главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб: Петро-РИФ. 1997. [ сборник ]

Окуневский сборник.

Культура. Искусство. Антропология.

// СПб: Петро-РИФ. 1997. 360 с. ISBN 5-88141-016-5

Составители и редакторы:
Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский.

 

аннотация: ]

Сборник посвящён одной из наиболее ярких и загадочных культур эпохи бронзы — окуневской культуре Южной Сибири. Публикуются новые материалы археологических раскопок последних лет в Минусинской котловине (Республика Хакасия), в том числе выполненных по договорам с Хакасавтодором в рамках общей программы спасательных работ Хакасского отделения Всероссийского отделения охраны памятников истории и культуры. Даётся стилистический и, в некоторых случаях, семантический анализ уникальных произведений окуневского изобразительного искусства. Приводятся данные металлографического анализа бронзовых изделий. Впервые вводятся в научный оборот материалы окуневской культуры из горных укреплений — све. Подробно рассматриваются палеоантропологические данные, имеющие важное значение для решения проблемы происхождения окуневской культуры.

Издание рассчитано на археологов, историков, антропологов, этнографов, искусствоведов и всех, интересующихся древней культурой и искусством народов Центральной Азии и Южной Сибири.

 

См. также Окуневский сборник 2.

Содержание

 

Введение. — 4 [5]

 

Савинов Д.Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте). — 7-18

 

I. Культура.

 

Лазаретов И.П. Окуневские могильники в долине реки Уйбат. — 19-64

Хаврин С.В. Могильник Верхний Аскиз I, курган 1. — 65-79

Ковалёв А.А. Могильник Верхний Аскиз I, курган 2. — 80-112

Подольский М.Л. Два окуневских памятника на ручье Узунчул. — 113-122

Паульс Е.Д. Два окуневских памятника на юге Хакасии. — 123-127

Киргинеков Э.Н. Окуневский курган около у. Мохов. — 128-133

Готлиб А.И. Горные архитектурно-фортификационные сооружения окуневской эпохи в Хакасии. — 134-151

Семёнов Вл.А. Окуневские памятники Тувы и Минусинской котловины (сравнительная характеристика и хронология). — 152-160

Хаврин С.В. Спектральный анализ окуневского металла. — 161-167

 

II. Искусство.

 

Подольский М.Л. Овладение бесконечностью (опыт типологического подхода к окуневскому искусству). — 168-201

Савинов Д.Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции. — 202-212

Савинов Д.Г. Антропоморфные изваяния из южной части Аскизской степи. — 213-221

Леонтьев Н.В. Стела с реки Аскиз (образ мужского божества в окуневском изобразительном искусстве). — 222-236

Чугунов К.В. Новые находки личин в верховьях Енисея. — 237-250

Дэвлет М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии. — 240-250

Студзицкая С.В. Тема космической охоты и образ фантастического зверя в изобразительных памятниках окуневской культуры. — 251-262

Пяткин Б.Н. Замечания по поводу интерпретации образа фантастического хищника. — 263-264

Мачинский Д.А. Уникальный сакральный центр III — середины I тыс. до н.э. в Хакасско-Минусинской котловине. — 265-287

 

III. Антропология.

 

Беневоленская Ю.Д., Громов А.В. Морфология затылочно-теменной области черепов окуневской культуры. — 288-293

Громов А.В. Краниоскопические особенности населения окуневской культуры. — 294-300

Громов А.В. Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины. — 301-345

Таблицы индивидуальных измерений черепов из погребений окуневской культуры (приложение к статье А.В. Громова «Происхождение и связи окуневского населения Минусинской котловины»). — 321-345

 

Литература. — 346-358

Список сокращений. — 358 ]

 


 

Введение.   ^

 

Окуневская культура — одна из наиболее ярких и загадочных культур эпохи бронзы — сложилась в середине II тыс. до н.э. на территории Минусинской котловины, в северной части Саяно-Алтайского нагорья (современная Республика Хакасия) в результате симбиоза культурных традиций местного неолитического населения и пришлых групп скотоводов, освоивших восточные окраины Евразийских степей. Такое сочетание не только обусловило своеобразие окуневской культуры, но и определило основные особенности её формирования, сопоставимые с понятием гетерозиса, когда из двух разнородных начал складывается новое, обычно более высокое, явление.

 

Включение Южной Сибири в целом и Минусинской котловины в частности в ареал скотоводческих культур, начавшееся, видимо, с проникновения сюда с запада носителей афанасьевской культуры, вызвало «опережение» процессов культурогенеза данного региона по сравнению с другими (лесными) районами Северной Азии, что нашло наиболее отчётливое выражение в окуневской культуре и определило весь дальнейший путь развития населения Южной Сибири.

 

Однако окуневская культура, возможно, и оставалась бы в ряду многочисленных степных культур эпохи бронзы явлением ничем не выдающимся, если бы не связанные с ней уникальные памятники изобразительного искусства: монументальные каменные изваяния (известные ещё со времён сибирской экспедиции Мессершмидта), изображения на плитах из окуневских могильников, петроглифы и красочные рисунки на скалах, изящные предметы мелкой пластики и тончайшие гравировки. Разнообразие видов изобразительной деятельности носителей окуневской культуры поразительно. Вряд ли среди всех остальных культур эпохи бронзы можно назвать хотя бы одну, столь богатую в художественном отношении.

 

Проблема уникальности окуневской культуры не имеет простого однозначного решения. С одной стороны, она — лишь одно из звеньев становления и распространения степного скотоводства. В вещевом инвентаре окуневских памятников практически нет предметов, неизвестных на других территориях — от Дуная до Байкала. С другой стороны, если рассматривать окуневский вещевой комплекс в целом, то ему аналогий нет. А если к этому добавить окуневское изобразительное творчество, то уникальность этой культуры становится всё же очевидной.

 

По всей видимости, Минусинская котловина — основная территория сложения и распространения окуневской культуры — всегда представляла собой некий историко-географический феномен: она была достаточно открыта, чтобы воспринимать все новые исторические тенденции, рождавшиеся в степях Евразии, но достаточно изолирована, чтобы остаться вне всевозможных случайных вторжений и влияний. В результате, в любую эпоху культура населения котловины могла «выкристаллизоваться», приобрести типологическую цельность. Недаром созданная С.А. Теплоуховым классификация и периодизация минусинских памятников стала эталоном для всей сибирской археологии. Однако, именно окуневской культуре — культуре переходного, по сути дела, характера — была предоставлена возможность выявиться с наибольшей полнотой.

 

Очевидно, именно полнота самовыражения эпохи и привела к появлению столь яркого окуневского искусства. Композиционная законченность произведений окуневских мастеров, великолепный рисунок, практически неограниченная вариативность изображений при их безусловном стилистическом единстве — всё это требует особого отношения к окуневской культуре: ей должно принадлежать особое место как в общей культурной типологии, так и в истории мирового искусства. Пожалуй, ни одна из археологических

(5/6)

культур не испытывала такого «упоения» возможностями изобразительного творчества, как окуневская. В этом отношении Минусинская котловина представляет собой культурный «оазис», подобный очагам древних цивилизаций.

 

Возможно, это объясняет, почему на сравнительно небольшой территории Минусинской котловины сконцентрировано такое количество памятников окуневского искусства, в первую очередь, — каменных изваяний. Несомненно и то стимулирующее влияние, которое оказывали окуневцы на культуру населения соседних районов Сибири, в связи с чем уместно привести слова из прекрасной и незаслуженно забытой книги «Распространение культуры на Земле» В.Г. Богораза: «..вино культуры как бы вспенивается, бродит и разъедает вмещающую его географическую чашу» [Богораз-Тан, 1928, с. 250]. Такой «географической чашей» и являлась Минусинская котловина, вокруг которой создавалось своё «культурное поле», где длительное время сохранялись окуневские традиции. Так, например, как сейчас установлено, именно наследию окуневской культуры во многом обязан своим появлением скифо-сибирский звериный стиль.

 

Всё это вместе взятое делает проблему изучения окуневской культуры одной из наиболее актуальных в настоящее время. Между тем, последняя (и единственная!) монография по окуневской культуре вышла почти 20 лет назад (Э.Б. Вадецкая, Н.В. Леонтьев, Г.А. Максименков. Памятники окуневской культуры. Л., 1980). С тех пор источниковедческая база почти не пополнилась — материалы многих, даже известных памятников не опубликованы или опубликованы выборочно, что не даёт о них полного представления.

 

К великому сожалению, и окуневское искусство пока не стало ни достоянием большой науки, ни фактом в истории искусства. Оно остаётся объектом интереса узкого круга специалистов, занимающихся сибирской археологией. Вне этого круга даже археологи знают его, чаще всего, понаслышке. Об искусствоведах и просто о людях, интересующихся историей и искусством, и говорить не приходится.

 

Восполнить этот пробел и дать — на современном уровне — представление об окуневской культуре в целом и, в частности, об окуневском искусстве — одна из основных задач предлагаемого Сборника. При этом было важно показать необходимость комплексного подхода к решению окуневской проблемы: в наш Сборник включены исследования по археологии, антропологии, искусствоведению и металлографии. Этим конечно, не ограничивается круг дисциплин, где научные поиски в области окуневской проблематики могут оказаться особенно плодотворными — мифология древних обществ, палеосоциология, историческая лингвистика, религиеведение.

 

Помимо полной публикации ряда первоклассных, открытых в последние годы, окуневских комплексов, в Сборнике представлено развитие и обоснование идей, высказанных на тематической научной конференции «Проблемы изучения окуневской культуры», проходившей на кафедре археологии СПбГУ в 1995 году и впервые, после длительного перерыва, объединившей творческие усилия специалистов, занимающихся изучением окуневской культуры и искусства. [1] Мнения авторов по двум кардинальным вопросам — происхождения окуневской культуры и интерпретации памятников окуневского искусства — во многом расходятся, что вполне естественно, так как исследование феномена окуневской культуры на современном методическом уровне ещё только начинается.

 

Хотелось бы надеяться, что на этом пути публикация настоящего сборника окажется важной вехой.

 

Д.Г. Савинов, М.Л. Подольский

 


 

[1] Подробнее об итогах конференции см.: Д.Г. Савинов. Тематическая научная конференция «Проблемы изучения окуневской культуры» // Новые археологические открытия и изучение культурной трансформации (материалы Пленума ИИМК РАН). [АИ. Вып. 31] СПб., 1996, с. 117-120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки