главная страница / библиотека / обновления библиотеки
М.П. ЗавитухинаОрдынские курганы V-IV вв. до н.э.
|
|
|
Рис. 3. Вещи из ордынских курганов.1-5 — курган 4 мог. 2; 6-10 — курган 8; 11 — курган 7; 12, 15 — курган 5; 13, 14 — курган 1; 16 — курган 4 мог. 1; (3 — стекло; 6, 7, 9, 15 — кость; 11, 12 — камень; 16 — глина; остальные — бронза).(Открыть Рис. 3 в новом окне) |
Рис. 4. Глиняная посуда из ордынских курганов.1 — курган 4 мог. 1; 2, 6 — курган 8; 3 — мог. Г; 4 — курган 4 мог. 2; 5 — курган 5; 7 — курган 1, насыпь; 8 — курган 1 мог. 1.(Открыть Рис. 4 в новом окне) |
телями, имела форму неправильного овала, диаметром 3 м, глубиной 2,75 м. Кости человека находились в разных местах могильной ямы, начиная с глубины 40 см. Основная масса костей принадлежала мужчине 18-20 лет, меньшая часть, в том числе череп, мужчине старческого возраста. Найдены: на дне могилы — глиняный кувшинчик (рис. 4, 5), выше дна на 70 см — роговой предмет с тремя отверстиями (рис. 3, 15), в заполнении обломок точильного камня (рис. 3, 12), в насыпи — обломки роговой пряжки сросткинского типа. В кургане было два погребения разного времени. К основному относится могильная яма, скелет юноши, кувшинчик, точильный камень и, возможно, роговой предмет. Второе погребение было на небольшой глубине в слое гумусированной земли, приставшие частицы которой сохранились на черепе пожилого мужчины, брошенном грабителями на дно могилы. По обломкам роговой пряжки впускное погребение датируется IX-X в. н.э.
КУРГАН 6. Диаметр 8 м, высота 25-30 см. На глубине 35 см найдены обломки бедреной кости человека. Могильная яма не прослеживалась.
КУРГАН 7. Диаметр 8 м, высота 40 см. Могила неправильной формы, размерами 3,5×2,0 м, глубиной 2,25 м. В заполнении её попадались куски дерева. На дне найдены: обломок нижней челюсти пожилого человека, каменная курильница (рис. 3, 11) и обломок железного ножа. На глубине 1 м — стеклянная призматическая бусина. Бусина и обломок железного ножа, по-видимому, из впускного погребения.
КУРГАН 8. Диаметр 8 м, высота 30 см (рис. 2, 3). Могильная яма размерами 2,5×1,6 м, глубиной 2 м. В заполнении встречались куски истлевшего дерева и угольки. Кости скелета юноши 18-20 лет не нарушены (рис. 2, 4). Он положен на спину, вытянуто, головой на ЮВ. Правая бедреная кость искривлена и на 8 см короче левой. В могиле найдены: у левой ступни — глиняный горшочек (рис. 4, 2), у правой ступни — глиняный кувшинчик (рис. 4, 6), у правого колена — бронзовая ажурная пронизь (рис. 3, 10) и костяной наконечник стрелы (рис. 3, 7), у левого локтя — костяной наконечник стрелы (рис. 3, 6), у левой пяточной кости — подвеска — костяной костылёк (рис. 3, 9), выше дна на 25 см — бронзовый наконечник стрелы (рис. 3, 8). К этой могиле с юго-восточной стороны примыкала другая яма, возможно грабительская, в которой найдены грудная кость и часть позвонка человека, попавшие сюда из первой могилы.
КУРГАН 9. Высота 30 см. Границы кургана не прослежены, так как по его северному склону проходила дорога, а юго-западная сторона сливалась с курганом 4. Могильная яма, размерами 3,0×1,8 м, обнаружена на глубине 70 см, ориентирована СЗ-ЮВ. Остатки дерева сохранились у юго-западного края. В заполнении найдены куски дерева и два обломка костей, в грабительской яме позвонок человека. Вещей нет.
КУРГАН 11. Диаметр 6 м, высота 20 см. Под насыпью ров диаметром 7 м, шириной 50 см, глубиной 40 см. Могильная яма прямоугольной формы, размерами 1,5×1,25 м,
глубиной 105 см. В ней лежали в беспорядке кости ребёнка.
КУРГАН 12. Диаметр 9 м, высота 70 см. Могильная яма подпрямоугольной формы, размерами 2,2-2,3 м, глубиной 1,5 м. У южной стенки на высоте 80 см от дна могилы лежали концы пяти брёвен в направлении СЗ-ЮВ. В могиле найден обломок тазовой кости человека.
Курганы 2, 6, 9, 11 и 12, оказавшиеся без вещей, отнесены к скифской группе по устройству могильной ямы и ориентировке, либо по обряду погребения, или наличию рва вокруг могилы.
Кроме подкурганных погребений, в западной части могильника были обнаружены две грунтовые могилы, которые по наличию рва, ориентировке одной из них (могила Б) и по типу горшка в другой (могила Г) синхронны курганам.
Могила Б примыкает к кургану 1 с восточной стороны. Яма неправильно-овальной формы, глубиной 1,6 м, ориентирована ССЗ-ЮЮВ. На дне её кости черепа и несколько других костей ребёнка. Могилу окружал ров диаметром 6 м, шириной 50-70 см и глубиной 70-110 см.
Могила Г расположена к ЮЗ от кургана 11. Яма неправильно-округлой формы, диаметром 1,6 см, глубиной 1,2 м. На дне, у юго-восточного края её, найден глиняный горшочек (рис. 4, 3).
* * *
Курганы представляют в настоящее время расплывшиеся земляные холмы. Их особенность — наличие вокруг могил рвов, указывающих, что первоначально надмогильные сооружения были иной формы. Ров ограждал могилы одного кургана, иногда являлся смежным и с соседними курганами. Обычная ширина рва 50-70 см, глубина около метра. Как полагает М.П. Грязнов, ограждения могил состояли не только из рвов, а из земляных или деревянных стенок, которые со временем развалились и приняли форму кургана. Там, где подобных сооружений не было, над могилами не оставалось следов насыпи.
Погребения совершались в прямоугольных грунтовых ямах, глубиной иногда более 2 м, ориентированных СЗ-ЮВ. Осталось неизвестным, как были укреплены стены могильной ямы, так как никаких следов их облицовки не сохранилось. Для большинства могил хорошо прослеживается продольное бревенчатое покрытие в один-два ряда брёвен или заложение ими всей ямы. Оба варианта можно встретить в одном кургане (например, курган 4). Накат покоился на двух поперечных брёвнах, положенных на короткие стороны могилы.
Умерших клали на спину, с вытянутыми руками и ногами, головой почти всегда на ЮВ. Могила обычно предназначалась для одного человека. Только в кургане 4 в могиле 2 похоронены трое мужчин. Ритуал предполагал определённое размещение вещей в могиле. Так, всегда в ногах ставился глиняный сосуд с пищей. Остальные предметы находились на одежде погребённого. Курганы были ограблены и большинство инвентаря унесено грабителями или сдвинуто с первоначальных мест. Только две могилы остались не потревожены. В одной из них (курган 4, могила 2) около двух мужских скелетов найдены бронзовые крючки от колчана, лежавшие у правого бедра, ближе к колену. Подобное же положение крючка с правой стороны засвидетельствовано в могиле на Ближних Елбанах III. [5] Только, в отличие от ордынских, этот крючок сделан из железа. По положению крючка можно предположить, что колчан носился на правом боку. Колчаны со стрелами не сохранились, последние были, по-видимому, деревянными. В ордынском погребении под одним крючком был найден фрагмент колчана. Это кусок дерева с берёстой, к нему деревянными гвоздиками кубовидной формы прибит кусок толстой кожи. Поверх кожи лежал обрезанный сучок дерева с корой, расплющенный конец которого находился под крючком. Форму колчана восстановить не удаётся.
Мужчины носили на шее бронзовые гривны. Подобный обычай был известен и у правобережных верхнеобских племён. [6]
Стерженьки с отверстием для подвешивания, так называемые костыльки (рис. 3, 2), в могилах встречаются редко и их назначение неизвестно. Костылёк из ордынского кургана, лежавший возле ступни погребённого, указывает на то, что некоторые из них могли употребляться как застёжка для обуви.
Первое место в инвентаре занимает глиняная посуда. Это баночный сосуд с выпуклыми боками, сужающийся к горлу. Сюда же относятся два сосуда, в основе, составляющие банку, но с некоторыми дополнениями: одна с носиком-сливом, другая, имеющая выпуклое дно, с невысоким поддоном. У баночных сосудов край венчика срезан внутрь или прямо обрезан и закруглен. Вторая форма — кувшин с шаровидным туловом, узкогорлый, с незначительно отогнутым наружу верхним краем, с закруглённым обрезом венчика.
Сосуды, за исключением маленького кувшина, плоскодонные, с устойчивым дном. Они без орнамента или с очень простым орнаментом в виде выдавленных точек или нечётких оттисков зубчатой лопаточки, нанесённых небрежно. Сосуды тёмного цвета, кроме двух красных кувшинов (рис. 4, 5, 8). Поверхность хорошо обработана и заглажена, стенки равномерной толщины. В глине крупные примеси песка и дроблёного камня. Сосуд со сливом лощёный, отличается от остальных лучшей отделкой поверхности. В могилу ставили кувшин или баночный сосуд. В кургане 8 они были найдены вместе. В курганной группе Новый Шарап I найдено почти втрое больше глиняных сосудов. И там соотношение их форм одинаковое с Ордынским могильником: около половины составляют баночные сосуды, вторую половину — кувшины. В обоих могильниках найдено по одному сосуду на поддоне и одному со сливом.
Для интересующего нас района неизвестна керамика послекарасукская, непосредственно предшествующая ордынской. С местной ирменской керамикой последняя не имеет преемственной связи. Посуда из Ордынского и Новошарапского могильников составляет особую керамическую группу, характерную для новосибирских лесостепных племён. Она отличается от керамики из грунтовых верхнеобских могильников, где господствующей формой был кувшин с овальным туловом с отверстиями для подвешивания. Эти сосуды сделаны из хорошо приготовленной керамической массы, богаче украшены. Различие между ними не только хронологическое (ордынская посуда древнее), но и в том, что они изготовлялись разными группами племён.
Керамический материал позволяет определить относительную хронологию ордынских курганов. Для установления их абсолютной даты служат немногие предметы погребального инвентаря. Это, в первую очередь, бронзовые наконечники стрел. Один из них трёхлопастной, с укороченной втулкой (рис. 3, 13). Подобные ему наконечники стрел, легкие и изящные, в Южной Сибири не встречаются. Аналогии им имеются среди памятников савроматских племён V-IV вв. до н.э. [7] Второй наконечник стрелы, массивный, трёхлопастной с округлым черешком, является южносибирским типом (рис. 3, 8). Наиболее близок ему наконечник стрелы из кургана в улусе Райковом в Хакассии, найденный в комплексе вещей VI-V вв. до н.э. [8]
Бронзовые колчанные крючки, аналогичные ордынским, находят в памятниках скифского времени на Алтае и в Туве, датируемых V-III вв. до н.э. [9]
Стеклянные глазчатые бусы имеют широкое распространение. Бусы, подобные ордынским и новошарапским, встречаются в савроматских курганах V-IV вв. до н.э.
В ордынских курганах отсутствуют изделия из железа, в новошарапских — железные предметы являются редкостью. Железный чекан из курганной группы Новый Шарап I аналогичен железному чекану из кургана V-IV вв. до н.э. в Быстрянском могильнике Алтайского края. [10] Полная смена бронзовых орудий железными произошла в Южной Сибири в III в до н.э.
Приведённые аналогии дают возможность датировать ордынские курганы V-IV вв. до н.э.
Курганные группы Новый Шарап I [11] и Ордынская одновременны и сходны по ритуалу. Погребения совершались в глубоких
прямоугольных могильных ямах, перекрытых бревенчатым накатом или заложенных брёвнами, с устойчивой юго-восточной ориентировкой, нигде в Южной Сибири не встречающейся, [12] со своеобразной керамикой, ставившейся в ногах умершего, и сопровождающим инвентарём.
В обоих могильниках нередки находки предметов вооружения — колчанов со стрелами, кинжалов, чеканов. Мужчины должны были носить при себе оружие. О немирной обстановке свидетельствует также погребение трёх мужчин в одной могиле, одновременно погибших.
Погребений человека с конём не найдено. О роли верхового коня в жизни новосибирских племён можно судить по принадлежностям сбруи, которые были найдены в новошарапских курганах. Это железные удила и набор костяных и бронзовых блях, украшавших конскую узду.
Уздечные уборы, чеканы, поясные бляхи и другие предметы украшались изображениями в скифо-сибирском зверином стиле. Их мотивами были рогатый тигр, терзающий барана, фигуры хищников, стилизованные головки грифона, медведи. Сделаны они из бронзы или кости; по некоторым общим изобразительным приёмам — близки алтайским и минусинским. Но им присущи свои стилистические особенности, которые позволяют считать эти изображения изделиями местных мастеров.
Раскопанные курганы дают нам некоторые сведения о занятиях оставивших их племён. Кости животных были найдены в одной ордынской могиле и один раз в курганной группе Новый Шарап I. Курганный обряд погребения, расположение курганов в удобной для занятия скотоводством местности, звериный стиль в искусстве и конский убор в погребениях характеризуют эту культуру как скотоводческую.
Отмеченные выше особенности свидетельствуют о существовании в лесостепном Приобье в середине и второй половине I тысячелетия до н.э. особой этнической группы племён со своеобразной культурой скифского круга. Слабая изученность данного района не позволяет в настоящее время наметить границы распространения этой культуры. По-видимому, сюда же относятся курганы, раскопанные А.П. Уманским в 1965 г. выше по Оби у г. Камня. [13] С новосибирскими их роднит погребальный обряд и инвентарь — глиняная посуда, оружие, предметы изобразительного искусства, обычай помещать в могиле не коней, а только их сбрую. К сожалению, остаются нераскопанными курганы соседней Барабинской степи, о близости которых Ордынским можно только предполагать.
От своих соседей — верхнеобских осёдлых племён, хорошо изученных благодаря раскопкам у с. Большая Речка, их отличает курганный обряд погребения, устройство камеры, ориентировка, наличие предметов искусства и конского снаряжения Эти различия вызваны иным хозяйственным укладом с большой ролью скотоводства и, может быть, полуподвижным образом жизни.
Культура новосибирских племен имеет много общего с современными ей культурами Минусинского края и Алтайских предгорий, а также восточной группы савромат. О характере связей можно будет судить после более широкого исследования лесостепного Приобья. Изучение района, занимающего пограничное положение между лесными областями Западной Сибири и степной полосы Сибири и Казахстана, имеет важное значение для решения вопросов истории культуры скифского времени. [14]