главная страница / библиотека / обновления библиотеки

«Природа». 1929. №6. С.А. Теплоухов

Древнеметаллические культуры Минусинского края.

// «Природа». 1929. №6. Стб. 539-552.

 

Многолетние исследования (1920-28 гг.) древних погребений, производившиеся мною, главным образом, в одном пункте — в районе с. Батени Хакасского округа, дали возможность установить классификацию древнеметаллических культур Минусинского края. Приняты были во внимание и работы прежних исследователей. Минусинская степная котловина находится на границе между восточной и западной Сибирью (р. Енисей) и у границы, отделяющей северную Азию от центральной (Саяны). Разнообразие природного ландшафта создало чрезвычайно благоприятную почву для заселения края и развития здесь культуры с глубокой древности. В Минусинский край проникали иногда культурные влияния южных цивилизаций, в нём нашли отражение восточные и западные культуры Сибири. Громадное количество случайных находок из камня, меди, бронзы и железа, обилие могил и курганов, скульптурных изваяний, рисунков и письмен на скалах, ирригационных сооружений, городищ, рудников — давно уже обращало на себя внимание археологов. Минусинский край справедливо считается одним из богатейших в археологическом отношении районов северной Азии. В окрестностях Батеней, где найдены также очень важные в стратиграфическом отношении палеолитические стоянки, всегда жил человек. Изучение минусинских древностей, помимо местного инте-

(539/540)

реса, даёт ключ к пониманию древних культур всей северной Азии.

 

В работе даётся схема только древнеметаллических культур в последовательном порядке. Устройство могильных сооружений и предметы погребального инвентаря, предназначенные обслуживать погребённых в загробном мире, легли в основу предлагаемой классификации. Предметы, находимые в могилах, при пользовании сравнительнотипологическим методом, дают возможность расширить наши представления о бытовом инвентаре той или иной культуры за счёт громадного количества предметов, найденных, главным образом, случайно на поверхности степей Минусинского края. Древнеметаллические изделия из Минусинского края имеются во всех крупных музеях нашего Союза и во многих музеях Европы и Америки. На прилагаемых таблицах (фиг. А и Б) не представлялось, конечно, возможным представить все типы различных предметов. Пришлось ограничиться изображением только некоторых. На таблицах слева изображены планы и разрезы погребений различных культур, обнаруженных в районе Батеней, они обозначены римскими цифрами (N — наверху), а направо от них — предметы, главным образом из могил, и некоторые случайные находки Минусинского края, относимые мною к соответствующим культурам на основании типологического анализа. На первой таблице во втором

(540/541)

снизу ряду (андроновская культура) изображены для более полного представления о всей культуре предметы быта из соответствующих могил западной Сибири. А в верхнем ряду второй таблицы под №№63-67 предметы, происходящие из могил у Красноярска.

 

Афанасьевская культура названа по имени горы близ с. Батени,где впервые обнаружен могильник этой культуры. Могилы представляют собою грунтовые ямы, глубиною до 1.5 м, заваленные камнями (фиг. А–1). Скелеты погребённых лежат в скорченном положении. Погребальный инвентарь состоит из глиняных сосудов (большей частью яйцевидной формы), покрытых отпечатками зубчатого штампа, резьбой и лепкой (фиг. А–1–4), каменных предметов (наконечник стрелы А–9, плоские песты А–5), костяных предметов (иглы в игольнике А–6, 7). Появляются медные изделия (обкладка края какого-то предмета А–11). Бусы из раковин Corbicula fluminalis, в шейной части, на руках и ногах погребённых указывают на культурные связи с районом Аральского моря, где живёт этот моллюск. Остатки погребальной пищи — кости рыб, изюбря, дикого быка, домашней лошади, домашнего быка и овцы — свидетельствуют о существовании в афанасьевскую эпоху охото-скотоводческой формы хозяйства. Следы афанасьевской культуры обнаружены на Алтае и под Семипалатинском. К востоку от Енисея и к югу от Саянских гор она не найдена. Культура развивалась, повидимому, под влиянием иранского мира за 2000 лет до н.э.

 

Андроновская культура названа мною по имени д. Андроновой в Ачинском округе, где А.Я. Тугариновым найдены были в могилах прекрасные образцы характерных сосудов. В Минусинском крае, где описываемая культура была впервые уяснена (в районе с. Батени), находится восточный предел её распространения. Погребения в камерах из камня или из дерева, а иногда без всякой обкладки в грунтовых ямах (глубиною редко доходили до 3 м), покрыты сверху плоскими земляными насыпями, окружёнными иногда оградкой из кольца камней А–II. Скелеты погребённых, большей частью в скорченном положении, на боку, лежат на грунтовом дне и ориентированы головой на ЮЗ, реже на СВ. Трупосожжение встречается как исключение. Погребальный инвентарь состоит из глиняных сосудов двух

(541/542)

типов (одни — покрыты сплошь грубым орнаментом А–13, другие — с изогнутым профилем стенок с геометрическим орнаментом, выполненным зубчатым штампом А–18, последние являются руководящим элементом культуры), орудий из камня, довольно редких (наконечник стрелы А–30, скребки А–29, пестики А–31, — последние найдены только на стоянках), медных предметов (кинжал А–20, кельты А–21, браслеты А–25, полусферические бляшки А–26, пенсневидные подвески А–22), медных предметов, покрытых тонкими листиками золота (серьги А–27, завитки А–24, подвески А–23) и бус (медные А–12, 14, сердоликовые А–19, пастовые А–15, 16, 17). Остатками погребальной пищи, как и во всех последующих культурах, являются кости домашних животных: лошади, быки, овцы, что указывает на развитое скотоводство. Погребение собаки в специально устроенной могиле свидетельствует о важной бытовой роли этого животного. Физический тип погребённых, судя по черепам, обнаруживает некоторые отличия от типа населения, как предшествующей афанасьевской, так и последующих, более поздних эпох: карасукской и минусинской-курганной. Андроновская культура была широко распространена за 1500 лет до н.э. от Енисея до Урала в степном районе западной Сибири и прилегающей части Казакстана; она синхронична хвалынской и срубной культурам европейской части нашего Союза и принадлежит, должно быть, иранскому, кругу культур.

 

Карасукская культура получила своё название по реке Кара-сук, левому притоку Енисея у Батеней, где расположены могилы этой культуры. Погребения устраивались в мелких грунтовых ямах, облицованных и прикрытых каменными плитами. Могилы сверху едва закрыты землёй А–III и окружены кольцевидной или четырёхугольной оградкой из каменных плиток, положенных плашмя или поставленных на ребро. Часто к основной могиле примыкают другие могилы, большею частью детские. Могилы и ограды, как и в последующих культурах, строго ориентированы по странам света. Скелеты погребённых лежат на спине в вытянутом положении, головой на СВ. Встречаются двуактные погребения, широко распространённые в Азии во все времена. Сожжение покойников является исключением. Погребальный инвентарь состоит из гли-

(542/543)

 

Фиг. А.

(Открыть Фиг. А в новом окне)

 

няных сосудов со сферическим дном (покрытых часто ангобой или орнаментом, иногда инкрустированным А–32, 33) медных предметов (кривые ножи А–52, 53, 55, подвески А–37, височные украшения А–44, кольца А–45, 46, накладки А–48–49, зеркала А–57, шилья А–1–56, накладки-скобочки А–47), бус (из меди А–39, 40, из сердолика А–42, из пасты А–38). На основании типологического изучения и сходства элементов орнамента, к этой же культуре отношу некоторые медные предметы, случайно найденные в Минусинском крае (нож А–54, кельт А–38, кинжал А–34, долота А–35, 36, браслет А–50). К карасукской культуре относятся каменные памятники (до 3 м высоты, с высеченным лицом человека, часто сильно стилизованным А–57). Карасукская культура была широко

(543/544)

распространена в Минусинском крае и выходила за его пределы на запад до меридиана Томска. В бассейне Селенги, в Урянхайском крае, в Монголии и в Китае (под Пекином) найдены сходные с карасукскими медные изделия, что даёт основание усматривать существование тесных сношений Минусинского края с Китаем в эпоху карасукской культуры, относимой мною за 1000 лет до н.э.

 

Минусинская курганная культура развивается на основе карасукской. Большая часть случайных находок края так же, как и большинство обширных могильников, тянущихся иногда на несколько десятков километров, относятся к этой необычайно мощной культуре, что свидетельствует о большой заселённости края в рассматриваемую

(544/545)

эпоху. Она развивалась параллельно или в некоторой связи с культурами открытых степей Евразии. Погребальные камеры (стенки с покрышками) из каменных плит или брёвен устраивались в грунтовых ямах. Сверху они засыпались камнями и землёй. Насыпи над могилами иногда достигают 10 м высоты. При основании они окружались четырёхугольными оградами из каменных плит, поставленных на ребро с выступающими высокими каменными плитами, строго ориентированными по странам света, на углах и на сторонах ограды, в симметричном порядке. Высокие камни достигают иногда 4-5 м высоты и 35 тонн веса. Под одной насыпью в общей ограде находятся довольно часто несколько могил. Чем реже расположены курганы в могильном поле, чем они выше и больше камней при их основании, тем они более позднего времени и тем большее количество погребённых находится в могилах (до нескольких десятков или даже сотен). В поздних коллективных могилах у всех погребённых комплект погребального инвентаря одинаков. Все погребённые являются равноправными членами общества. Сооружение грандиозных надмогильных памятников производилось, повидимому, над родовыми усыпальницами целым обществом. Идея коллективизма в конце эпохи, должно быть, имела прочную основу. Расположение курганов в могильных полях, различия в устройстве надмогильных сооружений, характере погребений и в погребальном инвентаре дали мне возможность разбить минусинскую-курганную культуру на 4 этапа.

 

Первый этап. Плоские курганы располагаются в могильном поле; часто высокие плиты стоят по углам ограды, а иногда и в северовосточной и югозападной стенках А–IV1. В могильной камере погребали одного или несколько покойников на спине, головой на ЮЗ. Имеются следы двуактного погребения. Характерный погребальный инвентарь состоит из плоскодонных глиняных сосудов с утолщённым, скошенным наружу венчиком, часто украшенных желобчатым орнаментом А–60 или пояском вдавленных изнутри бугорков, у края сосуда, медных предметов (ножи А–63, кинжалы А–68, наконечники стрел А–58, секиры А–70, 72 — при мужских погребениях; ножи, шилья А–67 и иглы А–65, заключённые в кожаные мешечки [мешочки], — при женских по-

(545/546)

гребениях; кроме того, бляшки-украшения головного убора А–66, круглые бляхи с петлёй на одной стороне, служившие, быть может, зеркалами А–69, серповидные орудия А–61), костяных предметов (гребни А–71, наконечники стрел А–59), бус (медных двуконических, стеклянных, каменных, пастовых). К первому этапу относятся медные кельты А–62. Все орудия из меди массивны, носят простой рабочий характер и в большинстве случаев лишены украшений.

 

Второй этап. Курганы в могильниках располагаются реже, они крупнее, высоких плит в ограде больше (высокие камни стоят на северозападной и юговосточной стенках). В погребальных камерах находится по несколько десятков скелетов погребённых, умерших в разное время. Характерный погребальный инвентарь состоит из глиняных плоскодонных сосудов со скошенным внутрь венчиком, большею частью лишённых орнамента, медных предметов (рыболовные крючки А–75, украшения ввиде оленей А–80, секиры А–83, кинжалы А–89, ножи А–84, 86 и другие предметы, не представленные на таблице), костяных предметов (наконечники стрел А–73, 76), бус (каменных А–77, стеклянных двуконических А–78). Кроме того, на основании типологического изучения, ко второму этапу следует отнести медные ножи А–85, 87, 88, бронзовые навершия А–82, кельты А–81 и медные котлы А–79, послужившие прототипом для некоторых из кубковидных глиняных сосудов третьего этапа. Развивается характерный для второго этапа звериный стиль (сквозные или ямочные глаза, кольцевидные завершения конечностей, выпуклые плечи и бёдра). Преобладает скульптурное литьё. Конец второго этапа датируется срединой первого тысячелетия до н.э., т.е. он синхроничен ранним скифским могильникам юга европейской части нашего Союза.

 

Третий этап. Высокие курганы находятся на большом расстоянии друг от друга или стоят одиноко. На северозападной и юговосточной сторонах стоит много высоких камней. Обширная погребальная камера, сделанная из дерева, сжигалась вместе с покойниками А–IV3. Погребальный инвентарь состоит из глиняных кубков А–92, медных миниатюрных предметов сакрального значения (ножи А–90, секиры А–91, долота А–95, кинжалы А–96, бляшки-зеркала А–97), медных наверший А–94, каменных под-

(546/547)

весок А–93 и других предметов. Появляется железный шлак. Минусинская курганная культура в эту эпоху распространяется из Минусинской котловины на север и северозапад.

 

В южных степных районах появляются железные культуры, начинаются оживлённые сношения Китая и Монголии с иранским миром. Развивается торговля южных цивилизованных стран с северными народностями. Богатство и власть сосредоточиваются у отдельных лиц. Зарождается ханская власть, лёгшая впоследствии в основу управления кочевых эфемерных государств Евразии. Появляются грандиозные погребения одиночных властителей в бассейне Селенги, Урянхайском крае, Монголии и на Алтае. В Минусинский край проникают новые предметы быта с новым стилем в украшениях (выпуклые глаза, противопоставленные друг другу животные 1 [сноска: 1 Противопоставление животных или их голов друг другу было одним из излюбленных мотивов. Известные четырёхугольные ажурные бляхи, рельефные только с одной стороны и изображающие противопоставленных быков, верблюдов, лошадей, относятся, должно быть, к этому времени. Они распространены в северной Азии, от Селенги до Оби, и тесно связаны с золотыми бляхами сибирской коллекции Эрмитажа, изображающими борьбу животных, а также с ковровыми аппликациями Ноинулинских курганов в Монголии.]). Меднобронзовые украшения большей частью рельефны с одной стороны (налобник уздечки А–98, накладка А–102, пряжка А–103, подвеска А–101), но есть ещё и двусторонне рельефные (железные секиры А–100, железные кинжалы А–104). Появляются медные удила А–99. В Монголии господствуют гунны.

 

Условно, на основании появления в грандиозных коллективных курганах минусинской курганной культуры гипсовых погребальных масок, можно выделить четвёртый курганный этап. В I веке н.э. гуннов сменяют в Монголии и прилегающих странах сяньбийцы. Быт и коллективный строй минусинской культуры приходит в упадок.

 

Таштыкская культура получила своё название по р. Таштык, притоку Енисея у с. Батени, где она впервые была уяснена. Могильные камеры со стенками из брёвен, скреплённых в лапу, с покрышкой, а иногда и дном из деревянных плах или берёсты, устраивались в грунтовых ямах, глубиной 1.5-4 м. Над могилами не насыпалось кургана. Иногда на краю могильного поля с ЮЮВ на ССЗ располагается ряд камней, ориентирован-

(547/548)

ных так же, как и высокие камни в оградах минусинской культуры, с ЮЗ на СВ (фиг. Б–V). Покойников погребали на спине, головой на ЮЗ. Черепа трепанированы; вероятно, производилась мумификация трупов. Погребальный инвентарь беден: глиняные сосуды (почковидные Б–1, кубки Б–2 и плоскодонные Б–3) с новыми элементами орнамента, но техническая традиция изготовления сосудов остаётся та же, что и в предшествующую культуру (поверхность сосудов гладкая, блестящая), медный миниатюрный котёл сакрального значения Б–4, золотые серьги Б–10, бусы (из стекла, позолоченные и глазчатые Б–5, 7, 8, 9), костяное шило Б–6; наконец, в оглахтинском могильнике — деревянная и берестяная посуда, изображения человека из травы, обтянутые кожей и материей, на таблице не представлены. На лица покойников накладывались погребальные маски из гипса, раскрашенные красной, чёрной и голубой краской с узорами на лбу и шее. До III-IV века н.э., начиная с афанасьевской эпохи, краниологический тип погребённых оставался довольно однообразным, за исключением некоторых особенностей андроновцев. Характерные черты распространённого физического типа: длинноголовость, узкое лицо, горбатый нос, отличают древних минусинцев от современного населения центральной Азии. Повидимому, это были динлины или бома китайских летописей.

 

Все вышеописанные культуры преемственно связаны между собой: соответствующие им могилы ориентировались длинной осью с ЮЗ на СВ; в могилах устраивались погребальные камеры из каменных плит или из брёвен; над могилами насыпался курган или насыпь из земли; техника изготовления глиняной посуды была одинакова. В III-IV веке, в конце таштыкской эпохи, появляются могилы в грунтовых ямах с бревенчатыми внутри срубами, но с насыпью уже из камня, имеющею квадратную форму Б–VI. Покойников сжигали, изготовляли по трафарету гипсовые маски, окрашивая их так же, как окрашивали и более ранние, но маски укрепляли в гипсовые постаменты Б–19. Жжёные кости и маски помещали в могильные камеры и предавали всё огню. Судя по трактовке основных черт лица некоторых масок, появляется новый физический тип в населении Минусинского края: широколицый с вогнутым переносьем. В некоторых могилах найдены глиняные со-

(548/549)

 

Фиг. Б.

(Открыть Фиг. Б в новом окне)

 

суды новой техники, иногда старой ещё формы Б–12, но чаще новых форм с новым орнаментом (накладным Б–11, 13), предметы из кости (наконечники стрел Б–16, резаки Б–15), медные (пряжки Б–17, 18, украшенья Б–14). В минусинском крае обосновываются, по-видимому, киргизы. 1 [сноска: 1 Из китайских летописей, относящихся к началу нашей эры, упоминающих о народностях, обитавших в то время в верховьях Енисея, мы не знаем точного местожительства киргизов (гянь-гунь). Знаем только, что киргизы жили южнее динлинов. В более поздних летописях, повествующих о событиях VII-X вв. н.э. (Тан-шу), есть определённые указания о том, что к этому времени киргизы (хягас), говорившие на тюркском языке, «перемешались» с динлинами, овладев, повицимому, всей территорией в южной части бассейна Енисея и заняв здесь главенствующее положение. Несомненно, однако, главная масса населения Минусинского края ещё долгое время сохраняла свой (549/550) прежний тип. Древние авторы называли, должно-быть, всё население по имени возглавлявшего их народа — киргизами. Поэтому указания китайских летописей о том, что киргизы «имели рыжие волосы, румяное лицо и голубые глаза» могут относиться и не к киргизам, а к большей части прежнего населения.]

(549/550)

 

Могилы V-VII вв. н.э. Покойников сжигали и жжёные кости хоронили в грунтовых неглубоких ямах, куда ставили сосуды из глины Б–20, 22, 23, из них сосуды типа 20 были широко распространены в Азии (Китай, Монголия и прилегающие к ним страны); редко встречаются в могилах другие предметы (серебряные сосуды Б–25, золотые накладки на ремни Б–24, медные пластинки-украшения Б–26, железные ножи Б–17). Могильные ямы прикрывали жердями, насыпали курган из камней, вокруг по кольцу расставляя высокие камни

(550/551)

Б–VI. Могилы группируются в могильники.

 

В IV веке на арену истории Средней Азии выступают тюрки; из них, мы знаем, тукю с Алтая проникли и в Минусинский край.

 

Могилы одиночные VII в. н.э. Покойников погребали в грунтовых ямах вместе с конём и над могилой устраивали насыпь из камней Б–VII. Глиняных сосудов нет. Погребальный инвентарь состоит из железных наконечников стрел с костяным шариком Б–28, железных пряжек Б–29, медных пряжек Б–30, костяных пластинок на колчан Б–35, железных стремян Б–38, 40, костяных костыльков Б–33, костяных пряжек от подпруг седла Б–31, костяных пластинок на лук Б–32.

 

В VII  в. н.э. киргизы входят в тесное сношение с Китаем. Из передней Азии проникает к ним через согдийцев алфавит «орхонского письма» арамейского происхождения.

 

Киргизские могилы VIII-X вв. н.э. Могилы представляют собою грунтовые ямы с надмогильной насыпью из камней Б–VIII. Покойников хоронили часто с конём. Погребальный инвентарь состоит из железных предметов (тёсла Б–39, стремена Б–38, 40, ножи Б–27, удила Б–41), костяных предметов (пряжки Б–43, костылёк-застёжка для ременных петель Б–44), бронзовых изделий (пряжки Б–42, накладки на ремни упряжи и пояса Б–37, 45, 47, 48, 50, 51, 52, 53, 55), сюда же надо отнести из случайных находок серьги

(551/552)

из золота, бронзы или серебра Б–59, скульптурные изваяния из камня фигур человека, держащих в сложенных на животе руках сосуд, подпоясанных ремнём с накладками на ременной бахроме, сходными с накладками Б–47, 55.

 

Повидимому, главная резиденция киргизов в IX-X вв. находилась к югу от Саянских гор.

 

Могилы XI и XII вв.н.э. являются мелкими грунтовыми ямами, покрытыми плоскими плитками в уровень с поверхностью земли. Покойников погребали в вытянутом положении на спине Б–IX. Из погребального инвентаря отметим: железные наконечники стрел Б–61 и удила с большими кольцами позднего типа Б–62.

 

Могилы XIII-XIV вв. н.э. без надмогильных сооружений. Покойников хоронили в камерах из деревянных досок, в мелких грунтовых ямах. В камерах вместе с покойником, одетым в одежду из парчи и шёлка, помещали большое количество предметов быта, из которых на таблице изображены серебряные предметы (кубок Б–63, чашка Б–65 и одна из обкладок седла Б–67), золотые серьги Б–66 и железный наконечник стрелы Б–64.

 

Предлагаемая схема погребений даёт возможность разобраться в последовательной смене древнеметаллических культур Минусинского края и в громадном обилии археологических памятников, встречающихся не только в указанном районе, но и в смежных областях северной Азии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки