главная страница / библиотека / обновления библиотеки

В.А. Цыбиктаров. Петроглифы Забайкалья (формирование источниковой базы, историография и вопросы историко-культурной интерпретации). Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ГУ. 2011В.А. Цыбиктаров

Петроглифы Забайкалья

(формирование источниковой базы, историография
и вопросы историко-культурной интерпретации).

// Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ГУ. 2011. 276 с., вклейки. ISBN 978-5-9793-0273-7

 

Оглавление

 

Введение. — 4

 

Глава I. Краткий очерк истории изучения петроглифов Забайкалья. — 8

Глава II. История полевых исследований и формирования источниковой базы петроглифов Забайкалья. — 19

§1. Начало создания источниковой базы по забайкальским писаницам в дореволюционный период (30-е гг. XVIII в. — 1917 г.). — 19

§2. Вклад исследователей 1920-1960-х гг. в формирование источникового фонда петроглифов Забайкалья. — 25

§3. Формирование источниковой базы петроглифов Забайкалья в 1970-2000-х годах. — 46

Глава III. Разработка периодизации петроглифов Забайкалья и эволюция представлений об их историческом содержании. — 79

§1. Выделение петроглифов каменного века и решение вопросов их интерпретации. — 80

§2. Выделение петроглифов бронзового и раннего железного веков и решение вопросов их интерпретации. — 100

§3. Выделение петроглифов эпохи средневековья и решение вопросов их интерпретации. — 205

§4. Периодизация истории изучения петроглифов Забайкалья. — 221

 

Заключение. — 226

 

Литература. — 230

Материалы государственных архивных учреждений. — 242

Список сокращений. — 243

 

Приложения:

Таблицы [1-6]. — 245

Иллюстрации [Рис. 1-15]. — 263

 


Памяти академика
Алексея Павловича Окладникова
выдающегося исследователя древнего искусства
Центральной Азии, Сибири и Дальнего Востока.

Введение.   ^

 

Наскальные изображения — петроглифы — один из древнейших видов искусства, появившийся в далёкие времена дописьменной истории человечества. В наши дни они представляют собой один из важных видов археологических памятников. Петроглифы отражают мировоззрение древнего человека, являются одной из форм отражения его общественного сознания, формировавшегося и изменявшегося на протяжении длительного периода от палеолита до наших дней, в них отразились экономические и общественные отношения минувших эпох. Наскальные рисунки помогают понять духовный мир древнего человека, его верования, реконструировать экономическую и социальную жизнь человеческого общества отдалённых от нас времён. Исследование этих памятников даёт материалы и для изучения этнокультурной истории отдельных территорий. Таким образом, для исследователей петроглифы — неоценимый источник сведений об экономических, социальных и этнических процессах, а также о мифологии и искусстве.

 

Наскальное искусство является всемирным феноменом. Его памятники распространены на территории всех обитаемых континентов. Учёные уже давно обратили внимание на петроглифические памятники, однако «формирование представлений о наскальном искусстве как общемировом феномене относится к последней трети XX в., когда очерчиваются основные регионы наскального искусства, выделяются хронологические пласты, стили, доминирующие сюжеты, характеризуются региональные традиции». [1] В наши дни наскальные изображения включены ЮНЕСКО в Список Всемирно-

(4/5)

го культурного и природного наследия. Их изучением, сохранением и использованием во многих странах мира занято достаточно большое количество специалистов и любителей. Столь пристальное внимание к петроглифам обусловлено не только их высоким духовно-информационным потенциалом и значительным количеством открытых памятников, но и существенным числом их утрат. Для постижения заложенной в них информации необходимо иметь достоверные сведения об этих памятниках, о проблемах их изучения, охраны и использования.

 

На территории Российской Федерации выявлено значительное количество наскальных изображений, относящихся к разным историческим эпохам. Их местонахождения образуют целые ареалы наскального искусства, связанные с определёнными природными зонами и археологическими культурами. Одним из таких ареалов является Забайкалье. В Забайкалье памятники наскального искусства выполнены в различной технике: минеральной краской на основе охры, выбивкой, гравировкой, прошлифовкой. Изображения, нанесённые краской, принято называть росписями, а путём нанесения углублений на скальную поверхность — петроглифами. [2] Однако в практике забайкальской археологии с давних пор для обозначения наскальных рисунков, различающихся способом нанесения на каменную плоскость, в качестве равнозначных понятий используют термины «писаницы», «петроглифы» и реже — «росписи». В данной работе мы придерживаемся этой традиции и указанные термины используем в качестве синонимов.

 

Материалы петроглифов Забайкалья, как и данные таких памятников других регионов нашей страны, широко используются в качестве источников по изучению палеоэкономики, социальных отношений и религиозных верований, мифологии и искусства древнего населения края. Наскальные рисунки Забайкалья представляют собой одно из важных направлений изучения её древней истории. Оно, также как и другие проблемы археологии региона, требует освещения истории своего изучения и подведения итогов проделанной работы.

(5/6)

 

Исходя из вышесказанного цель нашей работы заключалась в освещении процесса изучения петроглифов Забайкалья. Для её достижения ставилось решение следующих задач: 1) выявить всю совокупность имеющейся на сегодняшний день литературы и архивных материалов, которые составят источниковую основу монографии; 2) осветить историю полевых исследований и формирования источниковой базы по петроглифам Забайкалья; 3) рассмотреть историю создания хронологии наскальных рисунков Забайкалья; 4) проследить эволюцию взглядов исследователей по различным аспектам их исторической интерпретации (семантика, культурная и этническая принадлежность), оценить вклад каждого из них в изучение данных памятников, высказать своё отношение к решению некоторых аспектов изучения забайкальских писаниц; 5) выделить основные этапы исследования петроглифов Забайкалья.

 

В хронологическом отношении в работе охвачен период времени с 30-х гг. XVIII в. до наших дней, т.е. от появления первых сведений о петроглифах Забайкалья в дореволюционной исторической литературе до выхода фундаментальных научных работ по различным аспектам их изучения в конце 60-х гг. XX в. — начале XXI в.

 

Заглавие книги ограничивает территориальные рамки исследования Западным и Восточным Забайкальем от восточного побережья оз. Байкал до слияния рек Шилки и Аргуни. Но в ряде случаев в ней приводятся сведения, касающиеся прилегающих районов Северной Монголии. Это связано с тем, что на этих территориях распространены петроглифы, однотипные с забайкальскими. По этой причине в книге освещены и результаты исследований петроглифов Северной Монголии, подобных забайкальским.

 

Источниковую базу исследования составили опубликованные и неопубликованные материалы по истории изучения петроглифов Забайкалья. Они представлены двумя группами: опубликованными и хранящимися в архивах ИА РАН, ИИМК РАН, Музее истории Бурятии и личных архивах некоторых исследователей.

 

Первую группу источников составляют опубликованные научные работы информационного и теоретико-аналитического характера: монографии, статьи, материалы и тезисы докладов научных конференций, авторефераты диссертаций. Вторая группа источников

(6/7)

представлена архивными материалами: полевыми отчётами, дневниками и письмами исследователей. В частности, нами были использованы полевые отчеты Э.Р. Рыгдылона за 1935-1936 гг. (архив ИИМК РАН), А.П. Окладникова за 1950, 1954 гг. (архив ИА РАН), А.В. Тиваненко за 1978-1979 гг. (архив ИА РАН), А.К. Конопацкого за 1977 г. (архив ИА РАН), полевой дневник А.Д. Цыбиктарова за 1998 г. (личный архив А.Д. Цыбиктарова), письмо В.В. Попова за 1927 г. (архив ИИМК РАН).

 

Предпринятая работа позволила представить целостную картину истории полевых и камеральных исследований забайкальских писаниц на протяжении почти 300 лет — с 30-х гг. XVIII в. до начала XXI в. Вниманию исследователей предлагается периодизация истории изучения забайкальских писаниц и оценка достижений каждого из периодов, прослежена динамика полевых изысканий, даётся оценка вклада каждого из исследователей в разработку проблематики этих памятников.

 

Пользуясь случаем, автор приносит глубокую благодарность семье Цагадаевых: Ц-Д.Д. Цагадаеву, Н.Д. Цагадаеву, Д.Д. Цагадаевой, Ц-Д.Д. Цагадаевой, Б.Ц. Цагадаеву, с помощью которых стала возможной публикация данной монографии.

 


 

[1] Дэвлет Е.Г. Памятники наскального искусства: изучение, сохранение, использование. — М.: Научный мир, 2002. — С. 11.

[2] Там же. С. 21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки