главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги
С.И. и Н.М. РуденкоИскусство скифов Алтая.// М.: ГМИИ. 1949. 92 с.
Алтайские скифы.
Население Алтая середины первого тысячелетия до н.э. в советской археологической литературе обычно именуется ранними кочевниками. Такое название представляется нам слишком общим и неудачным, хотя бы уже потому, что настоящего кочевого быта, с содержанием скота на подножном корму в течение круглого года, на Алтае никогда не было. Поэтому за населением Алтая скифского времени мы предпочитаем сохранить название «скифы», но, разумеется, не в смысле этнического их родства или общности происхождения со скифами геродотовыми, а в смысле принадлежности их к стадиально общей культуре, бытовавшей в первом тысячелетии до н.э. на огромном пространстве евразийских степей, от Алтая на востоке до Карпат на западе.
Вследствие значительной удалённости алтайских скифов от центров передовой культуры того времени, непосредственными письменными историческими данными о них мы не располагаем. Очень немногочисленны письменные данные и о других азиатских скифах. Кое-какие сведения о кочевых племенах западноазиатских степей (саках) имеются в накш-и-рустемской и бехистунской клинописных надписях персидского царя Дария (521-486 гг. до н.э.). Геродот знакомит с многочисленными кочевническими племенами массагетов, обитавшими в степях к северу от р. Узбоя, между Каспийским и Аральским морями, а, возможно, и далее на восток до низовьев р. Сыр-Дарьи. Вторым крупным объединением азиатских скифов были саки, обитавшие к северу от Бактрии и Согдианы за р. Сыр-Дарьей в равнинной степи и в горной области. К востоку от массагетов и саков жили довольно многочисленные племена исседонов, а на восток от них — аримаспы; к северу, в районе озера Зайсан, жили аргипеи, и по соседству с ними, — легендарные, стерегущие золото грифы, вероятно, алтайские скифы, но племенного их названия Геродот не сообщает.
При Дарии I персы подчинили себе какую-то часть сакских племён. В перечислении персидских сатрапий Геродот указывает, что скифы-саки входили в состав XV сатрапии и были обложены ежегодной данью. Саки пешие и конные были в составе персидских войск и принимали участие в походах Дария на скифов (513 г. до н.э.), участвовали в знаменитой Марафонской битве (490 г.) и в Фермопильском сражении (480 г.).
Всё, что мы в настоящее время знаем об алтайских скифах, является результатом археологических раскопок. Археологические данные указывают на то, что алтайцы скифского времени имели постоянные бревенчатые дома. Погребальные их камеры свидетельствуют не только о высокой технике плотничного дела, но и сохраняют ряд типичных деталей конструкций домов. В природных условиях Алтая чисто кочевой образ жизни, без заготовки на зиму корма для скота, немыслим в настоящее время, вряд ли возможен он был и раньше. Большую часть года население должно было проводить в постоянных жилищах, расположенных в долинах рек, где, возможно, были и небольшие посевы. Перекочевки яйлажного типа (летом со скотом в зону альпийских лугов, а зимой обратно — в степные речные долины), вероятно, были и в те времена. Крупного табунного скотоводства с постоянными перекочёвками, такого как в степях, в Алтае не могло быть. Основой скотоводческого хозяйства были лошади и овцы. Помимо скотоводства, алтайские скифы, несомненно, занимались промыслом пушного зверя. Если у них не было оленеводства, то олень был всё же обычной их добычей, что видно из практики набивания седельных подушек оленьим волосом. Одной из материальных основ быта алтайских скифов, возможно, было и рудное дело. Древние рудные разработки в Алтае, в частности в Колбинском и Нарынском хребтах, хорошо известны. По Геродоту все скифские и не-скифские кочевые племена того времени имели одинаковую одежду: короткие полукафтаны без застёжек, подпоясанные широким ремнём, узкие длинные штаны и низкую мягкую без подмёток обувь. Между тем в одном из алтайских курганов были найдены своеобразные одежды: одна — с длинными фалдами и нагрудником, другая — род плаща, по покрою и оформлению идентичная кандису, — платью, характерному для персидской знати ахеменидского времени. [1]
С исчерпывающей полнотой и притом безукоризненной сохранности в алтайских погребениях представлены конские сёдла и узды, по типу сходные с западноскифскими того времени.
Общество алтайских скифов можно представить себе в виде племенного союза мелких родовых групп или патриархальных семей во главе с родоначальником, вождём родового объединения. На основе скотоводческого хозяйства и частной собственности на скот произошла уже резкая имущественная дифференциация внутри племенных групп, о чём свидетельствуют исследованные курганы того времени.
Рядовые погребения скифского времени на Алтае обычно представляют собой захоронение человека с двумя-тремя лошадьми в довольно глубокой яме, под могильным холмом сравнительно небольших размеров. Большие курганные погребения, из которых, главным образом, происходят описываемые в настоящей работе произведения искусства, представляют собой скрытое под большой каменной насыпью глубокое захоронение человека в большой бревенчатой камере. Одновременно с человеком в той же могильной яме, но вне камеры, погребалось 7-14 лошадей. Погребения эти были, повидимому, очень богатыми. Несмотря на то, что они ещё в древности были ограблены, вещи, оставшиеся после грабителей, имеют большой научный интерес и художественную ценность. Таких курганов исследовано всего несколько: Катандинский и Берельский, раскопанные В.В. Радловым в 1865 году, Шибинский, раскопанный М.П. Грязновым в 1927 году, и Пазырыкский — нами в 1929 году. [2]
Описание курганов, раскопанных В.В. Радловым, дано им в седьмой главе его работы «Aus Sibirien». Подробный анализ этих раскопок сделал А.А. Захаров. [3] О раскопках Шибинского кургана имеется лишь очень краткое сообщение. [4] Описаний Пазырыкского погребения несколько, но все они кратки и имеют предварительный характер. Кроме вещей из этих курганов, мы располагаем сравнительно небольшими коллекциями из раскопок рядовых курганов А.В. Адрианова в 1911 году в Майэмирской степи, [5] из раскопок С.И. Руденко в 1925 г. и С.М. Сергеева в 1929 г. близ г. Бийска Алтайского края, [6] коллекцией с Алтая Фролова, опубликованной В.В. Радловым, [7] и коллекцией М.П. Погодина.
Предметы из Катандинского и Берельского курганов, равно как и коллекции М.П. Погодина, хранятся в Гос. Историческом музее в Москве, коллекция из раскопок Пазырыкского кургана и коллекция Фролова — в Государственном Эрмитаже, предметы из раскопок С.И. Руденко под г. Бийском — в Гос. Этнографическом музее в Ленинграде, из раскопок С.М. Сергеева — в Бийском краевом музее.
Примечания (Заглавия работ, упомянутых в примечаниях, даны в списке литературы.)
[1] Руденко, 1944, стр. 268-269.[2] Предварительное обследование пазырыкской группы курганов было произведено С.И. Руденко в 1924 г. при участии Б.А. Борнемана и С.П. Суслова. В 1929 г. под руководством С.И. Руденко один из курганов этой группы был раскопан при участии В.С. Адрианова, А.Н. Глухова, М.П. Грязнова, А.З. Доскач, М.Н. Комаровой, Н.М. Руденко и К.И. Ульриха.[3] Захаров, 1926.[4] Грязнов, 1928.[5] Руденко, 1930.[6] Сергеев, 1946.[7] Radloff, 1884.
наверх |
главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги