Курт Вальтер Керам
Боги, гробницы, учёные. Роман археологии.
// М.: 1986. 254 с.
Предисловие [В.И. Гуляев]
Имя западногерманского писателя и журналиста Курта Вальтера Керама хорошо известно в нашей стране. Он автор книги «Боги, гробницы, учёные», которая уже дважды публиковалась в СССР в 1960 и в 1961 [1963] годах. Советский читатель знает и некоторые другие его произведения: «Узкое ущелье и чёрная гора» (М., Восточная литература, 1962) — о загадках древней цивилизации хеттов в Малой Азии и «Первый американец» (М., Прогресс, 1979) — о важнейших археологических открытиях в Северной Америке. К сожалению, эта книга стала для К.В. Керама и последней: он умер в США в 1972 году. [1]
Курт Вальтер Керам, настоящее имя которого Курт Вальтер Марек, родился в Берлине в 1915 г. В течение многих лет был литературным
критиком и журналистом, а со временем стал весьма заметной фигурой в издательском мире страны: он работал редактором ежедневной газеты «Ди Вельт» в Гамбурге и был главным редактором издательства «Эрнст Ровольт Ферлаг». В 1954 г. К.В. Керам переехал в США.
Публикация книги «Боги, гробницы, учёные» в 1949 г. принесла ему всемирную славу. Книга получила признание и среди специалистов, и у широкой публики. Её перевели на 26 языков. И вот новое, уже третье по счёту издание «романа археологии» на русском языке, подготовленное издательством «Наука». В чём же секрет столь долгого и прочного успеха? Прежде всего, вероятно, в выборе темы: книга посвящена истории «великих археологических открытий» второй половины XIX — середины XX столетий. Эти открытия заметно раздвинули хронологические рамки всемирной истории. Одна за другой появлялись перед изумлённым человечеством из глубин археологических раскопок давно погибшие и забытые цивилизацией древности — шумерская, египетская, хеттская, протоиндийская (Мохенджа-Даро [Мохенджо-Даро] и Хараппа) в Старом Свете, астекская, майяская и инкская — в Новом Свете. От начала писаной истории, известного тогда науке (конец II-I тыс. до н.э.), исследователи сразу же шагнули к порогу первых государств нашей планеты (IV-III тыс. до н.э.). «Полтора века тому назад, — писал известный английский археолог Г. Чайлд, — история человечества, если не считать её мифологического вступления, охватывала приблизительно 3000 лет. И… её кругозор был строго ограничен Альпами, горами Иудеи и Сахарой. Она опиралась исключительно на письменные тексты и для большинства людей представляла собой перечни королей и сражений, политических переворотов и богословских споров… Археология произвела переворот в исторической науке. Она расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии». [2]
Но это ещё не всё. Западногерманский писатель в своей книге сумел совместить тщательно подобранные и достоверные научные данные с увлекательной формой изложения. «Автор, — подчёркивает сам К.В. Керам, — не задавался целью написать научный трактат. В гораздо большей степени речь идёт о попытке представить развитие определённой отрасли науки таким образом, чтобы работа исследователей и учёных была видна прежде всего в её внутреннем напряжении, её драматических переплетениях, её человеческих отношениях…»
Таким образом, «Боги, гробницы, учёные» — не научно-популярная работа в общепринятом смысле этого слова. Напротив, это труд глубоко увлечённого писателя, который видит науку через призму человеческого характера.
Словно живые проходят перед читателем яркие образы первооткрывателей древних цивилизаций. Поль Эмиль Ботта и Астон Генри Лэйярд открыли миру руины забытых городов Ассирийской державы. Роберт Кольдевей получил известность своими раскопками в Вавилоне. Леонард Вулли досконально изучил шумерский город Ур. Говарду Картеру после долгих и безуспешных поисков посчастливилось, наконец, открыть богатую гробницу фараона Тутанхамона. Джон Ллойд Стефенс вырвал из тьмы забвения каменные руины майяских городов, затерянных в непроходимых джунглях Центральной Америки. Именно их усилиями закладывались основы современной археологической науки, тленно благодаря им восстали из тьмы забвения давно исчезнувшие народы и культуры.
(5/6)
Книга К.В. Керама впервые вышла в свет в 1949 г., и вполне естественно, что автор смог учесть в ней лишь ту информацию, которой археологическая наука располагала к концу 40-х годов. С тех пор прошло свыше тридцати лет. Всё это время археологические работы велись непрерывно почти во всех уголках земного шара. Было сделано бесчисленное множество больших и малых открытий, заметно изменивших наши представления о развитии древних цивилизаций человечества. О некоторых из них, наиболее важных, и пойдёт ниже речь.
С 60-х годов археологическая экспедиция Римского университета, возглавляемая профессором Паоло Маттие, вела раскопки на огромном холме Телль Мардих в 60 км к северу от Алеппо в Сирии. Первоначально всё было неясно. Что это за памятник? Какой культуре он принадлежит? В глубинах холма находились остатки большого древнего поселения, скорее всего города. А надпись, найденная в 1968 г., позволила установить и его имя. Это была Эбла (Ибла) — таинственный и полулегендарный город, изредка упоминаемый в текстах III-II тыс. до н.э. соседней Месопотамии.
Сенсация разразилась в 1975 г., когда П. Маттие обнаружил подлинное археологическое сокровище: в руинах дворца, разрушенного в XXIII в. до н.э., он наткнулся на крупнейший из известных до сих пор царских архивов III тыс. до н.э. Свыше 15000 клинописных глиняных табличек — торговые отчёты, дипломатические договоры, летописи и даже словари — донесли до нас сквозь туманную дымку тысячелетий сведения о совершенно неизвестной до того древневосточной державе, столицей которой и была Эбла. [3] Часть архива составляли таблички, написанные на незнакомом семитском языке. Некоторые учёные считают, что эблаитский язык был особым языком, похожим на аккадский и аморейский.
«Эта находка, — пишет известный советский востоковед М.А. Дандамаев, — убедительно показала, что, несмотря на огромные достижения ассириологии в изучении древних цивилизаций, есть ещё очень много пятен в наших знаниях. До обнаружения этого архива учёные даже не подозревали о существовании на территории современной Сирии между 2400-2250 гг. до н.э. великой державы, политическое и культурное влияние которой распространялось: на юге до Синайского полуострова, на западе — до Кипра, на севере — до Загроса». [4]
Правители Эблы, как сообщается в одном из клинописных текстов, подписывали политические договоры с Ашшуром — древним центром Ассирии, находившимся далеко на востоке, на берегу реки Тигр. Любопытно и то, что в документах из Эблы III тыс. до н.э. упомянуты такие хорошо известные и поныне города Ближнего Востока, как Бейрут, Дамаск, Газа, а также библейские города Содом и Гоморра.
С XXIII в. до н.э. эблаитское государство испытывает на себе растущее давление могущественной Аккадской державы, объединившей под своей властью всю Месопотамию. Окончательный удар нанёс Эбле аккадский правитель Нарам-суэн, взявший город штурмом около 2250 г. до н.э. и подвергший его страшному опустошению. [5]
Аналогичное по масштабам открытие было сделано за последние десятилетия и на южном фланге ближневосточного региона — на Аравийском полуострове.
В III-II тыс. до н.э. шумеры, ассирийцы, вавилоняне неоднократно упоминали в своих клинописных текстах о какой-то богатой и цветущей стране Дильмун (Тильмун) — «стране жизни» и благочестия, лежавшей далеко к югу от Месопотамии, «за горькой водой», «на восходе солнца». Эта счастливая страна, по представлениям шумеров, не знала ни болезней, ни старости, ни смерти и была одним большим цветущим садом:
«В Дильмуне ворон не каркает,
Птица “иттидду” не кричит,
Лев не убивает,
Волк не хватает ягнека [ягнёнка]…
Вдов здесь нет…,
Нет таких, которые бы говорили:
“У меня болят глаза”,
Нет таких, которые бы говорили:
“У меня болит голова”,
Нет старухи, которая бы говорила:
“Я стара”,
Нет старика, который бы говорил:
“Я стар”…». [6]
Однако туманные сведения древних авторов служили слишком зыбкой основой для суждений о точном местонахождении Дильмуна. Но где именно его следовало искать? В Иране? На юге Ирака? На востоке Аравии?
В 1946 г. американский исследователь П. Корнуолл после тщательного изучения всех имевшихся в его распоряжении письменных источников пришёл к выводу о том, что легендарный Дильмун следует отождествлять с современным островом Бахрейн. [7] Правда, окончательно доказать его правоту могли лишь археологические раскопки на Бахрейне и прилегающих к нему участках аравийского побережья. Но до самого недавнего времени этот район в силу климатических, религиозных и политических причин был наглухо закрыт для учёных.
(6/7)
Только в конце 50-х годов нашего века в прямой связи с нефтяным бумом, открывшим двери Аравии для внешнего мира, сюда пришли и археологи. Особый успех выпал на долю датских исследователей, возглавляемых Дж. Бибби. За каких-нибудь полтора десятка лет эта сравнительно небольшая экспедиция сделала почти невероятные открытия. На востоке Аравии, от Кувейта на севере до Амана на юге, были обнаружены и раскопаны поселения и могильники совершенно неизвестной древней цивилизации III тыс. до н.э. — «культуры Барбар». Центром её был, вероятно, остров Бахрейн. Дж. Бибби убедительно связал эту вновь открытую цивилизацию с легендарной страной Дильмун, упоминаемой в клинописных текстах древнего Двуречья. Полученные в ходе раскопок многочисленные находки — стеатитовые резные печати, бусы, изделия из меди и слоновой кости — свидетельствуют о том, что в III-II тыс. до н.э. Бахрейн-Дильмун играл важную посредническую роль в оживлённой морской торговле между крупнейшими государствами того времени— Месопотамией, Ираном, Индией и Египтом.
Не менее поразительные открытия были сделаны археологами в 60-е годы в Восточном Средиземноморье, где во II тыс. до н.э. (2000-1400 гг. до н.э.) процветала великолепная минойская цивилизация, центр которой находился на острове Крит. В XV в. до н.э. эта высочайшая по уровню развития культура испытывает вдруг внезапный упадок и угасает, уступив своё лидерство более молодым и энергичным государствам — прежде всего микенской Греции. Учёные предлагают множество различных гипотез, объясняющих драматическую гибель столь могущественной островной державы, флот которой безраздельно господствовал во всём Средиземноморье, а широкие морские просторы надёжно защищали от нашествия любого врага. Но все эти гипотезы были слабо обоснованы фактами.
В 100 км к северу от Крита лежит маленький остров Фера с вулканом Санторин. Геологи уже давно установили, что в древности здесь произошла гигантская по масштабам катастрофа: извержение вулкана и землетрясение, повлёкшее за собой проникновение морской воды внутрь вулканического конуса, и, наконец, колоссальной силы взрыв самого Санторина, уничтоживший большую часть острова.
Ещё в 1939 г. греческий археолог Спиридон Маринатос высказал предположение о том, что именно эта природная катастрофа и послужила главной причиной упадка и гибели минойской цивилизации около середины II тыс. до н.э. По его словам, от обильного выпадения пепла и кусочков пемзы в результате извержения Санторина пострадала значительная часть Эгейского архипелага, включая остров Крит. Мощная волна-цунами, вызванная взрывом вулкана, должна была произвести ужасающие опустошения во всех бухтах и гаванях островной минойской державы и, таким образом, либо уничтожить, либо существенно ослабить местный морской флот. [8] И тогда на ослабленную страну двинулись извне, с материка, полчища иноземных завоевателей. Оставалось лишь найти факты, подтверждающие достоверность этих предположений. И Спиридон Маринатос нашёл их, хотя и через много лет. В 1967 г. на южной оконечности острова Фера, близ современного селения Акротири, он приступил к раскопкам какого-то крупного поселения. И здесь выяснилась удивительная вещь — перед ним лежали остатки минойской «Помпеи»: руины каменных жилых домов, дворцов и святилищ II тыс. до н.э., погребённые под многометровой толщей вулканического пепла и пемзы. [9] На внутренних стенах многих зданий сохранились великолепные многоцветные фрески: мальчики-«боксёры», вереницы антилоп, растения и птицы. На одном из фрагментов изображены пальма и голова толстогубого юноши-африканца, на другом — синяя обезьяна, тоже гостья с африканского континента. Итак, казалось бы, истина, наконец, установлена, и профессор Маринатос оказался во всём прав. Более того, он, как и многие его последователи, уверен также в том, что греческий филосов [философ] Платон, описывая в VI в. до н.э. гибель легендарной Атлантиды, имел в виду не далёкий мифический остров в океане, а вполне конкретную минойскую цивилизацию бронзового века в Восточном Средиземноморье, погибшую «в один день и в один час» от разбушевавшихся природных стихий (вулкан Санторин). [10]
Однако есть ряд серьёзных возражений и против этой гипотезы. Во-первых, если минойская культура была уничтожена в результате природной катастрофы, то почему тогда не пострадал город Кносс (с его знаменитым дворцом), расположенный на севере Крита, как раз напротив острова Феры и его грозного вулкана? Далее, в руинах кносского дворца найдены таблички с линейным письмом «Б», что указывает на присутствие здесь микенских греков. Многие учёные считают, что микенцы, опираясь на свою быстро растущую силу, постепенно подчинили себе минойцев и растворили их в своей среде. [11]
Если говорить о наиболее значительных археологических открытиях последних лет
(7/8)
на Ближнем Востоке, то здесь самого пристального внимания заслуживает Месопотамия — междуречье крупнейших азиатских рек Тигра и Евфрата. Эта древняя земля знаменита не только своим плодородием и колоссальными запасами «чёрного золота» (нефти). «Мы знаем сегодня, — пишет западногерманский историк Э. Церен, — что в недрах этой земли скрыты древнейшие культуры, созданные человечеством. Там находится колыбель и нашей культуры, колыбель человеческого гения, его представлений и понятий, его веры и убеждений». [12] И, надо сказать, что здесь нет ни грана преувеличений. Именно в Месопотамии (сейчас бо́льшую её часть занимает Ирак) человек научился впервые выращивать хлеб, разводить скот, строить постоянные жилища, обрабатывать металлы, вычислять движение небесных тел, записывать на глине и камне свои предания, поэмы, хозяйственные отчёты, указы. Здесь появились первые города и первые цивилизации.
На мой взгляд, важнейшим достижением ближневосточной археологии последнего времени явилось открытие и исследование раннеземледельческих культур, предшествовавших зарождению цивилизации и составивших для неё надёжный и прочный фундамент. Переход от присваивающего охотничье-собирательского хозяйства к производящему, т.е. к земледелию и скотоводству, часто называемый «неолитической революцией», ознаменовал собой важнейший, переломный этап в истории человечества. Только там, где люди ещё в глубокой древности осуществили эту «неолитическую революцию», дальнейшее развитие общества пошло ускоренными темпами, вызывая глубокие и прогрессивные изменения во всех сферах его жизни и в конечном счёте зарождение цивилизации.
Ближний Восток в целом и Ирак в частности дают нам именно такой пример наиболее раннего (IX-VII тыс. до н.э.) перехода к производящим системам хозяйства — земледелию и скотоводству. Открытие памятников этого переломного периода составило целую эпоху в развитии ближневосточной археологии. Большой вклад в решение этой проблемы внесла комплексная археологическая экспедиция из США во главе с Робертом Брейдвудом (Джармо и др. ранние памятники Иракского Курдистана). [13]
Заметную лепту в изучение раннеземледельческих памятников Месопотамии внесли английские археологи: К. Кеньон (раскопки в Иерихоне, Иордания), [14] Д. Киркбрайд (поселение Бейда, близ Петры в Иордании), [15] Сетон Ллойд (раскопки Хассуны, близ Мосула [16]) и др. Целую серию поселений раннеземледельческих культур от VIII-VII тыс. до н.э. (докерамический неолит — Телль Магзалия) до VI-IV тыс. до н.э. (Телль-Сотто, Ярым-Тепе I, Ярым-Тепе II, Ярым-Тепе III) обнаружила и раскопала советская археологическая экспедиция, работавшая в Северо-Западном Ираке с 1969 по 1980 год. [17]
Именно эти три раннеземледельческие культуры — Хассунская (VI тыс. до н.э.), Халафская (V тыс. до н.э.) и Убейдская (к V — середина IV тыс. до н.э.) и заложили могучий базис будущих великих достижений месопотамской цивилизации.
За пределами Месопотамии, но в непосредственной близости от нее на юго-востоке Ирана в Тепе Яхья интересные находки удалось получить археологам Гарвардского университета (США) во главе с профессором К.К. Ламбергом-Карловски. В ходе раскопок там были обнаружены протоэламские глиняные таблички с письменами-рисунками, которые свидетельствуют об оживлённых торговых связях Ирана с Индией и Месопотамией в III тыс. до н.э. [18]
Совершенно необъясним тот факт, что из поля зрения К.В. Керама совершенно выпала одна из величайших цивилизаций древности — протоиндийская, или, как её чаще называют, Хараппская цивилизация в долине р. Инд. В III — начале II тыс. до н.э. эта цивилизация поддерживала оживлённые торговые и культурные связи со всеми важнейшими очагами цивилизации того времени — с Эламом (Иран), Дильмуном (Бахрейн — Восточная Аравия), Месопотамией и Египтом, оказывая на них заметное влияние. Основные центры протоиндийской цивилизации — Мохенджо-Даро и Хараппа — были довольно хорошо исследованы археологами на протяжении 20-50-х годов, и публикации об этих работах, несомненно, были доступны К.В. Кераму. [19]
Не менее впечатляющие успехи были достигнуты за прошедшее время и по ту сторону Атлантики археологами, исследующими древние цивилизации Мексики и Центральной Америки. Почти каждый сезон раскопок в этом регионе приносит поразительные результаты, которые порой заставляют менять всю прежнюю картину развития доколумбовых культур местных индейцев. Достаточно вспомнить в этой связи открытия экспедиции Ричарда Макнейшла в долине Техуакана (штат Пуэбла, Мексика), позволившие в общих чертах решить проблему происхождения мексиканского земледелия. Не менее ценными для науки явились исследования на альмекском [ольмекском] поселении Сан Лоренсо Теночтитлан, основанном на искусственном многометровом холме в середине
(8/9)
II тыс. до н.э. Можно назвать также работы К. Флэннери и его коллег на памятниках культуры сапотеков в мексиканском штате Оахака или тщательные многоплановые изыскания Э. Вольфа, Р. Миллона и У. Сандерса, касающиеся сущности первой цивилизации долины Мехико и её гигантской столицы — города Теотихуакана. Нельзя, конечно, обойтись и без упоминания многолетних раскопок археологов Мексики и США на важнейших городищах древних майя, таких, как Тикаль, Цибилчальтун, Алтар де Сакрифисьос, Сейбаль и др. Список этот бесконечен. И я отсылаю любознательного читателя к самой последней сводке важнейших археологических открытий, сделанных на территории Мексики и Центральной Америки. [20]
Однако, учитывая, что в книге К.В. Керама речь идёт лишь о двух цивилизациях доколумбовой Америки — ацтеков и майя, — я хотел бы проиллюстрировать новейшие археологические открытия в области этих двух культур двумя конкретными примерами.
В 1952 г. выдающийся мексиканский археолог Альберто Рус Луилье обнаружил среди руин города Паленке (штат Чьяпас) под пирамидальным основанием «Храма Надписей» высотой до 23 метров царскую гробницу. Внутри просторного помещения в каменном резном саркофаге весом в несколько тонн находился скелет правителя — рослого мужчины примерно сорока лет, весь усыпанный драгоценными украшениями из зелёного нефрита и кусочками красной краски. На лице умершего лежала портретная мозаичная маска из дерева, раковин, нефрита и обсидана. Гробница и храм над ней были возведены в VII в. н.э. — в пору наивысшего расцвета классической цивилизации майя. [21] Благодаря этой находке впервые удалось доказать, что мексиканские пирамиды, подобно египетским, скрывали в своих глубинах захоронения правителей и высшей знати, а храмы наверху служили для отправления сложных и пышных обрядов в честь умерших владык.
До недавнего времени археологи не могли похвастаться, что они внесли сколько-нибудь заметную лепту в изучение культуры астеков. И это вполне объяснимо: им трудно конкурировать здесь с историками, в распоряжении которых находятся многочисленные документы и письменные источники. Однако, когда появляется удобная возможность, то археологи тоже не упускают свой шанс. Я имею в виду прежде всего раскопки мексиканских учёных в самом центре своей столицы — на площади Сокало — в «Главном храме» астеков. Эти работы ведутся с 1978 г. и возглавляет их Эдуардо Матос Моктесума из Национального института антропологии и истории. Были вскрыты каменные ярусы ступенчатой пирамиды храма, вернее пяти храмов, последовательно сменявших друг друга с конца XV в. до 1519 г. причём пирамидальное основание старого храма просто включалось в пирамиду нового, более крупного сооружения.
«Главный храм» ацтеков, посвящённый богам Тлалоку (бог дождя) и Уицилопочтли (бог войны), был не просто важнейшей святыней страны, но и наглядным символом могущества астекской державы. Стоявшие на вершине ступенчатой пирамиды два святилища в честь Тлалока и Уицилопочтли прямо указывали на двойственный экономический базис государства астеков: дождь, вода служили основой земледелия, а война была способом взимания дани с захваченных территорий. Война же давала и пленников для жертвоприношений богам. Кроме того, храм представляет собой воплощение одного из наиболее значительных астекских мифов — о рождении и подвигах Уицилопочтли.
Под лестницами и стенами пирамиды «Главного храма» археологи обнаружили свыше 50 тайников с ритуальными дарами и приношениями в честь богов. Среди их содержимого — человеческие черепа и фигурки божеств, глиняные сосуды, раковины, кораллы, благовония, кости птиц и рыб и другие предметы, привезённые со всех концов обширного астекского государства и из зависимых от него областей. Находки до недавнего времени, считавшиеся чуть ли ни уникальными, исчислялись теперь тысячами. Чтобы их тщательно описать и изучить, учёным потребуется не один год. [22]
Таким образом, археологами сделано уже немало, но ещё больше предстоит раскопать и изучить в будущем. И это хорошо показано в заключительной главе книги К.В. Керама.
Познавательная ценность этой работы несомненна, но в то же время она не свободна от ряда недостатков.
В «романе археологии» описывается история важнейших археологических открытий за последние полтора столетия во многих странах Ближнего Востока, Средиземноморья и Центральной Америки. Но почему-то в этом перечне имён первооткрывателей и исследователей нет ни одного имени русского или советского учёного. Между тем их заслуги велики и общепризнанны, особенно в изучении периферийных областей Древнего Востока — Урарту, Элама, царства хеттов и др. Здесь можно назвать труды И.М. Дьяконова, Г.А. Меликишвили,
(9/10)
Б.Б. Пиотровского, Н.Б. Янковской и др., многие из которых переведены на европейские языки и вполне доступны западному читателю (например, фундаментальная монография Б.Б. Пиотровского «Ванское царство», М., 1959). А разве менее интересны многолетние изыскания академика С.П. Толстова в пустынях и оазисах Средней Азии, итогом которых явилось открытие ряда блестящих местных цивилизаций I тыс. до н.э. [23]
А великолепная плеяда русских и советских ученых-востоковедов, внесших весомый вклад в развитие мировой исторической науки. М.В. Никольский, Б.А. Тураев, В.В. Струве, И.М. Дьяконов, и это только самые выдающиеся исследователи. Заметный вклад внесен советскими учёными в дешифровку и прочтение древних систем письменности: А.А. Вайман прочитал тексты протошумерских глиняных табличек, [24] Ю.В. Кнорозов с группой помощников добился значительного прогресса в дешифровке протоиндийской письменности (удалось определить характер письма — классическая иероглифика, или морфемно-силластическое [силлабическое] письмо, разбивку надписей на блоки, направление письма и, наконец, некоторые характерные особенности языка надписей, позволяющие отнести его к группе дравидских языков). [25] К.В. Керам, видимо, опасаясь сделать свою книгу излишне сухой и наукообразной, делает основной упор на романтическую сторону профессии археолога (походно-бивуачная жизнь, полная приключений; азарт поисков сокровищ погибших цивилизаций и т.д.). Но это внешняя и притом далеко не главная сторона археологии. Весь парадокс в том и состоит, что львиную долю времени и сил археолог тратит на обработку и осмысление своих находок, сидя в лаборатории или за письменным столом. И надо сказать, что неожиданные находки и открытия случаются здесь неизмеримо чаще, чем в полевых условиях. Поскольку из книги К.В. Керама нельзя получить правильного представления о задачах современной археологии, её приёмах и методах, её содружестве с другими науками, я отсылаю всех интересующихся этими вопросами к соответствующей специальной литературе. [26]
При описаниях некоторых важных археологических открытий (например, Г. Шлимана в Трое) или при общей оценке некоторых сторон деятельности западных «пионеров археологии» (Ботта, Раулинсона, Лэйярда, Стефенса, Томпсона) К.В. Керам иногда высказывает мнения, которые нельзя признать научно обоснованными.
Некоторые фактические ошибки и неточности, содержащиеся в авторском тексте, были либо исправлены при редактировании, либо снабжены соответствующими примечаниями.
И тем не менее, даже принимая во внимание названные выше недостатки, следует признать, что «Боги, гробницы, учёные» — заметное событие в нашей научно-популярной исторической литературе. Книга позволяет глубже понять те проблемы, с которыми сталкиваются археологи, знакомит с выдающимися открытиями в области древнейших культур человечества, представляет читателю целую плеяду талантливых учёных, пытливых энтузиастов, отважных путешественников и просто любителей старины, благодаря самоотверженным усилиям которых за какие-нибудь сто с небольшим лет удалось воссоздать грандиозную и сложную картину зарождения, расцвета и гибели древнейших цивилизаций нашей планеты.
Доктор исторических наук В.И. Гуляев
(/243)
Примечания. ^
Предисловие.
[1] Из других крупных работ К.В. Керама, не издававшихся в нашей стране, следует отметить «The March or Archaeology»; New York, 1958 (это — иллюстрированная история важнейших археологических открытий) и «Hands on the Past», New York, 1966 (антология воспоминаний пионеров-археологов).
[2] Г.В. Чайлд. Прогресс и археология. М., 1949, с. 18-19.
[3] P. Matthie. Ebla. An Empire Rediscovered. London, 1977; G. Pettinato. The Archives of Ebla. An Empire Inscribed in Clay. New York, 1981.
[4] M.А. Дандамаев. Послесловие к А. Лео Оппенхейм. «Древняя Месопотамия». М.: Наука, 1980, с. 394.
[5] Н. La Fay. Ebla: Splendor of an Unknown Empire. «National Geographic», Vol. 154, No. 6, Washington, 1978, pp. 735-741.
[6] С.H. Крамер. История начинается в Шумере. М.: Наука, 1965, с. 172.
[7] Р.В. Cornwall. On the Location of Dilmun. «Bulletin of the American School». American Schools of Oriental Research, No. 103, New Haven, 1946, pp. 3-7.
[8] С. Nylander. The Deep Well. Archaeology and the Life of the Past. London, 1969, pp. 167-169.
[9] Mysteries of the Ancient World. Washington, 1979, pp. 137-139.
[10] А.Г. Галанопулос, Э. Бэкон. Атлантида: за легендой — истина. М.: Наука, 1983; И.А. Розанова [Резанов]. Атлантида: фантазия или реальность? М.: Наука, 1975.
[11] Mysteries of the Ancient World…, p. 139.
[12] Э. Церен. Библейские холмы. М.: Наука, 1966, с. 29-30.
[13] R.J. Braidwood and L. Howe. Prehistoric Investigations in Iraqi Kurdistan. Chicago, 1960.
[14] К.М. Kenyon. Digging up Jericho. London, 1957.
[15] D. Kirkbride. Excavations of a Neolithic Village at Seyl Aglat, Beidha, near Petra. «Palestina Exploration Quarterly», London, 1960, July — December.
[16] S. Lloyd and F. Safar. Tell Hassuna. «Journal of Near Eastern Archaeology», Vol. 4, London, 1945, pp. 255-289.
[17] P.M. Мунчаев, Н.Я. Мерперт. Раннеземледельческие поселения Северной Месопотамии. М.: Наука, 1981; Н.О. Бадер. Раннеземледельческие поселения Телль-Сотто, СА, [1975] №4; Р.М. Мунчаев, Н.О. Бадер. Раннеземледельческое поселение в Северной Месопотамии. «Вестник Академии Наук СССР», №2, 1979.
[18] С.С. Lamberg-Karlovsky. The Proto-Elamite Settlement at Tepe Yahya. «Iran», Vol. 9, London, pp. 87-96.
[19] Э. Маккей. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951; Г. Чайлд. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М., 1956.
[20] Supplement to the Handbook of Middle American Indians, Vol. 1; J.A. Sabloff (ed.) «Archaeology», Austin, 1981.
[21] A. Ruz Shuillier. La civilización de los antiguous Mayas. México, 1963, pp. 131-154.
[22] E. Matos. Moctezuma. New Finds in the Great Temple. «National Geographic», Vol. 158, No. 6, Washington, 1980, pp. 767-775.
[23] С.П. Толстов. По следам древнехорезмийской цивилизации. М-Л., 1948.
[24] А.А. Вайман. К расшифровке протошумерской письменности (предварительное сообщение). «Переднеазиатский сборник», т. II, М. 1966.
[25] М.Ф. Альбедиль, Б.Я. Волчок, Ю.В. Кнорозов. Исследования протоиндийских надписей. Сборник «Забытые системы письма». М.: Наука, 1982, с. 240-295.
[26] И.С. Каменецкий, Б.И. Маршак, Я.А. Шер. Анализ археологических источников. М.: Наука, 1975; В.М. Массон. Экономика и социальный строй древних обществ. Л.: Наука, 1976; Предмет и объект археологии и вопросы методики археологических исследований (Тезисы докладов. Материалы симпозиума и методологического семинара ЛОИА АН СССР). Л.: Наука, 1975; А.С. Амальрик и А.И. Монгайт. В поисках исчезнувших цивилизаций. М.: Наука, 1966.
наверх
|