Л.Т. Яблонский
Золото сарматских вождей.
Элитный некрополь Филипповка 1
(по материалам раскопок 2004-2009 гг.).
Каталог коллекции. Книга I.
// М.: 2013. 232 с. ISBN 978-5-94375-159-2 [также см. Кн. II]
[ аннотация: ]
На протяжении тысячелетия (начиная с середины I тыс. до н.э.) кочевники-сарматы были главной военной силой в евразийской степи. Они приняли активное участие в формировании этно-политической карты Евразии. В книге впервые публикуется полный каталог археологических находок из могильника Филипповка 1 (более трёх тысяч предметов). В совокупности своей они ярко отражают высокий уровень развития материальной и духовной культуры ранних кочевников Приуралья. Каталог коллекции будет полезен специалистам — археологам, этнографам, историкам искусства, оружейного и ювелирного дела, производственной, деятельности, студентам исторических факультетов.
См. на сайте ИА РАН.
Оглавление
Введение. — 7
Могильник Филипповка 1. Общие сведения о памятнике. — 19
Этнографическая специфика популяции, оставившей могильник Филипповка 1 (характерные признаки погребального обряда). — 41
Каталог коллекции из раскопок 2004-2009 гг.
Курган 2. — 57
Погребение 1. — 58
Курган 4. — 64
Жертвенный комплекс 1. — 65
Погребение 2. — 80
Погребение 3. — 89
Погребение 4. — 94
Погребение 5. — 111
Курган 11. — 123
Погребение 1. — 124
Курган 13. — 135
Погребение 1. — 136
Курган 15. — 140
Погребение 1. — 141
Погребение 2. — 149
Погребение 3. — 154
Погребение 4. — 157
Курган 16. — 161
Погребение 1. — 162
Погребение 2. — 166
Погребение 3. — 170
Курган 21. — 176
Погребение 1. — 177
Курган 25. — 178
Погребение 1. — 179
Курган 26. — 180
Погребение 2. — 181
Курган 27. — 186
Погребение 1. — 187
Курган 28. — 189
Погребение 1. — 190
Курган 29. — 199
Жертвенный комплекс. — 200
Погребение 2. — 201
Погребение 4. — 211
Погребение 5. — 214
Погребение 6. — 218
Находки из межкурганных пространств, 2009 г. — 220
(/229)
Словарь терминов. ^
Авеста — собрание священных текстов зороастрийцев, старейший памятник древнеиранской литературы.
Ахемениды — династия царей древнеперсидской державы [558-330 до н.э.]; ведёт начало от Ахемена, вождя союза персидских племён.
Белемнит (нар. «чертов палец»), (лат. Belemnitida), отряд вымерших беспозвоночных животных класса головоногих моллюсков. Жили от каменноугольного до палеогенового периода. В раскопках — ископаемый окаменелый хвост моллюска, предмет культа.
Ворворка — подвижная, обычно бронзовая деталь на конце ремня уздечки, например, подбородочном.
Восковица — участок утолщённой кожи у основания надклювья некоторых птиц, на котором расположены наружные отверстия ноздрей.
Вотивный предмет — (лат. votivus — посвящённый богам, от votum — обет, желание), различные вещи, приносимые в древности на священное место; часто уменьшенная копия предмета, его символ.
Вток — металлическая деталь, которая надевалась на основание древка копья.
Гематит (железный блеск) — минерал, окись железа, цвет серо-чёрный, цвет при проведении черты — вишнёво-бурый.
Горит (тюрк. саадак) предмет для хранения и переноски лука и стрел. У ранних кочевников — обычно на основе коры, прутьев и кожи, часто имел кармашки для хранения ножей, оселков, наркотиков, костяных ложечек и других мелких предметов, необходимых воину в походе.
Гривна — у ранних кочевников — нагрудное украшение (надевалось на шею) в виде массивного прута, скрученного в полтора оборота; концы часто украшали зооморфными изображениями.
Грифея (лат. Gryphaea) — пластинчатожаберный моллюск, вымершие представители которого имели значительное распространение в юрский, меловой и отчасти третичный периоды; у ранних кочевников — ископаемая раковина, предмет культа, чаще всего находимый в женских погребениях вместе с другими предметами культового назначения.
Грифон — мифологический персонаж, сочетающий в себе черты хищной птицы и животного, чаще всего хищного.
Дромос — наклонный, иногда ступенчатый коридорообразный пандус.
Жертвенник/алтарик — предмет культа, каменный, разнообразных форм (столики на ножках, блюда и т.д.), часто орнаментированный протомами животных. Обычно находят в женских погребениях вместе с другими переметами культового назначения.
Зебу — подвид дикого быка, получившего распространение в прибрежной зоне Индийского океана; одна из отличительных особенностей — горб на спине.
Зооморфный — элемент орнамента, включающий в различной степени стилизованные мотивы изображения животного или его частей.
Кенотаф — погребение, в котором отсутствует тело умершего; символическое захоронение, часто с погребальным инвентарём, уложенным в могилу в соответствии с принятым погребальным обрядом.
Кибит — деревянная часть лука.
Клевец — боевой топор, состоящий из двух частей: узкой рубящей части и клиновидного обуха.
Клуазонне (фр. Cloisonné — ранняя техника перегородчатой эмали.
Колчанный крюк — элемент воинского снаряжения для фиксации колчана или горита к ремню портупеи.
Кочедык — большое, плоское, широкое и кривое шило для плетения лаптей.
Ламеллярный доспех (от лат. lamella — пластинка, чешуйка) — общее название доспеха из сплетённых между собой шнуром пластин.
Меоты — летописное название народа, проживавшего, по всей вероятности, в скифское и сарматское время на территории степей и предгорий Северного Предкавказья.
Налобник — элемент конской упряжи, украшение уздечки, которое крепилось на лобной части лошади.
Накосник — элемент конской упряжи, украшение уздечки, которое крепилось на морде лошади.
Оковка — металлическая деталь (обычно из драгметаллов), являющаяся украшением деревянного сосуда; надевалась на венчик сосуда или прибивалась к его тулову с помощью гвоздиков, также сделанных из соответствующих драгметаллов.
Пешня — маленький лом, обычно с деревянной ручкой.
Пробирный камень — камень отшлифованный, обычно чёрного цвета, применяемый для определения пробы золотых, серебряных и платиновых изделий путём нанесения ими на камень чёрточек от определяемого металлического предмета.
Проколка — предмет из кости, который использовали как шило.
Протома (греч. protome) — скульптурное изображение передней части животного (быка, коня и т.д.) или человека. В круглой скульптуре — погрудное, большей частью портретное изображение человека.
Пряслице — специальный грузик для оттягивания нити при работе на прялке.
Псалий — элемент конской упряжи, древние принадлежности удил — пара вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил, имеющие отверстия для продевания ремней уздечки.
Распределители — элементы конской упряжи для фиксации перекрещивающихся ремней уздечки.
Скифо-сибирский звериный стиль — особое направление в декоративно-прикладном и, вероятно, магическом искусстве ранних кочевников Евразии эпохи раннего железного века. Расцвет его приходится на период с VII по IV в. до н.э., когда на предметах конской упряжи и вооружения, на украшениях изображались различные реально существовавшие животные (хищные и травоядные), птицы рыбы, а также ска-
(229/230)
зочные фантастические образы, сочетавшие в себе характерные черты животных и птиц (грифоны). Иногда такие изображения на предметах составляли сложные многофигурные композиции, в которых были, вероятно, закодированы какие-то мифические сюжеты. В скифскую эпоху предметы в зверином стиле были распространены на огромной территории лесостепи, степи, полупустынь и предгорий от Балкан до Монголии и Китая. В зону распространения этого стиля входило в это время и Приуралье.
Солярный знак — знак, символизирующий изображение солнца.
Солярный культ — культ солнца, распространенный у всех народов индоиранского, в том числе, восточноиранского происхождения. Колёсики, вероятно, символизируют солнечный диск с расходящимися лучами. Раньше думали, что амулеты-колёсики подвешивали через центральное отверстие к одежде или носили на шее. Но в Филипповке в центральных отверстиях находили вставленные в них деревянные палочки. Тогда не исключено, что колесики и в самом деле изображали колесо со спицами на оси. В любом случае принадлежность этих предметов к культовой идеологии ранних сарматов сомнения не вызывает. Наиболее ранние экземпляры подобного рода также датируются в Приуралье савроматской эпохой (VI-V вв. до н.э.).
Строгач — элемент конской упряжи, дуговидная пластина с зубцами, которая крепилась на нахрапном ремне для облегчения управления лошадью.
Тамга (тюрк.) — магический знак, иногда клеймо мастера или владельца.
Темляк — шнур или ремешок, который крепился к навершию рукояти кинжала, меча. Часто украшался подвеской.
Туалетный сосудик — миниатюрный сосуд, флакон, который использовали для хранения косметических средств.
Умбон — металлическая деталь, которая чаще всего имеется на щитах и располагается в его центре. В скифское время встречаются, судя по изображениям и археологическим свидетельствам, и на горитах.
Хаома — в древнеиранской (до-зороастрийской) религии, по Авесте, обожествлённый напиток, божество, персонифицирующее этот напиток, и растение, из которого он изготовлялся.
Хорезм — раннегосударственное объединение, существовавшее на территории Нижней Амударьи с раннего железного века (VI в. до н.э.) до развитого средневековья.
Чомбурная петля — металлическая, обычно, бронзовая петля с выступом для крепления на конце недоуздка.
In situ (лат.) — на месте, без вторичного смещения.
Pars pro toto (лат.) — часть вместо целого. В погребальном обряде древних часть предмета или объекта часто заменяла полное представление о нём. Так, лошадиная упряжь, положенная в могилу в качестве сопровождающего инвентаря, могла заменять саму лошадь.
|