главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Древнее искусство в зеркале археологии. К 70-летию Д.Г. Савинова. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2011. 248 с. (Труды САИПИ. Вып. VII) [ сборник ]

Древнее искусство в зеркале археологии.

К 70-летию Д.Г. Савинова.

// Кемерово: «Кузбассвузиздат». 2011. 248 с. (Труды САИПИ. Вып. VII)

 

Скачать файл: .pdf, 33,3 Мб

Содержание

 

от редакции. ] — 4

 

Бобров B.B. Дмитрий Глебович Савинов — учёный и педагог. — 6

Шер Я.А. Ленинград, Байкал, Енисей, Тува и далее. — 11

Миклашевич Е.А., Советова О.С. Д.Г. Савинов в зеркале САИПИ. — 17

Савинов Д.Г. Проект программы «Тепсейский петроглифический микрорайон» (сохранение, консервация и использование). — 22

Мартынов А.И. Археолог исторического процесса (к портрету Д.Г. Савинова). — 27

Китова Л.Ю. Развитие некоторых идей С.А. Теплоухова и С.В. Киселёва в исследованиях Д.Г. Савинова. — 30

Студзицкая C.B. Древнее искусство Прибайкалья (по материалам мелкой пластики эпохи неолита). — 37

Михайлов Ю.И. Культурно-экологические характеристики образов древней сибирской мифологии. — 51

Молодин В.И. Миграции носителей андроновской культурно-исторической общности в Барабинскую лесостепь. — 58

Бобров В.В., Moop H.Н. Реминисценции изобразительной традиции сейминской-турбинской эпохи в тагарском искусстве. — 70

Дроздов Н.И., Гревцов Ю.А., Заика А.Л. Усть-Тасеевский культовый комплекс на Нижней Ангаре. — 77

Дэвлет М.А. «Я ушёл в Золотую степь ...» (петроглифы под горой Бош-Даг в Туве). — 86

Новиков A.B., Сергеева Ю.К. Гребни Западной Сибири эпохи раннего железа — средневековья (опыт классификации и семантического анализа). — 101

Панкова C.B. Воины таштыкских миниатюр: возможности атрибуции. — 117

Ермоленко Л.Н. К вопросу о композиции на обкладке луки седла из Кудыргэ. — 142

Черемисин Д.В. Несколько наблюдений над граффити Горного Алтая. — 146

Советова О.С. Приёмы композиционного построения в наскальном искусстве Евразии. — 161

Дэвлет Е.Г., Гиря Е.Ю. «Изобразительный пласт» в наскальном искусстве и исследование техники выполнения петроглифов Северной Евразии. — 186

Шер Я.А. Список всемирного наследия ЮНЕСКО и петроглифы. — 202

Миклашевич Е.А. Изображения на курганных плитах и стелах Хакасии (некоторые проблемы изучения и музеефикации). — 214

Миклашевич Е.А., Мухарёва А.Н. Новые петроглифы Калбак-Таша. К вопросу о расчистке наскальных рисунков от лишайников. — 233

 


    ^

Выражение «зеркало археологии» имеет весьма условный характер: естественно, полного «отражения» никогда нет и не будет. Археологическое «зеркало» состоит из множества фрагментов, из которых открыта только очень незначительная часть. Некоторые «участники» исторических событий, имена которых сохранились в письменных источниках, подолгу «задерживаются» у этого «зеркала», и тогда отражение их культурного облика будет относительно полным; другие появляются в разное время и в разных местах, что позволяет проследить их движение во времени и пространстве; третьи «проходят» мимо, «отвернувшись» от своего отражения, и мы никогда не увидим их истинного «лица»...

Д.Г. Савинов. «Древнетюркские племена в зеркале археологии».

 

Так в свойственной Дмитрию Глебовичу Савинову образной и в то же время очень точной манере переданы суть и смысл тех изысканий, которыми занимаются люди, посвятившие себя служению Археологии. Это суть и смысл и его научной деятельности.

В «зеркале археологии» юбиляр за свою долгую творческую жизнь успел увидеть (и показать другим) не только древнетюркские племена, но и ранних кочевников Тувы, окуневцев Минусинской котловины, ирменцев с карасукцами, оленные камни, таштыкский стиль, тесинские лабиринты, убранство верхового коня и многое другое. Свидетельство тому — многочисленные статьи, книги и сборники, автором и редактором которых он является.

Талант этого удивительного человека исключительно многогранен. Выдающийся учёный, опытный археолог-полевик, активный организатор, блестящий лектор, замечательный педагог, артистичный рассказчик, романтичный и художественно одарённый человек. И потому не случайно значительное место в его научном творчестве занимают памятники древнего искусства: изображения на скалах, рисунки на курганных плитах, мелкая пластика, торевтика, монументальное искусство, орнамент и т.д. В этом сборнике, подготовленном Сибирской Ассоциацией исследователей первобытного искусства к 70-летию со дня рождения Д.Г. Савинова, публикуются статьи его друзей, коллег, учеников, вдохновлённые научным творчеством юбиляра и отражающие древнее искусство в зеркале археологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки