● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

История и культура Центральной Азии. М.: ГРВЛ. 1983. [ сборник ]

История и культура Центральной Азии.

// М.: ГРВЛ. 1983. 364 с.

 

Редколлегия:
Г.М. Бонгард-Левин, Б.Г. Гафуров, С.Г. Кляшторный, Е.И. Кычанов, В.Г. Луконин, А.П. Окладников.

 

См. файлы на сайте ИВР.

аннотация: ]

В сборнике публикуются статьи, посвящённые древней и средневековой истории и культуре Центральной Азии на основании данных письменных источников, археологических исследований и памятников искусства. Впервые публикуются некоторые уникальные тексты из Центральной Азии.

 

Содержание

 

От редколлегии. — 3

 

История и культура Центральной Азии в памятниках письменности.

 

Г.М. Бонгард-Левин. К исследованию санскритских текстов из Центральной Азии. — 6

С.В. Волков. О проникновении буддизма в Корею. — 15

М.И. Воробьёва-Десятовская. Памятники письмом кхароштхи и брахми из советской Средней Азии. — 22

Н.В. Исаева. Учение локаяты по комментарию Шанкары на «Брахма-сутры». — 97

С.Г. Кляшторный. Новые эпиграфические работы в Монголии (1969-1976 гг.). — 112

Е.И. Кычанов. Кто такие пхинга и нини? — 134

A.С. Мартынов. О «Западном крае» (VII-IX вв.). — 160

B.Н. Романов. К вопросу о жанре дхармасутр. — 182

В.И. Pудой. К реконструкции матрик (числовых списков) Абхидхармы. — 190

Э.Р. Тенишев, Э.А. Новгородова. Новые рунические надписи в горах монгольского Алтая. — 205

Л.Ю. Тугушева. Деловые письма уйгуров из коллекции А. Грюнведеля. — 209

В.К. Шохин. «Классическая» санкхья по трактату Мадхавы «Сарвадаршана-санграха». — 291

 

История и культура Центральной Азии в свете археологических исследований.

Памятники искусства.

 

А.Д. Грач. Центральная Азия как историко-археологический регион. — 244

Н.В. Дьяконова. «Иранские» божества в буддийском пантеоне Центральной Азии. — 266

Б.А. Литвинский. Буддийский храм Калаи-Кафирниган (Южный Таджикистан) и проблемы истории культуры Центральной Азии. — 282

Э.А. Новгородова. Аршан-Хад — древнейший памятник изобразительного искусства восточной Монголии. — 306

А.П. Окладников. Из истории древнего искусства Центральной Азии. — 311

 

Список сокращений. — 329

Иллюстрации [Рис. 1-40]. — 331-362

 


 

От редколлегии.   ^

 

В конце 1966 г. в программу ЮНЕСКО был включён проект по изучению цивилизации Центральной. Азии. Он был принят на основании рекомендаций советских востоковедов, получившее поддержку со стороны учёных Афганистана, Индии, Ирана, Пакистана и делегаций этих стран, участвовавших в работе 14-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В программе записано, что цель нового проекта состоит в «лучшем ознакомлении с цивилизациями народов Центральной Азии посредством археологических исследований и изучения их истории, науки и литератур», что исследования эти будут иметь отношение к географическому региону, включающему территории Афганистана, Восточного Ирана, Индии, Пакистана и среднеазиатских республик Советского Союза. Позднее к проекту присоединились учёные Монголии и КНР.

 

Это был первый опыт практической организации сотрудничества учёных из стран данного региона в изучении культур Центральной Азии. В новых исторических условиях, когда обретшие независимость страны Азии стали равноправными участниками международных отношений, а их национальная наука получила заметное развитие, проект ЮНЕСКО должен был стать одним из инструментов организации активного участия этих стран в изучении общего культурного наследия в рамках регионального и международного сотрудничества.

 

На протяжении почти двух тысячелетий судьбы многих народов Центральной Азии были взаимосвязаны. Это породило известную общность их материальной и духовной культуры, отразилось на их языке и литературе. Отсюда, с одной стороны, заинтересованность современных государств данного района в проведении исследований, а с другой — необходимость объединения усилий учёных в изучении культурного наследия древних цивилизаций.

 

Важным этапом в изучении культур Центральной Азии стало создание в 1973 г. Международной ассоциации по

(3/4)

изучению культур Центральной Азии (президентом Ассоциации был избран акад. Б.Г. Гафуров). Был утверждён устав Ассоциации как «неправительственной научной организации». Её цели и задачи сводятся к следующему:

 

а) содействие изучению культур народов Центральной Азии, включая их историю и этническое происхождение, литературу и языки, искусство, философию, историю науки, социальное и экономическое развитие с древнейших времён до наших дней;

б) осуществление планирования и координации изучения культур Центральной Азии, проводящегося в рамках регионального и международного сотрудничества учёных, а также таких предприятий, как совместные археологические раскопки или этнографические и лингвистические исследования;

в) содействие международным обменам, исследованиям и культурному сотрудничеству посредством организации совещаний специалистов, международных симпозиумов и конференций и обмена научной информацией и трудами;

г) сотрудничество с институтами и центрами, деятельность которых направлена на изучение и популяризацию знаний о культурах Центральной Азии;

д) содействие распространению знаний о цивилизациях народов Центральной Азии и их вкладе в развитие мировой науки и культуры посредством публикации материалов и результатов исследований, осуществляемых под эгидой Ассоциации.

 

Самое активное участие в осуществлении проекта «Центральная Азия» приняли советские учёные. Достаточно сказать, что три из шести крупных международных научных конференций были организованы в республиках советской Средней Азии. Советские учёные внесли большой вклад в дело подготовки публикаций ЮНЕСКО о культуре Центральной Азии. В проекте ЮНЕСКО участвуют не только учёные из республик Средней Азии, но и значительное число специалистов из научных центров Российской Федерации, включая автономные Бурятскую и Тувинскую республики, республик Закавказья, Прибалтики и других районов СССР.

(4/5)

 

За последние годы советские востоковеды добились особенно ощутимых результатов в изучении древних культур Центральноазиатского региона, открыты новые уникальные археологические комплексы в Средней Азии и советско-монгольской экспедицией в Монголии, наука обогатилась ранее неизвестными памятниками письменной традиции народов Центральной Азии. Настоящий сборник знакомит с некоторыми результатами этих новых работ и намечает пути дальнейших исследований древних цивилизаций Центральной Азии. Хорошо известно, что в этой области востоковедения отечественная наука имеет славные и прочные традиции, развивать и обогащать которые — долг советских учёных.

 

Сборник подготовлен к печати Сектором идеологии и культуры древнего Востока Института востоковедения АН СССР.

 


 

Список сокращений   ^

 

АО — «Археологические открытия».

ВАН — «Вестник Академии наук СССР». М.

ВДИ — «Вестник древней истории». М.

ДТС — «Древнетюркский словарь». Л., 1969.

ЗВОРАО — «Записки Восточного отделения (Имп.) Русского археологического общества». СПб., Пг.

ЗKB — «Записки Коллегии востоковедов при Азиатском музее Российской Академии наук (Академии наук СССР)». Л.

КСИНА — «Краткие сообщения Института народов Азии АН СССР». М.

МИА — «Материалы и исследования по археологии СССР».

НАА — «Народы Азии и Африки. История, экономика, культура». М.

ППВ — «Письменные памятники Востока. Историко-филологические исследования. Ежегодник». М.

СА — «Советская археология». М.

САИ — Свод археологических источников.

Сборник МАЭ — «Сборник Музея антропологии и этнографии».

СГЭ — «Сообщения Государственного Эрмитажа». Л.

СЭ — «Советская этнография». М.

ТГЭ — «Труды Государственного Эрмитажа». Л.

ТОВЭ — «Труды Отдела Востока Государственного Эрмитажа». Л.

ТС — «Тюркологический сборник». М.

ТТКЭАН — «Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции АН СССР». М.-Л.

УЗТНИИЯЛИ — «Учёные записки Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории». Кызыл.

ШУАМ — Шинжлэх Ухааны Академийн Мэдээ. Улан-Батор.

ЭВ — «Эпиграфика Востока». М.-Л.

AM — «Asia Major». Leiden.

AO — «Acta orientalia». Ediderunt societates orientales Batava, Danica, Norvegica (Svecica). Leiden.

AOH — «Acta Orientalia Academiae Scientiarum hungaricae». Budapest.

ArsO — «Ars Orientalis».

(329/330)

BEFEO — «Bulletin de l’École française d'Extréme-Orient».

BSO(A)S — «Bulletin of the School of Oriental (and African) Studies. London Institution (University of London)».

CAJ — «Central Asiatic Journal». The Hague — Wiesbaden.

EI — «Encyclopédie de l’Islam». Leiden — Paris.

EW — «East and West». Roma.

HJAS — «Harvard Journal of Asiatic Studies». Cambridge, Mass.

HOr — Handbuch der Orientalistik. Hrsg. von Bertold Spuler. Leiden.

IHQ — «Indian Historical Quarterly». Calcutta.

IIJ — «Indo-Iranian Journal». Leiden.

IsMEO — Istituto Italiano per il Medio ed Estremo Oriente.

JA — «Journal asiatique». P.

JAOS — «Journal of the American Oriental Society». New York — New Haven.

JESHO — «Journal of the Economic and Social History of Orient». Leidem.

JIH — «The Journal of Indian History».

JRAS — «Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland».

JSFOu — «Journal de la Société Finno-ougrienne». Helsinki.

Man — A. von Le Coq. Türkische Manichaica aus Cotscho. III. — «Abhandlungen der Preussischen Akademie der Wissenschaften». Phil.-hist. Kl. N 2. 1922, c. 3-49.

MCB — «Melanges chinois et bouddhiques». Publ. par l’Institut Belge des Hautes Études Chinoises. Bruxelles.

MDAFA — «Mémoires de la Délégation archéologique française en Afghanistan». P.

MK — Divanü lügat-it-türk tercümesi. Çeviren Besim Atalay. Ankara, 1939-1941.

PhTF — Philologiae Turcicae Fundamenta. Wiesbaden.

PTS — Pāli Text Society.

SPAW — «Sitzungsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften». Phil.-hist. Klasse. B.

UAJ — «Ural-altaische Jahrbücher». Wiesbaden.

Uig I-II. — F.W.K. Müller. Uigurica I-II. — Abhandlungen der Preuss. scnen Akademie der Wissenschaften. Phil.-hist. Kl., 1908-1910.

USp — W. Radloff. Uigurische Sprachdenkmäler. Leningrad, 1928.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки