А.Л. Якобсон
Средневековый Крым.
Очерки истории и истории материальной культуры.
// М.-Л.: 1964. 232 с.
Оглавление
Глава I. Раннесредневековая Таврика (V-VII вв.). — 6
Глава II. Таврика в VIII и первой половине IX в. Процесс феодализации. — 27
Глава III. Таврика в IX-X вв. Возрождение Херсона. Город и деревня. — 55
Глава IV. Таврика в XI-XIII вв. Период феодальной раздробленности. — 76
Глава V. Итальянские колонии и феодальные княжества западного Крыма (XIV-XV вв.). — 104
Глава VI. Крымское ханство (XVI-XVIII вв.). — 131
Примечания. — 151
[Таблицы I-XLI. — 185-228]
Список сокращений. — 229
Указатель памятников. — 230
Введение. ^
Предлагаемая книга посвящена древней Таврике — небольшому Крымскому полуострову. Без знания её прошлого многое будет непонятным в истории культуры всего Юга нашей Родины и в античный период (VI в. до н.э. — IV в. н.э.), и в средние века (V-XV вв. н.э.). Многое останется непонятным в истории и культуре древнейшего русского государства — Киевской державы: долгое время оно было связано с соседней Таврикой.
Здесь в греко-сарматской среде веками складывалась своеобразная и самобытная культура, формировавшаяся на эллинистической основе и оставившая замечательное наследство средневековью.
Древних греков Таврика привлекала обилием продуктов скотоводства и хлеба, которые производили обитавшие здесь местные племена тавров и скифов. Ещё в VI в. до н.э. выходцы из малоазийских греческих городов начали основывать здесь торговые фактории; некоторые из них довольно скоро превратились в значительные города. Таков Херсонес, таков и Пантикапей, ставший затем столицей Боспорского царства. Города эти были не только торговыми, но и развитыми ремесленными центрами; они стали рассадниками передовой в то время античной греческой культуры среди многочисленных племён, населявших Северное Причерноморье, коренных обитателей Таврики — тавров и скифов, позднее — среди сарматских племён, заселивших значительную часть полуострова. Но не только греки несли свою культуру в массу этих племён. В свою очередь и скифы, и сарматы вносили свой ещё полностью не учтённый вклад в быт и искусство самих греков. Уже в ту древнюю эпоху Таврика оказалась на стыке великих культур Азии и Европы.
Так было и в средние века.
Наследница Римской империи — Византия через свои крымские города-форпосты — Херсон и Боспор (Пантикапей) в V-VII вв. связывалась с гуннами, занявшими северопричерноморские степи, в VII в. — с хазарами, на короткое время завоевавшими бо́льшую часть полуострова, в X-XI вв. — с печенегами, властителями южнорусских степей, угрожавшими отсюда могуществу Византии и подходившими под стены византийской столицы — Константинополя, в XII в. — половцами.
Но это были не только политические сношения, посредством которых Византия постоянно стремилась привлечь на свою сторону этих кочевников, заключая с их вождями союзы и вербуя среди них наёмное войско. Политические связи сопровождались торговлей, нёсшей в среду «варваров» высокую культуру греко-сарматских городов Таврики и самой Византии: из северопричерноморских степей в Боспор и Херсон — главные центры края — стекались продукты скотоводства (скот, меха, кожи, шерсть) в обмен на продукцию городского ремесла — металлические изделия, глиняную посуду, вероятно ткани, предметы украшения и пр.
(3/4)
Так было и позднее, в XIII-XV вв., когда в Крыму свили себе прочное, казалось, гнездо купцы итальянских торговых республик, сначала венецианцы, а затем вытеснившие их генуэзцы. Через захваченные ими порты Крыма, особенно Кафу (совр. Феодосия), а также Солдайю (совр. Судак), и Приазовья (Тану — совр. Азов) шла обширная торговля Западной Европы со Средней Азией и Дальним Востоком. В эту торговлю включились и московские купцы — гости-сурожане. Проторённые караванные пути служили не только торговле, но и культурному обмену. Крым и в это время — время позднего средневековья — служил своеобразным мостом между Европой и Азией.
Со второй половины IX в. с Таврикой было тесно связано и молодое Русское государство. Северное Причерноморье как бы продолжало южнорусскую равнину и давало выход Руси к морю. Византийское владычество в Таврике всячески препятствовало этому исторически неизбежному движению. Именно здесь завязывался узел русско-византийских отношений, которые осуществлялись обычно через Херсон (Корсунь). Вековая борьба за Причерноморье привела в конце X в. к русско-византийской войне (поход Владимира на Корсунь), окончившейся победой Русского государства. Эта победа дала возможность Руси создать на юге свой форпост — Тмутараканское княжество, зачатки которого возникли здесь, по всей вероятности, более чем на столетие раньше. К Приазовью тянуло и русские поселения Нижнего Дона (именно с этим районом, вероятно, и связана была так называемая Черноморская Русь). В сложении русской государственности Таврика сыграла, по-видимому, большую роль. Связь Руси и Крыма продолжалась и в XII-XIII вв., в период феодальной раздробленности Крыма, и в XIV-XVI вв., когда на полуострове господствовали татары, а затем турки. Угнетённое и подавленное ими коренное население Крыма тянулось к Московскому царству и ждало оттуда своего освобождения от татарского ига. Присоединение Крыма к России в конце XVIII в. было закономерным завершением этого многовекового процесса.
Русско-византийская война конца X в. привела к важнейшим последствиям и в области культуры — принятию Русью христианства. Русско-крымская торговля XIV-XV вв. открыла доступ в Московскую Русь потоку восточных товаров, в том числе и произведениям восточного искусства.
Все эти вопросы призвана осветить настоящая работа. Она содержит сжатые очерки истории и истории культуры, прежде всего материальной культуры, средневекового Крыма на возможно более широком фоне истории Северного Причерноморья в целом. Надобность в такой общей работе уже давно ощущается, ибо со времени издания аналогичной по своим задачам книги Ю. Кулаковского «Прошлое Тавриды» (Киев, 1914) прошло уже полстолетия. Книга эта очень помогла правильному пониманию истории Северного Причерноморья, особенно в эпоху средневековья, но ныне во многих своих чертах она, естественно, устарела.
Наша книга включает результаты многочисленных исследований средневекового Крыма, которые велись в дореволюционное и особенно в советское время, как опубликованные, так по возможности и не опубликованные, включая и исследования автора.
Однако следует отметить, что история средневекового Крыма, как и история его культуры, ещё совершенно недостаточно и неравномерно изучена, особенно в отношении периода раннего средневековья: многие важнейшие вопросы, прежде всего экономический, социальный и культурный облик сельских поселений, остаются до сих пор не выясненными. Это не могло не сказаться и на данной работе, в которой ранние периоды жизни средневекового Крыма освещены слабо.
(4/5)
Работа строится по хронологическому принципу. Каждая глава охватывает различные районы Северного Причерноморья с акцентом на те из них, которые в данный период экономически и культурно доминировали.
Главы начинаются характеристиками экономической и политической истории края. Они основаны главным образом на известных фактах и в своих отдельных частях не претендуют на оригинальность. Эти характеристики призваны составить историческую канву для всего последующего изложения, посвящённого собственно истории культуры — по возможности во всех её вещественных проявлениях; она оставалась в центре внимания автора.
Рисуя общую картину истории Северного Причерноморья в средние века, преимущественно в историко-культурном её аспекте, автор стремился донести эту историю до читателя в максимально ясном и доходчивом виде. С этой целью он не углублялся в детали, чтобы не отвлекать внимания от основного.
Для удобства пользования книгой к ней приложены указатель памятников, о которых идёт речь в тексте, а также схематическая карта южной части Крыма.
|