главная страница / библиотека / обновления библиотеки
Б.Н. Пяткин, Е.А. МиклашевичПетроглифы в системе археологических реконструкций.// Актуальные проблемы методики западносибирской археологии. Новосибирск: 1989. С. 174-176.
Реконструкция облика археологических культур традиционно основана на разнообразных источниках (орудия труда, оружие, керамика, украшения, архитектура могильников, ритуальные и жилые комплексы и т.д.). Значительно реже используется в полном объёме для восстановления материальной и духовной характеристик древних обществ, решения вопросов происхождения культур и определения их ареала такой источник, как наскальные рисунки. Это объясняется следующими причинами. Во-первых, не во всех археологических культурах изобразительная традиция представлена петроглифами. Во-вторых, неудовлетворительно решена проблема идентификации наскальных рисунков и конкретных культур. В-третьих, не всегда в полной мере используются внутренние возможности самого источника, что связано, в первую очередь, с неразработанностью методов определения значимых признаков.
Между тем, наскальные рисунки могут оказать существенную помощь при решении проблем хронологии, генезиса и развития культур, миграций и контактов населения; петроглифы — один из источников характеристики природно-географического фона культуры, экономики, социальных и мировоззренческих аспектов, причём подчас — единственный (так, существование колёсного транспорта, особенности способа запряжки, видовой состав упряжных животных, возможные направления связей и т.д. в некоторых культурах эпохи бронзы фиксируются только благодаря существовавшей у них изобразительной традиции).
При характеристике природно-географического фона культуры по наскальным рисункам необходимо учитывать несколько аспектов. Во-первых, набор персонажей определенного временного пласта петроглифов отражает состояние животного мира (а через него — природно-климатические условия) места обитания общества. При этом надо иметь в виду, что изображались не все животные, а главным образом имевшие ведущее значение для экономики, идеологии, религии социума. Во-вторых, длительная традиция создания наскальных рисунков в одном месте позволяет наметить тенденции в изме- нении животного мира региона. В-третьих, могут быть изображены нехарактерные для данной территории животные, что косвенно указывает на направление связей.
Петроглифы могут быть индикатором миграций и источником реконструкции ареала культур. Наличие стилистически близких, а тем более аналогичных рисунков в удалении друг от друга доказывает факт непосредственного присутствия носителей определённой изобразительной традиции, а местонахождения близких по стилю петроглифов служат отметками на пути продвижения их. Однако реально проблема не так проста. Так, например, в эпоху поздней бронзы на огромной территории Евразии распространяется довольно однообразный линейный стиль, едва ли в этом случае может идти речь о единой культуре, распространившейся от Хангая до Апеннин. Этнокультурное единство петроглифов определяется не только по стилистическому единообразию, но и по повторяемости сюжетов. Принципиально важно различать «сквозные сюжеты» и «клише».
Сквозной сюжет — восходящее к архетипу семантики единое повествование, в каждом конкретном случае имеющее различное стилистическое, иконографическое и персонажное воплощение. В таксономическом отношении сквозной сюжет несоизмеримо шире «клише». Сквозной сюжет может быть результатом трансляции внутри блока родственных культур (синхрония) или же трансформации от одной культуры к другой (диахрония). Третий вариант — сквозной сюжет в неродственных, генетически не связанных, культурах. Универсальные сквозные сюжеты: противостояние хищника и копытного или человека и животного, мировое дерево и т.п.
Клише — многократное повторение одного мотива в различной иконографии при соблюдении стилистического и персонажного единства. «Клише» — результат избыточности информации, возникающей в процессе перехода от подробного детализированного текста-изображения к схеме-символу. Причина подобной трансформации не столько хронологическая, сколько функциональная. Вместе с тем, «клише» — это проявление конвенциализма, следовательно — признак монокультурности. Примером «клиширования» может служить единый, несмотря на кажущееся иконографическое разнообразие, мотив с участием двух персонажей, неоднократно воспроизведённый на окуневских стелах и плитах.
Использование петроглифов в качестве источника археологических реконструкций предполагает в первую очередь соотнесение определённого пласта наскальных рисунков с конкретной археологической культурой. Наиболее конкретными методами при решении этой проблемы являются сопоставление рисунков из закрытых комплексов с наскальными и анализ серийных совпадений в иконографии и стилистике мелкой пластики и петроглифов. В последнем случае речь идёт об изобразительном каноне, когда набор изобразительных приёмов не зависит от материала, в котором они воспроизводятся.
Использование наскальных рисунков в решении проблем происхождения культур проявляется в первую очередь в том, что в некоторых случаях имеется возможность проследить истоки зарождения новых стилистических приёмов, эволюцию отдельных признаков и описать механизм формирования новой изобразительной традиции. Он сводится к неявному формированию новых признаков внутри культуры (или культур) — доноров и появлению их в культуре-реципиенте в уже готовом виде. Констатируется, как правило, дискретный характер перехода.
наверх |