главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Древнейшие в мире художественные ковры и ткани из оледенелых курганов Горного Алтая. М.: Искусство. 1968.С.И. Руденко

Древнейшие в мире художественные ковры и ткани
из оледенелых курганов Горного Алтая.

// М.: Искусство. 1968. 136 с.

 

Введение.

 

Ковры и ткани с течением времени легко разрушаются, а потому, кроме как в египетских гробницах, их крайне редко удается обнаружить при археологических раскопках. Но при вскрытии оледенелых курганов Горного Алтая были найдены совершенно исключительные по своей сохранности ковры и ткани VI-V столетий до н.э. В условиях образовавшейся там мерзлоты в этих курганах хорошо сохранились трупы погребённых, предметы из разнообразных материалов, а также ковры и изделия из всевозможных тканей. Последние интересны не только художественной их ценностью, но и тем, что являются древнейшими известными нам изделиями этого рода. В самом деле, шерстяные ткани греческой работы, найденные в скифских курганах Северного Причерноморья, датируются не ранее IV века до н.э., подлинные же китайские шёлковые ткани датируются временем династии Хань в Китае, а самый древний из известных до раскопок в Горном Алтае шерстяной узелковый ворсовый ковёр из Восточного Туркестана на тысячу лет моложе алтайских ковров.

(5/6)

1. Местонахождение раскопанных больших курганов.

(Открыть Илл. 1 в новом окне)

 

Для того чтобы в полной мере оценить значение этих находок, необходимо познакомиться с устройством больших горноалтайских курганов и уяснить причины их промерзания. Вместе с тем поскольку установлено, что ковры, обнаруженные в этих курганах, частично переднеазиатского происхождения, а ткани — и персидской и китайской работы, следует хотя бы вкратце познакомить читателя с культурой древних горноалтайцев, крайней северо-восточной группой скифских племен.

 

Сто лет тому назад В.В. Радлов во время своей археологической экспедиции в Горный Алтай вскрыл два больших кургана с каменной наброской на их поверхности: Катандинский и Берельский. Эти курганы оказались оледенелыми, вследствие чего в них прекрасно сохранились редко встречающиеся в древних захоронениях изделия из дерева, кожи и тканей, одежда и другие предметы. На это обстоятельство было обращено внимание этнографического отдела Русского музея (в настоящее время Этнографического музея народов СССР), снарядившего в 1924 году Алтайскую экспедицию. В задачи этой экспедиции, как и экспедиции 1925 года, входила разведка больших, подобных раскопанным В.В. Радловым, курганов с каменной наброской. Экспедиции обратили своё особое внимание на группу древних курганов, расположенных в бассейне реки Улагана в Восточном Алтае. При выборе для исследования именно этой группы, известной теперь под названием «Пазырыкские кур­ганы» (50°44′ с.ш. и 83°03′ в.д. от Гринвича), особое значение придавалось большой высоте их расположения над уровнем моря (ок. 1600 м), всего на 400 м ниже границы вечного снега в Горном Алтае, что должно было благоприятствовать образованию в этих погребениях курганной мерзлоты.

 

В те времена в долину Пазырыка можно было проникнуть только узкими горными тропами или со стороны Телецкого озера,

(6/7)

или через Айгулакский перевал со стороны Чуйского тракта.

 

В 1929 году музею удалось снарядить экспедицию в Восточный Алтай для раскопок первого Пазырыкского кургана. Несмотря на блестящие результаты раскопок, только в 1947 году они были возобновлены в долине Пазырык Институтом истории материальной культуры Академии наук СССР при участии (с 1948 г.) Государственного Эрмитажа. В последующие годы была вскрыта вся группа Пазырыкских курганов, а с 1950 года начались раскопки подобных же курганов в Центральном Алтае в бассейне реки Урсула, двух Башадарских и двух Туэктинских, а также был доследован большой Катандинский курган, в своё время вскрытый В.В. Радловым (илл. 1).

 

***

 

Курганы с покрывающей их насыпью из камней встречаются в Горном Алтае в открытых степных долинах могильниками до сотни и более могил, расположенных обычно цепочками в меридианном направлении по несколько могил в цепочке. Большие курганы, например Пазырыкские и Туэктинские, также были расположены цепочками, чаще же такие курганы встречаются по одиночке и попарно.

 

Поскольку все подобные курганы были раскопаны уже в древности, снаружи они представляли собой плоский усеченный конус с воронкой в центре. Современные раскопки больших курганов велись широким раскопом с юга на север, более или менее значительной ширины, в зависимости от диаметра кургана, который колебался от 24 до 76 м.

 

При снятии каменной наброски размеры раскопа намечались траншеями до глубины грунта (илл. 2). Каменная наброска состояла из обломков дикого камня, взятого из ближайшей каменной россыпи, и чередовалась с прослойками из щебня или речной гальки. Под каменной наброской

2. Начало разборки каменной наброски первого Туэктинского кургана.

(Открыть Илл. 2 в новом окне)

(7/8)

всегда наблюдался холмик из земли, вынутой при рытье могильной ямы. Чем яма была обширнее, тем больше был и холмик. После снятия и этой земляной насыпи чётко обозначались контуры могильной ямы. По извлечении из могильной ямы поверхностного слоя земли на глубине 60-80 см её содержимое оказывалось промёрзшим. Верхняя часть могильной ямы была заполнена не только землёй, но и навалом из крупных камней и валунов, иногда очень больших — по несколько тонн весом. Под ними шёл настил из многих рядов брёвен, иногда до трёхсот брёвен в могиле. При оттаивании как содержимого могилы, так и окружающего грунта выступала вода, которая и откачивалась. Ниже настилов из брёвен оказывался слой от 20 до 80 см толщиной слежавшегося кустарника (курильский чай, Potentilla dasiphora fruticosa L. Rybd.), а под ним поверх потолка погребальной камеры покрытие из лиственничной коры или берестяных матов.

 

Погребальные камеры, как правило, были ординарные, двойные же — из двух срубов, вставленных один в другой, с полом из толстых плах и двойным бревенчатым потолком. С северной и южной продольных сторон погребальной камеры стояли по три или четыре вертикальных столба, на которых в поперечном направлении были уложены три или четыре бревна, сдерживающих нагрузку над погребальной камерой из брёвен и земли с камнями. У южной стенки внутри камеры стояли один или два саркофага-колоды, вырубленных из огромных стволов лиственницы или кедра. Эти саркофаги были снаружи украшены наклеенными на них полосками берёсты, а иногда рядами вырезанных из кожи петухов или оленей. Саркофаг и крышка из второго Башадарского кургана и саркофаг второго Туэктинского кургана покрыты художественной резьбой с изображениями тигров, оленей и других животных (илл. 19, 20, 22). Стены погребальных камер внутри драпировались войлочными коврами, обычно

(8/9)

художественной работы, на полу размещался погребальный инвентарь, главным образом домашняя утварь.

 

Конские трупы, принадлежности упряжи, средства передвижения укладывались в могильной яме в северной её трети, вне погребальной камеры.

 

Линза мёрзлых грунтов наблюдалась под насыпью всех больших курганов, и чем больше был курган, тем больше была и линза мерзлоты. Поэтому по мере вскрытия кургана грунт, в котором была заключена могильная яма, в ходе производства археологических работ постепенно оттаивал и угрожал оползнями и обвалами. Последнее было особенно неприятно при больших глубинах могильной ямы, например, при восьми метрах глубины в первом Туэктинском кургане, где приходилось сооружать крепления брёвнами стенок могильной ямы (илл. 3.)

 

***

 

Каковы же были причины, обусловившие промерзание больших горноалтайских курганов с каменной наброской? Климат Горного Алтая характеризуется низкими средними годовыми температурами воздуха, большой продолжительностью зимы и низкими температурами зимних месяцев. Тонкий слой поздно выпавшего снега на открытых местах сдувается ветрами. Малая облачность зимой обеспечивает большое излучение тепла, сильное охлаждение почвы и глубокое её промерзание. Преобладание затишья в холодное время года способствует инверсионному распределению температуры и, как следствие, переохлаждению долины. Лето короткое, относительно сухое и прохладное, во время которого высокие полуденные температуры сменяются ночными холодами.

 

Таким образом все климатические факторы, обусловливающие образование мерзлоты, в Горном Алтае налицо.

 

Однако вследствие чрезвычайного разнообразия ландшафтных условий эта область не относится к зоне распространения

 

3. Бревенчатая обвязка могильной ямы первого Туэктинского кургана, предохраняющая от оползня стенок при оттаивании окружающего грунта.

(Открыть Илл. 3 в новом окне)

(9/10)

сплошной мерзлоты. Её не наблюдается на склонах южной экспозиции, сильно нагреваемых в летнее время. Она — обычное явление на северных склонах речных долин и хребтов. В долинах же, где расположены курганы, о которых идёт речь, мерзлоты не обнаружено, не было её и во время сооружения курганов. Отсюда естествен вопрос, когда и при каких обстоятельствах произошло промерзание курганов и что привело к такой изумительной сохранности самих памятников и всего в них захороненного?

 

Как уже говорилось, климат Горного Алтая достаточно благоприятен для развития мерзлотного процесса. И все же необходимы были соответствующие условия второго порядка для образования курганной мерзлоты. Этому способствовала конструкция курганов. Курганная мерзлота, обнаруженная под насыпью, возникла прежде всего благодаря наличию каменной наброски над курганом. Каменная наброска действовала как теплоизолирующий покров, предохраняющий земляную поверхность от прогревания в летнее время и тем самым задерживающий и ослабляющий оттаивание. В зимних условиях наброска являлась фокусом максимального теплоизлучения за счёт более быстрого, по сравнению с почвенной поверхностью, охлаждения камня и вследствие наличия свободной конвекции в наброске. Если в начале зимы некоторый запас тепла в каменной наброске только в незначительной мере задерживал охлаждение, то весной процесс нагревания сильно затягивался. Замещение теплого воздуха холодным происходило значительно быстрее, чем холодного тёплым. Каменная наброска, являясь слаботеплопроводным покровом, изменяла колебания температуры в суточном и годовом её ходе, смягчая пики и уменьшая абсолютные её величины. Легко проницаемая для атмосферных осадков в тёплое время года, резко ограничивая их испарение и действуя, напротив, как конденсатор влаги, она увеличивала общую влажность поверхности земли,

(10/11)

подстилающей каменную наброску, делая грунт менее теплопроводным. Наконец, наброска являлась затенителем, резко сокращавшим величину инсоляции.

 

В результате всех этих причин в каменной наброске и под ней создавался особый микроклимат, который отличался от микроклимата окружающей курган естественной поверхности, и это, в свою очередь, способствовало усилению и сохранению мерзлотного процесса. Помимо процессов, вызванных наличием каменной наброски, образованию курганной мерзлоты благоприятствовала и конструкция горноалтайских курганов в целом. Возвышаясь над землёй, они сильно охлаждались зимой, грунтовая насыпь над ними промерзала до могильной ямы и даже ниже.

 

Пустоты между брёвнами и камнями навала в верхней половине могильной ямы являлись своеобразными холодильными ячеями, источником охлаждения которых служила поверхность основания грунтовой насыпи. В нижней половине ямы погребальная камера, прикрытая сверху многослойным покровом из лиственичной коры или берёсты, была свободна ото льда. В пустотах навала и погребальной камеры непрерывно происходила контактная конвекция воздуха. Охлаждённый в пустотах навала воздух опускался в камеру, а более тёплый воздух камеры подымался вверх к контактной зоне до охлаждающей поверхности. Процесс этот протекал непрерывно, усиливаясь в период понижения температуры зимой и ослабляясь летом. Каменная наброска, бревенчатый и валунный навалы, покрытие камеры корой и слоем кустарника стабилизировали сезонное охлаждение.

 

Так в течение ряда лет в результате совместного действия климата и особенностей конструкции курганов под каменной наброской курганов установилось температурное равновесие с образованием мерзлоты.

(11/12)

 

К какому же времени относятся большие горноалтайские курганы, о которых идёт речь? Изучение погребального инвентаря определило, что они относятся к середине первого тысячелетия до н.э. Последующая их датировка радиоуглеродным методом (что удалось сделать благодаря прекрасной сохранности их брёвен) подтвердила этот вывод. Оказалось, что абсолютный возраст второго Башадарского и первого Туэктинского курганов — 2480 лет, большого Катандинского — 2420 лет, Пазырыкских курганов — порядка 2360 лет. Надо учесть вероятную ошибку, так как радиоуглеродный метод для сравнительно таких поздних курганов, как наши, не может служить для определения точного времени возникновения каждого в отдельности кургана, но их возраст укладывается в пределах скифского времени, то есть примерно между 520 и 400 годами до н.э. Весьма ценна относительная их хронология, установленная методом исследования толщины колец брёвен из этих курганов. Оказалось, что самый древний из них — первый Туэктинский курган. Первый и второй Пазырыкские курганы были сооружены через 130 лет после первого Туэктинского, а самый поздний — пятый Пазырыкский — через 178 лет после первого Туэктинского кургана. Весьма важно, что более других интересующий нас пятый Пазырыкский курган по радиоуглеродной датировке даёт возраст 2365±50 лет, то есть рубеж V и IV веков до н.э.

 

***

 

Каково же было окружение, в котором жило население Горного Алтая в эпоху возникновения интересующих нас курганов? Первые сведения о коневодческих племенах Восточной Европы относятся к X-IX векам до н.э. (у Гомера — «млекоеды», «дивные доители кобылиц»). К середине первого тысячелетия до н.э. племена эти занимали огромное пространство евразийских степей, полупустынь и предгорий (илл. 5). На обширной территории — от Карпат

(12/13)

на западе до Памира, Тянь-Шаня и Алтая на востоке — обитали племена, известные древним грекам под названием скифов, а персам — саков.

 

В северном Причерноморье жили царские скифы; скифские племена (скифы-шкуда) обитали и южнее — между Кавказскими горами и Каспием, вплоть до северных берегов озера Урмии. К востоку от Дона жили савроматы, говорившие «на искажённом скифском языке»; в Зауралье — иирки, далее на восток, вплоть до Алтайских гор, как сообщает Геродот, отделившиеся от царских скифов аргиппеи; в районе озера Зайсан — аримаспы. Вдоль южных берегов Каспийского моря обитало особое племя — каспии; в районах, прилегающих к Аральскому морю, — саки-тарадарайа и родственные им массагаты (яксарты); в Среднеазиатском Междуречье — саки-хаомоварга, или амюргии; далее к северу, в Прибалхашье, — саки-тиграхауда и исседоны.

 

Племена, населявшие Горный Алтай, были известны грекам под легендарным названием «стерегущие золото грифы», а китайцам — под названием «юечжы». Основная масса юечжей обитала в Монгольском Алтае и южнее, вплоть до Бей-Шаня, но вполне вероятно, что часть юечжей жила и в Саянах.

 

Исторические и археологические сведения о скифо-сакских племенах, живших в первой половине первого тысячелетия до н.э., крайне малочисленны, но весьма важны.

 

Ассирийские барельефы и археологические находки свидетельствуют о том, что в IX веке до н.э. в царствование Ашшурнасирпала (885-859) отдельные группы коневодческих племён обитали на территории современного Иранского Азербайджана. Замечательный барельеф из дворца Нимруда (илл. 4) изображает сцену преследования ассирийцами трёх конных лучников, вооружённых мечами и короткими луками со стрелами. Один из лучников, обернувшись, стреляет в преследующих

(13/14)

4. Преследование ассирийцами трёх конных лучников. Барельеф из дворца Нимруда.

(Открыть Илл. 4 в новом окне)

ассирийцев, другой в правой руке держит повод, а левая рука у него приподнята. В отличие от ассирийцев, которые едут в колеснице, лучники сидят на лошадях в сёдлах с подпругами и подхвостными седельными ремнями. Возможно, что конные стрелки из лука — представители одного из скифских племён, которые в X-IX веках до н.э. под давлением массагетских племён перешли Волгу и восточным побережьем Кавказа проникли в восточные закавказские степи на территории современного Азербайджана.

 

Часть скифов, пришедших из Азии в Европу, по словам Геродота, в Северном Причерноморье напали на киммерийцев, заставив их удалиться в Малую Азию. Ассириологи датируют приход киммерийцев в Малую Азию началом царствования Саргона II (722-705) или более ранним временем, то есть 730-720 годами до н.э., что примерно совпадает со временем появления скифов на юге европейской России.

 

Самые древние известные нам памятники, свидетельствующие о пребывании скифских племён в области Северного Причерноморья, относятся к VII веку до н.э., и культура, называемая скифской, появилась там внезапно. Находки же в Иранском Курдистане в Зивийе около города Секкыза (к югу от озера Уремии, на территории бывшей Манны) указывают на пребывание скифов в юго-западной Азии также в VII веке до н.э., хотя среди вещей, найденных при раскопках в Зивийе, имеются произведения ассирийского искусства, которые можно скорей всего отнести к VIII или даже к IX веку до н.э.

 

В ассирийских источниках упоминается, что в правление Ассархаддона, в 70-х годах VII века до н.э., в Передней Азии обитали скифы-ашкуза (шкуда). В это время скифы выступают против Ассирии в союзе с Манной. Однако позднее скифское царство в Передней Азии делается верным союзником Ассирии. На pyбeжe VII-VI веков до н.э., по-видимому после 625 года, часть

(14/15)

скифов ушла из Передней Азии на север, в Причерноморье, другая часть осталась в пределах Мидийской державы. В середине первого тысячелетия до н.э. в Передней Азии (южнее земель, где обитали скифы) находилась обширная территория военно деспотических держав Вавилона и Ассирии. Эти государства образовались в третьем тысячелетии до н.э. Ассирийское государство в течение долгого времени подчинялось Вавилону, который достиг особого расцвета культуры в начале второго тысячелетия до н.э. Однако в VIII веке до н.э. Вавилонское царство было само завоёвано Ассирией.

 

В первой четверти VIII века до н.э. Маннейское государство занимало значительную часть Иранского Азербайджана, и только на крайнем севере этой области жили урартские племена. В IX-VIII веках до н.э. сложился союз мидийских племён. В это время мидяне были данниками Ассирии. Мидия как самостоятельное государство существовало в течение VII-VI веков до н.э. В середине VI века Мидия была побеждена персидским царём Киром и вошла в состав Персидского государства, после чего гегемония в Иране переходит к персам. Мидийская столица Экбатана (ныне — Хамадан) становится одной из резиденций персидских царей.

 

Завоевав в 546 году до н.э. Ассирию, Кир разгромил Мидийское царство и взял его столицу Сарды. После этого персы подошли к берегам Малой Азии и подчинили там себе целый ряд греческих городов. В 538 году Кир захватил Вавилон и направился на восток в степи, где подчинил осёдлые земледельческие племена и частично скотоводческие.

 

В 523 году власть в Персии переходит к Дарию, молодому представителю рода Ахеменидов. Оформление Персидского государства с разделением его на сатрапии, начавшееся ещё при Кире, было завершено Дарием. Ослабление Персидского государства началось во второй половине

(15/16)

5. Этнографическая карта части Евразии в середине первого тысячелетня до н.э.

(Открыть Илл. 5 в новом окне)

(16/17)

V века до н.э. Просуществовало оно до 330 года до н.э., когда было покорено Александром Македонским.

 

Физический тип населения Горного Алтая, как и в западной Скифии, судя по рядовым погребениям, в данную эпоху был хорошо выраженным европеоидным. Значительно разнообразнее он у погребённых в больших курганах с каменной наброской. Среди них, хотя и преобладает европеоидный тип, встречаются особи с явно выраженными монголоидными чертами. Последнее объясняется перекрёстными браками горноалтайской знати со знатью современных им монгольских племён Центральной Азии.

 

Таким образом, степи восточной Европы и западной Азии в середине первого тысячелетия до н.э. в основном были заселены племенами европеоидного типа: скифы, савроматы, массагеты, саки, юечжы, в том числе и горноалтайские «стерегущие золото грифы», которые говорили на диалектах иранской языковой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги