● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ каталог выставки ]Древности страны луров.// СПб: Государственный Эрмитаж; Королевский музей искусства и истории, Брюссель. 1992. 128 с.
Автор вступительной статьи и составитель каталога Л. Ванден-Берге. Перевод с французского И.Н. Медведской под ред. В.Г. Луконина. Ответственный редактор Е.В. Зеймаль. На обложке — кат. 282. Оглавление
От редактора.[ Е.В. Зеймаль ] — 5
Предисловие. — 7Географическое положение. — 7Историческая справка. — 8
Археологические памятники Луристана (периодизация). — 11Период халколита. — 11Эпоха бронзы. — 13Железный век. — 20Общие итоги раскопок в Пушт-и Кухе. — 29
Луристанские бронзы (классификация и типология).Оружие. — 33Оборонительный доспех и сбруя. — 36Украшения и предметы туалета. — 38Булавки. — 39Вотивные предметы. — 40Металлическая посуда. — 42Стилистические и иконографические особенности. — 44
Каталог. — 50
[ стр. 4 ] Стоянка кочевников близ селения Майма.(Открыть в новом окне)
От редактора. ^
Луристан («страна луров») — область на юго-западе Ирана, в горах Загроса. Племена луров, от которых эта область получила своё название, населяют сейчас главным образом её северо-западную часть (Малый Лур). Большой Лур (к юго-востоку от реки Аб-и Диз) занимают теперь племена бахтияров. Луры, курды и бахтияры — родственные по языку и культуре народы.
Открытие древностей Луристана началось в конце 20-х гг. XX века со случайной находки — бронзового идола, выгодно проданного кочевником-луром какому-то любителю старины из Европы. После этого раскопки древних могил — ради вещей для антикварного рынка — быстро стали доходным промыслом в восточной части этой области (она называется Пиш-и Кух, т.е. «предгорье»), а сотни «луристанских бронз» — идолы и браслеты, сосуды и детали конской сбруи, вотивные булавки и оружие и многое другое — постепенно наводнили музеи и частные коллекции всего мира.
Стремительное накопление луристанских художественных изделий явно опережало их изучение. В предположениях и «теориях» не было недостатка, но под напором все новых и новых фактов гипотезы так же легко рушились, как и возникали. Со временем обозначился репертуар изобразительных мотивов и выявились особенности луристанского стиля, причудливо сочетавшего зооморфные и фантастические элементы. Но наиболее важные проблемы — такие, как историческое место «луристанских бронз» в искусстве Востока, их соотношение с памятниками ближних и дальних соседей, а главное — их хронология, — до недавнего времени казались неразрешимыми.
Только научные раскопки в Луристане могли дать надёжный фундамент для осмысления «луристанских бронз». Их возглавил один из авторитетнейших специалистов по археологии Ирана — профессор Гентского университета Л. Ванден-Берге (Бельгия). Основные результаты этих полевых работ 1965-1979 гг. отражены в предлагаемом читателю каталоге и на выставке.
Главный итог — создание надёжно обоснованной периодизации археологических памятников Луристана III-I тысячелетий до н.э. Появление характерных черт искусства «луристанских бронз» Л. Ванден-Берге относит к XII в. до н. э., а его наивысший расцвет — к IX-VII вв. до н.э.
Луристан оказывается одним из центров освоения человеком металлов, обогатившим этим знанием соседние народы и государства. Интенсивными и широкими были связи Луристана с долинными цивилизациями, а в его искусстве находят истоки так называемого «звериного стиля», получившего дальнейшее развитие в искусстве скифов (и шире — степных кочевников Азии).
Многое в истории и культуре Луристана остаётся пока неизвестным, но исследования продолжаются...
Трое наших коллег не дожили до открытия этой выставки. Основная подготовительная работа по её устройству была проделана без малого десять лет назад доктором исторических наук В.Г. Лукониным (1932-1984 гг.), более двадцати лет возглавлявшим отдел Востока нашего музея. В 1990 г. не стало академика Б.Б. Пиотровского (1908-1990 гг.), проявлявшего интерес к «Луристанским древностям» не только как директор Эрмитажа, но и как учёный-исследователь. В том же году ушла из жизни и госпожа Кристиан Лангерарт-Сейус — многолетняя сотрудница профессора Л. Ванден-Берге в его луристанских (и не только луристанских) исследованиях, участвовавшая в подготовке этой выставки с бельгийской стороны. Светлой памяти наших коллег, готовивших эту выставку, и посвящается каталог.
наверх |