главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Д.Г. СавиновИзображение четырёхколёсной повозки
|
|
(27/28) |
Рис. 1. Каменная плита из могильника Есино V.(Открыть Рис. 1 в новом окне) |
Рис. 2. Фотография и прорисовка
|
изображений упряжных животных нет, но скорее всего, судя по отсутствию изображения ярма, это могла быть лошадиная запряжка.
Посередине повозки, ближе к передней части платформы, выбито схематическое изображение человеческой фигуры. Правая рука находится выше колена, левая соединена со спицей переднего колеса. В трактовке перекрещенных (?) ног явно чувствуется стремление передать позу сидящего человека. По своим стилистическим особенностям это изображение соответствует так называемым «фертообразным» фигуркам, характерным для тагарского искусства. Поэтому было бы очень заманчиво видеть на есинской повозке изображение возничего. Данная фигура могла быть нанесена и в несколько более позднее время, но в том же семантическом контексте. Позади антропоморфной фигуры незамкнутой прямоугольной линией обозначено то, что находилось на повозке — сиденье, условное изображение груза, деревянный ящик или что-нибудь подобное.
В целом, повозка (или телега), изображённая на плите из могильника Есино V, представляет собой транспортное средство, вероятно, большой грузоподъёмности и в то же время достаточно манёвренное, использовавшееся древними скотоводами минусинских степей. О точном характере её назначения можно только догадываться: она могла служить при сезонных перекочёвках, для доставки каменных плит к месту сооружения курганов или для перевозки самих покойных к месту захоронения. Использование специальных погребальных колесниц предполагается некоторыми авторами и для предшествующей карасук-
(28/29)
ской культуры [Филиппова, 1990]. Так или иначе, данное изображение вносит ещё один дополнительный штрих в характеристику быта населения тагарской культуры.
Точных аналогий есинской повозке неизвестно. Среди немногочисленных изображений колёсных повозок в минусинских петроглифах, относимых обычно к окуневскому или карасукскому времени, есинскому изображению ближе всего рисунки на Ошкольской писанице [Севастьянова, 1980, рис. 3] и на горе Шишка [Леонтьев, 1980, рис. 6]. Отличие заключается лишь в предполагаемом виде упряжных животных — в том и другом случае показано ярмо, чаще всего ассоциируемое с использованием не лошадиной, а бычьей запряжки (рис. 3). Однако имеются основания полагать, что все они отображают один и тот же вид колёсного транспорта, имевшего, таким образом, достаточно широкое распространение в начальный период развития тагарской культуры.
По классификации В.А. Новожёнова, подробно рассмотревшего все известные виды колёсного транспорта древнего населения евразийских степей, ошкольская и шишкинская повозки включены в подтип 4 — «сочленённые телеги» [Новожёнов, 1994, с. 100, рис. 64]. Судя по есинскому изображению, такое определение вряд ли приемлемо, так как ясно, что сочетание треугольных фигур на есинской повозке передает не две, а одну платформу с подвижной передней осью и особым устройством дышла, расположение которого (в плане) в виде треугольника только ошибочно может быть принято за вторую платформу. Очевидно, это касается и двух других подобных изображений — ошкольского и на горе Шишка, кото-
(29/30)
рые также следует относить к раннетагарскому времени. За пределами Минусинской котловины «плановые» рисунки четырёхколёсных повозок (или телег), правда, в несколько ином стилистическом исполнении, встречаются, в первую очередь, в петроглифах Южного и Восточного Казахстана. Наиболее показательные примеры подобного рода изображений — рисунки из Каратау [Новожёнов, 1994, рис. 13], из Тамгалы-Тас [Максимова, Ермолаева, Марьяшев, 1985, с. 8], Тарбагатая [Самашев, 1992, рис. 102]. Все они относятся к предшествующей эпохе бронзы [Савинов, 2000, с. 122-124] и, вероятно, отмеченное сходство может служить ещё одним подтверждением участия населения западного (казахстанского) происхождения в сложении тагарской культуры, что уже неоднократно отмечалось исследователями.
Библиография. ^