главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги

С.И. Руденко. Сибирская коллекция Петра I. / САИ Д3-9. М.-Л.: 1962.С.И. Руденко

Сибирская коллекция Петра I.

/ САИ Д3-9. М.-Л.: 1962. 52 с.+27 табл.

 

Глава III. Шейные гривны и браслеты.

 

Ожерелья, так называемые шейные гривны Сибирской коллекции, разнообразны как по технике изготовления, так и по художественному оформлению. Наиболее простая гривна представляет собой цельное кольцо, передняя, бόльшая по размерам часть которой прямоугольная в разрезе, остальная — круглая, имеющая вид скрученной в спираль тонкой проволоки (табл. XIV, 1).

 

Шейные гривны другого типа, несложные по оформлению, состоят из длинной проволоки, согнутой в несколько колец, с выполненными головками или полными изображениями животного на концах проволоки. Таких шейных гривн в Сибирской коллекции две. Одна из них (табл. XIV, 2) состоит из длинной проволоки, изогнутой в пять колец, со схематически выполненными головками животного на концах проволоки. Другая проволочная шейная гривна, состоящая из трёх колец (табл. X, 3), подобна первой, но отличается от неё тем, что к свободным её концам припаяны не звериные головки, а полные изображения животного, а именно: стилизованные фигурки львов (табл. X, 4) с вытянутыми вперёд передними лапами и поджатыми задними, как бы приготовившихся к прыжку, с характерными складками на верхней губе и хвостом, оканчивающимся вместо кисточки головкой ушастого грифа. И здесь особого внимания заслуживают ячеи со вставками бирюзы и кораллов в ушах, на темени и шее, на плечах, в области туловища (рёбра) и таза. В глазах — вставки чёрного камня или стекла. Вдоль спины по хребту полоска в виде «ёлочки». Наличие грифовой головки на конце львиного хвоста — характернейшая деталь в изображениях льва в искусстве

(16/17)

Рис. 9. Шейные гривны. Клад с. Казинского.

(Открыть Рис. 9 в новом окне)

 

племён Горного Алтая скифского времени, появившаяся там под влиянием искусства Передней Азии вместе с изображениями льва и львиного грифона. В качестве примеров можно сослаться на изображение львиного грифона на одной из седельных покрышек первого Пазырыкского кургана, [1] рогатого льва на известной пластине из Катандинского кургана [2] и особенно на изображения фантастических животных в татуировке погребённого во втором Пазырыкском кургане. [3]

 

В качестве аналогов сибирским проволочным гривнам на западе можно указать на девять таких же золотых проводочных гривн из клада, найденного в с. Казинском б. Александровского уезда Ставропольского края (рис. 9, а, б, в). Все казинские гривны незамкнутые и оканчиваются изображениями одного и того же зверя, по-видимому льва в традиционной позе — с вытянутыми вперёд передними и поджатыми задними лапами. Все эти клыкастые звери переданы в своеобразной манере и в стиле, существенно отличающемся от стиля в изображении животных Сибирской коллекции. Казинские гривны настолько похожи одна на другую, что их можно считать вышедшими из рук одного и того же мастера.

 

Не сложна по конструкции шейная гривна из незамкнутого кольца, оканчивающегося львиными головами (табл. XV, 1 и 2), замечательна высокохудожественным выполнением последних. Характерная особенность львиных головок при реалистическом их воспроизведении — известная условность в передаче деталей, заполнение вставками бирюзы ячей на нижней челюсти, в глазах, ушах и ячей, обозначающих гриву, а также подчёркивание нижней челюсти, бровей и гребня черепа особыми выемками с насечками. К этим деталям, позволяющим датировать гривну, вернёмся в главе седьмой.

 

Наиболее многочисленны в Сибирской коллекции составные гривны на шарнирах, состоящие из двух частей — передней, более длинной, и задней — короткой. Этого же типа в собраниях Эрмитажа имеется бронзовая литая гривна неизвестного происхождения, но бесспорно из Сибири (рис. 10), с изображением двух сопоставленных фигур лежащих львов. Манера в воспроизведении глаз, ушей с характерными внутри их завитками, клыков и зубов в раскрытой пасти, наконец когтистых лап аналогична воспроизведениям хищных зверей — кошек и тиг-

Рис. 10. Бронзовая шейная гривна.

(Открыть Рис. 10 в новом окне)

 

ров в искусстве Горного Алтая, в частности в предметах из Пазырыкских и второго Башадарского курганов. [4] Особого внимания заслуживает борозда, окаймляющая гривну. Гривна эта несомненно была покрыта листовым золотом, подобно медным или вырезанным из дерева украшениям, найденным в горно-алтайских курганах скифского времени.

 

В Сибирской коллекции имеется только одна не полностью сохранившаяся гривна с изображением двух лежащих длиннохвостых баранов (табл. XII, 3).

 

Составных гривн, состоящих из одного или из двух полых колец и с одним полукольцом над ними, на концах которого изображены животные, в Сибирской коллекции несколько. Это, во-первых, три гривны с лежащими в традиционных позах (с вытянутыми вперёд передними и поджатыми задними лапами) львами или тиграми (табл. XI, 6; XVI; XVIII, 1), а во-вторых, две гривны с головками львов, длинная шея и грива которых условно переданы в одном случае системой рубчатых чешуек (табл. XVIII, 2), в другом — псевдофилигранью из скрученной в колечки тонкой проволоки (табл. XI, 7).

Рис. 11. Деталь шейной гривны. См. табл. XVIII, 8.

(Открыть Рис. 11 в новом окне)

 

Особенно интересна составная, из двух частей, гривна, из трёх полых колец, с рядами круглых и ромбических ячей между кольцами и четырьмя фигурами лежащих львов по верхнему краю (табл. XVIII, 8; рис. 11). В этих изображениях особого внимания заслуживают намеченная подбрюшная и на лапах шёрстка, подчёркивание

(17/18)

рёбер рядом скобок и пунктирная линия вдоль шеи и по хребту, а также грифовые головки на конце хвостов.

 

Оригинальна гривна из полых колец с винтообразной наружной поверхностью, полукольцо которой заканчивается львиными головками (табл. XIII, 1). Головки эти по своему художественному оформлению чрезвычайно близки к головам львов одной из гривн Казинского клада, изображённым на рис. 9.

 

Двусоставная гривна, на шарнире, из полой трубки, свёрнутой в три кольца (табл. XIII, 2), так же, как и две из рассмотренных выше (табл. XI, 7; XVIII, 2), украшена хорошо оформленными головками льва с длинной шеей, грива которого намечена косыми узкими ячеями, заполненными вставками бирюзы.

 

Особое положение занимают составные гривны, образованные десятью полыми кольцами с одиннадцатым полукольцом сверху (табл. XVIII, 3 и 6). На концах полукольца одной из этих гривн (табл. XVIII, 7) припаяны львиные головки с длинной шеей, грива которых показана псевдофилигранью из тонкой проволоки, подобно тому как это сделано и на шее головки одной из упомянутых выше гривн (табл. XI, 7).

 

В ближайшей связи с последними тремя гривнами стоит гривна из бокового погребения Буеровой могилы на Таманском полуострове и гривны из Ахтанизовского клада. Гривна из Буеровой могилы [5] состоит из шести полых колец, по технике же она совершенно такая, как сибирские гривны, представленные на табл. XVIII. Гривна из Буеровой могилы на концах украшена оленьими головками с длинными ушами и поджатыми рогами. Стилистически оформление оленьих головок подобно оформлению головок гривны табл. XIII, 2. Из деталей следует обратить внимание на пунсованные линии на затылке головки сибирской гривны и на рогах оленя гривны из Буеровой могилы. Сходство между этими двумя гривнами подчёркивается также и тем, что обе они представляют собой как бы одну свёрнутую в спираль из нескольких колец полую трубку с головками на её концах.

 

Три золотые гривны на шарнирах из клада, найденного у с. Ахтанизовки [6] б. Темрюкского отдела Кубанской области, состоят также из полых колец, причём одна из них составлена из трёх, другая — из шести и третья — из девяти колец. Все они украшены головками: первая гривна — головкой длинномордого зубастого «волка», подобной «волчьей голове» одного из браслетов Аму-дарьинского клада (рис. 12), вторая — головкой оленя, трактованной так же, как голова оленя Буеровой гривны, третья гривна украшена головкой козла. Последние две головки с прижатыми к шеерогами.

 

Исключительный интерес имеют гривны, представленные на табл. XVI и XVII. Первая из них (табл. XVI) состоит из массивной полой трубки с фигурками львов на концах. Фигурки эти, отличаясь в деталях, подобны тем, что украшают гривну, представленную на табл. X, 4, но более тщательной и тонкой работы. Позы львов этой гривны — с вытянутыми вперёд передними лапами и поджатыми задними, как бы подкрадывающихся к своей жертве и готовых к прыжку. Морды с типичными для изображения львов в переднеазиатском, точнее в персидском ахеменидского времени, искусстве, со складками на верхней губе. Форма уха с завитком у основания характерна для изображений зверей в горноалтайском искусстве скифского времени, в частности для изображения головы волка из четвёртого Пазырыкского кургана. [7] Трактовка лап в точности такая же, как при изображении тигров на пластинках из пятого Пазырыкского кургана. [8] На шее точно такой же формы треугольные ячеи с одной выпуклой и двумя вогнутыми сторонами, какие мы видим на теле грифа в сцене нападения его на лося [9] из первого Пазырыкского кургана, или орнамент на кожаном футляре из второго Башадарского кургана. [10] На плечах и бёдрах ячеи в виде треугольников с выгнутыми сторонами и в виде «запятых». На грудной клетке в области рёбер подкововидные ячеи, столь же характерные для изображений животных из тех же курганов. Такой же формы ячеи на поверхности хвоста, подобные тем, какие мы видим на хвосте некоторых из фантастических зверей в татуировке [11] мужчины, погребённого во втором Пазырыкском кургане. На конце хвоста льва головка ушастого грифа.

 

Таким образом, стилистически и в деталях изображения львов на гривне, представленной на табл. XVI, входят в круг памятников искусства, хорошо уже известных в Горном Алтае и, как будет показано ниже, в Средней Азии и, в известной мере, в Передней Азии.

 

В той же позе — готовые к прыжку — и львиные грифоны, украшающие гривну, представленную на табл. XVII. Их головы с оскаленной пастью подобны головам львиных грифонов на известных цветных кафлях Суз. [12] Большие уши такие же, как у рогатых львов персепольских капителей; [13] уши и рога точно такой же формы, с ячеями и утолщениями на концах, как у орлиных грифонов знаменитого золотого браслета из Аму-дарьинского клада (рис. 13). [14] Грива на лицевой стороне львиного грифона сибирской гривны в таких же точно ячеях, как и шея орлиного грифона аму-дарьинского браслета. Крылья

 

(18/19)

Рис. 12. Браслет. Аму-дарьинский клад.

(Открыть Рис. 12 в новом окне)

Рис. 13. Браслет. Аму-дарьинский клад.

(Открыть Рис. 13 в новом окне)

 

в точности такие же, как у львиного грифона одного из украшений того же Аму-дарьинского клада (рис. 14). Ячеи на наружной поверхности грудной клетки грифона сибирской гривны имеют ту же форму «полуподковки» или «зерна фасоли», как и на бёдрах упомянутого выше сузского львиного грифона. На внутренней поверхности грудной клетки эти ячеи имеют несколько иную форму, такую, как ячеи на грудной клетке льва, изображённого на золотом перстне из Аму-дарьинского клада (рис. 15). Характерный кружок или «точка» на бедре грифона гривны аналогична таковым на теле орлиного грифона аму-дарьинского браслета, на теле льва упомянутого выше перстня или на бедре львиного грифона Аму-дарьинского клада, где она так же, как и на бедре грифона гривны, изображена с двумя треугольниками. Хвост трактован так же, как и хвосты львов на рассмотренных выше сибирских гривнах и ряда фантастических животных татуировки мужчины из второго Пазырыкского кургана. [15] Хвост львиных грифонов гривны табл. XVII в отличие от львиных хвостов табл. XVI оканчивается не грифовой головкой, а листовидной кисточкой, подобной той, какую можно видеть на конце хвоста упомянутого выше львиного грифона Аму-дарьинского клада. Лапы трактованы так, как у фантастического крылатого зверя пазырыкской татуировки. [16]

 

Таким образом, сибирская шейная гривна с изображениями львиных грифонов тесно связана с произведениями искусства мастеров Среднеазиатского Междуречья, находившихся, в свою очередь, в непосредственной взаимосвязи с мастерами ахеменидской Персии. Хотя в некоторых деталях воспроизведения интересующих нас грифонов, в частности, в трактовке лап, проявляются некоторые исконно сибирские (горноалтайские) приёмы, вполне вероятно, что данная гривна изготовлена мастером Среднеазиатского Междуречья.

 

Рис. 14. Львиный грифон. Амударьинский клад.

(Открыть Рис. 14 в новом окне)

Рис. 15. Перстень. Аму-дарьинский клад.

(Открыть Рис. 15 в новом окне)

 

Браслеты в Сибирской коллекции двух типов: проволочные, каких большинство, и массивные ажурные. Первые — из спирально скрученной проволоки в несколько колец. Они в описи вещей, посланных Петру I М.П. Гагариным, названы либо: «нарукавник для хранения руки от тетивы», либо: «проволока, чем обвивают руку для хранения от тетивы», что, конечно, неправильно. Дело в том, что в XVII и XVIII вв. русские при стрельбе из лука действительно надевали нарукавники, предохраняющие мыщелок левой руки от удара тетивы при стрельбе из лука. У коренного населения Западной Сибири, особенно у хантов и манси бассейна р. Оби, такие наручники бытовали даже в первой четверти ХХ в., но форма их была другая. Обычно они представляли собой костяную или металлическую пластинку овальной формы, полукруглую в поперечном разрезе. Иногда нарукавники изготовлялись из плотного сукна и в несколько слоёв обертывались вокруг руки у запястья. Однако такие наручники употреблялись только при стрельбе из длинных и притом слабо выгнутых луков. При стрельбе из коротких, сильно выгнутых луков типа скифских, бытовавших и в Южной Сибири в скифское время, спущенная тетива не ударяла по мыщелку левой руки, и поэтому никакой надобности в наручниках не было. Поэтому нигде в скифо-сарматских и сакских погребениях такие наручники не находились.

 

Простейший браслет Сибирской коллекции из проволоки в полтора оборота оканчивается двумя фигурками львов (табл. VII, 3), если характерный бортик, обрамляющий шею, считать краем львиной гривы. Таз животного и особенно деталь, подчёркивающая наличие львиной гривы, сближают изображения льва на этом браслете с львами на гривне, представленной на табл. XVIII, 8.

 

Второй браслет из проволоки в три оборота, оканчивающийся головками барана (табл. VII, 4), по технике изготовления и стилистически весьма близок предыдущему и, возможно, выполнен одним и тем же мастером.

 

Браслет из проволоки в семь оборотов заканчивается фигурками кошек или львов с поджатыми ушами и ногами (табл. IX, 3). Ближайшую аналогию этому браслету

(19/20)

мы видим в золотой гривне из погребения у с. Саламатина б. Камышинского уезда Саратовской губернии [17] с той лишь разницей, что проволока саламатинской гривны заканчивается фигурками рогатых львов с поджатыми передними и вытянутыми задними ногами, как бы в прыжке. [18] Сходство это подчёркивается деталью в оформлении плеча, отмеченной особым значком в виде «запятой».

 

Следует обратить внимание на сильно, к сожалению, повреждённые изображения львов (табл. XVIII, 4 и 5) на концах ещё одного проволочного браслета, стилистически близкие к воспроизведению львов на браслете, описанном в табл. X, 4. Необходимо подчеркнуть такие детали, как ячеи в виде скобок на груди и выгравированные «ёлочки» вдоль спины.

Рис. 16. В развёрнутом виде сцены на браслете. См. табл. XIX, 4-6.

(Открыть Рис. 16 в новом окне)

 

Весьма интересны сцены волков (или собак), «поглотивших» оленей, которыми заканчивается проволока браслета в одиннадцать оборотов (табл. XI, 3, 4, 5). Сцены эти, как и сцена на другом проволочном браслете, от которого сохранилась только часть (табл. X, 2), с тем же сюжетом, по стилистическому их оформлению весьма близки к одному из браслетов Аму-дарьинского клада с изображением волков, представленному на рис. 12. В этой связи крайне интересна часть проволочного браслета из с. Дуздак б. Сыр-Дарьинской области, промежуточной между Западной Сибирью и местонахождением Аму-дарьинского клада (табл. X, 1).

 

От дуздакского браслета сохранился только один его конец с изображением волка, передние лапы которого касаются головы, а задние вытянуты назад. Особенностью данного изображения волка является вздёрнутый кверху кончик носа с посаженной на него головкой грифа, своеобразная в виде «перевёрнутой запятой» форма уха и грифовы головки, расположенные вдоль всего тела и на кончике хвоста. Вздёрнутый кверху кончик носа «волка» мы видим в целом ряде его изображений на различных предметах Сибирской коллекции. Весьма показательно, что эта деталь обычна и для изображений волка из Пазырыкских и других курганов Горного Алтая. [19] Наличие птичьих головок на шее и на кончике хвоста не только «мифического волка», но и других фантастических животных весьма характерно для искусства Горного Алтая скифского времени. [20]

 

Массивных литых браслетов только два. На одном из них (табл. XIX, 4-6; рис. 16) воспроизведены сцены нападения волков на лошадь и баранов. Центральная сцена, посредине браслета — нападение двух волков на лошадь. Припавшая на передние ноги с вывернутой задней половиной тела лошадь головой касается земли. Один из волков впился в горло лошади, другой — в её заднюю ногу. Оба волка с вывернутой задней половиной тела и пушистым хвостом между лап. Подобная же сцена нападения волков, но не на лошадь, а на горного барана, повторяется на этом браслете четыре раза. Поверженный горный баран изображён с вывернутым телом, копытцами задних ног касающийся головы. Один волк схватил барана за загривок, другой — за заднюю ляжку. Оба волка и в этой сцене представлены с вывернутой задней половиной тела. Тело барана, как и волков, покрыто ячеями характерной формы, в виде «запятой», подковок и полуподковок, «треугольников». Столь же характерны ячеи на волчьих хвостах в виде кружка (точки) между двумя треугольниками.

 

Изображение животных с вывернутой задней половиной тела — одна из своеобразных особенностей искусства племён Горного Алтая скифского времени, встречающаяся там в самых разнообразных комбинациях. Не менее характерна, как увидим ниже, эта манера изображения животных и для сибирского искусства данной эпохи, широко представленная в различных сценах борьбы из-за добычи и нападения хищных животных друг на друга или на травоядных. В частности, поза горного барана с вывернутой задней половиной тела, касающегося копытцем задней ноги головы, представленная на рассматриваемом браслете, известна в украшениях конской упряжи из третьего Пазырыкского кургана. [21]

 

Створчатый браслет на шарнирах из с. Дуздак б. Сырдарьинской области (табл. XII, 2) с изображениями только двух лошадей чрезвычайно близок к рассмотренному браслету как по характеру литья, так и по стилю и позе лошади, припавшей на передние ноги, мордой касающейся земли, с вывернутой задней половиной тела и копытом задней ноги у загривка.

 


 

[1] С.И. Руденко. 1953, табл. CXI.

[2] Там же, табл. LXXXII, 4.

[3] Там же, стр. 312, рис. 181.

[4] С.И. Pуденко. 1960, стр. 241, рис. 144.

[5] М.И. Ростовцев. 1918, табл. II, рис. 4.

[6] Отчёт императорской Археологической комиссии, 1900, стр. 107, рис. 211.

[7] С.И. Руденко. 1953, табл. LXII, 7.

[8] Там же, табл. LXVIII, 7.

[9] Там же, стр. 277. рис. 161.

[10] С.И. Руденко. 1960, стр. 62, рис. 39.

[11] С.И. Руденко. 1953, стр. 310, рис. 179.

[12] М. Dieulafоу. 1890, табл. IX.

[13] О.М. Dalton. 1925, рис. 6.

[14] Таких браслетов известно два. Один из них находится в South-Kensington Victoria and Albert Museum, а другой — в British Museum. Первый опубликован в журнале «The Graphic» от 26 ноября 1891 г. (стр. 537), второй — Лаптопом (1926, табл. I, №116).

[15] С.И. Pуденко. 1953, стр. 312, рис. 181.

[16] Там же, стр. 310, рис. 179.

[17] Отчёт императорской Археологической комиссии, 1902, стр. 138-139.

[18] М.И. Pостовцев. 1918, табл. II, рис. 6.

[19] С.И. Pуденко, 1953, табл. LXIX, 1, 5.

[20] Там же, стр. 309, рис. 177.

[21] Там же, табл. LI, 3, 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / оглавление книги