главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию

В.В. Радлов. К вопросу об уйгурах. Из предисловия к изданию Кудатку-Билика. Прилож. к LXXII-му тому Зап. АН. №2. СПб: 1893. В.В. Радлов

К вопросу об уйгурах.

Из предисловия к изданию Кудатку-Билика.

Приложение к LXXII-му тому Записок Импер. Академии наук. №2.

// СПб: 1893. 130 с.

 

4. Обзор истории Уйгуров.

 

Китайския летописи повествуют с древнейших времён о борьбе с многочисленными северными варварами, которые очевидно принадлежали частью к тунгузским, частью к тюркским племенам. Тунгузы жили на северо-востоке до Тихаго Океана, между тем как тюрки обитали к югу от Жёлтой реки и в западных горах до границ Тибета. С усилением китайскаго государства тюркския племена оттеснялись всё далее на север и запад, так что в IV веке уже лишь незначительная часть их жила по левому берегу Жёлтой реки. О том, как далеко простирались владения тюрков к северу и западу, у нас, разумеется, никаких известий не имеется.

(125/126)

 

В середине III века до P.X. многия тюркския племена соединились в одно могущественное государство, которое китайцы называют государством Хун-ну, достигшим в царствование Мете (209-179) наибольшаго значения. При этом китайские источники уже дают нам возможность получить некоторое понятие о географическом распределении тюрков. Они распадаются на тюрков западных и восточных, враждующих друг с другом, которые соединились вместе лишь благодаря походам Мете. Восточные тюрки состоят из Уйгуров (у китайцев самаго ранняго времени «ху»), которые занимают область между Тангну Ола и Жёлтой рекой и к югу от Тянь-Шаня до бассейна реки Тарима. К северу от них живут Дин-Лин (Теленгиты) около Тангну Ола, Кыргызы (Кя-кяси) по Енисею, Карлыки и Тюрки (Ту-гю) в Алтае и к югу до Тарбагатая. В числе западных тюрков китайцы называют У-сунь к югу от Балкаша, далее на запад Канглы (Кан-гю) до Аму-Дарьи, к юго-западу от них до Каспийскаго моря Юэ-джи и к северу от последних Яо-шэ. Мете покоряет все эти племена, равно как и лежащие между ними города и государства с иранским населением; он принуждает платить себе дань даже китайскаго императора. Чтобы упрочить свою власть, он делит своё государство на 24 части и во главе каждой ставит племеннаго вождя; внутреннее устройство их военное, по отрядам в 10, 100, 1000 и 10.000 человек. Высшую власть над 24 племенами он сосредоточивает в руках 6 князей из своего рода и их 6 помощников.

 

Уйгуры состояли из 19 племён, соединявшихся в свою очередь в 2 более крупныя группы, а именно Он-Уйгуров (десяти-племенных Уйгуров) и Тогуз-Уйгуров (девяти-племенных У.), из которых первые жили на юге, а вторые к северу от них. Ядро хуннскаго государства составляли повидимому Он-Уйгуры и не невероятно, что китайское наименование царства Хун-ну есть не более как искажение слов Он-

(126/127)

Уйгур, причём в транскрипции передаются только два первые слога «он-уй» 1[1]

 

До 114 года могущество государства Хун-ну держится неколебимо, простираясь на степное пространство, занимаемое тюркскими кочевниками, и на Восточный Туркестан; но затем начинается внутреннее разложение. Власть узурпируется несколькими Тан-юями, враждующими между собою, так что наконец восточный Тан-юй Ху-хань-е только тем и может поддержать свою власть в восточной части государства, что объявляет себя в 56 году вассалом китайскаго императора.

 

Затем на востоке образуются два государства Хун-ну, северное и южное; однако ни то, ни другое не может установить прочнаго государственнаго порядка и внутреннее разложение идёт всё дальше и дальше. Сначала распадается северное государство, а потом и поддерживаемое китайцами южное, окончательно павшее в 215 году после P.X.

 

Одновременно с увяданием хуннскаго государства наблюдается усиление его соседей с востока, тунгузов. Тунгузское племя Сянь-бийцев возвышается и продвигается на запад. Два сяньбийских племени То-ба и Мо-юн оттесняют тюрков от Жёлтой реки и завоевывают северный Китай. Главная масса южных Хунъ-ну, т.е. Он-Уйгуров уже в течение II и III веков постепенно передвинулась к западу по степям, лежащим к северу от Тянь-Шаня, так что на юго-востоке оставались только уйгуры-поселенцы Восточнаго Туркестана, где они смешались с китайцами и другими жителями городов. К ним принадлежать очевидно Кю-шэ в Као-чане, где жили почти исключительно уйгуры. Кроме того бассейн реки Тарима наверное был по большей части заселён уйгурами, так как Птолемей называет жителей этой страны «Οίχάρδαι». Передвижение Он-Уйгуров к западу происходило с такою постепен-

(127/128)

ностью, что китайцы не могли сохранить для нас никаких точных известий об их экспедициях. Лишь в летописи северных династий мы находим известие об этом переселении Он-Уйгуров, а именно: при описании «Юэ-бань», турецкаго кочеваго племени (жившаго к западу от Илийской долины), упоминается, что это есть потомки тех племён Хун-ну, которыя оставались там после того, как главная масса Хун-ну переселилась далее на запад к Канглы (Кан-гю т.е. значит к Аральскому морю). Факт поселения Он-Уйгуров близь Аральскаго моря был известен в Европе уже во II веке, так как уже Дионисий Периегет сообщает, что народ Οΰνοι (или вернее 'Ώνοι) обитает по ту сторову Скифов, живущих по берегам Каспийскаго моря. Название 'Ώνοι указывает на то, что Он-Уйгуры назывались у своих соседей просто «Он» или «Онлар» (десять). Может быть даже, что «Он» было название государства, которое Он-Уйгуры или «Онлары» сами дали ему 1[2] В этих странах ногущество Он-Уйгуров усиливается, так что в начале IV столетия они начинают распространять свою власть на запад, и впоследствии, привлекаемые богатством Европы, передвигаются массами через Урал на Запад и основывают там могущественное государство гуннское, которое при Аттиле привело в трепет всю Европу. После смерти Аттилы гуннское государство распадается на отдельныя племена, которыя безпокоят восточную римскую империю и являются в этот период под своими племенными на-

(128/129)

званиями Он-Уйгуров, Утигуров, Сары-Уйгуров и Котригуров. Во всяком случае Он-уйгуры составляли наиболее могущественный союз, возвикший на развалинах царства хуннов, ибо ещё в VII веке европейские географы говорят о государстве Оногория (к северу от Кавказа).

 

Затем имя «Уйгур» более не употребляется на западе в качестве названия самостоятельнаго союза тюркских племён; вероятно большая часть этих восточных тюрков смешалась с волжскими финнами, своими соседями и отчасти подданными втечение нескольких веков, а имя их стало служить уже названием для этих народов.

 

Во время того, как после исчезновевия царства Хунъ-ну Он-Уйгуры передвигались к западу, бóльшая часть Тогуз-Уйгуров была оттеснена в северную часть монгольской степи к горам Тангнуским и истокам Енисея тунгузскими племенами, двигавшимися к западу, и впоследствии попала под власть Жужан, которые основали могущественвое государство между Байкальским озером и Карашаром. В конце V века Тогуз-Уйгуры освободились на время от власти Жужан и образовали самостоятельное государство, которое китайцы называют Гао-гю. В VII веке они делаются подданными тюркскаго государства Ту-гю, которое кроме них покоряет много других народов тюркскаго племени и завязывает даже сношения с Византией. Лишь в 744 году Пей-ло, царь восточных Уйгуров, объявляет себя самостоятельным Кутлук Бек каганом и основывает царство Тогуз-Уйгуров. Что мы здесь имеем дело с царством Тогуз-Уйгуров, доказывается тем обстоятельством, что Пей-ло присвоивается китайцами наименование «Царя девяти племён»; так-же называются и его преемники, несмотря на то, что число подвластных им племён увеличилось. Царство Тогуз-Уйгуров постепенно распространялось к югу до Жёлтой реки и к нему были присоединены и области Као-чана и Восточнаго Туркестана. Главным городом хана Тогуз-Уйгуров был Кара-Корум на

(129/130)

Орхоне. Китайцы насчитывают 14 уйгурских хаканов, царствовавших от 744-841 г. Внутренния смуты подорвали однако могущество Тогуз-Уйгуров на севере, так что последние их ханы подпали опять под власть китайцев. Наконец они были побеждены (в IX веке) своими усилившимися северо-восточными соседями, Кыргызами, и вытеснены из северной части своих владений; после этого они удалились к юго-западу и осели в западном Китае, Восточном Туркестане и области Хами, где и основали государство Арслан-ханов, которое у арабских писателей IX, X века известно под именем сильнаго государства Тогуз-Уйгуров. Из описаний этого царства видно, что это не было дикое кочевое государство, а государство культурное, в котором народ занимался земледелием и ремёслами и пользовался известным благосостоянием. Среди этого народа распространялось и более высокое духовное развитие христианскими и буддийскими проповедниками. Постепенно начал в западной части этого государства распространяться ислам, вследствие чего уже в X веке там возникли неболыпия самостоятельный ханства из уйгуров-мусульман, которыя вскоре соединились в более крупное царство, царство Илек-ханов, главным городом котораго был Беласагун и которое завладело Маверааннагром до Бухары. Юго-восточныя владения Уйгуров были отняты у них в 1028 году Тангутами. Спустя приблизительно 100 лет Кара-кидане завладели всем Восточным Туркестаном и областью Илеков и сделали своим главным городом Беласагун. Таким образом царство уйгурское было ограничено своими северо-восточными владениями Као-чаном и Беш-Балыком и существовало под властью князя, называвшаяся Идикутом и считавшагося вассалом Кара-киданей, пока он добровольно не подчинился при Чингиз-хане монголам, за что и пользовался довольно долгое время известною самостоятельностью.

 


 

[1] 1 Так-же вероятно, что Тан-юй, что значит по словам китайцев «Высший», есть искажение слов Тенгри оглы (сын неба), как назывались и сами китайские императоры.

[2] 1 У турок мы часто встречаем название союза родов в форме простаго имени числительнаго, указывающаго на число первоначально соединившихся родов. Так у сойонцев один род называется Овлар или Он-Уйгур, другой — у алтайцев Тогус (наверное вместо Тогус-Уйгур), ещё один род называется «юз» (сто); у узбеков есть могущественный род Кырк-пэн-юз (сто сорок). «Юз» наконец называются киргизския орды. По всей вероятвости «юз» же служило наименованием союза кочевых родов, которых византийцы называют Οΰζοι, а арабы — «гузз» вместо «узз». Равным образом мы видим постоянно, что имена значительных народов являются тожественными с имевами неважных родов у соседних народов, напр. у сагайцев есть род «Кыргыз», а у алтайцев — «Сойон, Монгол, Бурут, Кыпчак, Сарт».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

наверх

главная страница / библиотека / обновления библиотеки / к содержанию