главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Материалы Международной научно-практической конференции, г. Кызыл, 9-10 сентября 2009 г. В 2-х частях. Часть I. На русс., англ, и тув. яз. Кызыл: КЦО «Аныяк», 2009. Вл.А. Семёнов

Коллекция из скифского могильника Хайыракан
в Национальном музее им. Алдан-Маадыр
Республики Тыва.

// Наследие народов Центральной Азии и сопредельных территорий: изучение, сохранение и использование. Часть I. Кызыл: «Аныяк», 2009. С. 69-73.

 

В 1992-1993 годах на южном отлогом подъёме подошвы горы Хайыракан, протянувшейся вдоль левого берега Енисея, справа от дороги по направлению из Кызыла в город Новый Шагонар, где планировалось создание оросительной системы, было раскопано 7 археологических объектов — 4 сруба и 3 каменных выкладки, покрывавшие захоронения в каменных ящиках и склепах. Могильник Хайыракан состоит из 6 групп курганов. Каждая группа представляет собой компактное скопление курганных сооружений из обломков скал и валунов.

 

Могильник Хайыракан занимает очень важное, доминирующее положение над левобережной частью Улуг-Хемской котловины. В непосредственной близости от него, в зоне теперешнего Шагонара, были раскопаны многочисленные курганы, оставленные представителями высшего слоя сюнну, появление которых в Туве документируется II в. до н.э. [4, 197-198]. Немного дальше, у хребта Аргалыкты, также на левом берегу Енисея, Ю.И. Трифоновым были раскопаны два кургана — склепа, близкие памятникам на горе Хайыракан [6, 109-121].

 

Этот могильник датируется концом скифской эпохи в Туве, синхронной начальным этапам активизации сюнну на севере Центральной Азии. Всего в склепах и каменных ящиках Хайыракана было захоронено 17 человек: из них пятеро детей и 12 взрослых (с уверенностью можно говорить о 10 взрослых, похороненных в склепах, и четырёх детях из каменных ящиков). Все склепы были коллективными усыпальницами, и в двух случаях мы можем говорить о тройном захоронении, а в двух случаях о парном. Ориентация усопших во всех случаях, за исключением одного, в западный сектор. Ориентацию детей из-за плохой сохранности костяков, сильно перемещенных грызунами, установить удаётся не всегда.

 

В хайыраканских срубах был захоронен 21 человек. Из них 15 взрослых и 6 детей. Ориентация: на З-СЗ 6 человек, на С-СВ 7 человек, на Ю 2 человека. Направление для шести костяков не ясно. Несмотря на сравнительно небольшую серию погребений из срубов, все же видно, что число ориентированных на СЗ и СВ примерно одинаково, тогда как в склепах почти все погребённые лежали головой на З-СЗ.

 

В результате раскопок был получен чрезвычайно интересный и по своему необычный комплекс погребального инвентаря, включающий 23 керамических сосудов, 19 изделий из железа, 37 костяных предметов, 41 изделие из бронзы, 6 раковин каури, 7 каменных бусин, один берестяной туес, один фрагмент кожи со следами бронзовой заклейки — всего 165 артефактов, переданных в Национальный музей имени Алдан-Маадыр.

 

Керамика из могильника Хайыракан представлена сосудами с узким горлом и широким туловом и имеет сравнительно богатый деков. Полностью гладкостенными являются только 5 сосудов. Два сосуда носят украшения в виде налепных колечек. Обычный для скифской керамики Тувы реберчатый орнамент представлен на девяти формах. Этот орнамент создаётся за счёт разной ширины горизонтально опоясывающих сосуд валиков, которые заглаживаются лощилом, после чего валик имеет приострённое или овальное ребро. После того как сосуд покрывается ангобом и приобретает ровную поверхность, создаётся впечатление, что рёбра составляют единое целое со стенками — эффект, который можно было бы получить только на

(69/70)

круговой керамике, тогда как керамика этого времени в Туве вся лепилась вручную. Такие налепные валики украшают край венчика, основание шейки или плечики сосуда, иногда покрывают весь сосуд или только шейку и придонную часть тулова. Здесь плечики и верхняя часть тулова декорированы волнистым в три ряда налепным жгутом.

 

Более сложный декор представлен на сосудах из склепов могильника Хайыракан 5 к. 5 погребение 1 и к. 1 погребение 2. В первом случае богато декорированный горизонтальными волнистыми линиями сосуд снабжён в нижней части арочным узором с вертикальными налепными валиками, во втором — также такие валики украшают нижнюю придонную часть горшка. Подобные орнаментальные приёмы встречаются и на могильнике Суглуг-Хем. Просто арочными налепами без горизонтально или вертикально наложенных жгутов украшен сосуд из Хайракана 5 к. 2, склеп 1.

 

И, наконец, один сосуд из могильника Хайыракан имел криволинейную роспись в виде извилистых украшающих шейку, плечики и тулово змеек. Сосуд этот происходит из сруба № 7 на могильнике Хайыракан 5. Следует отметить, что на могильнике Хайыракан отсутствует баночная керамика, во всём же остальном керамический комплекс согласовывается с другими комплексами, происходящими из могильников Суглуг-Хем, Аргалыкты 1, Аймырлыг.

 

Один сосуд котловидный, на поддоне имеет специфическую форму, обычную для памятников тагарской культуры. Правда, подобная керамика встречалась и на могильнике Аймырлыг, но также в единичных случаях.

 

Наконечники стрел представлены 27 экземплярами: 3 бронзовых и 24 костяных. Бронзовые наконечники стрел трёхлопастные, втульчатые. Втулка кольцевая, скрытая. Лопасти прорезные. Все высотой 3,4 см. Подобные наконечники имеют аналогии на могильнике Суглуг-Хем и Улангом, Иволгинском некрополе, в памятниках культуры плиточных могил Забайкалья и в Ордосе. Далее на запад, а также в Минусинскую котловину наконечники подобного типа, по-видимому, непосредственно не проникают, из чего можно заключить, что их ареал связан непосредственно с экспансией сюнну, а, следовательно, в Туве эти наконечники могут служить хронологическими индикаторами.

 

Костяные наконечники стрел в основном втульчатые треугольные в сечении. Втулка скрытая, в некоторых случаях выделено её основание. Один экземпляр — уплощённый ромбический в сечении со скрытой втулкой. Ещё два наконечника из к. 1 погребение 2 на Хайыракане 5 имели черешки. У одного из них насад расщеплён, сечение головки ромбическое, есть заплечики. Подобные зажимные или вильчатые широко представлены в памятниках сюнну. Вероятно, через их влияние проникают в Минусинскую котловину. Как представляется, новая форма сложного лука, принесённая на Саяно-Алтай сюнну, позволяла использовать именно костяные наконечники, так как убойная сила этого лука была много выше, чем у простого, «Купидонова» лука скифов.

 

В одном склепе и в одном срубе обнаружены колчанные крюки, сделанные из железа. В середине стержня крюков расположена большая круглая бляшка — заклёпка, служившая, очевидно, для крепления к поясу. Железные колчанные крюки известны по сакским погребениям на Памире и в савроматской культуре, где они датируются IV-II вв. до н.э.

 

Оружие представлено четырьмя железными и одним бронзовым кинжалами и одним железным проушным чеканом. Чекан имеет массивное плоское лезвие и укороченный обушок. Его длина 19,5 см. Размеры проуха 4,0x2,0 см. Железный акинак был найден в том же срубе, что и чекан — сруб № 3 могильника Хайыракан 5. Длина его лезвия 17 см. Перекрестие кинжала брусковидное, сохранилось плохо. Другой акинак с клинком длиной 18 см и 3,5 см шириной с дуговидным перекрестием происходит из сруба № 5 Хайыракан 4. Рукоять у него отсутствует. Третий, лучшей сохранности из склепа № 1 Хайыракан 5 длиной 30 см имел клинок длиной 15,5 см, лезвие 4 см и брусковидное перекрестие и дисковидное, сплошное навершие рукояти. Четвёртый акинак из могильника Хайыракан 5 сруба № 4 представлен фрагментарно.

 

Единственный бронзовый кинжал из сруба № 7 Хайыракан 5 длиной 20 см имел прорезную рукоять с брусковидным навершием и перекрестием. Кинжалы с прорезной рукоятью встречаются в уюкско-саглынских погребениях (Даган-Тэли, Улангом и др.), а также в Минусинской котловине, на Алтае и в Восточном Казахстане. Но точных аналогий кинжалу из Хайыракана 5 пока что нет.

(70/71)

 

На могильнике Хайыракан использовались только железные ножи. Почти все они сильно коррозированы, в силу чего их форма восстанавливается с известной долей условности. Главным образом это пластинчатые ножи с отверстием в ручке. Один из ножей находился в чехле с большим железным шилом с волютообразным навершием. Оба предмета спеклись в одно целое. Шило с волютообразным навершием находит аналогии в материалах жилища № 43 на Иволгинском городище [1, табл. 89].

 

Два ножа имели петлевидное навершие. Оба из склепов на Хайыракане 5. Они также находят аналогии в материалах Иволгинского городища [1, 33, табл. 186]. A.B. Давыдова пишет, что Иволгинские ножи с навершием в виде петли различного фасона не находят аналогий, за исключением ножей с кольчатым навершием. Тем не менее, в материалах тесинского могильника у д. Калы и других могильниках есть достаточно близкие аналогии Иволгинским ножам с загнутой верхней частью [3, рис. 12, 19, 20], что свидетельствует о более широком распространении вещей, характерных для сюнну Забайкалья, связанным, вероятно, с тотальным освоением железа.

 

Сравнительно много на могильнике Хайыракан найдено железных шильев разной величины. Помимо упомянутого уже массивного орудия с волютообразным навершием здесь встречаются образцы с бараньей фалангой в качестве рукоятки, а также отдельные фрагменты железных стержней, которые могут быть и обломками шпилек. Шилья с бараньей фалангой обычны для уюкско-саглынской культуры. Они известны по материалам Суглуг-Хема, Улангома, Аймырлыга и т.д.

 

Из числа других изделий производственного назначения можно отметить железную трубочку — возможно, игольник, но, может быть, и накосник.

 

Принадлежности поясного набора, как правило, наиболее многочисленны в погребениях, так как за редким исключением они остаются даже в разграбленных памятниках. На Хайыракане обычным являются костяные пряжки (10 экз.). Наиболее интересной является пара богато декорированных пряжек из сруба № 4. Они имеют одинаковые размеры — 8 см длину. В центре каждой пряжки просверлено круглое отверстие диаметром 1 см. Вокруг этих отверстий нанесен орнамент из маленьких круглых ямок. Такие же ямки украшают передний и задний концы обеих пряжек. На месте крепления их к поясу просверлено соответственно три и пять отверстий, сам же механизм крепления пояса не вполне ясен.

 

Наибольшее число поясных пряжек было изготовлено из железа. Среди них выделяется большая портупейная пряжка или пронизь, размером 5x5 см со сквозной проушиной для продёргивания ремня. Подобная пряжка была найдена в срубе № 2 могильника Суглуг-Хем 1. Другая железная пряжка с неподвижным язычком имела восьмёркообразную форму. Подобные изделия находят аналогии в материалах тесинского этапа тагарской культуры. В том же срубе (Хайыракан 5 сруб № 3) была обнаружена и единственная бронзовая рамчатая пряжка с прямым неподвижным шпеньком. Подобные пряжки также встречаются в срубах первой группы могильника Суглуг-Хем 1 и Улангоме.

 

К поясным гарнитурам относятся и пятикольчатые пряжки или бляшки, которые служили для крепления ремешков и, вероятно, в качестве самостоятельных украшений. Такие пряжки известны только в Туве и все без исключения датируются озен-ала-белигским этапом. Их происхождение остаётся не ясным, так как ни в Ордосе, ни в Забайкалье эти вещи не обнаружены.

 

Безусловно, к числу поясных и портупейных наборов относятся металлические и костяные кольца диаметром от 4,5 до 3,0 см. Определённый интерес представляют различные модификации так называемых ложечковидных застёжек, аналогии которым известны в Иволгинских и тесинских погребениях. Одна из таких застёжек на Хайыракане сделана из трубчатой кости с кососрезанным краем и дополнительным отверстием, проделанным посередине. Длина застежки 3,0 см. Три другие подобные застёжки были отлиты из бронзы и определённо служили украшениями поясного гарнитура, так как использовались в качестве наконечников на кожаных ремешках.

 

К украшениям и приспособлениям с утилитарными функциями могут быть отнесены различные бронзовые и костяные пуговицы и ворворки, часть которых имеет простые геометрические узоры.

(71/72)

 

Особую категорию вещей составляют сравнительно многочисленные здесь ажурные колоколовидные подвески (9 экз.). Эти подвески высотой от 3,0 до 2,5 см имеют специальные отверстия в верхней части для подвешивания. Нечто подобное известно в сравнительно ранних комплексах тасмолинской культуры, но более хронологически близкие аналогии встречаются в Иволгинском некрополе и далее среди Ордосских бронз.

 

Специфическими предметами являются миниатюрные литые бронзовые котелки-подвески. Их высота около 2,0 см при наибольшем диаметре 1,5 см. Классические формы котелков имеют два маленьких вертикальных ушка по венчику и петлевидное ушко-поддон для подвешивания (Хайыракан 5, к. № 1, погребение № 1). По всей вероятности, эти котелки являются предметами, функционально заменяемыми бронзовыми колоколовидными подвесками, о чём косвенно могут свидетельствовать подобные изделия, но без ушек из сруба № 4 на Хайыракане 5 и сруба № 5 в могильнике Хайыракан 4. Подобные котелки известны также по материалам могильника Суглуг-Хем 1 и Косогольского клада в Минусинской котловине. Последний памятник особенно важен, так как в нём пара миниатюрных котелков-подвесок находится в замкнутом комплексе, содержащем различные бронзовые предметы, датируемые II-I вв. до н.э. [2, 14-17].

 

Из числа других украшений и предметов туалета (кстати, сравнительно редких) можно назвать бронзовые проволочные серьги, широко представленные в уюкско-саглынских материалах, каменные бусы цилиндрической и дисковидной формы, раковины каури. Изредка встречаются массивные железные шпильки У-видной формы и в одном случае длинная стержневидная заколка, вероятно, с кольцевым навершием (оно сохранилось не полностью). Длина этой шпильки 25 см и она происходит из к. 1 погребения № 2 на Хайыракане 5.

 

Особенностью этого могильника является отсутствие в погребальном инвентаре обычных для более ранних скифов бронзовых зеркал и предметов выполненных с элементами скифского звериного стиля, что свидетельствует о его достаточно позднем возрасте (т.е. II-I в.в. до н.э.). Эта датировка подтверждается серией выделенных хронологических индикаторов — пятикольчатыми поясными пряжками из бронзы, ложечковидными подвесками из кости и бронзы, миниатюрными моделями котелков, ажурными колоколовидными подвесками, железными восьмёрковидными поясными пряжками, костяными трёхранными наконечниками стрел с расщеплённым насадом. Данные индикаторы позволяют синхронизировать могильник Хайыракан с такими памятниками как Суглуг-Хем в Туве, Косогольский клад на севере Хакасии, Иволгинское городище и некрополь в Бурятии, могильники Ак-Алаха в Горном Алтае и другие [5].

 

Библиография:   ^

 

1. Давыдова A.B. Иволгинский комплекс, памятник сюнну в Забайкалье. Л.: Наука. 1985.

2. Дэвлет М.А. Сибирские поясные ажурные пластины II в. до н.э. — I в. н.э. САИ, вып. Д4-7. М.: Наука, 1980.

3. Кузьмин Н.Ю. Тесинский могильник у д. Калы. // Памятники археологии в зонах мелиорации Южной Сибири. Л. 1988.

4. Мандельштам A.M. Ранние кочевники скифского периода на территории Тувы. // Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Наука. 1992. С. 178-196.

5. Семёнов Вл.А. Суглуг-Хем и Хайыракан — могильники скифского времени в Центрально-Тувинской котловине. СПб.: Петербургское востоковедение. 2003.

6. Трифонов Ю.И. Новый вид памятников раннего железного века в Туве. // КСИА. Вып. 147. М. 1976. С. 109-121.

(72/73)

Рис. Материалы из могильника Хайыракан.

(Открыть Рис. в новом окне)

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки