главная страница / библиотека / обновления библиотеки

[ книжная серия ]

Сибирский сборник.

// СПб: МАЭ РАН. 2009-....

 

1-I1-II234

 

 


Сибирский сборник — 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга 1. СПб: МАЭ РАН. 2009. Сибирский сборник — 1.   ^

Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга I.

// СПб: МАЭ РАН. 2009. 226 с. ISBN 978-5-88431-145-9

 

См. страницу на сайте МАЭ.

 

аннотация: ] В сборнике представлены результаты научных исследований, изложенные на VII Сибирских чтениях, посвящённых памяти Г.Н. Грачёвой «Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий в контексте мифологических представлений», прошедших 23-24 октября 2007 г. в МАЭ РАН.

 

Предисловие (Л.Р. Павлинская, Д.В. Арзютов). — 5

Галина Николаевна Грачёва: краткий очерк жизни и научного творчества. — 7

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЕРТИ И ДУШЕ В ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРАХ СИБИРИ.

 

Общие вопросы.

 

Т.А. Апинян. Смерть как экзистенциально-онтологический феномен в мифологическом выражении. — 9

Ю.Е. Берёзкин. Ворон и змей (альтернативные объяснения смертности человека). — 14

О.С. Шерстобитова. Феномен смерти — трансцендентная бесконечность (к проблеме осмысления символов смерти в древних традиционных обществах). — 16

А.А. Бурыкин. К сравнительной характеристике проявлений энантиоморфности виртуального мира в погребальной обрядности народов Сибири: проблемы системы признаков и её вариантов. — 23

Л.Р. Павлинская. Типы погребений народов Сибири в контексте представлений о «потустороннем» мире. — 29

А.Ш. Бодрова. Семантика погребальной одежды народов Сибири в контексте мифологических представлений. — 33

 

Тюрко-монгольские народы.

 

А.Г. Селезнёв, И.А. Селезнёва. Общение во сне: смотрители за священными могилами в сибирском исламе. — 39

Ю.Г. Кустова. Сновидения и приметы, предвещающие смерть, у хакасов (полевые материалы). — 49

Д.В. Арзютов. На границе миров (предчувствие смерти в культуре шорцев и северных алтайцев в контексте влияния народно-православной традиции). — 54

Н.А. Тадина. «Нет железа, которое не сломается, нет живого существа, которое не умрёт» (представление о смерти в контексте картины мира алтайцев). — 65

М.М. Содномпилова. Путь в иной мир в мифоритуальной традиции монгольских народов. — 73

Т.Д. Скрынникова. Бурятский фольклор о жизни и смерти. — 81

Д.Ц. Цыденова. Традиционные представления агинских бурят о смерти. — 89

 

Тунгусо-манчжурские народы.

 

С.В. Березницкий. Современные представления дальневосточных эвенков о душе и смерти. — 98

Н.В. Ермолова. Картина мира мёртвых в эвенкийской вселенной. — 104

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД: АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА.

 

Общие вопросы.

 

Е.М. Данченко. Погребальный обряд как культурный и этнический маркер в археологии. — 112

С.В. Сотникова. Реконструкция некоторых элементов андроновского погребального обряда и представлений о душе. — 118

 

Неолит — бронзовый век.

 

Е.Д. Жамбалтарова, Л.В. Лбова. Пространство и время в погребальных обрядах населения западного Забайкалья в эпоху неолита — раннего бронзового века. — 125

Б.А. Калиев. Специфические обряды жертвоприношения в детских погребениях бронзового века на территории Северного Казахстана. — 134

А.А. Горячев. О погребальном обряде поздней и финальной бронзы в памятниках кульсайского типа горной зоны Семиречья. — 138

 

Железный век. Древние тюрки.

 

В.А. Кисель. Заметки Екатерины Дмитриевны Прокофьевой об историческом памятнике на озере Тере-Холь в Туве. — 146

Г.В. Кубарев, В.Д. Кубарев. Поясные сумочки в костюме древних тюрок Алтая. — 155

В.Д. Кубарев. Изображения жилищ — погребальных сооружений древних кочевников в петроглифах монгольского Алтая. — 162

А.Л. Банников. Сакральные и социальные аспекты интерпретации изображений на алтариках ранних кочевников Южного Урала. — 167

 

Средневековье.

 

А.М. Илюшин. Археологическая классификация элементов погребального обряда средневекового населения Кузнецкой котловины. — 176

А.М. Илюшин. Суммарная характеристика результатов археологической классификации элементов погребального обряда у средневекового населения Кузнецкой котловины. — 182

Б.Б. Дашибалов. О самодийском субстрате в средневековых культурах Юго-Восточной Сибири. — 187

А.В. Полеводов, М.А. Корусенко. «Обол Харона» на Юге Западной Сибири. — 193

Ю.М. Васильев. Погребальные сооружения покровской культуры. — 202

А.В. Жук. Старое кладбище на Битой Горке под лопатой В.П. Левашевой. — 209

И.А. Грачёв. Погребальный обряд енисейских кыргызов IX-X вв. (некоторые наблюдения на материалах раскопок могильника эпохи Чаа-Тас на Тагарском острове). — 215

 

 


Сибирский сборник — 1. Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга 2. СПб: МАЭ РАН. 2009. Сибирский сборник — 1.   ^

Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий. Книга II.

// СПб: МАЭ РАН. 2009. 226 с. ISBN 978-5-88431-161-9

 

См. страницу на сайте МАЭ.

 

аннотация: ] В сборнике представлены результаты научных исследований, изложенные на VII Сибирских чтениях, посвящённых памяти Г.Н. Грачёвой «Погребальный обряд народов Сибири и сопредельных территорий в контексте мифологических представлений», прошедших 23-24 октября 2007 г. в МАЭ РАН.

 

Предисловие.

А.А. Бурыкин Она так любила север. — 3

 

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД: ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СОВРЕМЕННОСТЬ.

 

Урал и Западная Сибирь.

 

Ю.Ю. Шевченко. Абалацкая икона Богородицы и коллизии жития свт. Иоанна Тобольского (Максимовича). — 7

А.А. Чувьюров. Похоронно-поминальные обряды печорских коми старообрядцев. — 20

М.Л. Бережнова. К вопросу о генезисе погребального обряда русских сибиряков. — 28

Л.А. Чурилова. Деревянные маски — уникальная часть культовой атрибутики самодийцев Таймыра. — 33

В.И. Дьяченко. Намогильные памятники долган сквозь призму их этногенеза. — 38

Г.П. Харючи. Традиции и инновации в погребальном обряде ненцев. — 45

Ю.Н. Квашнин. Локальные особенности традиционных захоронений сибирских тундровых ненцев. — 51

Е.П. Мартынова. Угорско-самодийские параллели в погребальном обряде надымских ненцев. — 56

В.Ю. Кондин. Огонь в погребальном обряде обских угров. — 62

Н.В. Лукина. Погребальные сооружения хантов. — 66

Е.Г. Фёдорова. О конструкции погребальных сооружений северных манси. — 70

В.С. Иванова. Лексика погребального обряда среднесосьвинских манси. — 75

Ю.И. Ожередов. Некоторые особенности погребального обряда позднесредневековых селькупов Нарымского Приобья. — 79

О.Б. Степанова. Мать-змея и образ духа-охранителя в мифологических представлениях селькупов. — 87

М.Н. Тихомирова. Правила и запреты в пище и трапезе погребально-поминального обряда татар Западной Сибири. — 93

С.Ф. Татауров, М.А.Гаркуша. Некоторые черты погребального обряда сибирских татар в Тарском Прииртышье. — 100

Е.Ю. Смирнова. Ткань в погребальном обряде татар Западной Сибири. — 105

 

Южная Сибирь и Монголия.

 

Е.Ф. Фурсова. «Одежда на тот свет» русских старообрядцев Алтая и Васюганья начала — первой половины XX в. — 109

В.М. Кимеев. Погребальный обряд шорцев. — 117

О.П. Игнатьева. Специфические черты современной погребальной обрядности улаганских теленгитов. — 122

В.А. Бурнаков. К вопросу о похоронной обрядности у хакасов. — 126

И.К. Кидиекова. Женская погребальная атрибутика хакасов. — 136

В.А. Кисель. Нетюркские элементы погребального обряда тувинцев. — 140

К.А. Гыргеева. К погребальной обрядности бурятского шамана: способ кремации. — 147

Е.Ю. Мятлева. Погребальные памятники XVIII-XIX вв. как источник по материальной культуре бурят. — 152

И.В. Рассадин. О похоронном обряде и типах захоронений у тофаларов. — 157

Ю.И. Дробышев, А.Г. Юрченко. «Заповедники смерти» Монгольской империи. — 160

П.О. Рыкин. К вопросу об обычае расчленения и скальпирования у средневековых монголов. — 169

 

Дальний Восток.

 

Г.Т. Титорева. Похоронно-поминальные обряды ульчей (по материалам научных экспедиций). — 178

А.А. Сирина. К вопросу о «сопроводительной жертве» в похоронно-поминальном обряде у эвенков и эвенов. — 185

В.Е. Васильев. Юкагирские сайтааны (вопросы генезиса шаманских погребений). — 191

Е.А. Михайлова. Погребение ничком на Уэленском могильнике Чукотки. — 198

 

Сопредельные территории.

 

А.К. Салмин. Юпа — антропоморфный столб на могиле у чувашей. — 204

С.А. Корсун. Погребальный обряд тлинкитов в контексте древних азиатско-американских связей. — 211

 

Сведения об авторах. — 217

Список сокращений. — 222

 

 


Сибирский сборник — 2. К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко. СПб: МАЭ РАН. 2010. Сибирский сборник — 2.   ^

К юбилею Евгении Алексеевны Алексеенко.

// СПб: МАЭ РАН. 2010. 324 с. ISBN 978-5-88431-195-4

 

См. страницу на сайте МАЭ.

 

из аннотации: ] Сборник содержит статьи, подготовленные отечественными и зарубежными исследователями, разрабатывающими различные направления сибиреведения: этническая история, традиционные верования и обряды, материальная культура, современное состояние национальной культуры. В нем также представлены воспоминания коллег ведущего отечественного этнографа-кетолога Е.А. Алексеенко, посвящённые её 80-летнему юбилею.

 

От редактора. — 3

 

О юбиляре.

 

«…И можно сказать, что счастлив» (интервью с Евгенией Алексеевной Алексеенко). Беседа, запись, редактура и комментарии А.А. Сириной. — 6

Хомич Л.В. Е.А. Алексеенко как человек и учёный (к 80-летнему юбилею). — 22

Лукина Н.В. Когда тренькают синицы. — 25

Cоболева Е.С. Влюблённая в Енисей. — 30

Степанова О.Б. Ратта — Ленинград: связь через десятилетия. — 43

Список основных печатных работ кандидата исторических наук Е.А. Алексеенко. — 53

Экспедиционные поездки Е.А. Алексеенко в вещевых коллекциях МАЭ РАН. — 66

Экспедиционные поездки Е.А. Алексеенко в фотоиллюстративных материалах отдела Сибири МАЭ РАН. — 66

 

Научные статьи.

 

Савинов Д.Г. Дотюркский пласт в палеоэтнографии якутов. — 68

Дьяченко В.И. К разнообразию топонимики на карте Таймыра (русские гидронимы Восточного Таймыра). — 82

Грачёв И.А. К вопросу о кыштымах. — 98

Мартынова Е.П. Этническая история коренного населения р. Надым. — 107

Соколова З.П. Культурное наследие народов Сибири: традиции и современность. — 121

Ермолова Н.В. На Подкаменной Тунгуске 20 лет спустя (заметки по истории и современной жизни Байкита). — 132

Горбачёва В.В. Эвенкийская ГЭС и проблема сохранения культуры коренного населения. — 149

Фёдорова Е.Г. Категории ритуальных специалистов у северных манси. — 166

Попова С.А. Половозрастная терминология в представлениях и фольклоре северных манси. — 179

Андреева Е.А. Жизненное пространство новорождённого в традиционной культуре кетов. — 191

Дьяконова В.П. Персонажи пантеона бурханистов Алтая. — 210

Арзютов Д.В., Тадина Н.А. Ак-Jаңду как наследник бурханизма и хранитель знания (заметки о «советских алтайцах»). — 224

Кисель В.А. Урочище Ондум и забытый культ Тувы. — 231

Рындина О.М. Система художественного оформления меховых изделий в культуре ненцев. — 243

Павлинская Л.Р. Заметки о технике художественной ковки металла в шаманском костюме народов Сибири по коллекциям МАЭ РАН. — 255

Кережи Агнеш. Этнографическая деятельность Антала Регули. — 268

Карапетова И.А. Кетские коллекции в собрании Российского этнографического музея. — 295

Огихара Шинко. Материалы по медвежьему празднику айнов в коллекциях музеев Санкт-Петербурга. — 310

 

Список сокращений. — 318

Сведения об авторах. — 319

 

 


Сибирский сборник — 3. Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской. СПб: МАЭ РАН. 2011. Сибирский сборник — 3.   ^

Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской.

// СПб: МАЭ РАН. 2011. 306 с. ISBN 978-5-88431-227-2

 

См. страницу на сайте МАЭ.

 

из аннотации: ] Сборник включает материалы докладов, представленных на VIII Сибирских чтениях «Народы Евразии в составе двух империй: Российской и Монгольской», прошедших 29 ноября — 1 декабря 2010 г. в МАЭ РАН. В сборнике освещаются проблемы этнической, социальной и политической истории народов Евразии монгольского (XIII-XV вв.) и российского (XVII-XX вв.) периодов.

 

От редактора. — 5

 

Г.Т. Бакиева. Система сельского самоуправления у сибирских татар во второй половине XIX — начале XX в. — 7

М.Л. Бережнова. Челдоны как группа русских сибиряков: поиск социальных истоков её формирования. — 16

А.Ю. Бобровский. «Завоевание» или «присоединение»? (о способе решения важной проблемы истории Сибири). — 25

В.Е. Васильев. «Вхождение» Якутии в состав России и периодизация истории ХVII в. (постановка проблемы). — 35

Ю.И. Дробышев, П.Д. Гунин, С.-Х.Д. Сыртыпова, С.Н. Бажа, С. Энх-Амгалан. Геополитический фактор в природопользовании кочевников Центральной Азии в Средние века. — 40

В.И. Дьяченко. Русские на Таймыре: начальный этап колонизации. — 48

Н.В. Ермолова. К вопросу о христианизации эвенков в XVII в. — 55

О.П. Игнатьева. Российские подданные алтайцы: законодательное урегулирование быта инородческого населения на примере «Устава об управлении инородцами». — 63

Л.В. Кальмина. Поляки и евреи: два полюса в этнической политике самодержавия в Сибири. — 71

В.В. Карлов. Этнокультурное воспроизводство народов Сибири в доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды: типологические особенности и перспективы. — 80

В.А. Кисель. Религия и политика в этнографической петроглифике Тувы. — 89

А.В. Контев. Формирование российско-джунгарской границы в первой трети XVIII в. — 99

С.А. Корсун. Деятельность А. Хрдлички по антропологическому исследованию народов Сибири. — 112

О.В. Мальцева. Медико-экологические проблемы развития нижнеамурских народов (XIX — начало XX в.). — 121

Р.П. Матвеева. Русский фольклор в национально-смешанном культурном контексте. — 131

А.Б. Нефёдова. Влияние христианства на женский металлический убор якутов XIX — начала ХХ в. — 141

М.В. Осипова. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди айнов Курильских островов. — 151

Л.Р. Павлинская. Некоторые особенности формирования Российской империи. — 163

Р.Ю. Почекаев. К вопросу об административном устройстве Золотой Орды и постордынских государств: особенности управления осёдлым и кочевым населением. — 176

В.Д. Пузанов. Русская Сибирь и ойраты в XVII в. — 187

П.О. Рыкин. О двух категориях правящей элиты Монгольской империи. — 196

А.К. Салмин. Угорская страница в истории предков чувашей (по данным лингвистики). — 218

С.-Х.Д. Сыртыпова. Административное управление Байкальского региона: перекрёсток традиций и интересов разных империй. — 228

Е.Л. Тихонова. Отражение этнокультурного взаимодействия русских и бурят в фольклоре старообрядцев Западного Забайкалья. — 246

М.Г. Тэмина. Изучение нивхов в дореволюционный период. — 256

И.В. Чернова. Влияние государства и церкви на народно-медицинскую культуру восточнославянского населения Сибири (XIX — начало XX в.). — 263

Ю.Ю. Шевченко. Пещерные храмы Подонья: исторические судьбы в эпоху «империи Чингисидов». — 272

Ю.М. Юсупов. К вопросу преемственности традиции золотоордынской государственности (на материале Башкирии периода присоединения к Русскому государству). — 291

 

Список сокращений. — 300

Сведения об авторах. — 303

 

 


Сибирский сборник — 4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. (Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой). СПб: МАЭ РАН. 2014. Сибирский сборник — 4.   ^

Грани социального:
Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры.
(Памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой).

// СПб: МАЭ РАН. 2014. 726 с. ISBN 978-5-88431-260-9

 

См. страницу на сайте МАЭ.

 

из аннотации: ] Сборник включает результаты научных исследований, представленных на IX Сибирских чтениях «Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры» (28-30 октября 2013 г., МАЭ РАН), посвящённых памяти российского этнографа-тунгусоведа Надежды Всеволодовны Ермоловой.

 

От редакторов. «Сибирские чтения» и антропология Сибири. — 9

 

Воспоминания о Н.В. Ермоловой.

 

Л.Р. Павлинская. Вспоминая Надежду Ермолову. — 13

М.Х. Белянская. Н.В. Ермолова — исследователь культуры эвенков (По материалам поездки 2010 г. в Улан-Удэ). — 20

 

Тунгусоведение и исследование социальных отношений.

 

В.В. Карлов. Тунгусский мир Сибири в историческом времени и пространстве. — 25

О.А. Поворознюк. «Аборигены», «бамовцы» и «приезжие»: социальные отношения на севере Забайкалья. — 38

Г.С. Вртанесян. Календарная символика тунгусоязычных народов Восточной Сибири и Приамурья. — 56

С.И. Шарина, А.А. Бурыкин. Эпос восточных эвенков и эпос охотских эвенов: к проблеме общих типологических свойств ранних форм эпоса. — 68

Т.Ю. Сем. Шаманизм народов Сибири: презентация альбома и выставок РЭМ (тунгусо-маньчжурские народы). — 80

Н.И. Бастрыкина, Е.И. Труфанова. «Записки из прошлого» Марии Пинегиной. — 92

 

Язык, локальное знание и память.

 

Э. Кастен. Математические основы при изготовлении одежды и в прикладном искусстве коряков: возможности использования традиционных знаний в учебных программах национальных школ на Камчатке. — 96

А.Д. Кинг, В.Р. Дедык. Подтверждение говорящих на корякском языке: Теория и опыт. — 114

Р.И. Лаптандер. Кочующая история в устных рассказах ямальских ненцев. — 124

Л.И. Миссонова. Книга «Лексика уйльта как историко-этнографический источник» («Уилта кэсэни эсинэӈи — тари горопчиду таккурапула кэсэ» / отв. ред. С.А. Арутюнов. М.: Наука, 2013. 358 с., ил., карты). — 141

 

Индустриальное развитие Севера.

 

Н.И. Новикова. «Аборигенность» в диалоге с нефтяниками. — 149

Е.П. Мартынова. Представления о богатстве у ненцев Ямала. — 161

И.А. Карапетова. Социокультурная ситуация у аганских хантов и лесных ненцев Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа (Югра). — 171

В.Г. Целищева. Древо жизни или возобновляемые ресурсы? — 182

А.В. Влахов. Ресурсы в российской части Баренцева Евро-Арктического региона как маркёр идентичности. — 189

К.А. Гаврилова. Трансформация образа градообразующего предприятия в северном посёлке: от экономической автономии и книг почёта к ностальгии и фигурам умолчания. — 200

Н.А. Косяк. Трансформация экологических представлений в северном поселке (На примере с.п. Териберка Кольского района Мурманской области). — 211

В.А. Лихачёв. Сейд на Большом Вудъявре. — 220

Ю.А. Грибер. Антропологические перспективы разработки искусственных цветовых палитр для северных городов. — 233

 

Религия и социальные отношения.

 

А.Б. Островский. Ульчские сэвэны в конце XX — начале XXI в. — 240

Г.П. Харючи. Я’ерв — духи-хозяева на священных местах. — 252

К.В. Яданова. Камень погоды — jада таш у теленгитов (По материалам экспедиций в Кош-Агачский район Республики Алтай). — 262

А.Г. Селезнёв. Современные иеротопии в Сибири: технология конструирования новых культурно-религиозных идентичностей. — 282

J. Urbańczyk. Last Testament Church — the power of unanimity. — 293

А.Н. Терёхина. Евангелизация и языки народов Севера. — 305

О.В. Голубкова. Снежный человек в легендах и быличках обских коми: новый образ «лесной нечисти» в современных социокультурных условиях. — 316

Е.А. Верещака. Традиция использования красного мухомора (По этнографическим материалам чукчей, коряков, ительменов). — 326

О.Б. Степанова. Сакральное знание селькупов: почему молчат информанты. — 340

Н.В. Цымбалистенко. Невероятность трёх миров Анны Неркаги: адаптация ненецкой интеллигенции к современной социокультурной ситуации. — 350

Е.А. Алексеенко. К мифологии качания у кетов. — 361

 

Родство, гендер и социальные отношения.

 

А.А. Бурыкин. Терминология родства, счёт родства и идентификация внебрачных детей у коренных народов и русских старожилов Сибири (К проблеме генезиса двухродовых союзов у эвенов и эвенков). — 363

Д.А. Кучукова. Традиционная община в процессе культурного возрождения (На примере северных алтайцев Республики Алтай). — 375

М.С. Петренко. Трансформация жизненного уклада сибирского крестьянства в 1950-1960-е годы. — 383

Н.В. Лукина. Функции терминов родства в хантыйском социуме. — 394

Е.Г. Фёдорова. «Одного корня люди» и другие виды родственных отношений у северных манси (По материалам последней четверти XX — начала XXI в.). — 400

S. Huusko. Identities and wellbeing among Evenki adolescents in the Northern Buriatiia. — 410

М.М. Содномпилова. Чужие для всех: группа «невестки» в концептуальном универсуме монгольского общества. — 419

В.В. Галиндабаева, Н.И. Карбаинов. Карымы и метисы: социокультурные практики метисации в Бурятии. — 432

С.Е. Сэрпиво. К вопросу о гендерном пространстве в традиционной культуре ненцев. — 442

 

Сибирь как лаборатория: государственные проекты, управление идентичностью и академическое знание.

 

С.С. Савоскул. Эвенкия в жизни и деятельности Б.О. Долгих (1926-1944). — 449

С.А. Корсун. В.П. Хабаров — первый алеут-этнограф. — 463

С. Бруниус, Е.С. Соболева. Сибирские коллекции в Стокгольмском этнографическом музее: к истории российско-шведского сотрудничества. — 474

Л.Н. Хаховская. Битва за народы: этногенетические проблемы в археологическом дискурсе. — 484

 

Государство и народы Сибири.

 

Е.А. Пивнева. Власть и коренные народы современной Югры: опыт взаимодействия. — 496

В.А. Кисель. Самогоноварение у тувинцев: конфликт традиционной культуры и государства. — 506

К.С. Казакова. Школьная образовательная система для детей коренного населения Кольского Севера: модели социального взаимодействия. — 523

Г.Б. Эшматова. Проблемы правового информирования локальных этнических сообществ. — 531

 

Ранняя история народов Сибири.

 

С.В. Сотникова. Парные разнополые погребения андроновской эпохи: на грани социального и ритуального. — 542

Б.З. Нанзатов. Тунгусский и самодийский пласты в этногенезе монгольских народов. — 552

В.В. Ушницкий. К проблеме происхождения эвенков-тунгусов. — 562

И.А. Грачёв. История изучения похоронных традиций предков современных хакасов в XVIII в. — 574

А.К. Салмин. Этнография тюрко-монгольского мира и её отзвуки в Восточной Европе. — 581

Т.Д. Скрынникова. Идентификационные практики бурят Российской империи. — 591

Л.И. Шерстова. Аборигенная политика Московского царства в Сибири в XVII в.: евразийский аспект. — 601

 

Отношения человека, животных и ландшафта.

 

C. Fossier, C. Marchina. Study of Human-Animal Interactions in Siberian Pastoral Systems via GIS (Geographic Information Systems). — 613

Y.N. Konstantinov. Human-Rangifer Conversations with Power. — 626

А.В. Харинский. Современное оленеводство северобайкальских эвенков. — 648

Е.А. Окладникова. Способы репрезентации знаний о модели Вселенной: мегалитические конструкции Заполярья и эвенкийские петроглифы. — 664

С.В. Березницкий. Статус диких и домашних жертвенных животных в социуме коренных народов Сибири и Дальнего Востока. — 682

В.И. Дьяченко. Охотник и дикий северный олень: поведение во время промысла. — 693

Д.В. Воробьёв. Дикий северный олень в верованиях эвенков и инну (Соотношение «общего» и «особенного»). — 702

 

Список сокращений. — 713

Сведения об авторах. — 716

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки