главная страница / библиотека / обновления библиотеки
К.В. ТреверСеребряное навершие сасанидского штандарта.// СГЭ. [Вып.] II. Л.: 1940. С. 17-19.
В 1939 г. в Эрмитаж из Музея г. Остяко-Вогульска поступил серебряный с позолотой предмет чеканной работы, в виде головы зверя с раскрытой пастью, торчащими вверх ушами (дл. 30 см, выс. с ушами — 27 см), с глазами, инкрустированными некогда цветной пастой.
Орнамент, украшающий голову снизу, и тщательная обработка верхнего нёба, хорошо видного благодаря раскрытой пасти, указывают на то, что предметом этим пользовались так, чтобы он был виден и снизу.
Обращает на себя внимание сходство этой головы с изображением головы мифической собаки-птицы, Сэнмурва или Паскуджа, подательницы земного плодородия, образ которой встречается на памятниках и в фольклоре ряда народов 1. [1]
Частое изображение Сэнмурва на сасанидских предметах роскоши и царского обихода приводит к восприятию его образа как своего рода царского знака или герба. В одной из глав Шахнамэ указывается на существо с крылом и хвостом птицы, с головой и ногами животного, как на знак царского достоинства первого Сасанида. Образ Сэнмурва украшал упоминаемое в Шахнамэ знамя Сасанидов.
Серебряное навершие сасанидского штандарта.(Открыть в новом окне)
Образ чудовищной птицы, который Арташир Папакан в III в. избрал для своего герба, был им заимствован из круга памятников парфянских, чтобы связать, очевидно, царскую эмблему с общеизвестными местными образами.
Греческие писатели II в. (Арриан, Лукиан) и римские авторы IV в. (Аммиан Марцеллин и Вегеций Ренат) сохранили описание военного знака или штандарта, которым пользовались скифы и парфяне; от них он затем был заимствован и римлянами, которые «несли драконов с пурпурными тканями, прикреплённых к верхушкам копий, блиставших золотом и драгоценными камнями; развеваемый ветром, они, словно разъярённые, шипели своей огромной пастью, и хвосты их вились в воздухе длинными извивами».
Устройство такого штандарта довольно хорошо можно рассмотреть на относящихся ко II в. рельефах колонн Траяна и Марка Аврелия в Риме, где изображены, в одном случае — даки, в другом — сарматы, несущие эти военные значки, состоящие из прикреплённой к шесту металлической головы дракона и приделанного к ней туловища из ткани, надувавшегося во время движения воздухом и при этом якобы издававшего устрашающий свист. Воздух попадал внутрь головы через пасть, в которой было отверстие.
Орнамент на подбородке головы сходен с орнаментом, украшающим сасанидский серебряный кувшин VII в., на котором изображён крылатый верблюд, хотя технически и стилистически кувшин этот от головы отличается.
Некоторые детали головы (завитки шерсти на подбородке) напоминают памятники китайского искусства танского времени.
Голова эта является навершием военного штандарта или значка, который был в употреблении, вероятно, в северовосточных областях сасанидского Ирана в VI-VII вв., а в район г. Остяко-Вогульска он был занесён в качестве военного трофея, попавшего в руки одного из тех кочевых народов, с которыми сасанидский Иран вёл и торговлю, и войны 1. [2]
[1] 1 Тревер, Сэнмурв-Паскудж, собака-птица. Изд. Эрмитажа, 1937.[2] 1 Статья, посвящённая воспроизводимой здесь голове, печатается в III томе Трудов Отд. Востока Эрмитажа.
наверх |