главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
А.Ю. Алексеев, В.Ю. Мурзин, Р. РоллеЧертомлык(Скифский царский курган IV в. до н.э.).// Киев: «Наукова думка». 1991. 416 с. ISBN 5-12-002124-7
Введение.
Вторая половина IV в. до н.э. — весьма противоречивый этап в истории Причерноморской Скифии. Так, этот период характеризуется высоким уровнем экономического и социального развития, усилением политической активности скифов-кочевников. Одновременно, в последние десятилетия IV в. до н.э., Скифия, видимо, переживала ряд военных неудач, связанных с усилившимся давлением соседних племён и государств на её восточные и западные пограничья. Фактически эти годы — канун заката величия скифских племён, внезапно утративших на рубеже IV-III вв. до н.э. значительную часть своей территории и военно-политическое могущество. Но именно к этому времени относится наибольшее число самых примечательных памятников скифской эпохи — так называемых «царских» курганов — уникальных погребальных сооружений скифской знати.
Богатая яркими событиями и драматическими коллизиями история исследования погребальных памятников высшей скифской аристократии [подробнее см.: Черненко, Мурзин, 1982] началась в 1763 г., когда по поручению генерал-губернатора Новороссийского края А.П. Мельгунова в окрестностях современного Кировограда был раскопан курган скифского вельможи, названный позже по имени инициатора раскопок Мельгуновским. Эти работы явились первым звеном в той цепи блестящих открытий скифских древностей, которые не прерываются и в наши дни. В их числе раскопки кургана Куль-Оба в Крыму, проведённые в 1830 г. П. Дюбрюксом при участии И.А. Стемпковского, а также начатые в 1852 г. исследования Александропольского кургана в Нижнем Поднепровье, организованные графом Л.А. Перовским, возглавлявшим в то время археологическую службу России [Лазаревский, 1894]. Сенсационные результаты этих исследований стимулировали дальнейшее изучение степных курганных некрополей. Способствовало тому и создание в 1859 г. единого координационного центра русской археологической науки — Археологической комиссии (АК), в обязанности которой входило систематическое и планомерное исследование древних памятников.
Одним из первых шагов комиссии стали раскопки Чертомлыкского кургана, проведённые в 1862-1863 гг. неподалеку от г. Никополя нынешней Днепропетровской области членом Археологической комиссии И.Е. Забелиным. Благодаря его усилиям и настойчивости был открыт один из наиболее грандиозных памятников прошлого, выделяющийся на фоне одновременных ему степных курганов монументальностью своих сооружений, обилием и богатством находок, количеством сопровождающих захоронений.
Сразу после окончания раскопок началось изучение обнаруженных в кургане древностей. Работу над материалами чертомлыкского погребального комплекса отличала характерная для многих современных исследований особен- ность: основное внимание уделялось наиболее эффектным вещам, например серебряной амфоре, золотым обивкам ножен и горита и т.п. Но так и не было предпринято комплексное изучение всей совокупности материалов этого памятника, недостаточно чётко определено место Чертомлыкского кургана в системе погребений скифской знати. А ведь именно в этих памятниках, и в первую очередь в чертомлыкском комплексе, с наибольшей выразительностью проявились все особенности и характерные черты скифской культуры времени её наивысшего расцвета: развитие местных ремёсел, экономические и политические связи с греческими городами Причерноморья, Грецией, Фракией, общественные отношения, отчасти военная история. Эти памятники, благодаря их многогранному и сложному составу, содержат огромную информацию и фактически являются самым полным источником для изучения культуры скифов IV в. до н.э.
Количество сводных работ, в которых предлагалась сравнительно полная характеристика степных «царских» курганов, относительно невелико [Ростовцев, 1925; Археологія Української РСР, т. 2, 1971; Кубчак, 1978; Мозолевский, 1979; Ролле, 1979]. На многие вопросы, стоящие перед исследователями погребальных памятников скифских «царей», до сих пор нет ответа, а предлагаемые решения нередко дискуссионны, хотя источниковедческая база заметно расширилась за счёт раскопок больших скифских курганов, проведённых в последние десятилетия на территории юга европейской части СССР, и прежде всего в степных районах Украины. В числе наиболее ярких открытий — исследования Мелитопольского кургана [Покровская, 1955; Тереножкин, 1955], Гаймановой Могилы [Бидзиля, 1971], 8-го Пятибратнего [Шилов, 1961; Брашинский, 1961], Толстой Могилы [Мозолевский, 1979], Бердянского кургана [Чередниченко и др., 1978]. Не меньшее значение имеют и новые исследования на территории Греции и Болгарии, в частности раскопки так называемой «гробницы Филиппа II», инвентарь которой совпадает с материалами «царских» курганов Северного Причерноморья [Манцевич, 1979; Манцевич, 1980; Андроникос, 1980; Шильц, 1979].
В этой связи необходимо отметить работы Л.К. Галаниной по обобщению и публикации материалов Курджипского кургана, А.И. Мелюковой — Краснокутского кургана, А.П. Манцевич — кургана Солоха, Н.Л. Грач и Л.В. Копейкиной — кургана Куль-Оба. К настоящему времени накопился определённый опыт современных археологических исследований уже частично раскопанных «царских» курганов. Так, прекрасные результаты дало доисследование кургана Огуз, проведённое ИА АН УССР [Болтрик, 1981].
Всё это подготовило почву для возвращения к одному из самых грандиозных памятников скифской культуры — кургану Чертомлык. Возвышавшиеся неподалеку от современного с. Чкалово Никопольского р-на Днепропетровской обл. 9-метровые останцы его курганной насыпи занимали значительную площадь, перекрывая, по сути, не менее двух третей всей подкурганной поверхности. Это позволяло надеяться, что повторные раскопки Чертомлыка если не дадут каких-либо новых результатов, то уж во всяком случае помогут гораздо глубже понять характер и особенности этого эталонного для скифской культуры памятника. Не вызывала сомнений и необходимость тщательной проработки огромной коллекции материалов Чертомлыкского кургана, полученных И.Е. Забелиным во время раскопок центральной гробницы и хранящихся ныне в собрании Государственного Эрмитажа. В результате Институт археологии АН УССР в самом конце 70-х годов начал подготовительные работы к повторному исследованию Чертомлыка, а в 1981-1986 гг. они проведены в полном объёме совместной экспедицией Института археологии АН УССР и Немецкого научно-исследовательского общества в Бонне (ФРГ), созданной в рамках Со- глашения о сотрудничестве между Академией наук СССР и Немецким научно-исследовательским обществом. Одновременно в стенах Государственного Эрмитажа началась систематизация материалов Чертомлыка, полученных в прошлом веке, и подготовка к их полной публикации. Со временем усилия различных научных учреждений удалось объединить. Их итогом является настоящая монография, авторский коллектив которой представлен археологами Киева, Ленинграда и Гёттингена.
Коллекция находок из Чертомлыкского кургана насчитывает около 7000 предметов. Количество подлежащих описанию вещей настолько велико, что единственно возможным решением авторы сочли подготовку сжатого, но информативного каталога с привлечением большого числа иллюстраций. Вопросы хронологии вещей, технологические и исторические аспекты их атрибуции рассматриваются в исследовательских разделах приложения. Значительная часть работы посвящена стратиграфии, планировке и погребальным сооружениям Чертомлыка и написана на основании данных, полученных И.Е. Забелиным, и материалов, собранных в ходе доследования кургана.
Документация, отражающая результаты раскопок И.Е. Забелина и привлекаемая авторами, состоит из неопубликованных дневников, зарисовок, черновых набросков отчётов и ряда других документов из архива АК [Арх. ЛОИА, ф. 1, д. 2, 1862 — далее ААК], архива И.Е. Забелина [ГИМ, ОПИ, ф.440-далее A3], опубликованного отчёта о раскопках [ДГС, с. 74-118] *. [сноска: * Если в ссылке на ДГС специально не оговорён том этого издания, то здесь и далее имеется в виду т. 2.] Помимо этих материалов ряд сведений содержат неопубликованный рукописный каталог коллекции Чертомлыкского кургана, подготовленный в конце XIX в. хранителем скифских древностей Эрмитажа Г.Е. Кизерицким (находится в Отделе истории первобытной культуры Государственного Эрмитажа), некоторые дела из архива Эрмитажа, инвентарные книги музея.
Коллекция находок, хранящихся в Эрмитаже, состоит из двух частей. Вещи с инвентарными номерами Дн 1862 2/... и Дн 1863 1/.., как правило, легко отождествляются с описанными в отчёте И.Е. Забелина. Другая часть вещей — с инвентарными номерами Дн 1862-1863 1/.., которая, как значится в инвентаре ОИПК, «лежала вместе с вещами из Чертомлыкского кургана», атрибутируется далеко не всегда надёжно. Но в целом принадлежность этой части коллекции к комплексу Чертомлыка сомнений не вызывает.
Отчёты о доисследовании кургана Чертомлык хранятся в Научном архиве Института археологии АН УССР, а вещи, найденные в ходе этих работ, — в фондах Института.
Авторы монографии выражают признательность коллегам, оказавшим помощь в подготовке работы. В частности, по просьбе авторов ряд специалистов подготовил отдельные статьи, затрагивающие те или иные аспекты изучения чертомлыкского комплекса, которые включены в настоящее издание в качестве приложений. Едва ли была бы возможна публикация этой работы без участия сотрудников Чертомлыкской экспедиции, осуществлявшей доисследование кургана. Так, антропологические материалы обрабатывались в поле С.И. Круц и М. Шультцем, палеозоологические — О.П. Журавлёвым. Полевые чертежи выполнены В. Херцем и М.М. Иевлевым, фотоработы — М.Ш. Петковским и В. Херцем. Фотосъёмки вещей из коллекции Государственного Эрмитажа осуществлены В.С. Теребениным, а вещей из фондов Института археологии АН УССР — М.Ш. Петковским. Особую благодарность авторы выражают коллективу Орджоникидзевского горно-обогатительного комбината и жителям с. Чкалово, дружеская помощь и поддержка которых значительно облегчила работу Чертомлыкской экспедиции.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги