главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Н.Н. Волков. Восприятие предмета и рисунка. М.: 1950. Н.Н. Волков

Восприятие предмета и рисунка.

// М.: 1950. 508 с.

 

Оглавление

 

Введение. — 3

 

Часть первая. Проблемы и выводы.

 

1. Восприятие — центральная проблема психологии процесса рисования. — 13

2. Анализ восприятия в процессе изобразительной деятельности необходим для общей теории зрительного восприятия. — 23

3. Процесс рисования предполагает взаимодействие восприятия предмета и восприятия рисунка. Восприятие предмета и восприятие рисунка различны по своей природе. — 32

4. Восприятие предмета в процессе рисования не сводится к пассивному созерцанию. Оно состоит из ряда целенаправленных зрительных суждений. — 45

5. Часть зрительных суждений рисующего направлена на проекционные отношения, составляющие основу перспективной правильности рисунка. — 55

6. За точными проекционными (перспективными) отношениями рисующий должен увидеть точную объёмную форму предмета. — 79

7. Восприятие проекционных (перспективных) отношений и восприятие полной объёмной формы в процессе рисования не противодействуют друг другу. Восприятие объёмной формы помогает сознательной оценке проекционных отношений. — 94

8. Оба восприятия — восприятие проекционных отношений и восприятие объёмной формы предмета — взаимодействуют с восприятием светлотных отношений, зависящих от освещения. — 107

9. Восприятие предмета на любой стадии рисунка и в любой частной задаче заключает в качестве стержневого процесса понимание. Чем богаче и значительнее смысловая сторона восприятия, тем точнее отдельные частные зрительные оценки. — 120

10. Ни точная оценка перспективных отношений, ни точное восприятие объёмной формы предмета ещё не гарантируют убедительности рисунка. Для убедительности необходимо, чтобы восприятие предмета направлялось расчётом на восприятие рисунка. — 131

11. Взаимодействие восприятия рисунка и восприятия предмета носит на разных стадиях процесса рисования с натуры разный характер. В начальной стадии акцент лежит на восприятии предмета, в заключительной — на восприятии рисунка. — 148

 

Заключение. — 166

 

Часть вторая. Исследования.

 

Глава I. Восприятие проекционной формы предмета. — 169

1. Некоторые понятия и термины. — 169

2. К истории вопроса. — 170

3. Экскурс в область методологии. — 182

4. Методика эксперимента. — 190

5. Результаты экспериментального исследования восприятия пропорций. — 195

6. Общие результаты экспериментального исследования восприятия проекционной формы повёрнутой пластинки. — 225

7. Четыре приёма восприятия проекционной формы предмета. — 241

8. Восприятие проекционной формы повёрнутой пластинки отдельными испытуемыми. — 258

Глава II. Восприятие действительной формы предмета и проблема константности восприятия. — 296

1. Критика наиболее разработанных в буржуазной психологии теории константности восприятия величины и формы. — 297

2. Восприятие действительной формы повёрнутой пластинки. Общие результаты экспериментального исследования. — 315

3. Восприятие действительной формы повёрнутой пластинки. Отдельные испытуемые. — 323

4. Восприятие объёмной формы предмета. — 332

Глава III. Ощущение — восприятие — мысль. — 358

1. Ощущение и восприятие. — 358

2. О так называемой предметности восприятия. — 364

3. Обобщённость восприятия. — 371

4. Структура зоны. — 374

5. Восприятие и суждение. — 376

6. Закон перцепции Н.Н. Ланге. — 377

7. Зрительный образ и содержание зрительного суждения. — 382

Глава IV. Исследования по восприятию рисунка. — 385

1. Восприятие предмета и восприятие рисунка. — 385

2. Законы кристаллизации форм или предметно-смысловые связи? — 391

3. Против объяснений восприятия двойственных изображений фактором внимания. — 404

4. Какие связи лежат в основе трёхмерного восприятия рисунка? — 410

5. Экспериментальные наблюдения над восприятием многозначного рисунка. — 423

6. Экспериментальное изучение условий, определяющих трёхмерное восприятие элементов рисунка. — 434

 

Приложение. — 461

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки