главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Ю.А. Виноградов. Большой лекиф Ксенофанта. СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. («Античность в Эрмитаже») Ю.А. Виноградов

Большой лекиф Ксенофанта.

// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. 64 с. ISBN 978-5-93572-270-8 («Античность в Эрмитаже»)

 

См. файл на сайте Эрмитажа.

аннотация: ]

Книга посвящена одной из античных ваз, хранящихся в Государственном Эрмитаже, – большому лекифу афинского мастера Ксенофанта (около 380 г. до н.э.) [Инв. №П.1837-2]. Рассматривая многочисленные украшения сосуда, анализируя исторические и литературные источники, автор приходит к выводу, что он был предназначен для использования в погребальной церемонии.

 

Содержание

 

Вместо предисловия. – 7

 

Большой лекиф Ксенофанта: поиски учёных. – 10

Шедевр античной художественной керамики. – 15

Лекиф по вертикали. – 31

Пейзаж в сцене охоты. – 35

Животные и фантастические существа. – 38

Композиция главного фриза. – 43

Герои сцены охоты. – 46

Лекиф Ксенофанта – символ героического бессмертия. – 49

 

Вместо послесловия. – 51

Словарь имён и терминов. – 53

 


 

на клапане обложки: ]

 

Юрий Алексеевич ВИНОГРАДОВ, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук, рассказывает об одной из интереснейших древнегреческих ваз, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа – большом лекифе афинского мастера Ксенофанта.

 

Лекиф датируется приблизительно 380 г. до н.э., когда в вазовых росписях господствовал краснофигурный стиль. Сочетая краснофигурную роспись с рельефными украшениями, древнегреческий художник создал необычайно выразительное и глубоко символичное произведение. Большой лекиф, вероятнее всего, был заказан Ксенофанту для погребальной церемонии. Все его украшения связаны с представлениями о потустороннем мире. Главный фриз, изображающий сцену охоты на реальных животных и фантастических грифонов, автор трактует как охоту героев – греков и варваров, удостоенных бессмертия благодаря своим подвигам, в некоем волшебном парадизе.

 

Посетители Эрмитажа могут увидеть большой лекиф Ксенофанта на выставке памятников античного искусства и культуры (зал 115).

 

на развороте клапана обложки: ]

Боспор Киммерийский – в древности так назывался Керченский пролив, соединяющий Чёрное море (Понт Эвксинский, или «Море гостеприимное» древних греков) с Азовским морем (Меотидой). Древние географы проводили здесь границу между Европой и Азией, поэтому Восточный Крым обычно называют европейским, а Таманский полуостров – азиатским Боспором. В первой половине 6 в. до н.э. на берегах пролива появились греческие переселенцы, основавшие свои колонии: Пантикапей, Нимфей, Фанагорию, Кепы, Гермонассу и др. К концу 5 в. до н.э. здесь сложилось Боспорское царство, в которое вошли и ранее независимые греческие города-государства, и некоторые из местных племён (синды, тореты, керкеты и др.).

 

Пограничье Боспора Киммерийского в представлениях древних греков, однако, проявлялось не только в географии. Открывая новые территории, греческие мореходы воспринимали морские проливы как пути, соединяющие хорошо знакомые водные пространства с неизвестными, опасными, чужими землями. Такие «чужие» территории закономерно представлялись грекам потусторонними мирами, царством мёртвых, а проливы – путями, ведущими в обитель смерти. Керченский пролив в этом отношении, конечно, не стал исключением.

 

После того, как берега Боспора Киммерийского были обжиты древними греками, их представление о месте расположения царства мёртвых естественным образом изменилось – его границы отодвинулись. Тем не менее есть все основания полагать, что боспоряне по-прежнему считали, что оно находится где-то поблизости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки