главная страница / библиотека / обновления библиотеки

А.В. Збруева. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху. / Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья. Т. V. / МИА №30. М.: 1952. А.В. Збруева

История населения Прикамья в ананьинскую эпоху.

/ Материалы и исследования по археологии Урала и Приуралья. Т. V.

/ МИА №30. М.: 1952. 326 с.

 

Оглавление

 

Предисловие. — 5

 

Введение. — 7

 

Глава I. Ананьинские памятники, их характеристика и хронология. — 23

Глава II. Хозяйство и занятия ананьинцев. — 45

1. Земледелие. — 45

2. Скотоводстро. — 48

3. Охота. — 50

4. Рыболовство. — 53

5. Металлургия. — 53

6. Производство орудий и других предметов из кости, шитьё, плетение, обработка кожи. — 61

Глава III. Керамика. — 66

Глава IV. Одежда и украшения. — 74

1. Одежда и украшения костюма мужчин. — 74

2. Одежда и украшения женщин. — 79

Глава V. Вооружение. — 88

1. Луки и стрелы. — 88

2. Копья. — 93

3. Мечи и кинжалы. — 99

4. Клевцы. — 104

5. Кельты. — 107

Глава VI. Погребальный обряд и религиозные представления ананьинцев. — 111

Глава VII. Искусство. — 136

Глава VIII. Общество. — 147

Глава IX. Культурные связи ананьинских племён. — 164

Глава X. Сложение ананьинской культуры. — 189

Глава XI. Отражение ананьинской культуры в культуре народов Прикамья. — 205

 

Археологические памятники. — 216

1. Концегорское селище. — 218

2. Селище у дер. Большой Скородум. — 260

3. Селище Отарка. — 261

4. Талкинское городище. — 263

5. Гляденовское городище. — 263

6. Кирюшкин Городок. — 264

7. Гремячнй Ключ. — 265

8. Городище Сорочьи Горы. — 268

9. Тихогорское городище. — 271

10. Усть-Нечкинское городище. — 272

11. Юшковское городище. — 274

12. Аргыжское городище. — 276

13. Белоглазовское городище. — 284

14. Буйское городище. — 288

15. Ройское городище. — 292

16. Лебяжье городище. — 295

17. Пижемское городище. — 297

18. Городище Кара-Абыз. — 300

19. Уфимское городище. — 303

20. Морквашинский могильник. — 307

 

В.Н. Кононов. О ткани из коллекции музея антропологии и этнографии АН СССР №1093, объект 75, из раскопок П.В. Алабина в Ананьинском могильнике. — 320

 

Список сокращений. — 322

 

Материалы и исследования по археологии СССР. Выпуски 21-30. Содержание выпусков. — 323

 


 

Предисловие.   ^

 

Изучение древнейшей истории народов Урала и Приуралья после Октябрьской революции и особенно за два последние десятилетия сильно подвинулось вперёд, и старые представления о ней, основанные на публикациях конца XIX и начала XX вв., настолько неполны и неточны, что назрела необходимость издания новых работ, отражающих новые археологические, антропологические, этнографические к лингвистические исследования последних лет. Результаты этих исследований отчасти совсем не опубликованы, отчасти изданы в виде кратких отчётов в специальных журналах, мало доступных широкому кругу читателей. Поэтому для многих, изучающих историю народов Урала и Приуралья и интересующихся ею, древнейшая их история почти совсем неизвестна. Единственный путь создания этой истории состоит в исследовании древних поселений и могильников, преданий, обрядов и обычаев изучаемых народностей, пережитков прошлого в быту, а также в изучении их культуры, языка, вообще всего комплекса знаний, на основании которого может быть восстановлен процесс исторического развития данной народности.

 

Издаваемая работа является попыткой осветить одну из важнейших и самых ярких страниц древней истории народов Прикамья, эпоху раннего железа, время сложения и развития так называемой ананьинской культуры.

 

Сложение ананьинских племён является лишь небольшой частью общего процесса формирования племён и народностей, говорящих на языках финно-угорской семьи, происходившего в течение большого промежутка времени, по крайней мере в течение нескольких тысячелетий. Проследить этот процесс ко всей его широте и полноте при современном состоянии науки ещё невозможно, так как это требует не только значительно более широких и углублённых археологических исследований, охватывающих огромные территории, но и столь же углублённых исследований в области многих смежных наук, и в первую очередь — языкознания.

 

Всю эту работу необходимо строить на основе гениальных положений И.В. Сталина, развитых в его труде «Марксизм и вопросы языкознания». И.В. Сталин показал, что развитие языков современных народов уходит в глубокую древность «до эпохи рабства» 1. [сноска: 1 И. Сталин. Марксизм и вопросы языкознания. Госполитиздат, 1950, стр. 26.] Он до основания разрушил антиисторическую, вульгаризаторскую «теорию стадиальности» Марра, столь вредно влиявшую и на археологические работы. И.В. Сталин определил основные этапы развития «...от языков родовых к языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей и от языков народностей к языкам национальным» 2. [сноска: 2 Там же, стр. 12.] Эти положения имеют огромное значение и для археологов, исследующих глубокое прошлое, то время, когда элементы современных наций — язык, территория, культурная общность и т.д. «...находились в зачаточном состоянии и в лучшем случае представляли лишь потенцию в смысле возможности образования наций в будущем при известных благоприятных условиях» 3. [сноска: 3 И.В. Сталин. Сочинения, т. 11, стр. 336.]

 

Настоящая работа является попыткой осветить на имеющемся в моём распоряжении археологическом материале отрезок процесса формирования древних племён, из которых впоследствии образовались коми-пермяки и удмурты с VIII по III в. до н.э. В это время сложились ананьинские племена, преемственную связь с которыми для коми-пермяков и удмуртов можно установить путём использования работ других исследователей — археологов, лингвистов, этнографов и антропологов, изучавших археологические памятники более поздних эпох, чем ананьинская, а также современное население и его язык в Удмуртской АССР, Коми-пермяцком национальном округе и смежных областях.

 

В последнее время в археологической науке накапливаются новые данные, которые позволяют ещё более углубить изучение процесса формирования некоторых современных на-

(5/6)

родов Приуралья и Западной Сибири и установить не только культурную общность племён, населявших эти области в эпоху бронзы, но и более тесные их взаимоотношения. Археологические материалы показывают, что ананьинские племена жили в условиях первобытно-общинного строя, который И.В. Сталин характеризовал следующим образом: «При первобытно-общинном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Это в основном соответствует характеру производительных сил в этот период. Каменные орудия и появившиеся потом лук и стрелы исключали возможность борьбы с силами природы и хищными животными в одиночку. Чтобы собрать плоды в лесу, наловить рыбу в воде, построить какое-либо жилище, люди вынуждены работать сообща, если они не хотят стать жертвой голодной смерти, хищных животных или соседних обществ. Общий труд ведёт к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Здесь не имеют ещё понятия о частной собственности на средства производства, если не считать личной собственности на некоторые орудия производства, являющиеся вместе с тем орудием защиты от хищных зверей. Здесь нет эксплуатации, нет классов» 1. [сноска: 1 История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Краткий курс. 1946, стр. 119.]

 

Развитие первобытно-общинного строя происходило в течение огромного промежутка времени, на протяжении которого в истории человечества произошли значительные изменения; изучая последние, можно разделить всю эту эпоху на несколько периодов.

 

Ананьинские племена сложились в конце существования родового строя, когда орудия труда из камня в основном сменились металлическими, ведущими отраслями хозяйства стали земледелие и скотоводство и началось разложение родового общества.

 


 

Список сокращений.   ^

 

АС — Археологический съезд

АИЗ — Археологические известия и заметки

ВДИ — Вестник древней истории

ГАИМК — Государственная академия истории материальной культуры

ГИМ — Государственный Исторический музей

ESA — Evrasia septentrionalis antiqua

ЖМНП — Журнал Министерства народного просвещения

ИАК — Известия Археологической комиссии

ИГАИМК — Известия ГАИМК

ИИМК — Институт истории материальной культуры

ИОАИЭ — Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете

КС — Краткие сообщения

МАВГР — Материалы по археологии восточных губерний России

МАК — Материалы по археологии Кавказа

MAP — Материалы по археологии России

МАЭ — Музей антропологии и этнографии

МИА — Материалы и исследования по археологии СССР

МГУ — Московский государственный университет

МЭ — Материалы по этнографии

OAK — Отчёт Археологической комиссии

ОМАН — Отчёт Московского археологического института

РАНИОН — Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук

СА — Советская археология

СГАИМК — Сообщения ГАИМК

СЭ — Советская этнография

УАК — Учёная архивная комиссия

УзФАН — Узбекский филиал Академии Наук СССР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки