главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников четвёртого коллоквиума. СПб: Государственный Эрмитаж. 1997. В.А. Кисель

Уникальные «украшения трона» из Келермесского кургана.

// Ювелирное искусство и материальная культура. ТД участников четвёртого коллоквиума. СПб: 1997. С. 34-36.

 

Среди богатейшего собрания древневосточной торевтики, происходящей из раннескифских курганов близ станицы Келермесской (Республика Адыгея) особое внимание привлекают два предмета, вошедшие в научную литературу под названием «украшения трона». [Алексеев 2012: 96-99] Это — полые золотые цилиндры, уплощённые снизу, на торцах которых укреплены две объёмные львиные головы. Боковые стороны декорированы парными скульптурными изображениями — бараньими головами и плодами растения, напоминающего яблоко граната (Jacobsthal, 1956; Галанина, 1991), или коробочки опийного мака (Балонов, 1992). Орнаментированы эти вещи золотой зернью, перегородчатой инкрустацией из янтаря и пасты, которой, вероятно, были некогда заполнены глаза львов и баранов, розетки растения и внутренние пространства колец на «ошейниках» львов. «Украшения» выполнены столь искусно, что без сомнения занимают одно из первых мест в ряду шедевров древнего ювелирного искусства.

 

Многие специалисты-скифологи обращались к этим предметам, однако, как правило, исследователи ограничивались лишь отдельными наблюдениями и замечаниями (полноценного анализа не проведено до сих пор). Настоящая работа также не может претендовать на роль комплексного исследования; в ней затрагиваются только вопросы стилистики и атрибуции данных изделий.

 

Модели плодов растения уже были изучены археологами и в качестве ближайшей параллели приведена костяная булавка из Эфеса второй половины VII века до н.э. (Jacobsthal, 1956; Галанина, 1991). Но не менее близкими аналогиями

(34/35)

являются детали: золотой серьги из Зивие (Ghirshman, 1979); бронзовой и золотой булавок, а также серебряной с позолотой крышки из Кармир-Блура (Пиотровский, 1970 [Илл. 78, 80]; Kellner, Merhav, Kohlmeyer, Zahlhaas, 1991), датируемых VIII-VII веками до н.э. Их сходство с келермесским растительным мотивом подчёркивается плоской розеткой, венчающей плод.

 

Бараньи головы напоминают скульптурки на застёжке от горита (колчана) из той же келермесской коллекции. [Алексеев 2012: 100-101] Их наиболее характерные черты (трактовка глаз и ушей, изгиб и рифление рогов, выделение штриховкой шерсти на лбу, наличие декоративного «ошейника») совпадают со стилистическими признаками ассирийской художественной школы. Наблюдать это можно на золотом браслете из Зивие (Ghirshman, 1964) и на керамическом ритоне из Нимруда (700-680 годы до н.э.; Mallowan, 1966).

 

Другой зооморфный элемент — головы львов, — пожалуй, наиболее значимая деталь «украшений трона». Они выделяются не только размерами, но и тщательностью исполнения. У хищников показаны оскаленные пасти, выпуклые дуговидные морщины на морде, складки на лбу, состоящие из рядов колечек с напаянными шариками и смыкающиеся в трапецию.

 

В сходной манере выполнены и львиные головы на двух золотых наконечниках из Келермеса; совпадение, впрочем, далеко не полное. У животных на наконечниках вместо трапеции на лбах представлены только пара колец из проволоки и две полосы из рельефных штрихов; отсутствует колечко с шариком на носах, а «бакенбарды» и уши не покрыты штриховкой. При изготовлении львиных голов на «украшениях» и наконечниках использовались и разные технологические приёмы. В первом случае применены зернь и рифление, а во втором — рубчатая проволока.

 

Несмотря на все отличия, на этих предметах передан один и тот же каноничный образ хищника. Ранее уже отмечалась некоторая близость келермесских львов с изображениями зверя в искусстве Урарту и Ирана (Amandry, 1966). Однако их кажущееся подобие — поверхностное. В действительности иранский и урартский каноны разительно отличаются от келермесского образца. Зато в ассирийской художественной традиции у кошачьих хищников аналогично подчёркивались дуговидные складки и морщины, подтреугольные глаза, выпуклости («шишки») на лбу. Причём складки на мордах животных ассирийские мастера часто орнаментировали точками также [так же], как и создатель «украшений трона» (Mallowan, 1966). Традиция подобного изображения львов известна в Ассирии во второй половине VIII — VII веках до н.э. Как показывают находки на острове Самос этот канон (в несколько модифицированном виде) доживает до начала VI века до н.э. (Freyer-Schauenburg, 1966).

 

Среди множества ассирийских предметов со львами наибольший интерес вызывает каменная рукоятка меча или кинжала последней трети VIII века до н.э. из Нимруда (Mallowan, 1966). Она совпадает с «украшениями» не только в иконографии львиных голов, но и по принципу компоновки декоративных деталей: сочетание плодов граната (мака) и парных голов хищников с цилиндрической плоскостью, заполненной вставками.

 

Таким образом, судя по сравнительному материалу «украшения трона» следует считать произведением ассирийского торевта и датировать 770-600 годами до н.э.

(35/36)

 

Открытым остаётся вопрос о назначении предметов. Обычно они интерпретируются как «ручки трона» (Граков, 1971). Однако ни на изображениях тронов того времени, ни среди сохранившихся фрагментов парадных кресел — аналогичных деталей не известно. К тому же размеры вещей (длина 19,2 см) и их хрупкость не позволяют видеть в них подлокотники. Далеко выступающие по бокам предметов тонкостенные скульптурки указывают на то, что «украшения» располагались с двух сторон какого-то неподвижного объекта, причём, в его нижней части (декорировка рассчитана на зрительское восприятие только прямо сверху или сбоку — под лёгким углом).

 

Осмотр нижних плоскостей вещей (тыльная сторона цилиндров и нижние части львиных голов — вогнуты; имеются четыре вырубленных прямоугольных отверстия; плоды растения — уплощены; головы баранов снизу — орнаментированы) позволяет предположить, что крепились они на платформу, внешне похожую на букву «Н». Состояла эта платформа из двух полукруглых в сечении брусков с вертикальными штырями и плоской соединительной планки. Более всего такая конструкция подходит для декоративного основания небольшой статуи, или — стержня, возможно, удерживавшего светильник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки