● главная страница / библиотека / обновления библиотеки
[ сборник ]Этнография народов Сибири.// Новосибирск: 1984. 152 с.
Содержание
Предисловие. — 3
I. Хозяйство и быт.
Ю.В. Бромлей, Р.Ф. Итс. Исследование культуры народов Сибири в трудах академика А.П. Окладникова. — 5Н. В. Лукина. Некоторые вопросы происхождения оленеводства хантов. — 10Ю.С. Худяков. К вопросу о хозяйственно-культурном типе енисейских кыргызов в эпоху средневековья. — 18И.Н. Гемуев. О содержании термина «подворник» (по селькупским материалам). — 25Ф.Ф. Болонев. О гончарстве русского населения Забайкалья. — 30И.Н. Гемуев, А.И. Соловьёв. Стрелы селькупов. — 39С.Н. Тихонов. Традиционные жилища алтайцев. — 55
II. Духовная культура.
Г.Н. Грачёва. Нганасанские названия «богов». — 65А.К. Акишев. Образ верблюда в легендах Центральной Азии. — 69Е.А. Алексеенко. Южносибирские параллели в шаманстве кетов. — 77Э.Л. Львова. Материалы к изучению истоков шаманизма (шаманскпе атрибуты сибирских тюрков). — 84B.Я. Бутанаев. Культ богини Умай у хакасов. — 93Ю.С. Худяков, С.Г. Скобелев. Позднесредневековое шаманское погребение в могильнике Ортызы-Оба. — 105А.М. Сагалаев. Христианизация алтайцев в конце XIX — начале XX в. (Методы и результаты). — 120А.В. Коновалов. Пережитки шаманства у казахов Южного Алтая. — 127Е.А. Окладникова. Шаманские петроглифы Сибири. — 131C.К. Павлючик. О народных песнях шорцев. — 135
Список сокращений. — 149
Предисловие ^
Традиционная культура населения Сибири с давних пор привлекает внимание исследователей. В наши дни задача этнографического изучения коренных сибирских народов (как и русского старожильческого населения) стала особенно актуальной. Постоянная забота о народах Сибири и Севера со стороны высших партийных и государственных органов страны [1] обязывает этнографов-сибиреведов активизировать исследовательскую деятельность. Это существенно не только для воссоздания исторического прошлого (в чём этнографии, бесспорно, принадлежит важная роль), но и для реализации программы социально-экономического развития сибирских народов и регионов их обитания.
Между тем возможности расширения источниковой базы этнографии с течением времени отнюдь не возрастают. Научно-техническая революция и связанные с ней изменения в профессиональной и бытовой сферах, мощные миграционные процессы, рост числа межнациональных браков, изменение культурно-ценностных ориентации молодёжи и ряд других факторов в значительной мере способствуют утрате этнической специфики. Не случайно в литературе высказывается мнение, что этнографическая наука к настоящему времени «в основном исчерпала свои полевые ресурсы». [2] Не вдаваясь в дискуссию по этому вопросу, отметим, что определённые основания для столь пессимистического заключения действительно имеются. Дело в том, что развитие этноса в русле достижений современной цивилизации неизбежно затрагивает, деформирует и даже разрушает механизмы трансляции традиционных форм культуры во всех их проявлениях.
В этой связи значительный интерес представляют конкретно-этнографические исследования, благодаря которым возрастают возможности научных обобщений. Именно такого характера работы и составляют данный сборник. Он включает два раздела: I. «Хозяйство и быт»; II. «Духовная культура». Основной задачей первого раздела является ввод в научный оборот новых материалов по некоторым отраслям традиционных видов хозяйства различных этнических групп коренного населения и русских старожилов Сибири. Ряд вопросов, касающихся определения культурно-хозяйственного типа для отдельных регионов края в период развитого средневековья, продолжают оставаться дискуссионными. От их адекватного решения во многом зависит правильное понимание хода исторического процесса на данной территории в период, предшествовавший этнографической современности. По мере изучения этих проблем рельефнее выступают черты прогрессивного развития, приобретённые коренным населением Сибири при знакомстве с русской культурой.
Элементы духовной культуры в традиционных обществах в значительной мере связаны с религиозным миросозерцанием и обрядностью. Материалы сибирской этнографии в этом отношении представляют особый интерес, так как сохранили для научного осмысления основные устои такой традиционной религиозной системы, как шаманизм, который, по мнению многих учёных, являлся для определённого уровня развития первобытного общества универсальной формой религии. Анализу шаманского культа, элементов шаманистских представлений о мире, погребальной обрядности шаманов и другим вопросам посвящён второй раздел сборника. В процессе изучения шаманизма у разных народов прослеживаются сходные черты этого явления для обширных районов северной части Азии в период этнографической современности. Ввод в научную практику новых данных по сибирскому шаманизму должен способствовать всестороннему осмыслению этой традиционной формы религии коренного населения Сибири.
В целом тематика сборника отражает основные направления поиска в современной сибирской этнографической науке; затронутые проблемы рассматриваются с привлечением новых полевых материалов и малоизвестных архивных данных.
Примечания
[1] Ярким свидетельством тому являтся постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 7 февраля 1980 г. «О мерах по дальнейшему экономическому и социальному развитию районов проживания народностей Севера».[2] Першиц А.И. Этнография как источник первобытно-исторических реконструкций. — В кн.: Этнография как источник реконструкции первобытного общества. М., 1979, с. 39.
Список сокращений ^
ВСОРГО — Восточно-Сибирское отделение Русского географического обществаГААО — Государственный архив Амурской областиГАКК — Государственный архив Красноярского краяГАНИИИЯЛ — Горно-Алтайский научно-исследовательский институт истории, языка и литературыГАТО — Государственный архив Томской областиГМЭ — Государственный музей этнографии народов СССРЕФГАКК — Енисейский филиал государственного архива Красноярского краяЖМВД — Журнал Министерства внутренних делЗСОРГО — Западно-Сибирское отделение Русского географического обществаИЭ — Институт этнографии АН СССРККМ — Колпашевский краеведческий музейКККМ — Красноярский краевой краеведческий музейКСИА — Краткие сообщения Института археологии АН СССРКСИИМК — Краткие сообщения Института истории материальной культурыКСИЭ — Краткие сообщения Института этнографии АН СССРЛГУ — Ленинградский государственный университетМАЭ — Музей антропологии и этнографииМАЭС — Музей археологии и этнографии Сибири Томского государственного университетаМИА — Материалы и исследования по археологии СССРМИКНС — Музей истории культуры народов Сибири Института истории, филологии и философии СО АН СССРМЭ — Материалы по этнографииРГО — Русское географическое обществоСА — Советская археологияСТ — Советская тюркологияСЭ — Советская этнографияТЕВ — Томские епархиальные ведомостиТГПИ — Томский государственный педагогический институтТГУ — Томский государственный университетТОКМ — Томский областной краеведческий музейРАНИОН — Российская ассоциация научных институтов общественных наукХакНИИЯЛИ — Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и историиЦГА БурАССР — Центральный государственный архив Бурятской АССРЦГАОР — Центральный государственный архив Октябрьской революции, высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР
наверх |