И.П. Засецкая
Сокровища кургана Хохлач. Новочеркасский клад.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2011. 328 с.
ISBN 978-5-93572-421-4, 1000 экз.
Оглавление
Глава I. История исследования кургана Хохлач. — 9
1. Открытие и раскопки кургана. — 9
2. История изучения погребального комплекса. — 15
Глава II. Характеристика находок из кургана Хохлач. — 21
1. Диадема. — 21
Диадемы, венцы, короны. — 48
О происхождении диадемы из кургана Хохлач. — 60
2. Золотые изделия сарматского полихромного звериного стиля. — 81
Золотой гарнитур — гривна и пара браслетов. — 82
Гривна. — 84
Браслеты — пара. — 89
Гривны, браслеты. Их семантическое значение. — 90
Находки гривен из сарматских погребений. — 94
Находки браслетов из сарматских погребений. — 111
Золотые флаконы для хранения ароматических веществ. — 122
Флакон с округлым туловом. — 122
Флакон с полусферическим туловом. — 134
Флаконы ладьевидной формы. — 146
Флакон с зооморфными мотивами. — 146
Флакон с перегородчатой инкрустацией. — 156
Золотые сосуды. — 160
Золотой сосуд с зооморфной ручкой. — 160
Золотой сосуд с петлеобразной ручкой. — 195
Предмет неизвестного назначения. — 197
Золотые нашивные бляшки. — 197
3. Серебряная и бронзовая посуда. — 218
Серебряная посуда. — 220
Серебряный канфар-скифос. — 220
Серебряный аск. — 222
Серебряный ритуальный сосуд. — 222
Серебряный кувшин-амфора. — 226
Бронзовая посуда. — 228
Бронзовая амфора. — 228
Бронзовый кувшин без ручек. — 230
Бронзовый кувшин без ручек. — 231
Бронзовая ручка от амфоры. — 232
Бронзовая чаша. — 233
4. Серебряные обкладки трона. — 235
5. Другие находки из кургана Хохлач. — 242
Заключение.
Курган Хохлач и его место в культуре сарматских племён I в. н.э. — 245
Каталог предметов из кургана Хохлач [кат. 1-39]. — 258
Приложения
Приложение 1.
Отчёт о раскопках на кургане Хохлач В.Г. Тизенгаузена и записка Р.И. Авилова о находках в тайниках кургана [факсимиле]. — 272
Приложение 2.
Рапорт Черкаева, члена Комитета по сооружению Грушевско-Донской железной дороги и Новочеркасского водопровода, о находках, обнаруженных во время строительных работ на кургане Хохлач [факсимиле]. — 282
Приложение 3.
Отчёт о раскопках кургана Хохлач профессора геологии Харьковского Университета Н. Борисяка. — 300
[ со стр. 1 ]
Самые интересные вопросы остаются вопросами. В них содержится тайна. К каждому ответу следует всегда добавлять «возможно». Только малозначительные вопросы имеют окончательные ответы.
Эрик-Эммануил Шмитт
(/7)
Предисловие ^
Среди сарматских древностей первых веков нашей эры из собрания Государственного Эрмитажа, хранящихся в Отделе археологии Восточной Европы и Сибири, самым выдающимся памятником по праву является курган Хохлач, известный в литературе как «Новочеркасский клад», который был обнаружен случайно при строительных работах на кургане в 1864 г. Несмотря на дальнейшие новые открытия подобных погребальных комплексов, материалы из кургана Хохлач, значительную часть которых составляют золотые изделия полихромного звериного стиля, по-прежнему остаются уникальными.
С момента появления этого комплекса и до настоящего времени он постоянно находится в поле зрения учёных, которых в первую очередь интересуют вопросы хронологии и этнокультурной принадлежности памятника. Однако до сих пор нет ни публикации комплекса в целом, ни полноценного исследования входящих в его состав отдельных категорий вещей.
Задача данной работы, по возможности, исправить создавшуюся ситуацию. В предлагаемой читателю монографии дано детальное описание конструкции, технических и стилистических особенностей каждого отдельного предмета. Кроме того, здесь представлен анализ существующих в научной литературе различных точек зрения, гипотез как по материалу памятника, так и по его историческому значению, а также в этой связи высказаны собственные наблюдения и сделаны некоторые выводы касательно спорных вопросов, в частности, происхождения отдельных вещей, особенно изделий сарматского полихромного звериного стиля, их семантического и функционального значения.
(/324)
Географический указатель археологических памятников. ^
Алитубский могильник
хутор Алитуб, Багаевский район, Ростовская область.
Амударьинский клад
находка на р. Окс (Амударья), Средняя Азия.
Армавирский могильник
г. Армавир, Краснодарский край.
Армазис-хеви, некрополь
окрестности Мцхеты, Грузия.
Артюховский курган
хутор Артюхова, Темрюкский район, Таманский полуостров.
Багаевский могильник
Багаевский район, Ростовская область.
Барбургазы, могильник
Чуйская степь, Алтай.
Батырь, клад
озеро Батырь к северо-востоку от залива Каспийского моря Александр-бай, Казахстан.
Башадарский курган
урочище Башадар, аил Кулада на р. Караколь, Алтай.
Бердия, могильник
ж/д станция Бердия, Иловлинский район, Волгоградская область.
Битаки, погребение
с. Битаки, Крым, Украина.
Большой курган
г. Армавир, Краснодарский край.
Бухтарма, могильник
р. Бухтарма, Алтай.
Валовый-I, могильник
Мясниковский район, Ростовская область.
Вербовский-II, могильник
пос. Вербовский, Калачевский район, Волгоградская область.
Верхне-Яблочное, погребение
хутор Верхне-Яблочный, станица Верхне-Курмоярская, Волгоградская область.
Высочино-II, V, VII, могильники
с. Высочино, Азовский район, Ростовская область.
Гальберштадт
Германия.
Гандхара
древнее название области на северо-западе Пакистана.
Генио, клад
с. Генио, Батумский район, Грузия.
Гиляч, находка
с. Гиляч, Болгария.
Горгиппия
древнегреческий город и могильник, г. Анапа, Краснодарский край.
Дачи, курган
окраина г. Азова, Ростовская область.
Дуздак, случайная находка
урочище, Кармакчинский район, Кзыл-Ординская область, Казахстан.
Елизаветинский могильник
Елизаветинская станица, Краснодарский край, Кубань.
Елизаветовский курган
Елизаветовская станица, Ростовская область, Нижний Дон.
Жутовский могильник
ж/д станция Жутово, Октябрьский район, Волгоградская область.
Заветное, погребения
с. Заветное, Бахчисарайский район, Крым, Украина.
Золотое, некрополь
с. Золотое, Керченский район, Крым, Украина.
Золотое кладбище, могильники
правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Золотой курган
г. Симферополь, Крым, Украина.
Зубовский курган
Зубовский хутор, станица Тангинская, Краснодарский край.
Казанский могильник
Казанская станица, правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Калиновский могильник
дер. Калиновка, Пролейский район, Волгоградская область.
Кара-Агач, курган
с. Кара-Агач, Акмоленский район, Казахстан.
(324/325)
Карагодеуашх, курган
станица Крымская, Краснодарский край.
Келермесский курган
станица Келермесская, Краснодарский край.
Кирсановский могильник
с. Кузнецовка, Семикарикорский район, Ростовская область.
Кичкас, курган
пос. Кичкас, Запорожская область, Украина.
Кобяковский курганный могильник
с. Кобяково, Ростовская область.
Комарово, погребение
с. Комарово, Моздокский район, Северная Осетия.
Косика, погребение
с. Косика, Енотаевский район, Астраханская область.
Костромской курган
станица Костромская, Краснодарский край.
Котово, погребение
слобода Котово, Камышинский район, Саратовская область.
Криволиманский могильник
хутор Кривой Лиман, Мартыновский район, Ростовская область.
Криничный курган
село Криничное, Одесская область.
Кулары, погребение
с. Кулары, Грозненский район, Чеченская республика, Северный Кавказ.
Куль-Оба, курган
г. Керчь, Крым, Украина.
Курджипский курган
станица Курджипская, Майкопский район, Краснодарский край.
Ладожский могильник
станица Ладожская, правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Мельгуновский клад
Литой курган, г. Кировоград, Кировоградская область.
Мерджаны, погребение
дер. Мерджаны, Анапский район, Краснодарский край.
Мехзавод, погребение
г. Ростов-на-Дону.
Мигулинское разрушенное погребение
станица Мигулинская, Верхнедонской район, Ростовская область.
Некрасовский могильник
станица Некрасовская, левый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Никольский могильник
с. Никольское, Енотаевский район, Астраханская область.
Нимфейский некрополь
с. Героевка, Крым, Украина.
Ново-Александровка-I, могильник
Азовский район, Ростовская область.
Ново-Петровка, погребение
с. Ново-Петровка, Снигиревский район, Николаевская область, Украина.
Ногайчинский курган
с. Червоное, Нижнегорский район, Крым, Украина.
Октябрьский-V, могильник
Октябрьский район, Волгоградская область.
Ольвия
остатки древнегреческого города, с. Парутино, Очаковский район, Одесская область, Украина.
Ордос
географическая область, Китай.
Острый курган
Ярославская станица, правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Пазырыкский могильник
урочище Пазырык в долине Большой Улаган, Алтай.
Пальмира
древний город на территории северо-восточной Сирии.
Пантикапейский некрополь
г. Керчь, Крым, Украина.
Первомайский-IX, могильник
Калачевский район, Волгоградская область.
Петрики, погребение
с. Петрики, Звенигородский район, Черкасская область, Украина.
Пороги, погребение
с. Пороги, Ямпольский район, Винницкая область, Украина.
Рошева Драгана, могильник
берег р. Чаталка, Старозагорский округ, Болгария.
(325/326)
Саглы-Бажи-II, могильник
Овюрский район, Тува.
Садовый курган
г. Новочеркасск, Ростовская область.
Сахновский курган
дер. Сахновка, Корсунь-Шевченковский район, Черкасская область, Украина.
Северский курган
станица Северская, Северский район, Краснодарский край.
Семибратние курганы
станица Варенниковская, Краснодарский край.
Сладковский курган
хутор Сладковский, Тацинский район, Ростовская область.
Соколова могила, курган
с. Ковалёвка, правый берег р. Южный Буг, Николаевская область, Украина.
Солоха, курган
между сёлами Большая Знаменка и Верхний Рогачик, Запорожская область, Украина.
Ставропольский клад
с. Казинское, Курсавский район, Ставропольский край.
Старонижнестеблевская, случайная находка
станица Старонижнестеблевская, Красноармейский район, Краснодарский край.
Танаис
древнегреческий город в устье р. Дон.
Тахти-Санги, могильник
городище, Кобадианский район, Амударьинcкая область.
Ташанта, могильник
Чуйская степь, Алтай.
Тилигульская случайная находка
Тилигульский лиман, Одесская область, Украина.
Тилля-тепе, некрополь
г. Шибарган, Северный Афганистан.
Тифлисский могильник
станица Тифлисская, правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Топрак-кале, могильник
городище, Урарту, Передняя Азия.
Тузлуки, могильник
с. Тузлуки, Багаевский район, Ростовская область.
Тулхарский могильник
Бишкентская долина, Таджикистан.
Туэкта, могильник
с. Туэкта на р. Урсул, Алтай.
Ульский курган
Ульский аул, Краснодарский край.
Урарту
государство Древнего Востока, IX-VI вв. до н.э., Передняя Азия.
Усатовский могильник
с. Усатово, Камышинский район, Саратовская область.
Усть-Альминский могильник
с. Песчаное, Крым, Украина.
Усть-Лабинский могильник
Усть-Лабинская станица, правый берег р. Кубань, Краснодарский край.
Федуловский клад
хутор Федулова, Багаевский район, Ростовская область.
Филипповские курганы
с. Филипповка, Илекский район, Оренбургская область.
Хапры, могильник
с. Чалтырь, Мясниковский район, Ростовская область.
Харин, курган
хутор Харина, аул Хатажукаевский, Краснодарский край.
Херсонес
остатки древнегреческого города на окраине г. Севастополя, Крым, Украина.
Цветна, погребение
с. Цветна, Александровский район, Кировоградская область, Украина.
Чертомлыкский курган
г. Нальчик [надо: Никополь], Запорожская [надо: Днепропетровская] область, Украина.
Чугуно-Крепинка, погребение
дер. Чугуно-Крепинка, Шахтёрский район, Донецкая область, Украина.
Шибе, могильник
р. Урсул, Алтай.
Янчокракский клад
с. Янчокрак, Мелитопольский район, Запорожская область, Украина.
(326/327)
Summary ^
TREASURES FROM THE KHOKHLACH BARROW.
NOVOCHERKASSK HOARD.
The story of the Khokhlach Barrow discovery, located on the outskirts of the town of Novocherkassk (Rostov Region), and the study of its finds have led to the conclusion that it was a burial complex consisting of a burial itself, three hiding places for hoards arranged in the mound of earth removed from the grave and the funerary feast place in the barrow. The burial has been robbed; nevertheless its hiding and funerary feast places have kept unique rich gold objects and imported silver and bronze ware.
In spite of the lack of anthropological data, there is no doubt that the person laid to rest in the barrow was female, which is proved by the unearthed objects, all of them typical of noble women’s burials. There is no single article characteristic of male burials, first of all either weapons or horse harness.
Buried in the barrow was not an ordinary member of aristocracy but someone of a very high social status, which is betrayed by a gold diadem (crown) decorated with a ritual scene of sacred animals processing towards the Tree of Life (at the top) and a bust representation of the fertility goddess Aphrodite (in the middle).
The fact is also proved by other gold items, including a ritual vessel with the elk-shaped handle, flasks for aromatic and toxic substances used in rites, a variety of ornaments, such as a torque and bracelets, and numerous gold plaques which would adorn the clothes and cover of the deceased. The barrow also had silver plates of a wooden throne. All the finds allow to conclude that the buried person was the ruler of a Sarmatian tribe and at the same time served as the chief priestess of the fertility goddess.
Most noteworthy are gold objects fashioned in the Sarmatian polychrome animal style marked by a wide use of coloured insets, those of turquoise, corals, bluish green glass paste and sometimes, though seldom, cornelian and decorated with graphic ornaments depicting animals’ hair and birds’ feathers. Most popular zoomorphic motifs were a feline, wolf, eagle-headed gryphon and fantastic vulture, as well as an elk, goat, ram and, sometimes yet not often, deer or camel.
Though in the 1st century A.D. the Sarmatian polychrome animal style was a novelty for the artistic culture of the south steppe nomads, it was developing the Scythian animal style tradition widespread in the east regions, which is demonstrated by the representation of the same animals and the use of the same artistic methods and means.
The Khokhlach Barrow belongs to a very small number of aristocratic burials that contain objects done in the Sarmatian animal style of the east origin. Specialists explain the appearance of such items on the south steppe territory in the 1st century A.D. by another migration of the Iranian nomad tribes, Alans in particular, from the east to the west.
However, the Alan origin of this type of objects is still under question. If those Alans had descended from the Massagaeti, which might be witnessed by the objects in the Sarmatian polychrome animal style, then why does the late Sarmatian culture (2nd to 4th centuries A.D.) show no signs of such objects? What could have changed? Was it the ideology of the Alans or the ethnic composition of the south steppe population? The author of the summary can’t but agree with A.S. Skripkin who thinks that this question has more than one answer so far.
|