Ю.А. Виноградов
Большой лекиф Ксенофанта.
// СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа. 2007. 64 с. ISBN 978-5-93572-270-8 («Античность в Эрмитаже»)
См. файл на сайте Эрмитажа.
[ аннотация: ]
Книга посвящена одной из античных ваз, хранящихся в Государственном Эрмитаже, – большому лекифу афинского мастера Ксенофанта (около 380 г. до н.э.) [Инв. №П.1837-2]. Рассматривая многочисленные украшения сосуда, анализируя исторические и литературные источники, автор приходит к выводу, что он был предназначен для использования в погребальной церемонии.
Содержание
Вместо предисловия. – 7
Большой лекиф Ксенофанта: поиски учёных. – 10
Шедевр античной художественной керамики. – 15
Лекиф по вертикали. – 31
Пейзаж в сцене охоты. – 35
Животные и фантастические существа. – 38
Композиция главного фриза. – 43
Герои сцены охоты. – 46
Лекиф Ксенофанта – символ героического бессмертия. – 49
Вместо послесловия. – 51
Словарь имён и терминов. – 53
[ на клапане обложки: ]
Юрий Алексеевич ВИНОГРАДОВ, ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН, доктор исторических наук, рассказывает об одной из интереснейших древнегреческих ваз, хранящихся в собрании Государственного Эрмитажа – большом лекифе афинского мастера Ксенофанта.
Лекиф датируется приблизительно 380 г. до н.э., когда в вазовых росписях господствовал краснофигурный стиль. Сочетая краснофигурную роспись с рельефными украшениями, древнегреческий художник создал необычайно выразительное и глубоко символичное произведение. Большой лекиф, вероятнее всего, был заказан Ксенофанту для погребальной церемонии. Все его украшения связаны с представлениями о потустороннем мире. Главный фриз, изображающий сцену охоты на реальных животных и фантастических грифонов, автор трактует как охоту героев – греков и варваров, удостоенных бессмертия благодаря своим подвигам, в некоем волшебном парадизе.
Посетители Эрмитажа могут увидеть большой лекиф Ксенофанта на выставке памятников античного искусства и культуры (зал 115).
[ на развороте клапана обложки: ]

Боспор Киммерийский – в древности так назывался Керченский пролив, соединяющий Чёрное море (Понт Эвксинский, или «Море гостеприимное» древних греков) с Азовским морем (Меотидой). Древние географы проводили здесь границу между Европой и Азией, поэтому Восточный Крым обычно называют европейским, а Таманский полуостров – азиатским Боспором. В первой половине 6 в. до н.э. на берегах пролива появились греческие переселенцы, основавшие свои колонии: Пантикапей, Нимфей, Фанагорию, Кепы, Гермонассу и др. К концу 5 в. до н.э. здесь сложилось Боспорское царство, в которое вошли и ранее независимые греческие города-государства, и некоторые из местных племён (синды, тореты, керкеты и др.).
Пограничье Боспора Киммерийского в представлениях древних греков, однако, проявлялось не только в географии. Открывая новые территории, греческие мореходы воспринимали морские проливы как пути, соединяющие хорошо знакомые водные пространства с неизвестными, опасными, чужими землями. Такие «чужие» территории закономерно представлялись грекам потусторонними мирами, царством мёртвых, а проливы – путями, ведущими в обитель смерти. Керченский пролив в этом отношении, конечно, не стал исключением.
После того, как берега Боспора Киммерийского были обжиты древними греками, их представление о месте расположения царства мёртвых естественным образом изменилось – его границы отодвинулись. Тем не менее есть все основания полагать, что боспоряне по-прежнему считали, что оно находится где-то поблизости.
наверх
|