главная страница / библиотека / обновления библиотеки

И.П. Засецкая. Искусство звериного стиля сарматской эпохи (II в. до н.э. – начало II в. н.э.). Симферополь: «Антиква». 2019. («Археологические памятники Северного Причерноморья». Вып. 1) И.П. Засецкая

Искусство звериного стиля сарматской эпохи
(II в. до н.э. – начало II в. н.э.).

// Симферополь: «Антиква». 2019. 184 с., цв.вкл. 32 с. ISBN 978-5-6043478-2-9 («Археологические памятники Северного Причерноморья». Вып. 1)

 

аннотация: ]

Монография посвящена зооморфным изображениям сарматской эпохи II в. до н.э. – начала II в. н.э. из погребальных памятников южнорусских степей Нижнего Поволжья, Подонья, Поднепровья, Прикубанья. В работе дан историографический обзор, описаны зооморфные образы монохромного и полихромного звериного стиля, техника изготовления предметов, а также рассматриваются истоки происхождения изобразительных приемов в передаче популярных образов и композиций. Отдельные разделы посвящены связям зооморфных мотивов с их природными прототипами, зависимости изображений от формы предмета, поиску центров производства. Также затронуты проблемы взаимосвязи искусства звериного стиля скифской и сарматской эпох. Монография снабжена подробным каталогом находок и обширным иллюстративным материалом.

 

См. файл .pdf, 10,4 Мб (то же на twirpx.com).

Содержание

 

В.В. Майко. От главного редактора. — 3

А.И. Айбабин. Юбилею Ирины Петровны Засецкой посвящается. — 4

И.П. Засецкая. От автора. — 7

 

Введение. Краткие данные историографии. — 8

 

Глава I. Зооморфные мотивы монохромного звериного стиля в памятниках сарматской культуры II в. до н.э. — начала II в. н.э. — 13

1. Зооморфные монохромные изображения и их стилистические черты. — 13

Хищники — однофигурные композиции. — 13

Хищники в многофигурных композициях. — 15

Фантастические существа — однофигуные композиции. — 15

Фантастические существа в многофигурных композициях. — 18

Травоядные животные — однофигурные композиции. — 18

Травоядные животные в многофигурных композициях. — 19

Травоядные и дикие животные в парных композициях. — 21

2. Художественные особенности некоторых зооморфных мотивов монохромного звериного стиля. — 23

Фалары из Яшкуля и их аналоги в изделиях эллинистической эпохи. — 23

Спиральные золотые браслеты. — 31

Изображения в позе «застывшего» в прыжке животного. — 35

Ажурные пряжки и образ верблюда. — 36

Кольца с фигурами животных. — 39

Фигуры животных на котлах. — 40

3. Художественные группы монохромного звериного стиля, их хронология и география. — 41

Глава II. Зооморфные мотивы сарматского полихромного звериного стиля I — начала II в. н.э. — 48

1. Что означает термин «Сарматский полихромный звериный стиль». — 48

2. Зооморфные полихромные изображения и их стилистические признаки. — 49

Хищники — однофигурные композиции. — 49

Хищники в многофигурных композициях. — 51

Фантастические существа — однофигурные композиции. — 52

Фантастические существа в многофигурных композициях. — 53

Травоядные животные — однофигурные композиции. — 58

3. Дополнение к списку зооморфных изображений полихромного стиля. — 61

4. Художественные группы полихромного звериного стиля. — 62

Глава III. Техника зооморфных изображений звериного стиля сарматской эпохи II в. до н.э. — начала II в. н.э. — 66

Глава IV. Зооморфные образы, мотивы, композиции и их содержание в искусстве звериного стиля сарматской эпохи II в. до н.э. — II в. н.э. — 72

1. О некоторых наиболее популярных образах звериного стиля. — 72

Образы пантеры или тигра. — 73

Поза свернувшихся по кругу животных и её символика. — 73

Образы грифона и фантастических птиц — грифов. — 78

Изобразительные традиции в образах грифонов и грифов. — 81

Волк и волкоподобные чудовища. — 83

Образы травоядных животных:

Козёл в оригинальной позе и свастикообразные мотивы. — 89

Лось. — 92

2. Непопулярные и чуждые образы в сарматском зверином стиле. — 92

Образы оленя, верблюда, барана, быка. — 92

Изображения птиц. — 92

Мифический змей. — 93

Дракон, драконоподобные существа и карагалинская диадема. — 95

3. Наиболее значимые многофигурные композиции. — 100

Сцены пожирания, преследования, нападения. — 100

Сцены терзания – жертвоприношения и образ тарандра. — 102

Сцены борьбы животных – поясные пластины из Кичкаса и Верхнего Погромного. — 107

Сюжет на ножнах из кургана Дачи. — 108

Сюжет на пластине из Мехзавода. — 109

Сцены поклонения древу жизни. — 109

4. Зооморфные изображения и их природные прототипы. — 112

Фантастические существа — кто они? — 115

5. Взаимозависимость изображений и формы предмета. — 120

6. К вопросу о центрах производства художественных изделий. — 121

 

Заключение. Искусство звериного стиля скифо-сарматской эпохи, общие идеологические представления и изобразительные традиции изделий с зооморфными изображениями из сарматских памятников степей Нижнего Поволжья, Подонья, Прикубанья и Северного Причерноморья. II в. до н.э — начало II в. н.э. — 135

 

Указатель каталожных номеров вещей, происходящих из одного комплекса. — 169

Географический указатель археологических памятников. — 169

Примечания. — 170

Библиография. — 173

Список сокращений. — 181

 

[Цветная вклейка. — 32 стр.]

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки