главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
С.И. и Н.М. РуденкоИскусство скифов Алтая.// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.
Сложные художественные композиции и ансамбли.
Раскопки на Алтае показали, что скифские мастера способны были разрешать и очень сложные композиционно-художественные задания. Блестящим примером являются конские маски из Пазырыкского кургана. Обе они шиты из тонкого войлока, кожи и меха жильными нитками, украшены конским волосом и золотыми накладными пластинками.
Одна из масок (рис. 31) представляет собой композицию нападения барса на северного оленя. Северный олень представлен маской, увенчанной кожаными рогами типичной для северного оленя формы, в натуральную величину, и телом, условно представленным двумя лопастными завитками, прикрывающими щеки лошади. Уши оленя-маски служат вместе с тем футлярами для ушей лошади, на голову которой одевалась маска. Передняя, так сказать лицевая, часть маски покрыта распластанной фигурой барса, вырезанной из меха и окрашенной в синий цвет.
Кожаные рога оленя сплошь покрыты прорезным орнаментом, состоящим из неправильной формы треугольников, ромбов и завитков, выкрашенных в красный цвет, с наложенными местами золотыми кружками. Многочисленные отростки ветвистых рогов заканчиваются кисточками из конского волоса, также окрашенного в красный цвет. Наружная поверхность ушей и боковые лопасти «тела оленя» также декорированы, причём на лопастях внизу изображены розетки. Глаза барса представлены небольшими золотыми кружками; такие же золотые кружки — на лапах и кое-где на передней половине тела барса.
Композиционно еще сложнее оформление второй маски, представляющей борьбу барса или тигра с рогатым львиным грифоном (рис. 18). Основной фигурой, как указывалось раньше, является грифон, скульптурная голова которого вместе с крыльями помещается на темени лошади. Передними лапами грифон схватился с тигром, тело же его, с поджатыми задними ногами, как и в первой маске тело оленя, свисает в виде двух лопастей по бокам головы лошади. Фигура тигра, как в первой маске барса, покрывает всю морду лошади. Его голова охвачена передними лапами грифона, а расположенные непосредственно над грифоньими лапами передние лапы тигра вцепились в тело грифона; задние лапы тигра поджаты. Голова грифона вместе с крыльями выполнена в круглом рельефе, остальная маска — в плоской аппликации. Голова грифона с крыльями изготовлена отдельно от маски и привязана к ней ремешками. В изображении тигра использован дополнительный живописный приём — покраска краской типичных полос этого зверя и условно намечены черты передней части морды. Кроме того, вся фигура тигра по поверхности сплошь была покрыта тонкими золотыми пластинками, по которым краской были разрисованы общие черты морды и полосы шкуры (на рисунке 18 листки сняты). В трактовке грифона мастер обошёлся без этого дополнительного живописного приёма.
Из сопоставления обеих масок и из детального изучения их конструкции ясно, что мы имеем дело не со случайными композициями, а с вполне
выработанным типом таких масок. Покрой масок весьма рационален и таков, что оставляет прорез для ноздрей лошади; открытый участок под передними лапами барса и тигра специально оставлен для глаз. Независимо от общей композиции, для ушей лошади имеются специальные уши-футляры с внутренней сетчатой стенкой.
Перед мастером стояла весьма трудная задача — дать сцену борьбы в рамках очень сложной модели, отвечающей форме лошадиной головы, и задача эта, благодаря высоте художественной культуры, разрешена им Рис. 33. Узда.(Открыть Рис. 33 в новом окне)
блестяще. Несмотря на всю условность, в особенности в изображении барса и тигра, и они и грифон изображены так, как это было принято в данную эпоху, в данной культурной среде.
К сожалению, из погребальной камеры Пазырыкского кургана грабителями было похищено все убранство её стен и другие вещи, вероятно, домашнего обихода, по которым можно было бы судить об ансамбле художественного оформления внутренности жилища алтайских скифов. Сохранились только остатки одного из войлочных ковров с фризом из львиных голов, которыми были покрыты стены камеры, фигурные резные ножки и другие мелочи. Зато хорошо сохранился комплекс вещей, служивших убранством осёдланных коней. В качестве примера даём фотографию одного седла (рис. 32). На подушках седла — изображения орлиных грифонов, терзающих баранов; в качестве подвесок — родственные по сюжету по три с каждой стороны бараньи головы, схваченные рогатыми львиными грифонами. Всё это выполнено в единой технике многоцветной аппликации. Набор нагрудника этого седла состоит из бараньих головок, чередующихся с пальметками; уздечные псалии — фигурки всё тех же горных баранов.
Один из уздечных наборов представлен исключительно изображениями оленей (рис. 33) в виде геральдически сопоставленных фигур; псалии — также фигурки оленей.
На рис. 28 дан манекен оседланной лошади. [99] На седле отчётливо видны кожаные орнаментированные парные накладки на передние луки; на подушках седла — вырезанные из кожи силуэтные изображения орлов с лосиными фигурами в их когтях; седельные подвески — вырезанные из кожи силуэтные человеческие маски, с волосяной выкрашенной в красный цвет бахромой; волосяные же кисти в деревянных ворварках; за исключением круглой налобной фалары, весь уздечный, включая и псалии, и седельный набор подвесок — сложные пальметки.
Достаточно и этих примеров, чтобы видеть, насколько обдуман и выдержан стиль убранства каждого в отдельности коня.
Примечания. ^ (Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.) [ . . . ] [99] Убор одет на манекен современного европейского коня с пышной гривой и хвостом; следует иметь в виду, что у алтайских коней гривы были подстрижены: подстрижены были и хвосты в верхней их части и завязаны узлом или заплетены в косу.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги