главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. Э.У. Стамбульник

Новые памятники изобразительного искусства
послескифского времени из Центральной Тувы.

// Проблемы скифо-сибирского культурно-исторического единства. Кемерово: 1979. С. 145-147.

 

1. Искусство послескифского времени, то есть для территории Тувы гунно-сарматского периода, представляет большой интерес для понимания общего генетического развития культуры кочевников восточных областей степного пояса.

 

Хронологически указанный период лежит между двумя важнейшими эпохами — скифской и древнетюркской, что придаёт особое значение вопросам культурной преемственности. Изобразительное искусство этого периода мало изучено, представлено в основном предметами прикладного характера, причем, как правило, парадного назначения. Всем им присущи черты скифо-сибирского звериного стиля.

 

2. В этой связи большой интерес представляют две пары костяных серединных накладок сложного лука, найденные в последние годы в Центральной Туве Одна (рис. 1) происходит из могильника Кара-Даг, другая (рис. 2) из могильника Аймырлыг. Обе пары из одиночных захоронений с характерным для гунно-сарматского времени обрядом погребения и сопроводительным инвентарем. В могильнике Кара-Даг им сопутствует глиняный горшок типа, имеющего явные черты сходства с керамикой сюнну, известный как на территории Забайкалья, так и в Монголии.

 

3. На обеих парах накладок, судя по сохранившимся фрагментам, изображены сцены охоты, выполненные тонкой резанной линией, стиль этих изображений ранее на территории Тувы не известен. Наиболее близкой аналогией им, на наш взгляд,

(145/146)

Рис. 1. Могильник Кара-Даг. Рис. 2. Могильник Аймырлыг. Костяные накладки сложного лука из Центральной Тувы.

(Открыть Рис. 1 в новом окне.)

(146/147)

могут быть деревянные таблички из могильника Тепсей III (Красноярский край) хотя стоит указать на их неравнозначность. Там мы имеем большие многофигурные композиции, здесь же маленькие сценки, но тем не менее нам кажется правомерным говорить об общности стиля этих изображений, укажем в частности на заштриховку туловища коня и трактовку рогов оленя карадагского изображения.

 

4. Рассматриваемые накладки относятся к более раннему времени чем тепсейские таблички и, по-видимому, отражают более раннюю форму развития вырисовывающегося теперь направления в изобразительном искусстве послескифского времени.

 

Есть основания предполагать, что эти находки являются началом серии предметов с подобными изображениями. Представляется возможным в дальнейшем проследить некоторые тенденции эволюции развития искусства кочевников от древности к средневековью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки