главная страница / библиотека / обновления библиотеки
А.С. СкpипкинСлучайные находки сарматских котлов на территории Волгоградской области.// СА. 1970. №4. С. 206-209.
Предметом данной статьи является публикация трёх сарматских котлов, находящихся в собрании Волгоградского областного краеведческого музея и представляющих собой случайные находки из различных районов области. Два из них поступили в музей в последнее время. Ввиду сравнительной малочисленности сарматских котлов на территории Нижнего Поволжья, эти находки представляют определённый интерес.
1. Бронзовый литой котёл (рис. 1) полусферической формы на полой конусовидной ножке. Место находки и время поступления в музей неизвестны. Край котла слегка скошен внутрь. Обе ручки отломлены, по всей вероятности, ещё в древности. Внутри оставшихся обломков имеются просверленные отверстия, следы ремонта. Ниже края котла на 7 см, по тулову, проходит валик, имитирующий верёвочку. В месте соединения ручек, вниз к веревочке, проходят два валикообразных утолщения с обеих сторон. Общая высота котла 25 см, высота ножки 5,5 см. Котёл слегка сплюснут. Больший диаметр устья 26 см, меньший — 20 см.
Тулово и ножка отлиты отдельно, затем ножка при помощи двух клёпок была прикреплена к котлу. На ножке во время её изготовления, в той части, которой она крепится к котлу, отлиты два стержня. В свою очередь в донной части котла были сделаны два отверстия для стержней ножки. Концы стержней заклепывались с внутренней стороны.
2. Небольшой бронзовый литой котёл (рис. 2) шаровидной формы на высокой полой ножке. Найден в Среднеахтубинском районе у хут. Киляковки в 1965 г., у обвала берега р. Ахтубы. Край котла скошен внутрь. Литьё пористое, по тулову видны следы сглаживания. Котёл имеет три ручки, расположенные вертикально на тулове: две — в виде стилизованных фигурок козлов,
которые как бы заглядывают в котёл, третья изображает лошадь, на спине которой рельефно изображено седло с приподнятым передним и задним краем, имитирующим луки (рис. 3). Ручка эта испорчена: отсутствует голова и задняя часть лошади. Общая высота котла 25 см, высота ножки 12 см, диаметр по краю котла 12 см.
3. Литой бронзовый котёл (рис. 4) с овальным туловом, сужающимся к узкому поддону. Найден во время полевых работ в Михайловском районе у хут. Сидоры в 1965 г. Край скошен ввутрь. Котёл имеет две круглые в сечении ручки, приваренные к венчику. Ниже края котла на 11 см проходит рубчик в виде верёвочки. Под ручками имеется по одному небольшому отверстию, одно из которых заделано клёпкой. Высота котла 38 см, диаметр по краю 26 см, диаметр поддона 6,5 см.
Все три котла относятся к первым векам новой эры. Первый из них (рис. 1) идентичен котлу, происходящему из богатого сарматского погребения №8 кург. №55 Калиновского курганного могильника Волгоградской области, [1] причём В.П. Шилов перечисляет несколько таких котлов из районов Нижнего Поволжья. К этому же типу Б.Н. Граков относит котёл, найденный при раскопках П.С. Рыкова в 1926 г. в окрестностях с. Харьковки Палласовского района Саратовской области, и датирует его I в. н.э. [2]
Близких аналогий котлу, найденному у хут. Киляковки (рис. 2, 3), мы не знаем. По форме он несколько напоминает котёл из кургана, раскопанного П. Берацом у с. Герцог бывшей Саратовской губернии в 1912- 1913 гг. Котёл этот приблизительно таких же размеров со сливом-носиком, ручки отсутствуют. Погребение оказалось разрушенным, однако там же была найдена бронзовая патера, относящаяся к концу I — началу II в. [3] Значительно ближе к киляковскому, особенно в трактовке ручек, котёл, найденный в сарматском кургане №13 у хут. Верхне-Янченкова Богаевского района Ростовской области. [4] Этот котёл небольших размеров со сливом-носиком и двумя ручками в виде стилизованных фигурок козлов, имеющих большое сходство с ручками киляковского котла. Разница лишь в том, что ручки, изображающие козлов у котла из хут. Верхне-Янченкова, прикреплены не к тулову котла, а к его венчику. С.И. Капошина датирует сооружение этого кургана концом I в. до н.э. — I в. н.э. Во многом сходна трактовка ручек-козлов киляковского котла с фигурками козлов на кольцевидном навершии из сарматского погребения I н.э. с. Никольского Енотаевского района Астраханской области. [5]
Среди аналогий киляковскому котлу необходимо отметить котёл, найденный у с. Трояны бывшей Подольской губернии Балтского уезда, [6] и котёл из раскопок Н.И. Веселовского у станицы Казанской Кубанской области. [7] Оба котла небольших размеров, на ножках. Первый имеет две ручки в виде стилизованных фигурок лошадей, прикреплённых вертикально к верхней части тулова котла. У котла из станицы Казанской ручки также прикреплены вертикально к тулову и венчику и изображают сильно стилизованных животных. Оба котла по комплексам датируются I в. н.э. Исходя из приведённых аналогий, вероятная дата котла, найденного у хут. Киляковки, — I в. н.э.
Дата котла, найденного в Михайловском районе у хут. Сидоры (рис. 4), не вызывает сомнения. Подобный тип котлов получил широкое распространение в позднесарматское время. Аналогичный котёл происходит из кургана F16 у с. Усатово Саратовской области, раскопанного П.Д. Pay. [8] Он найден в комплексе с арбалетовидной и лучковой бронзовыми фибулами, известными в позднесарматских погребениях Нижнего Поволжья II-III вв. [9] Подборку ряда котлов аналогичного типа сделал в своей работе Е.М. Максимов. [10]
Большая часть известных сарматских котлов представляет собой случайные находки. Находки их в комплексах редки. Обычно они встречаются в богатых погребениях, что говорит о значительной их ценности. Это, видимо, связано со сложной технологией изготовления котлов; поэтому они носят следы длительного употребления.
Котёл, найденный у хут. Сидоры в Михайловском районе, использовался, видимо, для приготовления пищи, что, на наш взгляд, нельзя сказать о котле, найденном у хут. Киляковки в Среднеахтубинском районе. Он маленьких размеров, вместимость его невелика, а высокая ножка внешне придает ему скорее форму кубка. Расположение ручек вертикально на тулове напоминает во многом зооморфные ручки сарматской керамики. Ряд авторов, определяя значение изображений животных в сарматском искусстве, подчеркивает их культовый характер. [11] К.М. Скалон, рассматривая сарматскую керамику с зооморфными ручками, связывает наличие изображений животных на керамике с культом животного, способного оберегать содержимое сосуда. [12] Возможно, котёл, происходящий из Киляковки, имел какое-то культовое назначение.
Интересна другая деталь этого котла: ручка, изображающая лошадь с седлом. Существует мнение, что жёсткое седло в Евразии появилось не ранее VI в. и что ему, по-видимому, предшествовали различные мягкие приспособления. [13] Предложенная нами дата I в. включает киляковский котёл в круг памятников среднесарматского времени, среди которых находки седел отсутствуют. Они неизвестны в более ранних и поздних памятниках сарматского времени. Седло, найденное в кург. №9 в 1939 г. у с. Бородаевки Саратовской области, относится уже к V-VIII вв. [14] Трудно судить о конструкции седла, воспроизведённого на киляковском котле, поскольку мы имеем дело с изображением. Однако сам факт изображения лошади с седлом говорит о том, что ещё в I в. в состав конской упряжи сарматов входило седло, конструктивные особенности которого нам пока неизвестны.
[1] В.П. Шилов. Калиновский курганный могильник, МИА, 60, 1959, рис. 57, 4.[2] Б.Н. Граков. Заметки по скифо-сарматской археологии. Сб. «Новое в советской археологии». М., 1965, рис. 2.[3] Р. Rau. Die Hügelgräber römischer Zeit an der unteren Wolga. Pokrowsk, 1927, стр. 11.[4] С.И. Капошина. Итоги работ Кобяковской экспедиции. КСИА АН СССР, 103, 1965, рис. 17.[5] В.П. Шилов, И.П. Засецкая, Л.Я. Mаловицкая. Работы в Нижнем Поволжье. Сб. «Археологические открытия 1965 года». М., 1966. стр. 88.[6] OAK за 1913-1915 гг. Пг., 1918, стр. 201.[7] OAK за 1901 г. СПб, 1903, стр. 72-73, рис. 146.[8] И.В. Синицын. Археологические раскопки на территории Нижнего Поволжья. Саратов, 1947, стр. 50-55, рис. 29.[9] А.К. Амброз. Фибулы юга Европейской части СССР. САИ, Д1-30, М., 1966, стр. 41, 51.[10] Е.М. Максимов. Сарматские бронзовые котлы. СА, 1966, 1, стр. 51-60.[11] К.М. Скалон. Изображение животных на керамике сарматского периода. ГЭ, Тр. ОИПК, 1, Л., 1941, стр. 173-218; Е.Г. Кастанаян. Сарматские сосуды из(208/209) Тиритаки с ручками в виде животных. СА, XV, 1951, стр. 247-255; Л.Я. Маловицкая. Сарматский звериный стиль. Автореф. канд. дис., Л., 1967, стр. 7; М.И. Артамонов. Происхождение скифского искусства, СА, 1968, 4, стр. 45.[12] М.А. Скалон. Ук.соч., стр. 216.[13] С.И. Вайнштейн. Происхождение и развитие форм седла со стременами у народов Евразии. Тез. докл. на заседаниях, посвящённых итогам полевых исследований 1965 г. М., 1966, стр. 44-47.[14] И.В. Синицын. Археологические раскопки..., стр. 130-131, табл. 9.
наверх |