоt. L’origine de Tôu-kiue, nom chinois des Turcs. T’oung Pao, 16, 1915, стр. 687, сл. A.H. Коиоиов. Опыт анализа термина турк. СЭ, 1947, № 1, стр. 47. Китайское название «тукю» передает форму не «тюрк», а «тюркют» (см. Л.Н. Гумилёв. Алтай-
|
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги