● главная страница / библиотека / обновления библиотеки

К. Керам. Боги, гробницы, учёные. Роман археологии. М.: Изд-во иностр. литературы. 1963. К. Керам

Боги, гробницы, учёные.

Роман археологии.

// М.: Изд-во иностр. литературы. 1963. 400 с.

Перевод с немецкого А.С. Варшавского.

Научные консультанты и авторы примечаний

К.С. Горбунова, Р.В. Кинжалов, Р.И. Рубинштейн, Г.X. Саркисян.

Содержание

 

От редакции. — 5

 

Введение.

О чём рассказывает книга. — 15

 

Книга статуй.

 

Глава 1. Увертюра на классической почве. — 21

Первая шахта в прошлое. Открытие Геркуланума. Крестный путь Помпеи. Трое погибших. Участники собственных похорон. «Прекраснее творений Рафаэля». Лессинг готов отдать несколько лет своей жизни.

Глава 2. Винкельман, или Рождение одной науки. — 28

Сын башмачника. «Донесения» Винкельмана. Предисловие на 2677 страницах. Проблема чернильницы. Озлобленный патер. Ошибка Винкельмана. Такой античность не была. Убийство Впнкельмана.

Глава 3. Следопыты истории. — 34

Откуда мы это знаем? Мёртвый воин. Страсть к коллекционированию. Колизей — каменоломня. Загадочный скелет. Окаменелости домашнего производства. Брат Казановы втирает очки Винкельману. Бородатая Психея. Мудрость Геры. Где и когда умер Фидий?

Глава 4. Сказка о бедном мальчике, который нашёл сокровище. — 42

Злодей Хенниг по прозвищу Бранденкирль. Семилетний мальчуган хочет отправиться на поиски Трои. Пьяница декламирует Гомера. Настоящий полиглот. Золототорговец. Шлиман верит Гомеру. Бунарбаши или Гиссарлык? Шлиман находит Трою. Девять слоёв. «Сокровища Приама». Лорд Эльджин совершает невыгодную сделку.

Глава 5. Маска Агамемнона. — 55

Агамемнон от Эсхила до Сартра. Львиные ворота. Печь или сокровищница? Софья Шлиман помогает в раскопках. Лик мёртвых. Драгоценности и золото Маски. Чаевые императора Бразилии. Золото, золото, золото...

Глава 6. Шлиман и наука. — 61

Винкельман и Шлиман. Наука и реклама. Шопенгауэр утверждает... Великие дилетанты. Ошибка Шлимана. Кто купит коллекцию? Почётные граждане: Бисмарк, Мольтке и Шлиман.

Глава 7. Микены, Тиринф, Остров загадок. — 67

«Златообильные» города. Там, где родился Геракл. Стены Тиринфа. Страусовое яйцо из Микен. Загадочное изображение быков. Спор о 1612 оливковых деревьях. Смерть Шлимана. Эванс пытается открыть тайну древней письменности.

Глава 8. Нить Ариадны. — 73

Остров Крит — царство Миноса. Эванс находит лабиринт. 75 000 литров масла. Развитие минойской цивилизации. Дамские моды на острове Крит. Снова изображение быков. Жертвы Минотавра. Чёрные паруса Тесея.

 

Книга пирамид.

 

Глава 9. Поражение оборачивается победой. — 83

Наполеон и его «учёные штатские». «Сорок веков смотрят на вас...» Денон рисует. Открытие древнего Египта. Нил. Загадка иероглифов.

Глава 10. Шампольон и трёхъязычный камень. — 94

Снова полиглоты. Некоторые подробности рождения. Семнадцатилетний академик. Неизвестный солдат находит Розеттский камень. Шампольон в Париже. Капитан Скотт на Южном Полюсе. Неужели иероглифы удалось расшифровать?

Глава 11. Государственный преступник расшифровывает иероглифы. — 105

В 12 лет он высказывается о политике. «Сто дней» Наполеона. Шампольона отправляют в изгнание. Попытки дешифровки. Наперекор Гораполлону. Царские имена «Птолемей» и «Клеопатра». Секрет иероглифов. Шампольон под портиком в Дендера.

Глава 12. «Сорок веков смотрят на вас...». — 119

Четверо великих. Итальянский силач. Таран против стен гробниц. Лепсиус приводит в порядок историю. Сообщение Манефона. Ход египетской истории. Мариэтт находит священных быков. Вельможа Ти.

Глава 13. Питри и гробница Аменемхета. — 136

Всю свою жизнь он копает. Голый в пирамиде. «Горизонт Хеопса». Кровавые тризны. «Ка». Сильвио Гезелл. Цифровая мистика. Питри копает, стоя в воде. По следам грабителей гробниц.

Глава 14. Грабители в Долине царей. — 152

Некий американец покупает древности. История Долины царей — история её разграбления. Судебный процесс трёхтысячелетней давности. Трижды похороненный Рамсес III. Общие гробницы царей.

Глава 15. Мумии. — 161

Пикок и Брюс в Долине царей. В гробницах электрическое освещение. Древности на чёрном рынке. Абд аль-Расул. Династия грабителей. Бругш-бей находит сорок мёртвых царей. Как делались мумии. Феллахи провожают своего господина.

Глава 16. Говард Картер находит Тутанхамона. — 172

Вершина археологических открытий. Карнарвон попадает в автомобильную катастрофу. Картер спугивает грабителей гробниц. Первая каменная ступень. Запечатанная дверь. Вновь по следам грабителей. Передняя камера. «Поразительные вещи». Драгоценности в боковой камере.

Глава 17. Золотая стена. — 184

Организация раскопок. Письмо Ахмета Гургара. Семьсот предметов в передней камере. Золотой сейф. Ещё бо́льшие сокровища. Картер недоволен древними египтянами. Золотая гробница Тутанхамона. Кто был этот царь? Мумию распелёнывают. 12 300 туристов. «Проклятие фараона» — глупость.

 

Книга башен.

 

Глава 18. В Библии сказано. — 203

Суд. Француз — коллекционер насекомых. Редактор и археолог. Всего-навсего два-три холма.

Глава 19. Ботта находит Ниневию. — 207

Страна, именуемая Двуречьем. Вундеркинд. Дипломатия и наука. Раскопки на холме Куюнджик. Первый ассирийский дворец, раскопанный в Хорсабаде. Неудачная транспортировка. Весь мир взволнован.

Глава 20. Дешифровка клинописи. — 213

Помощник учителя заключает пари. Путешествия Нибура. Персеполь. Культура на культуре. Георг Фридрих Гротенфенд. Гениальное наитие. «Великий царь — царь царей...» Дед, отец, сын.

Глава 21. Необычный эксперимент. — 224

Семнадцатилетний редактор. Бехистунская надпись. «Говорит царь Дараявауш». Работа на высоте пятидесяти метров. Вторая дешифровка клинописи. Удары в спину. Словарь на глиняной дощечке. Четверо учёных приходят к идентичным результатам.

Глава 22. Дворцы под холмом Нимруд. — 230

Генри Остен Лэйярд. Первое путешествие. «Охотник перед господином». 60 фунтов — вполне достаточно для начала. «Мятеж». Нимруд появляется из-под земли. Паника на рынке. Речь шейха. Крылатые человеко-быки в Лондоне. Лэйярд описывает холм.

Глава 23. Джордж Смит ищет иголку в стоге сена. — 248

Снова раскопки на Куюнджике. Блистательная Ниневия. Войны, убийства, грабеж, насилие. Сад на скале. Синаххериб — ассирийский диктатор. Вавилон «конвентирован». Глиняные книги Ашшурбанапала. Ормузд Рассам находит эпос о Гильгамеше. Смит открывает сказание о потопе. Утнапиштим — вавилонский Ной.

Глава 24. Кольдевей под пулями. — 261

Под названием «Свежий сыр». Профессор сочиняет стихи. «В стране опер и теноров». Разбойники из Венеции. Стрельба — «настоящий бич этой местности».

Глава 25. «Э-темен-анки» — «Вавилонская башня». — 268

Вавилон времён Навуходоносора. Широкая стена. «Висячие сады Семирамиды». Вавилонская башня. Город был разрушен. Улица процессий. Вавилонский дракон. Пророчество Иеремии.

Глава 26. Тысячелетние цари и всемирный потоп. — 279

Наши суеверия родились в Вавилоне. Народ, существование которого было «вычислено». Самая древняя на свете цивилизация. Саргон существовал! Обзор истории Двуречья. Мозаичный «штандарт». Ужасное открытие. Потоп. Царские списки. Мес-анни-падда.

 

Книга ступеней.

 

Глава 27. Сокровища Монтесумы. — 299

Кортес перед Мехико. Встреча с царём астеков. Открытие Центральной Америки. Кортес падает с балкона. «Святое дело» испанцев. Открытие клада. Монтесума попадает в плен. Кортес наголову разбивает Нарваэса.

Глава 28. Обезглавленная цивилизация. — 310

Религия астеков. 20 000 человеческих жертв в один день. Восстание астеков. Бегство в «Ночь печали». Битва под Отумбой. Геройство Кортеса. Последний царь повешен. Память об одной из цивилизаций угасает.

Глава 29. Мистер Стефенс покупает город. — 321

Скудные сведения о Юкатане. Стефенс и Казервуд. Гражданская война в Центральной Америке. Руины Копана. Чуждые миры. Стефенс покупает Копан. Путешествие Вальдека. Откуда пришли майя?

Глава 30. Интермедия. — 339

Находка древнего манускрипта. Миссионеры у индейцев. Диэго де Ланда. Цивилизация без домашних животных. Майя сегодня. Всего лишь три документа времён древних майя.

Глава 31. Тайна покинутых городов. — 345

«Коллекция Моудсли». Календарь майя — лучший в мире. Трудности синхронизации. Книги «Чилам Балам». «Новое царство». Таинственное переселение. Кое-что об истории Древнего царства. Империализм, направленный к центру. Цивилизация без плуга.

Глава 32. Дорога к колодцу. — 359

Томпсон видит Чичен-Ицу. Американский Шлиман. Священный колодец. Томпсон учится нырять. Подводная археология. Золото и скелеты. Новейшие раскопки в Среднем царстве майя. Змеевидный обелиск. Окаменевшая астрономия.

Глава 33. Ступени под лесом и лавой. — 374

Царь Иштлилшочитль. Цивилизация ещё более древняя, чем майя. Тула. Пирамиды вокруг Мехико. Сокровища Монте-Альбана. Тольтеки, ольмеки, сапотеки. Каждые 52 года наступает конец мира. Пирамиды под лавой 8-тысячелетней давности. Кецалькоатль.

 

Книги, которые ещё не написаны.

 

Глава 34. Новые исследования о древних царствах. — 384

Двадцать одна цивилизация. Существовали ли «чёрные цивилизации»? Атлантида. Яримлим — царь хеттов. Козок летит над «дорогами инков». Профессор Блеген утверждает: Шлиман ошибся. Путешествие Хейердала.

 

Примечания. — 389

 

 


[ Илл. сайта: обложка первого издания. ]

C.W. Ceram. Götter, Gräber und Gelehrte. Roman der archäologie. Hamburg: 1955.

C.W. Ceram.
Götter, Gräber und Gelehrte.
Roman der archäologie. Hamburg: 1955.

 

От редакции.   ^

 

За сравнительно короткий срок книга западногерманского журналиста К.В. Керама (К.В. Марека) «Боги, гробницы, учёные» была переведена в семнадцати странах и получила мировую известность.

 

В чём секрет её успеха?

 

В том, прежде всего, что, посвятив свою книгу великим археологическим открытиям, позволившим восстановить историю древнейших цивилизаций — Греции, Египта, Двуречья, майя и астеков, — автор рассматривает историю этих открытий в становлении и развитии, прослеживает её во всех подробностях, прославляя нелёгкий труд первооткрывателей и в то же время не утаивая ни ошибок тех или иных исследователей, ни их злоключений и неудач.

 

«Романом археологии» назвал свою книгу Керам. Она действительно читается как увлекательный роман, хотя основана лишь на исторически достоверном материале. Читатель получает полное представление не только о том, как было сделано то или иное открытие, но и какими сложными путями шли исследователи, как мысль их нередко предугадывала само открытие, какие часто поистине героические усилия требовались, чтобы разгадать ту или иную тайну минувших времён.

 

Ярко и образно повествует автор о самоотверженном труде Шлимана, задумавшего найти Трою, и Эванса, посвятившего свою жизнь исследованию культуры Крита; Картера и Карнарвона, нашедших знаменитую гробницу Тутанхамона; Стефенса и Томпсона, открывших древние города народа майя. Словно живые, встают со страниц его книги Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы; Гротефенд, положивший начало дешифровке клинописи, гравёр Джордж Смит, которому человечество обязано находкой одного из величайших в истории литературы произведений — поэмы о Гильгамеше, — и многие другие известные и полузабытые исследователи: археологи, лингвисты, историки, чьими трудами восстанавливались события давно прошедших веков.

 

Керам сам называет имя писателя, оказавшего на него немалое влияние, — американца Поля де Крюи (Крайфа), одного из создателей

(5/6)

своеобразного литературного жанра — научно-художественных очерков о развитии и становлении той или иной отрасли знаний. Книги Поля де Крюи, в особенности его «Охотники за микробами», давно известны советскому читателю. Книга Керама «Боги, гробницы, учёные» отлично представляет этот жанр.

 

Познавательная ценность её несомненна, но в то же время книга не свободна и от ряда недостатков.

 

Рассказывая об открытиях древних цивилизаций, автор, боясь лишить книгу известной занимательности, сосредоточил всё внимание на романтической стороне труда археолога, связанной с открытием и раскопками царских гробниц, величественных храмов и дворцов, сказочных ценностей и сокровищ искусства. Поэтому, если бы читатель попытался составить себе по книге Керама представление об археологии как науке, он не смог бы этого сделать. Керам даёт одностороннее представление об археологах и археологии; он не показывает ни методов археологического исследования, ни творческого процесса труда археологов, сумевших не только найти предметы материальной культуры древних народов, но и реконструировать на основании этих находок социальные отношения древних обществ. Этот общий недостаток определил и отдельные ошибочные положения автора.

 

В своих оценках того или иного открытия и в трактовке памятников Керам порой высказывает мнения, которые нельзя признать научно апробированными. Так, например, он придаёт слишком большое значение календарю майя, безоговорочно утверждает, что Шлиман полностью подтвердил историческую достоверность гомеровского эпоса; ряд необоснованных суждений и сопоставлений он допускает и в других местах книги. Такие места снабжены соответствующими примечаниями. Некоторые фактические ошибки и неточности, вкравшиеся в авторский текст, были исправлены в процессе подготовки перевода к изданию.

 

Следуя концепциям буржуазных историков, Керам явно преувеличивает ценность Библии как исторического источника, и хотя нельзя отрицать того факта, что некоторые, нередко искажённые до неузнаваемости сведения исторического характера, содержащиеся в Библии, в какой-то степени подтвердились, вряд ли стоило уделять этому вопросу столь большое внимание.

 

В некоторых суждениях автора заметна его склонность к европоцентризму; так, она проявилась при выборе им эпиграфа к «Книге башен»: Керам не счёл нужным сказать здесь что-либо о богатстве и многообразии древневавилонской культуры, а привёл отрывок из беседы Лэйярда с одним из местных жителей, где высказывается крайнее удивление, восхищение и преклонение араба перед английским археологом —

(6/7)

«волшебником», открывшим его взору дворцы, о существовании которых ни он, ни кто-либо из его предков даже не подозревал.

 

Характерно для Керама, как буржуазного автора, и то, что он односторонне освещает деятельность «людей западной культуры» — Ботта, Раулинсона, Лэйярда. Между тем они были подлинными проводниками колониальной политики западных держав на Востоке и все их заслуги перед наукой не могут, разумеется, заставить забыть об этом. Также нельзя забывать и о том, что во многих случаях тот же Лэйярд действовал как настоящий расхититель древностей, а Ормузд Рассам приобрёл печальную известность своими ненаучными, кладоискательскими методами раскопок.

 

Заслуживает упрека также хронология. Хотя Керам и указывает, какой, или, точнее говоря, чьей именно хронологии он в каждом отдельном случае придерживается, некоторая путаница в этом вопросе может возникнуть. Правда, единого мнения по ряду вопросов хронологии истории древнего мира ещё не достигнуто. Сравнительно недавно в науке господствовала тенденция отодвигать в глубь веков начальные даты истории многих народов, хронология которых была вычислена при помощи арифметических выкладок, основанных главным образом на данных астрономии. Теперь в связи с рядом новых находок проявляется тенденция к некоторому, если так можно выразиться, «ужиманию» хронологических систем, в особенности относящихся к истории стран Ближнего Востока. В результате полемики по этому вопросу (из советских учёных в области древней хронологии большую работу проделал академик В.В. Струве) выявились различные точки зрения. Так, к примеру, согласно так называемой «ультракороткой» хронологии, царствование Хаммурапи относится к 1704-1662 годам до н.э., тогда как «длинная» хронология даёт иные даты: 1848-1806 годы до н.э., а «сверхдлинная» считает начальной датой царствования Хаммурапи 1879 год до н.э. Советские учёные, в частности академик Струве, придерживаются в этом вопросе так называемой «средней» хронологии и относят царствование Хаммурапи к 1792-1750 годам до нашей эры.

 

Соответствующее расхождение существует не только в месопотамской, но и в египетской хронологии, в датировках истории Древнего Крита, истории майя и т.д. Этим и объясняется расхождение дат, приведённых у Керама, с общепринятыми в советской исторической науке.

 

К сожалению, Керам полностью обошёл молчанием историю открытий древнейших цивилизаций, существовавших на территории нашей родины, не рассказал о выдающихся работах советских археологов, восстановивших историю Урарту, Хорезма, о работах рус-

(7/8)

ских и советских ассириологов и египтологов, таких учёных, как М.В. Никольский и Б.А. Тураев, труды которых известны всему миру.

 

Однако все эти недостатки не лишают книгу определённой познавательной ценности; к тому же изложение достоверных фактов сочетается в ней с увлекательной формой повествования. Есть основания полагать, что эти качества книги будут оценены советским читателем.

 

В подготовке перевода книги к изданию приняли участие в качестве научных консультантов и составителей примечаний следующие специалисты: по «Книге статуй» — кандидаты искусствоведческих наук К.С. Горбунова и А.А. Передольская, «Книге пирамид» — кандидат исторических наук Р.И. Рубинштейн, «Книге башен» — кандидат исторических наук Г.X. Саркисян, «Книге ступеней» — кандидат исторических наук Р.В. Кинжалов.

 

Книга печатается с незначительными сокращениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки