главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. и Н.М. Руденко. Искусство скифов Алтая. М.: ГМИИ. 1949. С.И. и Н.М. Руденко

Искусство скифов Алтая.

// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.

 

Мотивы искусства алтайских скифов.

 

Характерной особенностью скифского изобразительного искусства является подавляющее преобладание животных форм. Исходя из довольно ограниченного репертуара изображаемых скифами животных, многие авторы, как мы уже имели случай отметить, пытались вскрыть происхождение их искусства.

 

Особое значение придавалось изображениям оленей и подчеркивалось наличие несвойственных степям представителей горно-лесной фауны.

 

Несмотря на сравнительно небольшое количество вещей с Алтая, мотивы алтайского искусства чрезвычайно разнообразны и почти полностью покрывают все известные нам мотивы искусства западных скифов. На Алтае эти мотивы могут быть подразделены на три группы.

 

К первой группе относятся представители местной фауны. Это прежде всего — лось, затем олень, особенно излюбленный горный баран, козел, сайга, кабан и, наконец, барс. Важно отметить отсутствие изображений медведя. Многочисленны изображения птиц, видовые особенности которых в большинстве случаев хорошо опознаваемы: орёл, гусь, лебедь, домашний петух. Изображения рыб условно схематические.

 

Вторую группу составляют: лев — зверь, который мог быть известен алтайским скифам только по иноземным его изображениям, а также тигр, с которым они, быть может, встречались на юге.

 

Третью группу составляют звери фантастические, также иноземного происхождения, такие, как грифоны, орлиные и львиные, и некоторые фантастические звери туземного творчества.

 

Особняком стоят изображения человеческого лица, точнее — человеческие маски (личины).

 

Животные в алтайском искусстве, как и в искусстве западных скифов, представлены и единичными фигурами и в различных комбинациях. Это — или геральдически сопоставленные фигуры, парные изображения зверей (в псалиях и подвесках конской сбруи), двуглавые геральдические петушки или ряды одного и того же изображения (на саркофаге, конском нагривнике и фризе ковра), или симплегмы двух или более животных. В круглых бляхах и фаларах мы находим свернувшихся в коль-

(16/17)

ца зверей, изображения зверей, перевившихся в смертельной борьбе, а на седельных покрышках — плоскостные группы нападения хищников на лесных и горных зверей.

 

Среди орнаментальных мотивов искусства алтайских скифов встречается неожиданно большое количество беспредметных изображений, дегенерации частью животных элементов, частью элементов растительных: различные пальметки, лепестки, спиральные завитки, волюты, сердцевидные фигуры, розетки, стилизованные до неузнаваемости птицы или оленьи рога и, реже всего, фигуры геометрические.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги