главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. и Н.М. Руденко. Искусство скифов Алтая. М.: ГМИИ. 1949. С.И. и Н.М. Руденко

Искусство скифов Алтая.

// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.

 

Приёмы и техника изобразительного искусства
алтайских скифов.

 

Искусство западных, причерноморских скифов известно, главным образом, по литым бронзовым и золотым изделиям, золотым штампованным пластинам и, отчасти, по резным из кости вещам. Это, преимущественно, — предметы личного и конского убранства, украшения предметов вооружения, навершия древок, ручки сосудов и т.п. На Алтае, вследствие особой конструкции могильных сооружений и исключительно благоприятных гидрофизических условий и промерзания могил, прекрасно сохранились изделия из материалов, обычно легко разрушающихся во времени, таких, как дерево, кожа, мех, войлок и волос. Поэтому комплекс художественных изделий алтайских скифов численно, вследствие незначительного количества раскопанных там могил, хотя и неизмеримо меньше, чем материал по скифам причерноморским, но много разнообразнее по характеру сохранившихся произведений. Можно определённо сказать, что при отсутствии вековой мерзлоты в крупных алтайских погребениях скифского времени до нашего времени не сохранилось бы и десятой доли тех вещей, которыми мы сейчас располагаем.

 

В самом деле, с Алтая мы имеем многочисленные резные из дерева художественные изделия. Особенно много их в погребениях Катандинском, Пазырыкском и Шибинском. Это, главным образом, уздечные псалии (трензеля), уздечные и седельные наборы всевозможных подвесок, нашивные на одежду пластины. Все они, как правило, были покрыты золотыми листками или оловянной фольгой. В меньшем количестве известны украшения, вырезанные из кости. Очень много украшений, вырезанных из кожи и меха. Среди последних особенно многочисленны вырезанные из кожи накладки на седельные луки и потфеи, на покрышки седельных подушек, подвески к последним. В меньшей мере, но всё же весьма широко, для художественных изделий на Алтае был использован войлок. Достаточно указать на замечательные войлочные аппликации, покрышки седельных подушек, войлочный ковёр с художественным фризом или же маски с голов лошадей из Пазырыкского погребения. В качестве материала для украшений, в частности для конской сбруи, использовалась берёста, крытая листовым золотом (Берельский курган) и, как дополнительный материал для бахромы и кистей, — конский волос.

(13/14)

 

Примечательная особенность искусства алтайских скифов — его многокрасочность, комбинации чёрного, коричневого и белого материала (войлока и кожи) в сочетании с ярко окрашенным в красный, синий и жёлтый цвета. Окрашивался не только войлок и мех, но и конский волос (Катанда, Пазырык).

 

Другая характерная особенность этого варварского искусства — использование в одних и тех же изделиях всех имеющихся у них под руками материалов и средств художественного воспроизведения. Например, в одном и том же седле встречаются: вырезанные из кожи силуэтные изображения борьбы зверей, силуэтные же кожаные подвески, но раскрашенные и инкрустированные вставками золотых листков, с бахромой и кистями из крашеного конского волоса, разнообразный вырезанный из дерева и покрытый золотыми листками набор подвесок нагрудника. Ещё показательнее в этом отношении маски с лошадиных голов: при их изготовлении использована и кожа, и окрашенный в различные цвета войлок, и мех, и конский волос, и золотые пластинки с дополнительной подрисовкой характерных особенностей изображаемого клеевыми красками.

 

В связи с многообразием материала и техника художественного творчества алтайских скифов была чрезвычайно разнообразна. Прежде всего мы имеем, хотя и не так много, вырезанных из дерева и отлитых из бронзы скульптурных произведений. Среди них — фигурки оленей из Катандинского кургана, головы барсов — из Шибинского, берельские ушастые орлы. Особо следует отметить мягкую скульптуру — голову рогатого львиного грифона в одной из пазырыкских масок. Особенно многочисленны столь характерные для скифского искусства вообще резные из дерева и кости барельефные изображения, преимущественно животных. К ним относятся фалары — знаменитый лось, гусь, и лебеди Фроловской и Погодинской коллекции, изображения различных зверей и их голов в псалиях и наборах конской сбруи из Пазырыкского, Шибинского и других курганов; свернувшиеся в кольца и перевившиеся звери из Майэмирского и Катандинского курганов, пазырыкские человеческие маски и многочисленные уздечные и седельные наборы.

 

Новостью для скифского искусства явились открытые в Пазырыкском кургане многочисленные силуэтные изображения, вырезанные из кожи, и войлочные аппликации. Здесь мы впервые познакомились с поразительными по своей выразительности графическими изображениями различных зверей, в частности — в сценах нападения хищников на лосей, оленей и горных козлов. Замечательны по своему стилистическому оформлению фигуры петухов на пазырыкском саркофаге или петушков на конских нагривниках. Исключительны по своей композиции силуэтные подвески к седлу в виде человеческих масок.

 

Особое место в художественном творчестве алтайских скифов по сюжету и стилю занимают выполненные в технике аппликации сцены нападения грифонов на горных козлов (седельные покрышки), бараньи головы, в частности в комбинации с головами львиных грифонов (седельные подвески), рогатый львиный грифон (в конской маске).

(14/15)

 

Алтайским скифам была хорошо известна техника получения узоров типа инкрустации или мозаики из кусков меха и кожи различной формы и цвета. Таким приёмом была выполнена замечательная одежда (по покрою персидский кандис) из Катандинского кургана, мешочек и сумочка — из Пазырыкского.

 

Дополнительным средством, как сказано, была и живопись. Целый ряд силуэтных кожаных изображений, особенно тигров, раскрашен непосредственно по кожаной поверхности, а в некоторых случаях — по покрытиям из листового золота (маска). При этом различными красками показаны наиболее типичные общие черты изображаемого зверя, например, полосатость шкуры тигра.

 

Таким образом можно сказать, что алтайские мастера скифского времени владели всеми известными нам приёмами изобразительного искусства. Они были превосходными рисовальщиками, незаурядными скульпторами и непревзойдёнными стилистами. Они пользовались всеми имевшимися в их распоряжении материалами и средствами воспроизведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги