главная страница / библиотека / обновления библиотеки

Культура и искусство Киргизии. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. 3-6 июня 1983 г. Л.: 1983. Вып. 2. Д.Г. Савинов

К вопросу о связях енисейских
и тянь-шаньских киргизов.

// Культура и искусство Киргизии. ТДК. Вып. 2. Л.: 1983. С. 28-29.

 

Проблема связей двух этнических общностей, известных в эпоху средневековья под одним наименованием «кыргыз» является одной из наиболее спорных и актуальных в истории Средней Азии и Южной Сибири. Наиболее существенный вклад в её решение внесли В.В. Радлов, Н.А. Аристов, В.В. Бартольд, К.И. Петров, С.М. Абрамзон, О. Караев, Е.И. Кычанов и другие исследователи. Общий вывод из многолетней дискуссии был лучше всего сформулирован С.М. Абрамзоном: «Если уже давно стала очевидной невозможность отождествления енисейских и тянь-шаньских киргизов, то столь очевидна и необоснованность полного отрицания некоторых этногенетических связей между ними».

 

В проблеме связей енисейских и тянь-шаньских кыргызов следует различать два основных аспекта: 1) формирование тюркоязычного субстрата в этногенезе тянь-шаньских киргизов и 2) возможность переселения отдельных групп енисейских кыргызов в IX-X вв. на Тянь-Шань. Настоящий доклад посвящён второму аспекту.

 

Одним из главных аргументов против проникновения енисейских кыргызов на Тянь-Шань является отсутствие здесь погребений по обряду трупосожжения, характерному для енисейских кыргызов (Л.Р. Кызласов), место которых занимают древнетюркские погребения с конём (Я.А. Шep). Известно, что большое количество кыргызских памятников исследовано в Туве (Тора-Тал-Арты, Шанчиг и др.), а также на Горном (Узунтал, Яконур) и Западном Алтае (Корболиха), в Восточном Казахстане (Зевакино). Одно захоронение с кыргызским ин-

(28/29)

вентарём встречено в Джунгарском Алатау (Текели), т.е. уже в непосредственной близости от северных отрогов Тянь-Шаня. Памятники енисейских кыргызов в разных местах их распространения несколько отличаются друг от друга: тувинские от минусинских, алтайские от тувинских, восточно-казахстанские от алтайских. Это говорит о том, что культура енисейских кыргызов при распространении на запад претерпела некоторые изменения, а её носители подверглись процессам этнической и культурной ассимиляции. Можно предполагать, что кыргызские памятники на Тянь-Шане (если они будут открыты) должны отличаться ещё большим своеобразием по сравнению с минусинскими, чем алтайские и восточно-казахстанские.

 

В Чуйской долине и на Иссык-Куле при случайных обстоятельствах найдены предметы (пряжки, тройники, детали поясных наборов, лировидные подвески), по формам и приёмам орнаментации, сопоставимые с кыргызскими (А.Н. Бернштам, В.М. Плоских). Типологически близкие вещи оставлены кочевниками, разрушившими городище Ак-Бешим (Л.Р. Кызласов). Среди них обращают на себя внимание псалии с головками горных козлов типа уйбатских в Минусинской котловине и могильника Шанчиг в Туве. [1] Не исключено поэтому, что буддийский храм на Ак-Бешиме разрушили кыргызы.

 

Приведённые материалы свидетельствуют о тем, что какие-то группы (скорее всего, военные отряды и гарнизоны) енисейских кыргызов в IX-X вв. проникали на Тянь-Шань и, возможно, явились первыми носителями этнонима «кыргыз». Это не снимает вопроса о формировании тюркоязычного субстрата в этногенезе тянь-шаньских киргизов, которое могло происходить в более позднее время и на более широкой территории.

 


 

[1] [Прим. автора сайта: См. об этом подробнее.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки