Э.Б. Вадецкая
Опыт реконструкции погребального обряда
населения таштыкской культуры Енисея.
Своеобразия и плохая сохранность источников таштыкской культуры степей Енисея (I в. до н.э. — VI в. н.э.) требуют поэтапных реконструктивных процедур, чтобы от процесса познания культуры перейти к её знанию. Особенно необходима реконструкция погребальной обрядности, поскольку между тем, что было уложено в могилу и тем, что сохранилось, — огромная разница. Восстановление деталей обряда позволяет его моделировать в целом, выявляя изменения обычаев в разные периоды культуры, отражающие перемены в социальной и этнической истории таштыкского общества. Излагаемые методы и результаты некоторых авторских реконструкций погребального обряда таштыкских племён основаны, главным образом, на эмпирическом уровне познания, но открывают путь к синтезированию.
Реконструкция разных способов погребения в грунтовых таштыкских могилах основана, во-первых, на реальных массовых останках человека; трупов, мумий, и кучек человеческого пепла, кремированных на стороне людей; во-вторых, на единичных сохранившихся человекоподобных манекенах с вложенными в них мешочками с пеплом. По расположению кучек пепла моделируется наличие и расположение манекенов — погребальных кукол в большинстве срубов. Кроме
(164/165)
того выясняется определённое место в могиле для куклы, имитирующей мужчину, и женской мумии, из чего делается вывод о применении обряда сожжения трупа исключительно для мужского населения. Захоронение мумии, а не трупа определяется наличием посмертной трепанации черепа и наложением на лицо умершего гипсовой маски. Способ изготовления манекенов-кукол и их реконструкция сделаны на анализе мелких кусочков кожи, которые сшивали, швов, остатков травы, которой набивали куклы.
Реконструировать способы погребения в таштыкских склепах сложнее, чем в могилах, ибо склепы подвергались ритуальному сожжению и остатки покойников в них перемешаны с обломками керамики, масок, упавших с покрытия камней, брёвен. В одних склепах хоронили как трупы, так и мумии, а также человеческий пепел, в других — только остатки кремации. Мёртвые уложены с приподнятыми плечами и головой, как в грунтовых могилах, либо полусидя. Последнее установлено графической реконструкцией в склепе близ урочища Джесос. Установить способ погребения кукол по размещению в склепах кучек пепла не удаётся. О наличии в склепах погребальных кукол свидетельствуют опосредованные источники информации — пепел, помещённый в мешочки из тканей, а также пепел, находящийся среди обугленной травы. Но для утверждения, что остатки кремации человека по-прежнему помещали в куклы требуется дополнительная аргументация, поскольку отмечены случаи, когда пепел находился в горшке, коробке, на подносе. Возможно, что со временем характер вместилищ остатков сожжения изменялся. В частности любопытное наблюдения можно сделать, реконструировав размещение кучек пепла и вещей на дне камеры неграбленного склепа Сырского чаатаса. Здесь около каждой кучки пепла ставили маску-бюст и шкатулку с реликвиями покойного, кроме сосудов и других предметов, находящихся прямо на погребальных куклах, если таковые были там. В склепе много травы, остатки меха, обрывки войлока, кожи, тканей, даже несколько человеческих косичек, то есть все, что принято связывать с манекенами-куклами. Однако, исходя из анализа масок-бюстов можно выдвинуть иную версию. Для бюста изготовлялись отдельно либо голова с шеей и грудная часть, либо голова и шейно-грудная часть. Обе части затем сращивались глиной, а иногда голова с шеей вставлялась в подставку. Значит бюсты ставили, а не клали в склепы. На обратной стороне маски имеют следы грубой кожи и какого-то крепежа, стягивающего форму — кожанную болванку —
(165/166)
от одного уха до другого. Маски лепили на болванках, либо прикрепляли к ним. Маски не имеют затылочной части, но верх лба у них всегда срезан в виде овала, значит выше лба маска была чем-то прикрыта, возможно головным убором или причёской. Находки в склепах под масками на уровне затылка травы, кожи, даже кос приводят к дальнейшим логическим построениям — маски-бюсты имели внутреннее заполнение из травы и кожи, то есть они крепились к голове куклы. Иными словами, вместо погребальных кукол стали для погребения изготовлять одни их головы, по-прежнему в причёсках и головном уборе. Тогда понятно, почему в уши некоторых бюстов вставляли серьги, а на груди изображали ожерелье. Наша версия на первый взгляд противоречит тому обстоятельству, что под некоторыми бюстами лежат остатки трупосожжения. Однако ещё в период, когда существовал обычай хоронить в грунтовых могилах, зафиксировано помещение мешочков с пеплом не только в груди погребальной куклы, но и в её голове.
Таштыкские склепы представляют собой котлованы, на бортах которых сложена широкая стена — прямоугольная ограда. Стены самого котлована облицованы вертикально стоящими плитами или тонкими брёвнами, к которым прислонен сруб, либо клеть. Детали входа, покрытия и пола варьируют. Дать полную реконструкцию склепа, включая верхнюю часть сооружения может, на мой взгляд, только специалист архитектор, имеющий опыт раскопок подобных памятников. Такая работа нами начата и имеются реконструкции двух склепов, раскопанных автором и архитектором Л.Н. Барановым, принимающим участие в археологических экспедициях в течение 30 лет. Не останавливаясь на описании этих склепов, отметим два существенных момента, непосредственно связанных с погребальным обрядом таштыкского населения. Во-первых, есть основание считать, что на дне камер и входа в камеру при похоронах складывали брёвна для костра, а над центром камеры и входа в каменно-земляном сооружении оставляли специальные большие отверстия, образующие тягу, когда поджигали склеп. Этим объясняется сильный огонь в склепах, в результате чего оплавлены даже камни. Во-вторых, все части склепа, три стены и камера, сооружались одновременно, после чего склеп замуровывался. Значит в нем не производили подхоронений и его нельзя считать склепом в полном смысле этого слова, так как в камеру одновременно захоронены остатки многих кремированных людей. Последняя версия значительно изменяет сложившиеся пред-
(166/167)
ставления об обряде таштыкских племён периода [вероятно, здесь пропуск] реконструкции склепов и разного рода дополнительные подтверждения.
|