К.А. Акишев
Курган Иссык.
Искусство саков Казахстана.
// М.: «Искусство». 1978. 132 с.
Раскопки и находки.
Предметы искусства, оружие и посуда. Описание находок.
Подробные описания находок приводятся в следующей последовательности: украшения головного убора, одежды, обуви, оружие и его украшения, предметы украшения тела, зеркало и посуда. Все предметы, украшавшие головной убор, одежду и обувь, были изготовлены из золота. Все размеры даны в сантиметрах. Сначала указана высота, затем ширина или длина предмета.
ГОЛОВНОЙ УБОР. ^
Статуэтка архара, стоящего на выгнутой по длинной оси прямоугольной подставке. Миниатюрный архар изображён в статичной позе, одновременно спокойной и настороженной, характерной для самца, охраняющего стадо. Несмотря на малые размеры статуэтки морфологические особенности животного переданы предельно точно и детализированно. Мощны изогнутые рога с годовыми кольцами, проработаны глаза, уши и ноздри, обозначена шерсть, резами оконтурен короткий хвост. Статуэтка цельная, литая в форме. По четырём углам подставки имеются отверстия для крепления к верху головного убора.
Размеры: 1,6×1,9. Илл. 16.
Протомы крылатых коней с рогами горного козла. На круто изогнутой шее высоко поднята голова, передние ноги подогнуты под туловище. Скупыми, но выразительными линями очерчен рот, ноздри, глаза и надбровные дуги, выпукло оконтурены скулы. Голову венчают большие козлиные рога с годовыми кольцами, а уши наклонены вперёд. Кони крылатые, от лопаток отходят большие птичьи крылья. Протомы коней выполнены в технике круглой скульптуры. Основа скульптуры — дерево, обкладка из листового золота. Вырезанные из дерева протомы коней сохранились полностью. Золотая обкладка состоит из двух продольных половинок, хорошо подогнанных друг к другу и крепившихся к деревянной основе мелкими бронзовыми гвоздиками. Рога и уши изготовлены отдельно и вставлены в прорези на голове, птичьи крылья — в прорези на лопатках.
Размеры: 10×17,5. Илл. 17.
Пластины в виде птичьих крыльев (четыре). Они парные (правая и левая), попарно крепились с правого и левого бока протомы лошадей. Острые концы крыльев загнуты, параллельными вдавленными линиями изображены мелкие перья, основы крыла и маховые перья.
Размеры: 10×17,5.
По всей поверхности нижней половины головного убора симметрично располагались зооморфные бляхи и фигурные пластины.
Бляхи в виде барсов с зубчатыми пластинами, изображающими горы (две). Они парные (правая и левая), изображения являются зеркальным отражением друг друга, даны в профиль. Изображение снежного барса и схематизированный мотив горных вершин составляют в композиционном отношении единое целое. Поза говорит о состоянии ярости в момент, когда спокойно взбирающийся по склону барс был приведён внезапной и близкой опасностью
(24/25)
в состояние мгновенной атаки — настолько быстрой, что он не успел ещё повернуться всем телом, а развернул лишь для защиты и нападения передние лапы и голову. Барс стоит на одной задней лапе, туловище животного перекручено в средней части и поставлено вертикально, торс противоестественно вывернут назад и передние лапы угрожающе подняты вверх. Шея вытянута, пасть оскалена, нос сморщен; округлое ухо прижато, глаза и скулы обозначены выемом. Лопатка передней ноги подчёркнута выступом, на загривке клювовидный отросток имитирует крыло. На туловище показаны рёбра, бедро задней ноги подчёркнуто двойной линией. Длинный опущенный вниз хвост хищника на конце загнут в кольцо.
Размеры: 7,2×8,5. Илл. 18.
Бляха в виде барса с зубчатой пластиной и зубчатая пластина, изображающая горы, — одиночный образ хищника среди схематично изображённых горных вершин. Туловище животного перекручено в средней части так, что лапы подняты вверх и висят в воздухе, а хвост заброшен на спину и свёрнутый в кольцо конец лежит на спине. Голова его на чуть изогнутой шее устремлена вперёд, левая передняя лапа опирается на вершину гор, а правая поднята.
Размеры: 5,2×7,6; 3,7×4,7.
Бляхи в виде барсов (две), парные, даны в противоположных позициях. Звери изображены в стойке на задних лапах, передние подняты вверх, голова повёрнута назад, хвост пропущен между ног и конец свёрнут в кольцо, выражение морды «смеющееся».
Размеры: 5,5×3,7. Илл. 19.
Все бляхи в виде барсов выполнены в технике низкого рельефа. На бляхах, на лапах барсов, на крыловидном выступе и на конце хвоста, а также на изображениях горных вершин имеются отверстия для крепления.
Бляхи в виде морды льва (шесть). Они округлой формы, выпуклые. На внешней полусферической поверхности изображена морда льва анфас, выполненная в технике низкого рельефа. Изображения сильно стилизованы, отдалённо напоминают человеческие личины. Все детали головы тщательно проработаны: очерчены рот, нос, усы, глаза; уши поставлены прямо. По краям бляшек — шесть отверстий для пришивания. Бляшки штампованные, имели основу из тонкой бронзовой пластинки. На бляшках с внутренней стороны сохранились густые следы медной окиси. Все бляшки идентичные, различия в мелких деталях получились в результате последующей доработки.
Размеры: 2,2×2,6. Илл. 20.
Бляхи в виде лошадей (две). Изображена передняя половина корпуса лошадей, данная в противоположных позициях; исполнены в технике низкого рельефа. Схематично переданы глаза, рот, ноздри, скулы подчёркнуты линией; уши прижаты, на лоб спускается чёлка. Длинная грива рельефно разделена на четыре-пять прядей, а волосы обозначены извилистыми линиями. Рёбра подчёркнуты серповидными вдавлениями. У коней передние ноги подняты вверх в угрожающем положении. Это поза грызущихся жеребцов.
Размеры: 6,5×5,2. Илл. 21.
Бляшки в виде горного козла (пять). Из них три в противоположных позициях по отношению к двум остальным. Изображение фигур силуэтное в профиль. Оно дано обобщённо, почти полностью отсутствует гравировка, слабо намечены лишь очертания глаз и ноздрей, ноги соединены вместе — поза животного перед прыжком. Большие рифлёные рога, небольшой торчком вздёрнутый хвост и клиновидная бородка не оставляют сомнения в том, что здесь представлен образ тау-теке (горного козла).
Размеры: 4,5×2,8. Илл. 22.
Скульптуры птиц (пять). Они выполнены объёмно, но до примитивности схематично. Так же как протомы лошадей, они имели дере-
(25/26)
вянные основы, часть из них сохранилась. На основе — золотая обкладка, передающая тело, вытянутую шею и голову с клювом. Крылья птицы сделаны отдельно; вырезанные из листового золота, они вставлялись в прорези на спине в распростёртом положении.
Размеры: 3×3,5. Илл. 23.
Диадема (одна). Состоит из двух парных правых и левых пластин, украшенных по верху низкорельефными зигзагообразными выступами, имитирующими горные вершины или листья растений. У двух пластин наружные концы загнуты под прямым углом. По внутреннему краю диадемы пробито тридцать шесть круглых отверстий для прикрепления к основе головного убора.
Размеры: диаметр 22. Илл. 24.
Пластины в виде малых птичьих крыльев (две). Они парные (правая и левая), на их поверхности вдавленной линией переданы перья; имеют по золоту раскраску красной краской по линиям, передающим перья. Место их на головном уборе неясно.
Размеры: 8,1×2,8. Илл. 25.
Длинные пластины в виде птичьих крыльев (четыре). Две из них парные, имитируют крылья птицы, концы заострённые, загнуты внутрь. Пластины — крылья на внешней поверхности имеют линейный вдавленный рисунок, схематично передающий перья. Линии рисунка обведены красной краской. Пластины украшали лицевую сторону головного убора.
Размеры: 26-26,8×2. Илл. 26.
Пластины фигурные декоративные (пять). Из них две парные — зеркальные изображения друг друга — и пятая одинарная. Парные пластины — лекаловидной формы; узкие ленты, составляющие очертания пластин, — рифлёные. Одна из пар пластин отличается от другой тем, что они имеют дополнительную деталь в виде растительного листа. Одинарная также лекаловидной формы, но более проста по форме. Все пластины имеют отверстия для пришивания к основе головного убора.
Размеры: 8×3,7; 7,5×3,6; 6×2,5; 5,5×4; 5×4. Илл. 27.
Пластины фигурные мелкие (семь). Они имеют геометрические, растительные, клювовидные и когтевидные формы.
Размеры крупных: 8×2,6. Илл. 28, 29.
Пластины геометрических форм (две). Они длинные, прямоугольные с треугольными окончаниями, посередине имеют круглые отверстия. Пластины орнаментированы росписью красной краской.
Размеры: 17-17,2×2. Илл. 30.
Стреловидные украшения (четыре). Они состоят из древка, наконечника и двух круглых палочек, окрашенных в красный цвет, с округлыми утолщениями на концах. На концевых утолщениях их имеются отверстия, куда вставлялись древки. Тонкие деревянные древки спирально обвиты узкими золотыми лентами. Верхние концы древков завершаются плоскими наконечниками листовидной формы, вырезанными из листового золота. Наконечники явно имитируют форму архаических наконечников стрел лавролистной формы.
Размеры: 38-40×2. Илл. 31.
Пластины в виде горных вершин (четыре). По форме они аналогичны пластинам так называемых «мотив гор», описанных выше, отличаются лишь длиной, а также орнаментом, нанесённым красной краской по золоту.
Размеры: 7,8×13,3; 7×13.
Изображения деревьев (пять). Каждое из них состоит из железного стержня (ствол), обтянутого листовым золотом, и прикрученных к стержню в два яруса золотых проволок с концами, свёрнутыми в кольцо (ветви). На верхние концы стержней посажены птицы.
Размеры: высота 4,5. Илл. 23.
(26/27)
ОДЕЖДА. ^
Самым большим количеством золотых предметов была украшена одежда, но среди них блях с зооморфными мотивами немного.
Бляхи в виде головы тигра анфас между горизонтальными планками (пятьдесят четыре). Бляхами этого типа были обшиты полы кафтана, а также низ и верх (у предплечья) рукавов.
Бляхи в виде головы тигра анфас между вертикальными планками (пятьдесят девять). Бляхами этого типа были обшиты ворот и борта кафтана.
Морфологические особенности морды тигра переданы достаточно чётко. Нос, глаза, пасть щеки, усы, брови и морщины лба выполнены в виде сочетания разных форм вдавлений и выпуклостей. Уши расположены симметрично.
Планки прямоугольной формы, рифлёные, каждая из них имеет по пять объёмных треугольных выступов и по четыре отверстия по углам для пришивания к ткани кафтана. Соответственно местоположению планок изображение морды хищника имеет некоторые отличия, внутри вертикальных планок оно вытянуто, а между горизонтальными несколько сплющено, как бы под давлением планок.
Бляхи сделаны штамповкой и тиснением с последующей проработкой деталей.
Размеры: 3,9×4,1; 3,1×4,3. Илл. 32, 33.
Бляшки треугольных форм (две тысячи четыреста одиннадцать). По форме они напоминают плоский двулопастный наконечник стрелы с коротким черенком. Основу каждой из бляшек составляют две овально-прямоугольные планки, соединённые под острым углом, а между ними находится рельефный выступ ромбовидной формы. Каждая планка украшена орнаментом из пяти-шести прямоугольных вдавлений. Бляшки на угловых выступах имеют четыре отверстия для пришивания. Эти бляшки являлись основным украшением кафтана и голенищ сапог. У всех бляшек на внутренней стороне сохранились следы медной окиси, что свидетельствует о том, что они имели бронзовую или медную основу.
Размеры: 2,2×2. Илл. 34.
Бляхи прямоугольно-фигурные (тридцать). Между двумя горизонтальными рифлеными планками раздельно друг от друга размещены две фигуры, составленные из трёх выпуклых языковидных выступов, на каждой бляхе по шесть отверстий. По-видимому, ими были обшиты ворот и низ рукавов рубашки.
Размеры: 2,2×3,8. Илл. 35.
Бляшки составные (три). Они состоят из литого полого колпачка конусовидной формы и круглого плоского основания — пластины с отверстием посередине. Полый колпачок внутри имеет четырёхгранную перемычку-перекладину, прикреплённую к закраине. У пластины лицевая поверхность орнаментирована двумя концентрическими рельефными валиками. Валики имеют поперечное рифление. Диаметр отверстия пластины совпадает с диаметром конусовидного колпачка. По условиям нахождения не представляется возможным установить назначение бляшек. Возможно, это пуговицы или бляшки перевязи ремней кинжала.
Размеры: 2×3,2. Илл. 36.
В кургане найдено много мелких бляшек и пластин различных геометрических форм и размеров. Разновидности их следующие.
Бляшки-нашивки прямоугольные, разных размеров (четыреста восемьдесят восемь). Илл. 37.
Бляшки-нашивки квадратные (сто шестьдесят две).
Бляшки-нашивки круглые (тридцать).
Пронизки цилиндрические с рифленым орнаментом (сто три). Илл. 37.
Бляшки-нашивки в виде полумесяца (сто восемь). Илл. 37.
Бляшки-нашивки ромбовидные (триста тринадцать). Илл. 37.
(27/28)
Пластинки неопределённых форм (семьдесят четыре).
Все мелкие бляшки-нашивки имеют по четыре отверстия для пришивания. Причудливыми узорами из сочетания этих бляшек были расшиты рукава и грудь рубашки, а прямоугольными бляшками окантовывались продольные швы штанин, верх и низ голенищ сапог.
Бусины из сердолика разных форм: круглые, боченковидные и плоские (десять).
Бусины цилиндрической формы из пасты белого цвета (шестнадцать).
Наборный пояс состоял из шестнадцати массивных блях.
Бляхи-накладки ремня в виде лежащего оленя в профиль (три). На одной из блях разворот туловища оленя дан влево, на двух других изображение зеркально. Все бляхи литые в форме, детали и части туловища тщательно проработаны тиснением и чеканкой, поверхности отполированы до блеска.
Изображение оленя предельно заполняет поверхность бляхи, а сплошные линии рогов и согнутых конечностей и своеобразная трактовка хвоста и «бороды» создают замкнутость прямоугольной рамки.
Изображения оленей сильно стилизованы, но при этом видовые особенности животного читаются свободно. Они изображены в лежащей позе. Ноги поджаты так, что копыто передней ноги касается внешней стороны копыта задней ноги. Контуры другой пары ног выступают над первой. Копыта заострены и отделены от ног двумя полосками. Поджарое туловище изогнуто, вся тяжесть тела перемещена на передние ноги, что создаёт впечатление приподнятости крупа на полусогнутых задних ногах. Голова поставлена горизонтально, форма морды больше похожа на лосиную, особенно покатый храп и отвислые губы. На ней чётко прорисованы ноздри, рот, губы. Скулы изображены завитком, соединяющимся с храпом. От скул вниз идёт волютовидный отросток, который, круто завиваясь, касается колен. Глаза имеют веки и зрачок. Большое ухо соединяется тяжем со стержнем рогов. Лопатка показана завитком, который затем переходит в шею ушастого грифона, вырастающего из загривка оленя. Голова грифона тяжами соединена со стержнем рогов. Необычен хвост оленя, он трактован на манер лошадиного, широк и пышен и расчёсан на три пряди. Хвост от крестца опускается к ногам, а затем загибается круто вверх, соединяясь с кончиком рогов. Мощные рога закинуты на спину. Два передних отростка рогов, также с широкими лопастями, круто нависают надо лбом и соединяются с храпом.
Они однотипные, выполненные в горельефе. На каждой из блях с внутренней стороны по углам рамки припаяны четыре серебряные петельки прямоугольной формы, служившие для прикрепления бляхи к ремню.
Размеры: 4,8×8,8. Илл. 38.
Бляхи-накладки ремня малые в виде головы оленя (тринадцать). Они однотипные, выполнены в барельефе. Изображения оленей даны в профиль. На пяти бляхах головы повёрнуты вправо. На остальных восьми — зеркальные изображения первых. Малые бляхи изготовлены в той же технике литья, что и большие. Идентична также трактовка головы оленя на больших и малых бляхах. Контуры четырёхугольной бляхи создавались симметричным расположением четырех широких лопастей рогов попарно на голове и под головой. На всех бляхах на двух противолежащих по диагонали углах припаяны серебряные петли.
Размеры: 3,1×4,1. Илл. 39.
ОРУЖИЕ. ^
Кинжал имеет зооморфное навершие в виде голов двух грифонов в профиль, обращённых клювами друг к другу. Клювы сильно загнуты, глаза и уши обозначены завитками. Перекрестие
(28/29)
разрушено, но можно предположить, что оно было почковидное или бабочковидное. Рукоять в поперечном сечении круглая; клинок линзовидный. Весь кинжал сделан из железа, но навершие обтянуто листовым золотом, рукоять обвита виток к витку крученой двужильной золотой проволокой, перекрестие украшено мелкими разнофигурными золотыми пластинками (сохранились лишь две). По клинку с обеих его сторон проходят узкие золотые пластинки с миниатюрными изображениями животных. Пластины в виде длинных постепенно сужающихся к острию клинка лент прикреплялись к клинку с помощью мелкозубчатых выступов, имеющихся по бокам по всей длине пластин.
Животные на пластинах изображены реалистично, полностью различаются их зоологические видовые особенности. Последовательность размещения их на пластинах следующая: на одной — змея, лиса, заяц, барс, коза, кабан, волк, архар, тигр; на другой — змея, лиса, заяц, архар, джейран (косуля), кабан, волк, архар, заяц, волк, кабан и полтуловища какого-то животного. Таким образом, на первой пластине девять, а на второй двенадцать фигур и все они головами обращены к рукояти кинжала. Фигуры чередуются таким образом, что тела двух рядом расположенных зверей оказываются перевёрнутыми по отношению друг к другу. Животные на рельефах изображены в так называемых «скребущих» позах, тела покоятся на лапах, морды уткнуты в земло [землю]. Только в изображениях архара и горного козла чувствуется экспрессия, тело напряжено, голова на вытянутой шее поднята вверх.
Изображения диких животных выполнены штампом и тиснением, головы грифонов на навершии — в технике круглой скульптуры.
Крупы и лопатки животных подчеркнуты волютовидными вставками из цветного камня.
Размеры: длина 48, ширина клинка 7,7.
Илл. 40.
Бляха-накладка — украшение верхней части ножен (одна). Внутри овально-почковидной рамки, образованной узкой рифлёной золотой лентой, помещено изображение лося, туловище которого перекручено в средней части таким образом, что задние ноги оказались повёрнутыми вверх. Его передние ноги выброшены вперёд. Голова лося на вытянутой шее устремлена вперёд, на ней типичные лосиные рога с широкими лопастями, на храп нависают два изогнутых отростка, концы которых закручены в кольцо. Фигура лося, особенно передняя половина, полна динамизма, внутреннего напряжения, устремления вперёд. Покатый отвислый храп, горбатый загривок и лопастные рога — вот те наиболее типичные признаки, которые мастерски изобразил древний торевт для распознавания видовой принадлежности животного.
Размеры: 5,5×13,4.
Бляха-накладка — украшение узкой нижней части ножен кинжала (одна). Она удлинённо-прямоугольной формы, её нижний конец закруглён по форме ножен, а верхний заострён под тупым углом. Лента, обрамляющая рамку, рифлёная. Внутри рамки расположена фигура лошади, туловище которой перекручено в средней части таким образом, что задние ноги оказались повёрнутыми вверх. Изображение дано в профиль и сильно детализировано. У лошади небольшая голова с прижатыми ушами, передние ноги выброшены вперёд, а задние согнуты. Хвост раздвоен и заплетён в две косы. Эта бляха, так же как и первая, имеет свободное, не заполненное изображением место, оставленное для блях — распределителей ремней.
Техника исполнения этих двух блях идентична, они штампованные, детали фигур проработаны дополнительно, изображения — в низком рельефе.
Размеры: 15,7×4,1. Илл. 41.
Бляхи — распределители ремней (две). Каждая бляха имеет низкое полое цилиндри-
(29/30)
ческое основание с четырьмя прямоугольной формы отверстиями для вдевания ремня, расположенными крестообразно по бокам основания. На верху цилиндра — круглое навершие в виде грибовидной шляпки. В него мастерски вписана фигура свернувшегося в клубок волка. Изображения на бляхах даны в одной левосторонней позиции — головой в одну сторону. У волка большая по сравнению с туловищем голова, овальный глаз, ухо округлых очертаний сильно выступает над головой. Тело свёрнуто в клубок так, что поджатые задние и передние четырёхпалые лапы с заострёнными когтями соприкасаются друг с другом. Хвост пропущен между задними ногами.
Бляхи — ременные распределители массивны, изображения выполнены в рельефе, детали усилены гравировкой. Бляхи изготовлены техникой литья в форме.
Размеры: 2,8×2,4. Илл. 42.
Меч — железный имеет слабо изогнутое брусковидное навершие и узкое бабочковидное перекрестие; рукоять в поперечном сечении круглая; клинок — линзовидный (в сечении) с продольным желобком на обеих сторонах. Навершие и перекрестие инкрустированы мелкими фигурными золотыми пластинками, рукоять обвита золотой проволокой. Большая часть клинка разрушена.
Размеры: длина (сохранившаяся) 20, ширина клинка 6,9. Илл. 43.
Пронизи (три) украшали ремни крепления меча. Две из них цилиндрической, одна кольцевой формы. На самой крупной цилиндрической полой пронизи изображена голова тигра анфас. Сторона, противоположная украшенной, уплощённая, закраины отверстий утолщены валиком, на котором имеется рифление. Голова тигра выполнена в высоком рельефе с детальной проработкой всех частей. Голова лежит на передних лапах, изображённых схематично. Две другие пронизи украшений не имеют.
Размеры: 1,8×1,1. Илл. 44.
УКРАШЕНИЯ И ПРЕДМЕТЫ ТУАЛЕТА. ^
Гривна (шейное украшение). Относится к типу кольчатых трубчатых и разъёмных, имеет форму спирали в три с половиной оборота. Гривна состоит из двух частей: основной и съёмной. Концы трубок большей (основной) части гривны представляют собой раструбы, в которые вставляются концы — втулки меньшей (съёмной) части, шарниров или других дополнительных креплений нет. Концы трубок гривны заканчиваются наконечниками в виде скульптурных головок барсов. Объёмные головки хищников спаяны из двух продольных половинок. Для скульптуры характерна насыщенная детализация. Морда имеет выражение злобной настороженности.
Размеры: диаметр 13. Илл. 45.
Перстень-печать массивный, литой, с большим круглым щитком и нешироким расплющенным кольцом. На щитке вогнутое изображение человеческой головы в профиль с европеоидными чертами. На голове десятью изогнутыми вдавлениями изображён причудливый головной убор или пышная причёска, на шее — две концентрические линии, обозначающие ворот одежды или гривну.
Размеры: высота 2,7, диаметр 2,5. Илл. 47.
Перстень с большим овальным выпуклым щитком, кольцо расплющено. Щиток перстня отполирован до зеркального блеска. Перстень золотой, литой, на обратной стороне щитка хорошо видны следы ковки, посредством которой его вытягивали.
Размеры: высота 2,3, диаметр 2,5. Илл. 46.
Перстень-печать носился на пальце правой, а перстень со щитком, возможно, на пальце левой руки.
Серьга с подвесками состоит из незамкнутой кольцевой основы с петелькой и трёх подвесок. Серьга золотая. У одной из подвесок на длинной золотой проволоке нанизаны круглая плоская бусина из бирюзы и две золотые про-
(30/31)
низки, украшенные зернью. Завершается подвеска длинной цилиндрической формы бирюзовой бусиной, расположенной горизонтально. Две другие подвески состоят из двух бирюзовых бусин: небольшой круглой и крупной дисковидной формы.
Размеры: 3,1×2,4. Илл. 48.
Зеркало бронзовое с позолотой, литое. Оно имеет круглый диск и боковую ручку в виде короткого штыря, трапециевидного в поперечном сечении. Поверхность тыльной стороны зеркала рельефная, на ней два валика, образующие концентрические круги. Один из валиков проходит по краю диска, другой — по середине.
Размеры: диаметр 12,8. Илл. 49.
Лента широкая спиралевидная золотая с остатками кнутовища, украшала деревянную рукоять нагайки.
Размеры: 34×3. Илл. 50.
ПОСУДА. ^
Вся посуда, обнаруженная в кургане, — столовая. Она изготовлена из различных материалов (металл, дерево, глина) и включала тридцать один предмет.
Большая серебряная чаша имеет широкий горизонтально отогнутый венчик, непосредственно переходящий в умеренно выпуклое тулово, которое заканчивается фигурным донцем. На внешней поверхности закраины венчика по кругу выгравировано тридцать два кольца, на внутренней (в средней части тулова) — орнамент в виде двух концентрических окружностей. Донце серебряной чаши имеет форму восьмилепестковой розетки, оно заканчивается низким кольцевым поддоном и прикрепляется к тулову чаши восемью серебряными заклёпками.
Размеры: высота 3,8, диаметр 15,6. Илл. 51.
Малая серебряная чаша — полусферической формы, с прямым венчиком, переходящим в выпуклое тулово. На внешней поверхности чаши имеется надпись в две строки, состоящая из двадцати шести знаков, нанесенных острым инструментом.
Размеры: высота 2,2, диаметр 7,7. Илл. 52.
Серебряная ложка овально-прямоугольной формы с длинной круглой в сечении ручкой, конец которой изогнут в виде шеи и головы птицы с длинным острым клювом. Ложка частично разрушена.
Размеры: 16×3,8. Илл. 53.
Все серебряные предметы выполнены техникой ковки с последующей проработкой поверхности заглаживанием и полировкой. У большой чаши донце выковано отдельно и затем прикреплено заклёпками ко дну чаши.
Бронзовая чаша. Найдена во фрагментах, восстановление её невозможно. Венчик чаши имеет валиковое утолщение, дно плоское, поверхность с позолотой.
В могиле обнаружены двенадцать деревянных предметов. Но взять и сохранить удалось только два блюда-подноса и черпак.
Большое и малое блюда прямоугольной формы с невысокими бортиками, скошенными наружу, изготовлены из целого куска берёзы.
Размеры: 67,5×37,5×3; 46×29×3.
Черпак состоит из чаши с отогнутым наружу венчиком и раздутым туловом, переходящим в плоское дно. Чаша черпака выточена на токарном приспособлении. На тулове чуть ниже венчика имеется отверстие, куда вставлялся шпенек ручки. Ручка в виде одиннадцати круглых валиков, переходящих в круглого сечения рукоять, заканчивающуюся резным набалдашником. Три фрагмента от аналогичной ручки лежали на остатках деревянной миски.
Размеры: длина ручки 25, диаметр 9,5.
Илл. 54.
Кувшины (десять) двух видов. Одни имеют удлиненное сильно раздутое тулово, невысокую, но хорошо выраженную горловину, умеренно отогнутый наружу венчик и плоское дно. У других слабо отогнуты венчики, менее выражена горловина, стенки тулова почти прямые. Некоторые кувшины имеют толстую донную часть и скошенное на одну сторону донце.
Размеры: 17-20×12-14.
Миски (шесть) трёх видов: I — со слабо отогнутым венчиком и хорошо профилированной прямой горловиной; II — с сильно отогнутым с широкой закраиной венчиком и глубоким желобом вокруг горловины; III — с чуть отогнутым венчиком, переходящим непосредственно в тулово. У мисок тулово низкое, резко переходящее в округлое дно, иногда дно уплощённое.
Размеры: 6-6,5×14-17.
Все глиняные кувшины и миски изготовлены на гончарном круге, прошли печной обжиг и имеют красное лощение.
Таковы итоги раскопок и находки в Иссыке.
Поразительная картина открылась после расчистки погребальной камеры от заполнявшей её земли, после освобождения от толщи грунта предметов искусства и различного инвентаря, 2400 лет пролежавшего в земле.
В погребальной камере на одной стороне уныло и мёртво стояли сосуды и лежали их обломки, на другой сверкали многочисленные золотые предметы, большинство из которых является произведениями подлинного искусства.
Удивительные чувства испытывает археолог, когда из-под кисти, которой только что смахнул последний слой пыли веков, неожиданно на тебя глянет свирепый глаз тигра или увидишь оскаленную пасть барса. Кажется, что они преодолели время и живыми предстали перед тобой. Внезапный матовый блеск золота, из которого созданы изображения зверей, усиливает это впечатление.
|