[ каталог ]
Сокровища Британского музея.
// М.: «Планета». 1984. 320 с.
Составитель Фрэнк Фрэнсис.
Научный редактор русского издания Владимир Луконин.
Оглавление
Предисловие.
Владимир Луконин, доктор исторических наук, заведующий Отделом Востока Государственного Эрмитажа. — 3
Введение.
Сэр Фрэнк Фрэнсис, директор и Главный библиотекарь с 1950 по 1958 год. — 9
Отделы.
Глава I. Монеты и медали.
Г.К. Дженкинс, хранитель. — 25
Глава II. Древний Египет.
Миссис А. Вилкинсон, ассистент по научной работе. — 47
Глава IV. Этнография.
А. Дигби, хранитель с 1953 по 1969 год. — 99
Глава V. Древняя Греция и Древний Рим.
Д-р Р.А. Хиггинс, помощник хранителя. — 121
Глава VI. Рукописи.
Т.С. Патти, ассистент хранителя. — 145
Глава VII. Отдел Средневековья и Нового времени.
Д-р Л.С. Брюс-Митфорд, хранитель. — 171
Глава VIII. Отдел Востока.
Сэр Бэзил Грей, хранитель с 1946 по 1969 год. — 202
Глава IX. Рукописи и печатные книги Востока.
Д-р А. Гаур, ассистент хранителя. — 228
Глава X. Доисторические и римско-британские древности.
Дж. Брейлсфорд, хранитель с 1969 по 1973 год. — 252
Глава XI. Гравюры и рисунки.
А. Вилтон, ассистент хранителя. — 274
Глава XII. Исследовательская лаборатория.
Д-р А.Э. Вернер, хранитель. — 298
Примечания. — 311
[ Иллюстрации 1-415 (в издании списка нет) ]
[ со стр. 319 ]
Все фотографии, кроме указанных ниже, взяты из источников, принадлежащих Британскому музею, и публикуются с любезного разрешения Совета попечителей Британского музея.
1, 68, 335, Эдвин Смит; 12-27, 30-39, 163, Джон Уэбб (Бромптон Студиус); 57, 64, 71, 90, 144, Питер Клейтон; 72-76, 80, 157, 161, 217-220, 222, 223, 232, 237, 252, 254, 257, 258, 262-264, 269, 270, 272-282, 284-286, 288, 290-316, 350-353, 384-407, Питер Дж. Давей, с разрешения д-ра Оскара Уайта Маскарелла, из коллекции Э. Херцфельда Отдела древнего искусства Ближнего Востока, музей Метрополитен, Нью-Йорк; 92, 93, 162, Айлин Твиди; 156, с разрешения д-ра Рейнольда Хиггинса; 207, с разрешения Питера Скотта; 336, с разрешения Дж.В.С. Мегау; 424, с разрешения профессора Р.Д. Локкарта и Антропологического музея при университете г. Абердина.
[ со стр. 320 ]
Перевод, предисловие и примечания В.Г. Луконина.
Научные консультанты: Е.С. Левитин, Б.И. Перлов, Ю.А. Савельев, Н.А. Сидорова, С.И. Ходжаш, Л.М. Чебанова, Ю.Е. Чистяков, В.С. Осипова.
(/3)
Предисловие. ^
Британский музей — один из старейших музеев мировой культуры (парламентский акт о его основании принят 11 декабря 1753 года). Он был образован на основе коллекции лондонского практикующего врача Хэнса Слоуна (1660-1753), который был одно время личным врачом Элбемарля — губернатора Ямайки, возможно, известного читателю по ряду романов о флибустьерах южных морей. Обосновавшись после смерти своего покровителя в Лондоне, Хэнс Слоун получил широкую известность как страстный коллекционер растений, минералов, зоологических и анатомических экспонатов, различных древних предметов, гравюр, книг, рукописей, монет. Его дом в лондонском районе Блумсбери, недалеко от того места, где сейчас находится Британский музей, а потом и специально построенное им здание в Челси, куда была перевезена коллекция, вмещали 79 575 различных предметов (если не считать каждое растение в гербариях за один предмет). Он решил передать этот частный музей британской нации, или Оксфордскому университету, или Королевскому обществу, или, наконец, Королевской академии в Париже, или даже Санкт-Петербургской академии — при условии выплаты его дочерям 20 тысяч фунтов стерлингов — едва ли одной пятой тогдашней стоимости коллекции. Король Георг II в ответ на это предложение заявил: «сомневаюсь, чтобы в казначействе оказалось достаточно денег на эту покупку», однако душеприказчики Слоуна всё-таки уговорили парламент выпустить специальную лотерею, доходы с которой и составили необходимую сумму.
Всю дальнейшую историю музея читатель узнает, прочитав эту книгу. Она написана людьми, вся жизнь которых была связана с музеем, многие из них — выдающиеся учёные, пользующиеся мировой славой. Они рассказывают о своих отделах по-разному. Одни уделяют основное внимание шедеврам, которые хранят, другие рассказывают о коллекционерах, учёных, сотрудниках музея, и мы знакомимся с художественными памятниками как бы через судьбы и интересы этих людей. Раскрыв эту книгу, мне кажется, от неё уже трудно будет оторваться. Ведь дело не только в том, что она знакомит с выдающимися произведениями мирового искусства, она погружает читателя в очень своеобразную, полную романтики атмосферу одного из самых прославленных музеев мира.
Характер музейных собраний формировала история. В книге авторы разделов не раз упомянут эпоху колониальной экспансии, когда наряду с аннексией обширных территорий в Африке, в Индии или на Ближнем Востоке шли интенсивные поиски древних и средневековых памятников, которые отправлялись затем в Лондон. Британский музей многим обязан блестящей плеяде коллекционеров конца XVIII — середины XIX века, таких, как лорд Элгин или лорд Гамильтон, чьи частные коллекции составили славу собрания античных памятников, но не в меньшей степени он обязан чиновникам колониальной британской администрации, офицерам армии и флота, доставлявшим
(3/4)
в музей скульптуру или архитектурные детали памятников с тех территорий, которые были захвачены их солдатами.
Право называться крупнейшими музеями мировой культуры имеют, в сущности, только четыре музея: Государственный Эрмитаж, Британский музей; Лувр и Метрополитен-музей. Во всех этих музеях сосредоточены колоссальные коллекции памятников искусства со всего мира, но каждый из них имеет свою специфику. В Британском музее, например, нет картинной галереи, как в Лувре, Эрмитаже или в Метрополитен, но зато есть обширные этнографические коллекции, лучшее в мире собрание памятников Древнего Востока, в особенности Древней Месопотамии, одно из лучших в мире собраний древнеегипетской скульптуры, замечательные коллекции памятников искусства Индии, выдающиеся произведения античного искусства. Британский музей — крупнейший центр по изучению клинописи, в его коллекции более 150 тысяч клинописных табличек. Зато в Эрмитаже ведутся самые значительные работы по исследованию и реставрации настенной живописи Средней Азии и Восточного Туркестана, хранятся богатейшие коллекции памятников средневекового Ближнего Востока, Средней и Центральной Азии, Византии. Иными словами — трудно сравнивать друг с другом крупнейшие музеи мира. Они одинаковы в главном — у них одни и те же задачи. Председатель Совета попечителей Британского музея — сэр Хамфри Тревельян * [1] — писал в своей последней книге: «У музея несколько весьма различных целей. Он должен собирать памятники, поскольку музей, который ничего не прибавляет к своим коллекциям, — это мёртвый музей. Памятники должны хранить квалифицированные специалисты. Музей должен совершенствовать постоянные выставки и устраивать побольше временных выставок из своих фондов, чтобы удовлетворить интерес публики. Музей должен использовать свои коллекции как основу для развития знаний, устраивать экскурсии школьников и учителей, организовывать лекции и выпускать книги для детей и взрослых. Мы ещё не в состоянии удовлетворить нужды образования, но сейчас в этой области наметился определённый прогресс. Базой всей этой работы должен быть высокий уровень науки — ведь именно от этого, главным образом, и зависит репутация любого музея. Нужно готовить научные каталоги, ибо они лежат в основе изучения всех коллекций, нужно исследовать всю культуру общества, создавшего те или иные памятники, чтобы понять их действительную научную и эстетическую ценность». * [2]
Британский музей имеет несколько необычную структуру, она подробно описывается на страницах этой книги одним из его директоров. Однако функции его верховного органа — Совета попечителей — требуют, видимо, дополнительного пояснения.
В субботу утром, по крайней мере, дважды в месяц, члены Совета собираются в одном из помещений Британского музея. На стол водружается серебряная булава (как записано в инвентарной книге: «неизвестного происхождения»), на которой выгравирована дата открытия музея для публики — 15 января 1759 года.
Совет попечителей заботится, прежде всего, о музейном здании, решает вопросы перестроек, ремонта, определяет характер нового оборудования для выставок и хранилищ и т.д. Совету принадлежит право окончательного
(4/5)
решения вопросов о покупке новых экспонатов, финансировании археологических экспедиций, устройстве новых выставок. Совет создает рабочие комитеты по научным исследованиям в музее, по кадрам, по финансам, образовательным программам и т.д.
Комитет возглавляет один из членов совета. Каждый из них курирует тот или иной отдел музея, ежегодно возглавляет осмотр этого отдела всем советом и председательствует на заседании, когда хранитель отдела представляет свой годовой отчёт. Как пишет сэр Хамфри, «членам совета необходимо, например, знать, какие именно залы будут закрыты из-за того, что течёт крыша, они любят поспорить, надо ли выращивать плющ перед новым крылом здания, чтобы, как говорит архитектор, он служил «остроумным намёком» на то, что на этом месте когда-то был сад». Совет попечителей работает в тесном контакте с обществом друзей Британского музея — общественной организацией, заботящейся о его пропаганде.
Музей расположен почти в центре Лондона, в районе Блумсбери. Это очень своеобразный район старого Лондона. Поблизости много старинных баров и кофеен — лондонцы уверяют, что только здесь можно выпить чашку хорошего кофе, на площади рядом с музеем — рынок с шатрами, вокруг площади нечто вроде индийского заповедника: лавки, торгующие пряностями, ресторан с индийскими блюдами и даже небольшой храм. Здесь много антикварных лавок, книжных магазинов, где и сейчас можно купить редкие старые книги, полный набор для белой магии или прекрасно изготовленную подделку под старинный иранский сосуд. В лондонской печати недавно возникла горячая полемика вокруг решения снести ряд этих построек, чтобы возвести на их месте новое здание библиотеки. И хотя кое-кто считал, что защита этого уютного уголка Лондона — «достойное сожаления проявление мещанских вкусов», проект всё же не получил одобрения. Фасад музея с великолепной колоннадой и решёткой, созданной по проекту архитектора Роберта Смерка, выходит на Грейт Рассел-стрит.
Вся Британия гордится своим музеем, лондонцы называют его «старушка с Грейт Рассел-стрит». «Старушка» эта всё время меняется. Недавно, например, она лишилась части своего основного собрания — по решению правительства материалы, которые хранились в трёх её отделах — Отделе рукописей, Отделе печатных книг и Отделе восточных рукописей и печатных книг — были переданы новой, независимой от музея организации — Британской библиотеке. И хотя никто толком не знает, когда все эти бесценные сокровища покинут музейные здания, директор Британского музея уже не имеет титула «Главный библиотекарь», а посетители должны предъявлять специальные пропуска, чтобы ознакомиться с рукописями или старинными книгами.
То, что вся печатная продукция со временем покинет музей, скорее радует Совет попечителей и музейных работников — будет больше места для постоянных выставок. Колоссальные коллекции греческих ваз, клинописных табличек, печатей, хранящиеся сейчас в набитых до предела шкафах, обретут, наконец, достойные их хранилища. Однако дело со строительством новой библиотеки затягивается: пока построено только новое здание, куда помещены восточные рукописи и книги. В 1980 году было решено построить здание
(5/6)
библиотеки на месте картофельного рынка, у вокзала Сент-Панкрац, но осуществление всего проекта займёт не одно десятилетие. Так что все замечательные рукописи и старинные книги хранятся пока там же, где они были двести лет назад. Хотя, как уже отмечалось, рукописи и старинные книги переданы в Британскую библиотеку, рассказывая об истории музея, просто невозможно не упомянуть такие интереснейшие памятники, как ирландские миниатюры раннего Средневековья, часослов Марии Стюарт, наконец, записные книжки Леонардо да Винчи и страницы дневника капитана Скотта.
Нужно сказать, что Британский музей — уже не такой, каким был во время издания этой книги в Англии (1975 г.). Прежде всего, «старушка с Грейт Рассел-стрит» изменила свой внешний облик. Тёмно-красный, «викторианский» цвет основного здания был заменён на светло-зелёный, как этого когда-то хотел его архитектор Роберт Смерк. Колоннада, возведённая им у центрального входа в конце 30-х годов XIX столетия, в 1978 году была очищена от наслоения копоти и сажи. В 1980 году открыто новое крыло здания, спроектированное известным архитектором Колином Вилсоном. В нём теперь размещаются галереи для временных выставок, кафе, рабочие комнаты и залы для лекций. Возникли новые секции музея, такие, как секция по школьному образованию. Наряду с Исследовательской лабораторией теперь организован новый Отдел консервации и технических служб, при каждом отделе созданы справочные библиотеки. В 1973 году было организовано специальное издательство Британского музея, которое, наряду с научной литературой, выпускает путеводители, открытки, планы расположения залов и муляжи отдельных наиболее интересных экспонатов. В период между 1979-1981 годами была значительно обновлена галерея египетской скульптуры — теперь это новая экспозиция, созданная на самом современном уровне.
Растут и музейные коллекции. В 1978 году была заложена, например, хорошая основа для собрания банкнот. Выросла коллекция Отдела рисунков и гравюр, благодаря подаренным и закупленным музеем произведениям XVI-XVII веков, а также поступившей недавно богатейшей коллекции современных гравюр и эстампов Северной и Южной Америки.
Библиотеку Британского музея очень ценили классики марксизма-ленинизма. Карл Маркс, работавший в ней более тридцати лет, считал, что для научных занятий Британский музей не имеет себе равных. В 1902-1903 годах библиотеку посещал Владимир Ильич Ленин. В 1908 году он специально приезжал сюда из Женевы, чтобы закончить работу над рукописью книги «Материализм и эмпириокритицизм». В беседе с одним из участников V съезда РСДРП, проходившего в Лондоне, Ленин говорил о том, что во всей Европе нет лучшего места для работы, чем библиотека Британского музея, с её богатейшим книжным фондом, прекрасным справочным отделом и великолепно налаженной техникой обслуживания читателей.
Сейчас в Британский музей приходят ежегодно около четырёх миллионов посетителей. Этот «музейный взрыв» пережили все крупные музеи мира, в той или иной степени приспособившись к нему. В Британском музее «нужно было увеличить количество смотрителей в залах, чтобы предотвратить хищение и порчу экспонатов, потребовалась целая армия уборщиков, чтобы попытаться
(6/7)
счистить с полов остатки жевательной резинки, надо было открыть рестораны, хотя бы для осмеяния любителей поесть, нужно было проверять сумки, чтобы убедиться, что там нет бомбы, засунутой в тюбик губной помады...» * [3]
В 1963 году был принят специальный акт парламента, разрешающий музею обмен временными выставками. Жители Англии вскоре оценили последствия этого решения. В 1972 году в музее открылась выставка сокровищ из гробницы египетского фараона XVIII династии Тутанхамона, организованная Египетским национальным музеем — её посетили 1 700 000 человек. В 1978 году не меньшим успехом пользовалась временная выставка «Сибирское золото», организованная Государственным Эрмитажем по плану культурного обмена между СССР и Англией. В свою очередь Британский музей направил в Эрмитаж в 1979 году выставку сокровищ «Амударьинского клада» (или «сокровищ Окса», как его называют в Англии) — художественных изделий из драгоценных металлов, относящихся к культуре ахеменидского Ирана.
Государственный Эрмитаж вместе с другими музеями мира принял участие в выставке золотых и серебряных изделий римской и византийской эпох, организованной Британским музеем («Богатства римского мира. Золото и серебро 300-700 годов н.э.»). Летом 1982 года в Англии побывали хранящиеся в Эрмитаже индийские драгоценные сосуды эпохи Великих Моголов (выставка «Наследие Индии. Искусство эпохи Великих Моголов»), причём английская печать единодушно отмечала, что экспонаты Эрмитажа — лучшее, что сохранилось от этой эпохи. Учёные Государственного Эрмитажа и их коллеги из Британского музея постоянно обмениваются научной и музейной информацией, участвуют в совместных изданиях. Сотрудники Британского музея изучают наши коллекции, а учёных Эрмитажа дружески принимают на Грейт Рассел-стрит.
На страницах этой книги читатель не раз встретит упоминания о разрушениях, причинённых Британскому музею во время второй мировой войны. Читая эти строки вспоминаешь, что сделала война с замечательными дворцами-музеями Пушкина и Павловска, с шедеврами русской архитектуры Новгорода, вспоминаешь о многих произведениях мирового искусства, погибших или пропавших. Музейные работники нашей страны особенно остро пережили горечь утрат и не только мужественно вынесли все тяготы военного времени, но вместе со всем народом восстановили разрушенное войной. Не знаю, имеется ли официальная запись разговора, который состоялся между бывшим президентом США Никсоном и пожилой хранительницей музеев Павловска, когда Никсона знакомили с коллекциями музея, но я слышал о нём от очевидцев. Президент выразил своё восхищение мужеством, проявленным во время войны работниками музея и назвал это подвигом, на что хранительница ответила: «Я хотела бы, господин президент, чтобы никому и никогда в будущем не пришлось бы совершать таких подвигов».
Долг всех деятелей культуры — не допустить повторений войн и варварских разрушений и сохранить то, что создано человечеством за многие века. Этому будет содействовать дальнейшее развитие контактов между деятелями науки и искусства всех стран.
Владимир Луконин
(/311)
Примечания. ^
[1] Хамфри Тревельян — в прошлом крупный политический деятель, в частности, долгое время был послом Великобритании в СССР.
[2] Цитата из книги: Н. Trevelian. Public and Private. London, 1980, p. 100.
[3] Цитата из книги: Н. Trevelian. Public and Private. London, 1980, p. 102.
|