главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога
[ каталог выставки ]Древности страны луров.// СПб: Государственный Эрмитаж; Королевский музей искусства и истории, Брюссель. 1992. 128 с.
Автор вступительной статьи и составитель каталога Л. Ванден-Берге. Перевод с французского И.Н. Медведской под ред. В.Г. Луконина. Ответственный редактор Е.В. Зеймаль. На обложке — кат. 282.
[ стр. 6 ] Чамжи-Мума. Лагерь Бельгийской археологической экспедиции.(Открыть в новом окне)
Предисловие.
Географическое положение. — 7Историческая справка. — 8
Одним из наиболее дискуссионных вопросов древневосточной археологии является проблема определения, происхождения и датировки культуры знаменитых «бронз Луристана» (Западный Иран).
В 1928 г. эта культура была открыта в результате кладоискательских раскопок древних могильников в горах Луристана местным населением. Изделия из бронзы привлекали внимание странной и фантастической манерой изображения людей и животных. И не удивительно, что они очень быстро нашли дорогу в различные музеи и частные коллекции.
Археологи неожиданно столкнулись с абсолютно новой и совершенно неизвестной культурой. Проблемам Луристана были посвящены многочисленные работы, но только научные раскопки могли дать окончательное решение возникших вопросов.
Очень долго Луристан оставался недоступным для научных исследований. До второй мировой войны было совершено несколько поездок в Восточный Луристан, но поскольку могильники здесь были полностью разграблены, материалов было обнаружено очень мало.
Начиная с 1965 г. Бельгийская археологическая миссия осуществила исследования в западной части Луристана (Пушт-и Кух), которая практически не была затронута кладоискательскими раскопками. Археологические исследования выполнялись под руководством Службы Международных культурных связей при Бельгийском Министерстве культуры, Королевского Музея Искусства и Истории в Брюсселе и Университета г. Гента, в сотрудничестве с археологической службой Ирана.
Пятнадцать археологических сезонов (1965-1979 гг.) в Пушт-и Кухе позволили получить точные данные, относящиеся к проблеме цивилизации Луристана. Охватывающая несколько веков культура Луристана может быть разделена на периоды, характеризующиеся особой погребальной архитектурой, специфической керамикой и многочисленными типами изделий из металла. Удалось уточнить датировку бронзовых изделий, в том числе и из музейных коллекций.
Выставка состоит из двух частей. В первой представлены результаты археологических работ в Пушт-и Кухе. Они иллюстрируют материальную культуру этого района начиная с III тысячелетия и до 600-х гг. до н.э. Вторая часть экспозиции предлагает типологическую классификацию бронз Луристана, основанную на коллекции Королевского Музея Искусства и Истории (Брюссель) — наиболее полной коллекции в мире. Географическое положение. ^
Луристан составляет центральную часть Загроса — горного пояса, ограничивающего на западе Иранское плато. На севере границей Луристана служит дорога, ведущая из Каср-и Ширин через Керманшах в Кангавар и Хамадан; на востоке — дорога, связывающая Кангавар через Нехавенд с Буруджирдом и Хуррамабадом и Бахтиарскими горами. Река Аб-и Диз и долина между Дизфулем и Дех Лураном образуют южные пределы, а современная ирано-иракская граница служит западным рубежом Луристана.
Этот горный район образуют параллельные хребты, ориентированные с северо-запада на юго-восток, и заключённые между ними узкие продольные долины, прорезанные небольшими речками. Наиболее важная — река Сеймерре, берущая начало в окрестностях Керманшаха и прокладывающая себе путь на юг вдоль северо-восточного склона хребта Кабир Кух — самой внушительной горной цепи Луристана. После слияния с р. Кашган р. Сеймерре изменяет своё название и уже как р. Керха продолжает течь на юг, чтобы отдать свои воды долинам Хузистана.
Хребет Кабир Кух (и отчасти р. Сеймерре) разделяет Луристан на две части: Пиш-и Кух — на востоке, Пушт-и Кух — на западе.
До недавнего времени Луристан был, в основном, населён кочевниками. Ещё и теперь они переходят летом со своими козами и овцами на высокогорные пастбища, а зимой вновь спускаются в долины.
Пушт-и Кух всегда больше подходил для кочевого образа жизни, чем Пиш-и Кух. В Пиш-и Кухе имеются более обширные долины, где с древних времён располагались поселения (например, Тепе Гуран, Баба Джан и др.), тогда как в Пушт-и Кухе долины менее обширны (наиболее важные поселения, обнаруженные нами, датируются не ранее ассирийского времени). К тому же, в Пушт-и Кухе вплоть до 30-х годов не имелось и десяти деревень с прочными постройками, люди жили в палатках. Луристанские бронзолитейщики жили, вероятно, на поселениях в долинах, но в условиях отгонного скотоводства их изделия должны были регулярно поступать и на высокогорье. Историческая справка. ^
В начале III тыс. до н.э. мы застаём в Луристане несколько племён «азианического» происхождения. Среди них наиболее важными были кутии и луллубеи. Согласно клинописным надписям, это были дикие орды, которые из гор Загроса регулярно совершали набеги на процветающие города южной Месопотамии и Элама. Аккадские цари вели неустанные войны с ними, и стелы Нарам Сина (2291-2255 гг. до н.э.) свидетельствуют о подчинении луллубеев. Уже Саргон I (2370-2316 гг.) и его сын Римуш (2315-2307 гг.) проникали в горы Пушт-и Кух. Кутиям тем не менее удалось свергнуть I династию Аккада и установить свою гегемонию в долине Месопотамии, где они основали новую династию (2230-2120 гг.). Один из результатов этого — сильное семитическое влияние на кутиев и появление новых особенностей в культуре Луристана. Более тысячи лет спустя эти же кутии ещё присутствуют в Луристане: ассирийский царь Салманасар III (858-824 гг.) сообщает в своих анналах о подавлении восстания в одной из провинций, жителями которой названы «кутии».
Эламиты, создавшие в III тыс. до н.э. блестящую цивилизацию на юго-западе Ирана (современная провинция Хузистан), также занимали обширную территорию в Луристане и удерживались там вплоть до их падения в 636 г. до н.э. В этническом и культурном отношении они были иного происхождения, чем кутии и луллубеи, и вели свой род от горного народа, спустившегося с высот Загроса в долину Сузианы. Эламский город Симаш (с 2000 г. до н.э. — столица важной ветви правящей династии) располагался в горах Загроса (вероятно в районе Хуррамабада, в восточном Луристане). Территория Варахши (горы Пиш-и Кух) была в тесном контакте с Эламом. Эламская культура долины Сузианы была сильно пропитана шумеро-аккадскими элементами, и часто элам- ские цари, на время возвышаясь, распространяли свою власть на обширные районы Месопотамии. Именно эламиты разрушили г. Ур и положили конец III династии Ура. И, наоборот, некоторые аккадские цари — такие как Маништусу (2306-2292 гг.) и Нарам Син (2291-2255 гг.) распространяли свою власть на некоторые части Элама и даже одно время правили в Сузах. К тому же торговые связи между Эламом и богатыми городами Месопотамии были очень интенсивны.
С начала II тысячелетия до н.э. клинописные тексты упоминают присутствие в Луристане касситов, занимающих изолированные районы в Загросе. Касситы возникли из смешения индоевропейских кочевников, проникших в Иран через Кавказ, и местных народов «азианического» происхождения. Эти новые пришельцы, составив правящий слой, восприняли язык местного населения, но сохранили в своем пантеоне несколько индо-иранских божеств. Они же познакомили Месопотамию с лошадью, заменив ею онагра. Долины и высокогорья Луристана служили прекрасными пастбищами для выпаса скота. Около 1600 г. касситы завоевали Месопотамию, свергнув I династию Вавилона (1895-1595 гг.). Примерно 5 веков в Вавилонии правила «касситская династия» (1595-1155 гг.). Однако здесь уместно отметить, что в Месопотамии не было найдено ни одного бронзового изделия, сходного с луристанскими. И объясняется это не только тем, что бронзы Луристана не были изделиями городского населения, но и тем, что дата этих изделий — позднее времени господства касситов в Месопотамии. Затем касситы были оттеснены в горы Загроса, где в течение многих веков разводили лошадей. Для позднеассирийской эпохи, в источниках, касающихся второй войны царя Синнаххериба (704-681 гг. до н.э.), высокогорное плато к востоку от Тигра всегда обозначается как «страна касситов». Существует и другое подтверждение — у античных авторов, которые называют жителей гор Загроса «коссены».
С конца II тыс. до н.э. в Центральном Загросе возникает царство Эллипи. О нём сообщают Ашшурнасирпал II (883-859 гг.) и Асархаддон (680-669 гг.), а при Саргоне II (721-705 гг.) оно, похоже, играло весомую роль в ассирийской политике. Это образование было поглощено мидийцами.
В конце II — начале I тыс. первые иранские племена последовательными волнами хлынули в Луристан.
В течение первых веков I тысячелетия до н.э. и многие другие народы появлялись в Луристане и прилегающих к нему областях.
Урарты, народ «азианического» происхождения, культура которых впитала хурритские, хеттские, сиро-хеттские и ассирийские элементы, занимали с IX до начала VI в. район к северо-западу от оз. Урмия.
Царство маннеев (также народа «азианического» происхождения) развивалось между IX-VII вв. до н.э. к югу от оз. Урмия в Курдистане, упорно сопротивляясь атакам Ассирии и Урарту, но в конце концов было поглощено Мидией.
Иранские племена мидийцев создали в центре Загроса и к востоку от него процветающее государство (728-550 гг.).
Группа киммерийцев проникла в Иран в течение VIII в. до н.э. и положила начало смешению киммерийцев с мидийцами в глубине Загроса.
Вторжение скифов имело место в VII в. до н.э. Миграции киммерийцев и скифов взбудоражили всю Переднюю Азию, от Кавказа до Палестины и от Малой Азии до Ирана.
Начиная с IX в. до н.э. ассирийцы предпринимают походы в Загрос. Они часто завоёвывали обширные районы Луристана и захватывали коней, необходимых для военных походов.
Наконец, с начала I тыс. до н.э. арамеи размещаются на западном берегу Персидского залива и мирным путём постепенно просачиваются в Луристан. В царствование Саргона II племя Раши обитало возле горы Имби. Позднее ассирийцы переселяют многие народы, в том числе и арамеев Сирии и Палестины, в пограничные районы Урарту и Ирана.
В результате этих миграций и войн в первой половине I тыс. до н.э. Луристан и сопредельные страны вмещали в себя смесь различных племён. Действительно, наряду с автохтонным населением и пришлыми иранскими племенами, мы застаём здесь урартов, маннеев, киммерийцев, скифов, ассирийцев, эламитов и арамеев. И все эти народы внесли более или менее заметный вклад в искусство Луристана I тыс. до н.э.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление каталога