главная страница / библиотека / обновления библиотеки
И.П. ЗасецкаяЗооморфные мотивы в сарматских геометрических бляшках.// Античная торевтика. Л.: Государственный Эрмитаж. 1986. С. 128-134, 195-198.
В богатых погребальных комплексах сарматской культуры I-II вв. н.э. встречаются мелкие штампованные бляшки, исполненные в геометрическом стиле. Они отличаются большим разнообразием форм и мотивов, как растительных — розетки, лотосы, трилистники, так и геометрических — треугольники, ромбы, квадраты и более сложные фигуры, известные в литературе как якоревидные, Х-образные, зигзагообразные и др. Определение последних носит чисто визуальный характер, основанный на субъективном восприятии исследователей. Вместе с тем общеизвестно, что любое произведение изобразительного творчества, независимо от того, исполнено ли оно в реалистической или условной манере, воплощает в себе конкретный художественный образ, несущий определённую смысловую нагрузку. Рассмотрев под этим углом зрения наиболее сложные формы бляшек, мы пришли к выводу, что среди них выделяются бляшки с зооморфными мотивами, представляющие символические предельно стилизованные изображения различных животных. В основе таких изображений лежит художественный приём — замена целого частью, которым широко пользовались древние мастера разных времён и народов. Многочисленные образцы его представлены в искусстве алтайских племён скифской эпохи. В этом случае изображение только головы или рогов, клюва или когтя символизировали образ животного или птицы в целом. При этом мастер воспроизводил лишь основные видовые признаки животных, по которым они были бы легко узнаваемы. Стремление выделить главные черты, указывающие на видовую принадлежность, прослеживается и при воспроизведении целых фигур животных. Подобное явление объясняется тем, что художественные образы в древнем искусстве, бывшем в своей основе прикладным, подвергались существенной стилизации. Ярким примером этого могут служить деревянные уздечки бляхи в виде «фигуры» барана из первого Пазырыкского кургана (рис. 3, 2). Тело стилизовано до неузнаваемости, условно передана голова, но зато необычайно выразительны огромные крутые рога, благодаря чему видовая принадлежность животного не вызывает сомнения.
Интересны в этом отношении также фигурки козла и оленя на знаменитой диадеме сарматской жрицы из кургана «Хохлач» близ г. Новочеркасска. И хотя эти изображения, в сравнении с пазырыкским бараном, менее стилизованы, однако рога, как главный видовой признак, выделены особо. Фигурки идущих животных представлены в одинаковых позах, в профиль, контуры головы и тела, различаясь некоторыми деталями, в целом идентичны. Например, у оленя хвост опущен, а у козла приподнят, что в общем соответствует натуре. Кроме того, у козла изображены маленькая бородка и шерсть на ногах. И все-таки, если бы не различия в рогах, которые с первого взгляда позволяют узнать в одной фигуре оленя, а в другой — козла, то по указанным выше различиям, также видового характера, не сразу можно было бы определить вид животного. Значение рогов, как главного, ведущего признака, мастер подчёркивает и их необыкновенно большими размерами (рис. 1, 3-4). Такую же роль играют рога в фигурках оленя и козла из кургана 46 Усть-Лабинского могильника (рис. 1, 1-2). Естественно поэтому, что при стилизации образа, граничащей со схематизацией, и, в частности, при замене целого частью, в изображении рогатых животных, именно рогам уделялось особое внимание. Наиболее полно это выразилось в орнаментальных композициях с зооморфными элементами.
Как показывают этнографические данные, различного вида роговидные мотивы прочно вошли в орнамент разных народов, особенно скотоводов. Богатый материал в этом отношении, собранный в 1930-1940-х годах художником М.В. Рындиным, представлен в альбоме «Киргизский национальный узор». [1] Он не только выявил основные элементы киргизского орнамента, законы их сочетания, но и раскрыл повествовательный характер его, смысл каждого элемента, использовав соответствующие сведения местных мастериц. Такие мотивы как «рога горного барана», «голова барана», голова и рога оленя, козла, коровы занимают одно из ведущих мест в киргизских узорах. Аналогичное явление наблюдается и в тувинском орнаменте, где роговидные мотивы являются одним из самых популярных элементов орнаментальных композиций. [2] Роговидные мотивы известны также у бурят, якутов, народов Саяно-Алтая, Средней Азии, Приуралья. [3] И даже когда этот мотив превращается в абстрагированный рисунок, он осмысляется как рог определённого животного. Наиболее часто встречается мотив бараньего рога, который у тувинцев называется кошкар-мыйызы, у казахов — кочкар-муиз, у бурят — хусин ебер. [4]
Трансформация рогов животных в орнамент неоднократно отмечается и на изделиях алтайских мастеров скифской эпохи. Чаще всего для этой цели использовались рога оленя или лося, которые по своей природе отличаются причудливостью форм. [5] На алтайских древностях можно также проследить развитие образа от относительно реального воспроизведения к условно-орнаментальному. Например, из туэктинского кургана происходят две разновидности блях одного сюжета. Бляхи идентичны по конструкции, форме и композиции. Различие же заключается в том, что на одних изображены три головы лося, повёрнутые в одну сторону (рис. 2, 2), на других передача образа сведена лишь к изображению рогов, образующих орнаментальный узор (рис. 2, 1). Таким образом, использование условно трактованных зооморфных сюжетов в качестве орнаментальных мотивов является неопровержимым фактом, уходящим в далёкое прошлое и доживающим до наших дней.
Возвращаясь к главной теме статьи — сарматским бляшкам, следует напомнить, что ими украшали одежду или погребальные покрывала, нашивая на материю при помощи маленьких отверстий или петелек. Как правило, в одном комплексе встречаются бляшки разных форм. Это позволяет предположить, что они были нашиты на ткань в определённом порядке, составляя различные декоративные композиции. К сожалению, реконструкции декора сарматской одежды золотыми бляшками почти неизвестны, поскольку археологи редко фиксируют её точное положение в могиле (имеется в виду только опубликованный материал). Лишь в одном случае автор раскопок богатого погребения, обнаруженного на правом берегу Буга в кургане «Соколова могила», Г.Т. Ковпаненко зафиксировала узор на платье и накидке погребённой. [6] Таким образом, подтверждается принадлежность бляшек к орнаментальному декору в качестве отдельных его элементов. Представляя собой разнообразные мотивы, бляшки в комбинации друг с другом образуют декоративные узоры. Вот почему для определения сюжета некоторых форм бляшек мы обратились к орнаментальному искусству древних и современных народов. В результате сравнительного анализа бляшек с элементами народного орнамента нам удалось выделить бляшки следующих зооморфных мотивов: «голова барана», «голова быка», «рога быка», «голова оленя», «рога оленя», «голова козла», символизирующих образы данных животных.
Наиболее распространённым сюжетом оказался образ барана, представленный одним мотивом «головы». Основным признаком его является наличие сильно закрученных внутрь роговидных завитков, в некоторых случаях трансформированных в округлые выпуклости (рис. 3, 3-8). Несмотря на общий сюжет, бляшки различаются по форме и стилистическим особенностям.
Обращают на себя внимание две разновидности ажурных бляшек с поперечной перекладиной. На одной из них голова барана трактована в виде ромба, увенчанного крутыми роговидными завитками, на другой — голова сердцевидной формы заканчивается волюто- образными завитками (рис. 3, 3-4). Ближайшие аналогии подобной стилизации головы и рогов барана имеются в киргизском орнаменте (рис. 3, 9-11). [7] Совпадает и трактовка головы животного в виде ромба. Ромбом, треугольником или квадратом изображались головы различных животных, птиц и человека в орнаментальных узорах геометрического стиля. [8] Другой тип бляшек с мотивом головы барана представлен двумя вариантами — М-образными и V-образными фигурами с выпуклостями на концах, имитирующими закрученные рога барана (рис. 3, 5, 6).
С.И. Вайнштейн, посвятивший одну из своих работ тувинскому орнаменту, справедливо полагает, что мотив бараньего рога в искусстве кочевых скотоводов Евразии восходит к стилизованным изображениям головы барана эпохи ранних кочевников. [9] В качестве примера он приводит описанные выше фигурки баранов из Первого Пазырыкского кургана (рис. 3, 2). Несомненно, схематизированным изображениям животных, доведённым до символа-знака, должно было предшествовать высокое искусство стилизации образа. Как уже отмечалось ранее, стилизация — один из древнейших художественных приёмов — широко применялась в прикладном искусстве алтайских племён, а также скифов и сарматов Северного Причерноморья.
В произведениях искусства сарматского «звериного стиля» встречается и образ барана, представленный как целыми фигурами, так и изображением только головы животного. В связи с изучением мотива «бараньей головы» на золотых бляшках определённый интерес представляет синхронное бляшкам изображение головы барана на крышке серебряной пиксиды из кургана «Большой» у г. Армавира (рис. 3, 1). Несмотря на условную манеру трактовки головы в целом, мастер достаточно правдиво передаёт наиболее типические черты животного. Это прежде всего — рога, а также подтреугольное очертание головы с характерным расширением в верхней части, резко переходящим в узкую закруглённую морду. Именно такая схема лежит в основе конфигурации золотых бляшек, которые мы связываем с образом барана.
Образ быка представлен двумя мотивами — «головы быка» и «рога быка». Каждому из них соответствует один тип бляшек. Мотив головы быка воспроизведён на ажурных бляшках с поперечной перекладиной (рис. 4, 2). Голова трактована в виде ромба, рога переданы роговидными отростками. Эти бляшки по конструктивным и стилистическим особенностям идентичны бляшкам с изображением головы барана (рис. 3, 3). Оба варианта происходят из одного погребального комплекса, уже упомянутого кургана «Хохлач», и украшали одежду похороненной здесь жрицы. Однако, несмотря на общие черты, свидетельствующие об изготовлении их в одной мастерской, бляшки различаются по сюжету. Особенно наглядно это выступает при детальном сопоставлении роговидных фигур, несущих основную смысловую нагрузку. Если поместить бляшки в одинаковое положение, т.е. перекладинками вверх, то в одном случае роговидные завитки оказываются направленными вниз, а в другом — вверх, при этом в первом случае завитки закручены в полтора оборота, во втором — в неполный один оборот. Последнее наблюдается и в киргизском национальном узоре при сравнении орнаментальных мотивов «рога барана» и «рога коровы» (рис. 3, 11; 4, 4). [10] Таким образом, определение одних бляшек из кургана «Хохлач» как головы барана, а других как головы быка представляется вполне правдоподобным. Мотив «рога быка» мы отождествляем с фигурными бляшками в виде перекладинки с отходящими от неё роговидными завитками (рис. 4, 3). Ближайшие аналогии этому мотиву также имеются в киргизском узоре (рис. 4, 1).
Образ оленя представлен двумя мотивами: головой и рогами, которым соответствуют три типа бляшек (рис. 5, 2-4). На одной из бляшек голова оленя изображена в виде ромба, а рога в виде двух широко расставленных и высоко поднятых роговидных выступов, выходящих из тупых углов ромба (рис. 5, 2). При этом контуры рогов не имеют плавной линии изгиба. В их конфигурации прослеживается слабо выраженная изогнутость, соответствующая как бы местам ответвлений на натуральных рогах оленя. Размеры и форма роговидных выступов на бляшке, а также их положение относительно ромба, символизирующего голову животного позволяют предположить, что здесь воспроизведены в условной манере полные рога оленя. Ещё более схематично трактуется голова оленя на ажурной бляшке в виде равнобедренного треугольника, опущенного вершиной вниз, боковые стороны которого переходят в волютообразные завитки, закрученные внутрь (рис. 5, 3). Треугольником передана голова животного, завитки имитируют два передних отростка оленьих рогов. В стилизованных изображениях звериного стиля скифской эпохи передние отростки, рогов оленя выделялись особо. Чаще всего, когда фигура оленя изображалась в профиль, передние отростки, отделялись от остальной части рогов, выступали впереди в виде S-овидных завитков, в то время как рога в целом помещались вдоль спины. Именно так трактованы рога знаменитого скифского оленя из Костромского кургана. Иногда же передние отростки изображались двумя волютообразными завитками, обращёнными внутрь, как например, на золотых бляшках в виде оленя с поджатыми ногами из скифского кургана «Солоха» (рис. 5, 5). Подобным же образом древние мастера передавали передние отростки на оленьих рогах, изображённых в фас, как бы развернутыми на две стороны. [11] Аналогичная схема сохранялась и в орнаментальных композициях. В этом отношении большой интерес представляют уздечные бляхи из алтайских курганов, украшенные узорами в виде оленьих рогов (рис. 5, 8-9). Древние традиции в воспроизведении оленьих рогов можно наблюдать и в современном орнаментальном искусстве. В киргизском узоре, например, известен мотив под названием «рога белого оленя», идентичный по композиции изображениям скифской эпохи. В основании узора на переднем плане — две волютообразные фигуры, от которых симметрично расходятся в обе стороны соединённые по три завитки, имитирующие ветвистые оленьи рога (рис. 5, 7). Последнее послужило нам поводом для осмысления одной из бляшек как символического изображения рогов оленя. Бляшка представляет собой узор из трёх расходящихся из одного центра вихревых завитков, расположенных по кругу справа налево (рис. 5, 4). Такой знак в то же время является символом солнца. Однако, как нам представляется, одно не противоречит другому. Олень, наряду с другими животными, такими, как горный козёл, баран, бык, конь, тигр и т.п., часто связывался с культом солнца, выступая в качестве священного, жертвенного животного. Неудивительно поэтому, что в одном символе-знаке могли соединиться два не исключающие друг друга образа — солнца и оленя.
Как мотив головы козла рассматриваем мы серию идентичных бляшек, происходящих из погребения в кургане близ с. Цветна Кировоградской области (рис. 4, 7), аналогичных по конструкции ажурным бляшкам с поперечной перекладиной из кургана «Хохлач». Главным, определяющим образ, признаком, как и в предыдущих случаях, является форма рогов. В отличие от рогов барана или быка, которые трактуются в виде расходящихся в стороны роговидных завитков, рога козла всегда устремлены вверх и имеют стреловидную форму. Не менее важно и изображение торчащих ушей. Оба эти признака являются видовыми, т.е. передающими в условной манере натуру, что и позволяет нам с достаточной долей вероятности определить вид животного. Определению бляшек из погребения у с. Цветна как изображений козла помогает также и сопоставление их с синхронными изображениями на золотых бляхах, исполненных в сарматском «зверином стиле». Примером подобного изображения может служить бляха из кургана 2 у станицы Тифлисской Краснодарского края (рис. 4, 6).
Таким образом, сделанные нами выводы относительно сарматских геометризированных бляшек открывают новые пути к их осмыслению. Мы не претендуем на безусловность определений в каждом конкретном случае, однако то, что на бляшках представлены зооморфные мотивы, нам представляется бесспорным. В настоящей статье выделены лишь несколько сюжетов, но, судя по предварительным наблюдениям, этот список может быть значительно расширен, что, как мы надеемся, подтвердится дальнейшими исследованиями.
[1] Киргизский национальный узор. Фрунзе, 1948.[2] Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. М., 1974, с. 157-159, рис. 105.[3] Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник. М.-Л., 1963; Крюкова Т.А. Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск, 1968.[4] Вайнштейн С.И. История народного… с. 157-159.[5] Руденко И.С. [С.И.] Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960, с. 259, рис. 133.[6] Ковпаненко Г.Т. Сарматское погребение в Соколовой могиле (предварительная публикация). — Сборник научных трудов «Скифия и Кавказ». Киев, 1980, с. 175, рис. 8.[7] Киргизский национальный узор…, табл. XV, 9, 10, XVI, 1, 3, 4, 5; XXXII, 7, 8; XLIX, повествование 5 и 6; L, повествование 8; LVIII, повествование 27 и 28; LIX, повествование 30; LXVII, повествование 45.[8] Там же, табл. XV, 2; XVII, 5; XVIII, 2; XXXII, 7, 10; ХХХIII, 2, 4; XXXIV, 2; XXXV, 9, 10; XLIV, 6, 7, 8; Иванов С.И. Орнамент народов с. 58, рис. 17, 15; с. 95, рис. 49, 12.[9] Вайнштейн С.И. История народного…, с. 157-159.[10] Киргизский национальный узор…, вступительная статья А.Н. Бернштама.[11] Артамонов, 1966, с. 21, рис. 29; табл. 113, 130.
(134/)
К статье И.П. Засецкой «Зооморфные мотивы в сарматских бляшках»
наверх |